Не создаю, но передаю
Мельхиседек или, точнее, Мелки-Цедек: Цедек – это также название планеты Юпитер, чей ангел именуется Цадкиил-Мелек: сходство с именем Мелки-Цедека к которому прибавлена частица «ил», составляющая общее окончание всех ангелических и божественных имен.
***
Библейский текст гласит: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего {Эль-Элион), – и благословил его и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, который предал врагов твоих в руки твои. И Аврам дал ему десятую часть из всего». Мелхиседек, одновременно «царь и жрец», «Правосудие» и «Миролюбие»; имя его означает – «Царь Правосудия». Кроме того, он – царь Салема, Салем же, как известно, – это «Град Мира» (Бытие, Гл.14, 18–20).
Апостол Павел так комментирует слова Мелхиседека: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога всевышнего, – тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь Правды, а потом и царь Салима, т. е. царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда».
Мелхиседек изображается высшим по отношению к Аврааму, поскольку благословляет его: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Послание к евреям. Гл.7, 1–3). Авраам, со своей стороны, признает это старшинство, выделяя Мелхиседеку десятину добычи и подчеркивая, таким образом, свою зависимость. «Благословение», о котором идет речь, есть не что иное, как передача Аврааму «Божественного влияния», которым впредь будут определяться все его поступки, – Авраам обретает непосредственную связь с «Богом Всевышним».
Насколько Мелхиседек выше Авраама, настолько Бог Мелхиседека, «Всевышний» (Эль-Элион), выше «Всемогущего» (Шаддаи), который был Богом Авраама. Эль-Элион эквивалентен Эммануилу: христианское священство, включающее в себя евхаристический обряд причастия хлебом и вином, поистине является священством «по чину Мелхиседека».
Вино: в еврейском языке слова яин (вино) и сод (тайна, посвящение) являются взаимозаменяющими, поскольку имеют одно и то же числовое значение – 70. У суфиев вино символизирует сокровенное (эзотерическое) знание, учение, предназначенное для избранных и недоступное первому встречному, подобно тому, как вино не каждый может пить безнаказанно. Отсюда следует, что употребление вина во время обряда придают ему отчетливый характер посвящения – именно таково «евхаристическое» жертвоприношение Мельхиседека. Жертвоприношение Мельхиседека обычно рассматривается как прообраз Евхаристии, а христианское священство приравнивается к священству Мельхиседека: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс. 109, 4).
Иудеохристианская традиция различает два вида священства – «по чину Аарона» и «по чину Мелхиседека», причем второе настолько же выше первого, насколько Мелхиседек выше Авраама, исшедшего из колена Левия и, следовательно, из рода Аарона. Исходя из всего вышеизложенного, можно еще сказать, что это превосходство соответствует превосходству Нового Завета над Ветхим. (Послание к евреям. Гл.7, 22)
Это превосходство отчетливо выражено в нижеследующих словах апостола Павла: «И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину». «И здесь (в священстве Левия) десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет». (Там же, Гл.7. 8-9).
Этот «живой человек», Мелхиседек, «существующий вечно» (по-еврейски «лолам»), «подобный сынам Божиим», согласно провозглашаемому им закону, служит для этого мира образом и подобием Божественного Слова. Существуют и другие традиции, касающиеся Мелхиседека: согласно одной из них, он был рукоположен в священнический сан в земном Раю архангелом Михаилом в возрасте 52 лет.
Атрибутами Мелхиседека, «Царя Справедливости», считаются весы и меч; те же самые атрибуты присущи и Михаилу (Микаэлю, Машиаху) как «Ангелу Суда»: в христианской иконографии в сценах «Страшного суда» архангел Михаил изображается именно с этими атрибутами.
В социальном плане эти две эмблемы соответствуют двум функциям – административной и военной, которые являются привилегией царской власти, которыми выражаются одновременно понятия «Справедливости» и «Истины». Эту символику можно свести к короткой формуле: «Сила на службе права». К этому сводится и основная роль царской (светской) власти, являющейся в духовном плане силой истины.
Связь между Царской властью и Справедливостью точнейшим образом отражается в имени Мелхиседека, ибо в данном случае мы имеем дело с двумя различными аспектами этого имени, выражаемыми по-еврейски разными словами: Цедака и Дин. Только первый из этих аспектов, т. е. «Справедливость» в самом точном и самом полном смысле этого слова, включающего в себя идею равновесия и гармонии, нерасторжимо связан с понятием Мира.
|