Картина "Сельский крестный ход на Пасху" - пример религиозного невежества интеллигенции
.
.
.
Картина написана в конце ХIX века и по мнению искусствоведов относится к так называемому критическому реализму. Вроде бы она обличает пьянство на Руси и в частности в церковной среде. Но есть ли реализм в этой картине?
Действительно, на картине очень выразительно изображены пьяные люди. Однако, некоторые моменты заставляют задуматься: сам автор хоть немного знаком с христианской жизнью или пишет о том, о чем имеет весьма смутные представления, но при этом дерзает обличать то, в чем не разбирается.
Рассмотрим, какие же несоответствия изображены на картине.
Во-первых пасхальный крестный ход происходит в богослужебное время. Или ночью после вечерни перед литургией или утром после литургии. Перед пасхальным богослужением строгий пост! Так когда же участники крестного хода успели напиться??? Я вполне допускаю, что ПОСЛЕ крестного хода будет трапеза, где кто то напьется, но пьяные люди будут ПОСЛЕ крестного хода, а не ВО ВРЕМЯ!
Во-вторых, по мысли художника крестный ход выходит из дома, где люди праздновали Пасху и идет к церкви. Но если так, то почему священник в облачении? На нем епитрахиль и фелонь! По богослужебному уставу эти элементы облачения могут быть на священники только в богослужебное время, но ни как не на трапезе. И почему несут хоругви, фонарь и крест? Эти богослужебные предметы тоже не носят в трапезную. Бывает, что в монастырях монахи идут из храма в трапезу неким подобием крестного хода, однако у них нет упомянутых облачений и богослужебных предметов.
В-третьих, даже если автор хотел изобразить как люди после совместной трапезы идут на вечернее Богослужение, то это не будет крестный ход с хоругвиями и священником в облачении.
Сюжет картины – такая же неправда, как если бы люди шли по облакам.
Таким образом, возможны два варианта: или автор картины изобразил заведомую ложь, причем «шитую белыми нитками» или автор настолько нецерковный человек, что не знает, как проходит православное пасхальное богослужение! Мне кажется, что, скорее всего имеет место второй вариант: представители русской интеллигенции почему-то считают себя «самыми умными» и на этом основании присвоили себе право обличать и учить всех.
А теперь рассмотрим, что же видят на картине другие интеллигенты.
Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным… (Пелевин Ю.А. «Перов Василий Григорьевич, Сельский крестный ход на пасху»)
То есть критик замечает образы отдельных персонажей, но не замечает упомянутых мной фактических ошибок, которые заметил бы любой воцерковленный человек. Таким образом, критик не более воцерковлен, чем автор картины! О его невоцерковленности так же свидетельствует упоминание о женщине, «поющей молебен». Вообще то молебны не хор поют, а служат священнослужители, а во время движения крестного хода поется канон празднику.
Существенно, что критика нельзя обвинить в невнимательности:
Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. (там- же)
То есть про избу критик заметил, а про несоответствие церковной жизни – нет.
А вот высказывания современников художника о картине:
Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».
Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту». (там же)
Опять ни кто не заметил упомянутых фактических неточностей. Значит все упомянутые критики такие же нецерковные люди! Однако присвоили себе право рассуждать о церковной жизни, то есть о том, в чем не разбираются.
А теперь посмотрим на критические высказывания современных атеистов и «бог-в-душевцев» о современных церковных проблемах. Опять же довольно часто невежество как в вероучительных так и в бытовых вопросах.
Так стоит ли подобным интеллигентным людям обижаться, что церковь «игнорирует их»? Может быть, церковь просто следуют совету А.С. Пушкина: «не оспаривай глупца»?
Колян Платков
Ноябрь 2013г
Комментарий автора: Интересно, автор хоть понимал что рисовал?! Пасхальный крестный ход проходит или ночью после вечерни или утром после литурргии, но ни как не после трапезы. И гогда эти люди успели бы напиться.
Николай Морозов,
Москва
Православный христианин (РПЦ). Родился в 1974г, в 2005г окончил богословские курсы при семинарии, увлекаюсь фото, паломническими поездками, крестными ходами.
В литературном творчестве пытаюсь использовать православные идеи в несвойственных для православия жанрах: фантастика, фэнтэзи, юмор, сатира, виртуальная личность. Являюсь автором двух виртуальных личностей: Девицы Платочковицы platochkovica.narod.ru и Скромного Платочка. platochek.nm.ru
Вместе с виртуальными детьми любим общаться о вере с представителями других религий. Настоящее имя Морозов Николай. Иногда пишу под псевдонимом: Колян Платков e-mail автора:n3@nm.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 7239 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 3.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Не знаю, к месту ли мой комент, но знакомясь с публикацией, вспомнилось что когда-то я читал мемуары г-на Плевако, адвоката, который защищал простой православный люд от нападок сектантов. По моему это 1913г, но точно не помню. Так вот, в своих мемуарах он приводит статистику русского сектантства тех времён. Вся Сибирь была в "толках"(берёзовый, тополиный, осиновый толк - по числу деревьев в тайге. К ним же "дырники",молящиеся на солнце в окошке землянки, "хлыстовцы", "скобцы", заманивающие на дорогах отставных солдат за деньги, и потом лишающие их гениталий, "мокрашовцы"... и цифры устрашающие. А в это время в столицах шли торжественные молебны в присутствием царских особ под малиновый перезвон колоколов... Может быть и картина Петрова к этому? Незнаю... Комментарий автора: Это беспоповцы. Потомки старообрядцев, у которых мало что осталось от христианства. Если бы автор рисовал секту - то сектанты в первую очередь не имели церковной атрибутики (ну разве что иконы)
Валерий Буравец
2013-11-11 12:31:52
Мир вам! Пишешь: "Картина написана в конце ХIX века" Скажи, а ты знаешь, какое богослужение было в то время? Если ты с современной точки зрения, хочешь сказать не соответствие XIX века с XXI веком служения в церкви. А тогда служители не заметили этого, когда при их жизни писалась картина? Моё мнение такое: что тогда строже относились к картинам на религиозные темы, чем сейчас. Согласен! Есть люди- служители историки, которые лучше вас разбираются в той живописи того времени. Поэтому вам нужно обратится к истории источники развития службы православной. Прежде чем делать критические замечания. Живописцы были в то время грамотные. А так можно и иконы тех годов смотреть с современной точки зрения и найти грубые ошибки. Комментарий автора: Богослужение мало чем отличалось. Допускаю, что в храме не нашлось красного облачения (в котором надо служить на Пасху). Однако пост, литургия и трапеза - в этом ни каких изменеий не было. Существует много первоисточников, описывающих быт тех лет. Это же не древние бесписьменные цивилизации.
А на каком основании вы делаете вывод что живописцы были грамотные - не понятно? Я вижу обратное - по их работам и критическим отзываам.
Может быть в чем то живописцы и были грамотные но не в религии!
Погребняк Н.
2013-11-12 05:29:40
Здравствуйте "Колян", или "Девица Платочковица", или "Скромный Платочек"!
Не буду судить о достоверности сюжета картины Перова. Но хочу привести одну цитату: "Между тем разбирательство шло, как обычно, весьма медленно: только через шесть лет следователи Хамовнического судебного участка запросили Академию художеств о демонстрации безнравственного полотна с ПЬЯНЫМ СВЯЩЕННИКОМ (см. сайт Экология общества)". То есть власти были возмущены тем, что художник посмел изобразить священнослужителя в пьяном виде, а не тем, что она содержит много богослужебных неточностей.
Теперь, относительно пьяных сельских священников (именно сельских): мой дед рассказывал, что, пацаном, он видел, как в нашем селе на праздники мужики ради смеха специально основательно подпаивали батюшку и потехи ради водили его по деревне, а вечером "сдавали" на руки матушке. Такова реальная жизнь – грубая реальная жизнь, в которой сегодня мужики идут на исповедь к батюшке, а завтра потешаются его унижением.
А Вы, Николай, если не верите, что так может быть, то посмотрите, с каким смакованием пресса и интернет обсуждают каждый случай грехопадения священников. Смакуют.
Ибо от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лк.12:48)
Мне, как верующему человеку, печально слышать о таких примерах, но уж лучше видеть и слышать истину, чтобы впредь не согрешать, чем уподобляться гонителям Стефана, которые, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать камнями (Деян.7:57,58).
Погребняк Николай. Комментарий автора: Вот и получается что с одной стороны ложь - это пиар, самопиар, преукрашивание всего православного. А с другой стороны ложь - это фантазии на тему пьяных священников на пасхальном крестном ходу.
Все пиарятся, все выслуживается и всех раздражает.
Если бы тот же перов изобразил как пьют мужики с батюшкой и как гуляют потом по деревне - было бы замечательно. Реализм. А так бредовые фантазии безбожника.
Михаил Бузин
2013-11-12 10:04:27
А что мы собственно "реально" видим на этой картине? Беспросветное деревенское невежество и пьянство. А сейчас разве не так в наших деревнях? Загляни в глубинку... вот Петров и изобразил. А когда пьян - не до одежды, и не до чина...
Фёдор
2013-11-29 11:02:31
а что делать с невежеством современного духовенства ?
anshakov.livejournal.com/11679.html
Фёдор
2013-11-29 11:02:49
а что делать с невежеством современного духовенства ?
anshakov.livejournal.com/11679.html
Какие деньги в цене. - Олег Клочков Согласитесь! Деньги ведь тоже бывают разные.Да и количество их не всегда имеет значение.Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. http://otvet-na-tvoi-son.ru/
Почему женщины злятся? - Юрий Рабый Одной из причин, почему женщины не хорошо себя чувствуют и поэтому злятся, является неудовлетворённость. И не столько физиологическая как духовная, тоесть когда муж не «покрывает» жену должным образом