Мы не так остро реагируем на причиненное нам зло, как на несправедливое отношение со стороны окружающих (особенно со стороны тех, кого считаем ровней). Зло можно оправдать несовершенством, или порочностью людей, от которых оно исходит, поэтому, в большинстве своем, мы способны перешагивать через обиду и снисходить к этим людям, памятуя о том, что мы и сами небезгрешны. С несправедливостью же - все обстоит гораздо сложнее, поскольку это явление бьет по самой болезненной точке - по нашему самомнению и самолюбию. Стрелы несправедливости направленные в нас атакует самое ранимое из наших чувств - чувство собственного достоинства. Откровенное зло (кража имущества, например) причиняет ущерб, но не роняет наше достоинство (зачастую даже возвышает, делая из нас мучеников) и не заставляет задаваться вопросами: "почему я должен это терпеть?", "чем я хуже других?" и т. п. Любую несправедливость в наш адрес мы, осознанно или нет, расцениваем как чью-то попытку унизить нас, продемонстрировав свое превосходство.
Ничто не способно выводить нас из равновесия так, как несправедливое отношение к нашей персоне (имеется в виду явная несправедливость, а не то, что нам иногда таковой кажется). Порой даже самое незначительное проявление несправедливости (например, когда мы долго ждем своей очереди, а кто-то нагло проходит без нее) заставляет нас моментально вскипать и долгое время бурлить, возвращаясь и возвращаясь мыслями к тем, или иным ситуациям.
Мы готовы стерпеть многое, но только не унижение, которое испытываем в те моменты, когда с нами поступают несправедливо. Нам претит сама мысль о том, что люди, особенно те, которые ничем не выделяются на нашем фоне, могут позволить себе не считаются с нами, откровенно пренебрегать нашим мнением, использовать нас, или без всякого зазрения совести обвинять нас в том, в чем мы невиноваты. Возмущение, негодование и даже ненависть - вот та реакция, которую чаще всего вызывает в нас несправедливое к нам отношение. Несправедливость всегда застает нас врасплох, и ставит перед серьезным выбором - смириться, или вступить в борьбу за "честь мундира".
Когда-то, вместе с грехопадением, мы утратили истинную славу (первозданный образ и подобие Божье), но потребность в ней не иссякла. Подсознательная тоска по утраченному, ставит падшего человека перед необходимостью постоянно подтверждать собственную значимость и поднимать свой рейтинг, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих (причем очень сложно сказать, что для нас важнее). Мы вынуждены постоянно подпитывать чувство собственного достоинства и эта потребность является чуть ли не краеугольным камнем нашей ветхой натуры. Большая часть нашей жизни вращается вокруг этого, что давно уже не является секретом для психологов и психиатров всех мастей (не говоря о Библии, которая упоминает об этом, почти на каждой странице).
Гордыня, высокомерие, раздутое самомнение, завышенная самооценка - все это неотъемлемо сопутствует жизни любого "уважающего" себя человека и всякое посягательство на святое святых нашей натуры воспринимается очень болезненно. Несправедливость, в нашем понимании, это недопустимое вероломство, требующее яростного отпора и контратаки. Как же иначе, ведь если мы не сумеем постоять за себя, то нам непременно залезут на голову и станут помыкать нами как второсортными отбросами (врожденный стереотип мышления, унаследованный от падшего Адама).
Христиане менее подверженные самоанализу, могут возразить, что эту планку они давно уже преодолели и вполне способны контролировать себя в любых ситуациях. Однако попробуем, стараясь оставаться предельно честными с самими собой, представить следующую ситуацию. В период сенокосной страды нас наняли работать на поле под палящим солнцем и мы, от зари до заката, добросовестно трудились вместе с остальными, выполнив или даже перевыполнив требуемую норму. Когда пришло время получать заработанное, нам без всяких на то причин, или под каким-нибудь явно необоснованным предлогом, заплатили в три раза меньше чем остальным. Нет нужды говорить какие чувства вызвала бы у нас подобная несправедливость. Если бы хозяин обманул всех, заплатив меньше обещанного, то это отразилось бы на нас менее болезненно, так как было бы расценено откровенным злом. Несправедливость же, просто взорвала бы большинство из нас и это вряд ли кого-то удивляет.
Или такая ситуация. Ты с самыми искренними намерениями кому-то помог, потратил силы, время, возможно финансы, а вместо благодарности тебя обвинили в скрытой корысти, в стремлении втереться в доверие, чтобы в итоге получить двойную выгоду. Укради он у нас кошелек вместо благодарности мы бы и тогда не реагировали так бурно, поскольку открытое зло, как уже не раз говорилось, жалит не так больно.
Возможно примеры не самые удачные, но суть вещей они отображают верно.
В чем опасность данного явления для нас - верующих? Дело в том, что несправедливость вводит человека в некий духовный ступор, нас начинают захлестывать эмоции и если эту лавину вовремя не остановить, может произойти все что угодно. Подобное состояние напрочь выбивает нас из духовной колеи. Перекрывает кислород и ставит непреодолимые преграды в общении с Богом. В такие моменты наше самолюбивое "Я" полностью затмевает Бога. Оно кровоточит и жаждет отстоять свои права любой ценой. Как правило, волна возмущения, поднятая несправедливостью, затухает в нас очень медленно, а отголоски могут преследовать человека на протяжении всей его жизни. Несправедливость выедает нас изнутри, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Бороться с этим можно только одним способом - добровольно отправлять на плаху (на крест) свое жаждущее быть всегда на коне "Я". Клин, как говориться, клином выбивают.
Прежде всего, необходимо воспринимать ситуацию в правильном свете и относиться к происходящему как к атаке со стороны врага, которым является не внешний источник, а непосредственно мы сами (наше эго). Подняться над несправедливостью (читай: над своей гордыней) мы сможем только в том случае, если отдадим своего ветхого человека на растерзание этой несправедливости.
Именно к этому призывал Иисус в нагорной проповеди. "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного..." (Матф.5:38-45)
Разумеется, все это должно происходить вкупе и под эгидой Бога - совместно с молитвой, возможно постом и при наличии других атрибутов всеоружия данного нам свыше.
У кого нам учиться безропотно сносить несправедливость как ни у Иисуса. Он претерпел несправедливое над Собой поругание со стороны тех, за кого был распят ради их же спасения. Только через сораспятие мы сможем нанести сокрушительный удар по пьедесталу нашего "Я", жаждущего справедливости в подтверждение своей значимости.
"Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание..." (Евр.13:13,14) "Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." (1Пет.2:19-25)
Поскольку борьба за справедливость, в большинстве случаев, является лишь корчами нашей уязвленной гордыни, отстаивающей свой престиж и положение (высоту), целесообразно будет обратиться еще к двум местам Писания. "Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится." (Матф.23:12) "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Матф.18:2-4) Именно в этом смысле нам надлежит умалиться подобно детям, которые не придают совей значимости особого значения и потому способны перешагивать через несправедливость почти безболезненно.
Само собой, существуют разные ситуации и возможно в каких-то из них Бог будет побуждать не потворствовать несправедливым действиям со стороны тех, или иных людей, но чаще всего, если мы остаемся верными заветам Христа, Он Сам вступается за нас и оборачивает ситуацию так, что в итоге справедливость торжествует. Даже если этого не происходит, мы все равно не проходим мимо главной цели, поскольку, за счет смирения и терпения, позволяем Христу обрезать наши сердца, что дает возможность неуклонно следовать по пути освящения и плодоношения, в Его вечное Царство.
Александр С. Н.,
Вильнюс Литва
Родился в Литве в городе Вильнюсе, где живу и по сей день. Обращение к Господу произошло в 1995 году, в момент тяжелейшего жизненного кризиса и краха всех моих надежд. В Иисусе я обрел свободу и новую жизнь. Женат, имею дочку. Писать стал пробовать сравнительно недавно, по большей части псалмы и музыку к ним.
Мой канал на YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UC3osqINgvPg2lK8xG_E-J2g/videos?sort=dd&view=0&shelf_id=0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо за проповедь! Господь всегда даёт нам вовремя принять "лекарство". Спасибо, что Вы Его сосуд, через который Он действует! С Божьей любовью, Людмила. Комментарий автора: Спасибо Вам. И слава Богу за все.