Для ТЕБЯ - христианская газета

Самодурство церкви
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Самодурство церкви



Строитель строит здания беря, для стройки готовый материал, так и писатель, находя готовые цитаты для своего строения произведения.

Узкогрупповой, замкнутый ограничивает собою интересы - это когда чьё-то самодурство выдается за истину в последней системе подчиненных.
«Самодур – человек, который действует по прихоти и по личному произволу, унизительному и оскорбительному для других» - /Словарь С.Ожегова/. Вопрос: что порождает самодурство? Безнаказанность и отсутствие какого-либо сопротивления. Тиран - это смесь трусости, тупости, произвола, безответственности и самовлюбленности. Таким образом, он действительно представляет собой большинство общества»- /Габриэль Лауб/
Что значит самодур? Самодур по-французски «самодур» — despote. деспот заимственно в конце XVII в. из франц. яз., где despote - греч. despot&#275;s «господин, хозяин дома, начальник» (в этом устаревшем значении оно было заимствовано русский язык непосредственно из гречесого языка не позже XVI в.), которое является сложением des < dems (того же корня, что и. лат. domus «дом») и pot&#275;s, родственного греч. potis «муж», др.- инд. pati- «господин», лат. potens «обладающий властью» и т. д. Первичное значение — «хозяин дома», затем — при домострое — «деспот». «Деспотизм - страсть к неформальной власти, - власти над душами»- /А. Круглов/. Деспот требует беспрекословного подчинения его воле, не терпит, когда с ним спорят и ставят под сомнение его правоту. Есть организаторы группировок церквей-сект, для которых мнение других не существует, для них одно мнение, лейтмотив поведения деспота: «Я так сказал, и так будет». Он не принимает даже логических аргументов, что он не прав (в силу особенностей психики, он не может верно, воспринять доводы собеседника).
Как пояснял В.Даль, «самодур – это человек «безумный, безрассудный, дикий, бестолковый, ни с чем несообразный, противный здравому смыслу». Несколько мягче в словаре Д.Ушакова: «Человек, поступающий безрассудно, противно здравому смыслу, по случайной прихоти». Официальное классическое определение гласит: Самодурство - это глупо-самоуверенное поведение человека (либо склонность к этому) с выраженным доминированием, преобладанием и даже унижением других индивидов, как правило, более низкого социального статуса. Есть также народное определение этого понятия: Самодурство - это когда дурь прёт из человека и он, не контролируя себя, совершенно не считается с интересами, мнениями других людей.
А народная мудрость гласит: - это называется, коли, вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уже все домашние ему или в церкви в ноги должны, так и лежать, поклон делать - а то беда». Что же делать бедным младшим, если их незаслуженно обижают? Неужели Господу может быть угодно безграничное самодурство старших? Нет, конечно же, нет! Вот и употребление здесь термин самодурство. Под этим термином понимается произвольное употребление старшими своей власти над младшими по принципу: «что хочу, то и ворочу». Синоним слово: «самодурство» можно писать «произвол». Произвол и самодурство в отношении сотрудников, увольнения на почве личной неприязни, и удаление из церкви; высокомерие, гордыня в отношении коллег, особенно - нижестоящих по должности. И ощущение полной вседозволенности. Подпольщик-сектант считает, что он вправе указывать людям, что им и как говорить, причем не стесняется указывать на это в открытую; он же страдал «за веру». Возникает вопрос: За какую? За веру самодури в голове! Таких самодуров еще можно встретить. Когда мужчина позволяет своим личным проблемам влиять на других - это самодурство. А тем более, если он при этом использует свое служебное положение-пастыря, то это-произвол. Главными самодурами в таких организациях являются первые лица-руководства, которые задают именно такую управленческую моду. «Неужели пятьдесят лет по пути освящения привели братьев СЦ ЕХБ не к высотам духовным, но к мелочной критике дел прошлых лет и осуждению почивших?» - /Ю.Сипко-председатель РСЕХБ/
«Внушить массе почтение к своему уму способен лишь тот, кто грубо ниспровергает мнение большинства», - так когда-то определил самодуров известный американский писатель Эдгар По. Действительно, как можно внушить кому-то свое мнение, весьма сомнительное, если не прибегнуть к общеизвестному и наиболее эффективному способу принуждения. «Принуждение - красноречие силы», - еще раз вспомним Амброза Бирса. Самодурство - неотъемлемая часть человеческого фактора.
Самодурство различного рода способна родить толерантность, терпимость. По своей сути терпение не является отрицательным свойством до тех пор, пока оно не превращается в «ослабленную форму отчаяния, замаскированную под добродетель». И если даже принять тот факт, что герои пьесы А.Н. Островского «Гроза» делятся на «самодуров» и «жертв», то «жертвы» в данном случае создали сами себя, а «самодуры» приняли силу путем их смирения. «Но чтобы изначально было понятнее, скажу, что снасть «самодур» в упрощенном варианте представляет собой свернутую в кольцо пружину, к которой привязываются поводки с крючками. Вся снасть подобно кормушке набивается прикормкой, в нее втыкаются крючки, и забрасывается удилищем помощнее, так как вес готовой к применению снасти достигает 200-300гр. Принцип действия снасти похож на «макушатню»: рыба подходит к вкусной прикормке, начинает «трапезничать», с кормом засасывает крючок и самоподсекается. Остается только услышать звонок колокольчика и бежать вываживать. Обычно на «самодур» ловят карпа (сазана) и карася. Важно отметить такое преимущество «самодура», как дальнобойность». На размышление.
Вот на этой благодатной почве отсутствия всякого стремления к прогрессу: а мы страдали, какие времена были - Ностальгия о прошлом. Даже засилья определенного консервативного страха перед всем новым, еще неизведанным, активно процветает самодурство. Н.Добролюбов, который в статье о «Темном царстве» вскрыл социальную природу и суть самодурства, «...дело не в личности самодура, угнетающего свою семью и всех окружающих, — писал он, — ...с уничтожением его не исчезает самодурство. Оно действует заразительно, и семена его западают в тех самых, которые от него страдают. Бесправное, оно подрывает доверие к праву. Тёмное и ложное в своей основе, оно гонит прочь всякий луч истины; бессмысленное и капризное, оно убивает здравый смысл и всякую способность к разумной, целесообразной деятельности; грубое и гнетущее, оно разрушает все связи любви и доверенности, уничтожает даже доверие к самому себе и отучает от честной и открытой деятельности».
«Но натура человеческая так уж устроена, что даже при самой слабой закваске все-таки упорно стремится к самостоятельности и ее выражению в жизни и, разумеется, разнузданная, выражает в жизни не самостоятельность, а самодурство» - /А. Григорьев/. «...самодур тем-то и отличается от порядочного человека, что в его поступках не доберешься здравого смысла»-/А.Каратыгин/
«Расцветало самодурство:
Расцветало самодурство буйным цветом…
У него и почитатели нашлись.
Правда, были все они, при всём при этом,
Омерзительными, скользкими... как слизь.
Самодурству распевали дифирамбы,
Распуская пузыри своих похвал…
Констатировал смышлёный кто-то: «Амба!
Всё разумное затопит этот вал»
Самодурство обнаглело до предела,
Обнажая миру низменную суть,
И того, кто возражал тирану смело,
Ложью пачкало, чтоб взгляды отвернуть.
А зеваки похохатывали, веря,
Тыча пальцем в завлекательную ложь.
И закрылись для разумного все двери,
Там крупицы даже правды не найдёшь.
И... очнулись все, молчавшие, покуда,
От реалий даже оторопь взяла:
Самодурство всюду, сплетни, пересуды...
Надо биться, коли ноша тяжела» - /Нина Севостьянова/
«Словно они нутром чувствовали, что жестокий самодур упрямо стремился к порядку, освещенному божьим провидением; бедняги утешались тем, что нам, офицерам, приходится не легче, - даже самая жестокая плеть бьет не так больно, если ты видишь, что она с той же силой обрушивается на спину ближнего. Если человек наказывает справедливо, то ему прощают насилие» - /Стефан Цвейг/.
«Безумству храбрых поём мы песню!» - восклицал Максим Горький. Действительно, человек, жертвующий, казалось бы, самым дорогим, что у него есть – собственной жизнью – иному покажется сошедшим с ума сумасбродом. Однако он герой, если приносит жертву во имя чести и справедливости, любви к людям и Родине» - /Рудольф Баландин/.
«Для человека, не заражённого самодурством – (человек, который действует по прихоти и по личному произволу, унизительному и оскорбительному для других), вся прелесть заключается в том, что воля другого существа гармонически сливается с его волей, без малейшего принуждения. Оттого-то очарование любви и бывает так неполно и недостаточно, когда взаимность достигается каким-нибудь вымогательствами, обманом, покупается за деньги или вообще приобретается какими-нибудь внешними и посторонними средствами. Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам, в будущем развитии человечества, водворением братства и личной равноправности между людьми».
Это совершенно понятно: во-первых, самодур также почти не имеет нравственных истинных понятий и, следовательно, не может правильно различать добро и зло, и, по необходимости, должен руководствоваться произволом; во-вторых – безусловное послушание других очень выгодно для него, потому что затем он может уж ничем не стесняться. Но и тут, разумеется, самодурная логика далеко уклоняется от общечеловеческой. По общей логике следовало бы, если уж человек ставит какие-нибудь правила и требования, хотя бы и произвольные, - то он должен и сам их уважать в данных случаях и отношениях, наравне с другими. Самодур рассуждает не так: он считает себя в праве нарушить, когда ему угодно, даже те правила, которые им самим признаны, и на основании которых он судит других. И такова темнота разумения в «тёмном царстве», что не только сам самодур, но и все, обиженные и задавленные им, признают такой порядок вещей совершенно естественным. «Самодурство здесь спрятало свои кулаки и плётку, но оно не лучше от этого, а, пожалуй, ещё хуже. Вот как мало отрады приносят цивилизованные формы самодурства.
«Итак, вот где источник падений, вот причина нравственного растления, так обильно разлитого по всему «тёмному царству» самодуров». «Здесь-то открывается нам другая причина, приведённая нами на то, отчего так крепко держится самодурство, само по себе несостоятельное и давно прогнившее внутри. Чувство законности, сделавшееся чисто пассивным и окаменелым, превратившееся в тупое благоговение к авторитету чужой воли, не могло бы так кротко и безмятежно сохраняться в угнетённых людях, при виде всех нелепостей и гадостей самодурства, если бы его не поддерживало что-нибудь более живое и существенное. И действительно, оно поддерживается постоянно тем, что в людях есть неизбежное стремление и потребность – обеспечить свой материальный быт. Эта потребность, в соединении с тупым и неразумным чувством законности, чрезвычайно благоприятствует процветанию самодурства. Если бы чувство законности не было в людях «тёмного царства» так неподвижно и пассивно, то конечно, потребность в улучшении материального быта повела бы совсем к другим результатам».
«От него ведь даётся право и способы к деятельности; без него остальные люди ничтожны, как говорит Юсов в «Доходном месте»: «обратили на тебя внимание, ну, ты и человек, дышишь; а не обратили, - что ты?». Так, стало быть, о бездеятельности самих самодуров и говорить нечего. Надо говорить о другой половине «тёмного царства», о той, которую мы назвали угнетаемою. Тут все трудятся более или менее. Конечно, труд этот не свободен, не самостоятелен; трудящиеся во всём зависят от прихоти самодуров и часто принуждены делать вовсе не то, что следует, и что им хочется». «Единственно потому, что не имеет никакого сознания о нравственном значении личности и всё привык подчинять только внешним законам, установленным самодурством».
«Как показывает данный пример,… дабы «не дать такого прямого торжества низшему сословию над высшим» проявление самодурства способствуют не столько определённые черты характера, сколько социальные условия, позволяющие одним людям издеваться над другими» - /Рудольф Баландин/
«Подобные шутейства демонстрируют не столько барские причуды, сколько наглость самодура, уверенного в своей безнаказанности по причине своего привилегированного положения и возможности откупиться от «слуг закона». Причуды такого рода сошли, на нет после отмены крепостного права и общей либерализации российского общества. А во времена Ф.Толстого или упомянутого Долгорукова была возможность проявить свои дурные наклонности. На них не оказывало благотворного влияния учения Иисуса Христа. Это лишний раз доказывает важность не формальной принадлежности к той или иной религии, а внутреннее убеждение, веры в высокие идеалы и следование им по мере собственных сил. Даже в этом случае, когда самодур проявлял необычайную набожность, она выглядела не столько подлинной верой, сколько суеверием, формальным исполнением обрядов» - /Рудольф Баландин/
«Самодурство Богачёво иногда доходило до того, что он считал для себя всё возможным: невозможного для него ничего не было, а время и расстояние для него как бы и не существовало. Большой самодур, умел ладить с сильными мира сего, а потому всякое самодурство и сходило ему с рук, умел подкупать начальство высшее» - /П.Мельников/.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. … Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу…. Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие, его сеть! Для ближнего».
Мы можем задаться вопросом: зачем же нужно быть самодуром, неужели нельзя быть хорошим адекватным человеком без самодурства.
«Можно перенести Божью волю с благодарением, но трудно примириться с человеческим произволом, как в семье, так и за её пределами в церкви!»- www.inpearls.ru «...Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола»- /В. Короленко/.

Источник: По Н.Добролюбову – литературный критик.


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 3391 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Михаил Бузин 2014-09-08 05:46:58
А действительно... откуда берутся самодуры? Кто, или что их порождает? И что значит - "адекватный"?
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Учитель ученики Христа - Буравец Валерий

Рабство в церкви - Буравец Валерий

Фабрика смерти. - Леонид Каночкин
Кто-то, быть может, спросит: Почему столько людей заражаются различными инфекциями, находясь в американских больницах? Как человек, работающий в этой системе, скажу, что в "лучших" в мире больницах обычное явление, когда в одной палате лежит туберкулёзник, а в соседней - пациент с ослабленной иммунной системой, то есть больной СПИДом, раком и т. д. Когда я начал работать в этой "передовой" системе, было дико смотреть на это. Ведь в нашей "отсталой" системе инфекционные больные всегда были отделены от других больных, а больные туберкулёзом вообще лежали в специальной туберкулёзной больнице. А здесь медсестра всё время бегает между инфекционными и чистыми палатами...

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Теология :
Библейские исследования. Стрелы врага - Инна Гительман
Все переводы сделаны мною с помощью Господа.

Поэзия :
Мудрость - Дина Маяцкая

Публицистика :
Чудное приволье - Васильева Валентина Яковлевна

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100