При внимательном изучении Библейской древнейшей истории заметно, что Бог избирает для управления Своим народом людей, способных контролировать собственные поступки: «владеющий собою [лучше] завоевателя города.» (Прит.16:32). Однако из-за испорченности человеческой природы эта привилегия доступна только людям, послушным Творцу: « Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.» (Иер.17:9,10)
Бог дал во власть первого человека всё творение, но Адам не смог устоять против искушения и навлёк проклятие на всех потомков - грех непослушания Абсолютному авторитету Творца. Адам- «антипастырь», не заботящийся о своих «овцах». (Быт. 3:17-19)
Бог даёт власть над грехом всем людям (Каину): «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.»(Быт 4:7). Однако не желание повиноваться Господу и управлять своим гневом не только разрушило лидерские позиции в семье Каина, но и сделало его имя нарицательным для отождествления народа, выступающего против Божьей воли.
Послушание Богу Ноя помогло выработать твёрдый характер, способный увлечь всю его семью к исполнению воли Творца и, как результат, спасения в ковчеге и благословению потомства. (Быт.9:1)
Послушание Богу Авраама дало ему возможность стать родоначальником людей, которых Бог назвал Своим народом. (Быт 12:1-3).
История еврейского народа помогает понять , что наиболее эффективными лидерами были люди, послушные Господу. Отвергающие наставления Божьи вводили Израиль в грех и под проклятие, как наказание за грех. Примеры Ветхозаветных лидеров: Моисей - послушал Бога и вывел народ из рабства (Исх. 3гл).
Иисус Навин - Божье водительство и защита даёт человеку способность управлять своим сердцем. (Ис. Нав. 1:5-9)- Троекратное повеление быть «Твёрдым и мужественным», обоснованное тем, что «с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» . Как результат, это даёт авторитет, способный увлекать народ на военные операции и побуждать людей даже жертвовать собственной жизнью.
Во времена отсутствия лидеров, послушных Господу, люди (без пастыря) жили не как единый народ, объединённый общими законами и традициями, а «каждый сам за себя» (то есть против других). « В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.» (Суд.17:6). Бог наказывал Израильтян за это, но в трудное время посылал судей, способных сплотить людей для преодоления общих трудностей. Пока судьи ходили в повиновении перед Господом, они мудро управляли людьми во благо всем. Всякий раз, когда судья проявлял недоверие к Богу или жил ради собственных благ, у народа возникали проблемы. (Кн. Суд.).
Господь не был против того, чтобы народом управлял царь: «поставь над собою царя, которого изберет Господь (Втор 17:15). Но требования, которые Он предъявлял к Своему помазаннику (Втор 17: 14-20) не смог исполнить ни один человек, кроме Иисуса Христа.
Один Христос может быть совершенным примером для лидеров в церкви. Он, фактически, является Главным Лидером Божьего народа: «Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». (Кол.1:18). Для угодного Богу лидерства в церкви, христианин направляет свою душу к познанию Своего Спасителя, усваивает качества Его спасительной благодати, и становится, внутренне, похож на Христа: « Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2 Кор. 3:18).
Своим помазанникам Бог даёт особенное влияние в Его народе. “И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями” (Еф. 4:11). Это избрание не зависит от возраста: "Никто да не пренебрегает юностью твоею" (1 Тим. 4:12). Наоборот, духовный возраст зависит от степени от степени влияния Господа на жизнь верующего.
Влияние происходит в три этапа - влияние на собственную жизнь - влияние на жизнь ближних - влияние на жизнь всех окружающих. Первый этап возможен только при условии подчинения Богу, так как греховная природа человека не способна противостоять влиянию неправедности: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:34). Подчинение выражается в смирении перед проявлением Божьей благодати, способствующей повиновению Его Слову: “Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.” (1 Тим 4:14-16).
Павел говорит о рукоположенных Титом, что они не должны быть «своевольными» («себялюбивый») (Тит... 1:7). Их поступки не должны быть направлены только для собственного блага. Лидер Божьего народа осознаёт главный его враг - “эгоизм” побеждается Христовой “самоотверженностью”.
Второй этап является естественным продолжением первого и становится результатом сверхъестественного преображения христианина в образ Христа: Фил. 2:4-7. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. (Фил.2:4)- такого отношения не могут не заметить близкие, оно не может не вызвать у них уважения. Бог поднимает авторитет служителя, который признаёт авторитет Христа в своей жизни. В первую очередь, это касается семьи: (1Тим. 3:4, 12).
Любовь к Богу проявляется в любви к Его детям: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. (Гал. 6:10). Это третий этап духовного роста. Такое отношение - пример подражания для всего Божьего народа. Таким людям в церкви доверяют, вначале, административные обязанности рукополагают на дьяконство (Деян 6:2-6), а затем, более важную ответственность духовного управления Божьим народом: “Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали” (Деян.. 14:23).
Перечень внутренних качеств и их внешних проявлений: (1 Тим. 3:1-7)
Пресвитера должны быть “мягкими” и “не сварливыми” (1 Тим. 3:3). Следующее качество переводится как “благочинен”. Но слово “космион” точнее перевести “аккуратный”.
Пресвитеры также должны уметь убеждать (Титу 1:9 «увещевать»), опровергать ложные доктрины (Титу 1:9), ибо у него есть обязательство охранять стадо, быть “любящим добро.” Титу 1:8, быть непорочным, как подобает слуге Божьему (Титу 1:7). Следует, однако, помнить: “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.” (Гал. 6:1)
Слова "старейшина", "пастор" ("пастырь"), "пресвитер" и "епископ" описывают разные особенности одного служения (см. Деян. 20:17, 28; Флп. 1:1; 1 Тим. 3:1; 5:17; Тит. 1:5-9; 1 Пет. 5:1, 2). Пресвитер призван: "начальствовать" в церкви, оставаясь всем слугой (1 Тим. 5:17; Евр. 13:17; 1 Пет. 5:1-3); готовить святых "на дело служения", проповедуя им Писание (Еф. 4:11, 12; 1 Тим. 4:6, 11, 13, 16; 2 Тим. 4:2-4; защищать паству от лжеучителей (Деян. 20:17, 28-30; 1 Тим. 1:3, 4; 6:20, 21; 2 Тим. 4:1-5; Тит. 1:10-16); стоять на страже против попыток внести в церковь раскол (2 Тим. 2:14-18, 23-26; Тит. 3:9-11).
Пасторское лидерство - управление, связанное с ответственностью и заботой такая форма управления является результатом внутреннего преображения в образ Христа – духовной зрелости христианина. «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:4,5).
Комментарий автора: “... а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою” (Мат.20:26)
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности