В Библии очень много говорится о финансовом расслоении – ситуации, когда богатые пиршествуют, а бедные ведут нищенскую и голодную жизнь. С одной стороны, это расслоение является естественным стремлением для каждого человека. Каждому хочется жить все лучше и лучше. Поменьше трудиться и побольше отдыхать. Но это возможно почти всегда за счет других людей, которые дополнительным трудом компенсируют этот дисбаланс труда и отдыха.
С другой стороны, финансовое расслоение – это неестественное состояние для человеческого общества. Бог не создал так людей, чтобы одни в обществе голодали, а другие избыточествовали. Это как если бы в ванной в одной части вода закипала, а в другой – замерзала бы в лед. Такая ситуация невозможна без дополнительного вмешательства. Это вмешательство на время может нарушить основополагающий закон – второй закон термодинамики, по которому вода в ванной будет стремиться приобрести одинаковую температуру. И чем более сильным будет это вмешательство, тем более неестественным будет состояние воды в ванной. Тем более эта вода будет стремиться к равновесию.
Такое вмешательство будет подобно заведению пружины природного механизма. Эта пружина уравновесится на каком-то этапе, но потом начнет свое обратное действие, как только постороннее вмешательство прекратится. Так же и в обществе. Финансовое расслоение неестественно. Оно нарушает Богом определенные законы существования общества. Такое «неестественное» общество всегда будет стремиться к выравниванию. И чем большим будет финансовое расслоение – тем большим будет это внутреннее общественное стремление, внутренняя общественная напряженность.
Эта общественная напряженность может сниматься медленно и безопасно. Например, как это произошло с мытарем Закхеем, который решил добровольно поделиться нечестно нажитым богатством (Лук 19 гл). Или как это случается в наше время, когда некоторые богатые меценаты готовы жертвовать часть своих миллионов на благотворительность.
Но если этого не происходит, случается быстрый и резкий возврат в исходное естественное состояние. Бедняки, устав терпеть, завидовать и злиться, устраивают войну, мятеж. И силовым способом отбирают имущество у богатых. Это – взрывоопасная ситуация с очень трагическими последствиями.
Такой сценарий был реализован в России в 1917 году. Народ поддержал новую власть, которая пообещала «заводы — рабочим, а земли — крестьянам». Было изъято имущество богатых людей, которое начали распределять среди бедных. Большевики, захватившие власть, начали строить свой новый, как им казалось, более справедливый мир. Этот новый мир, в их представлении должен был стать полной противоположностью прежнего мира. Мира, в котором были богатые и бедные. В котором богатые нравственно развращались из-за своего богатства и притесняли бедных. Мира, в котором главной ценностью были деньги.
Возникло новое государство — СССР, в котором сформировалась довольно необычная для того времени идеология. В этой идеологии были такие черты:
1. Аскетизм. Богатство уже не было каким-то авторитетом. Примером ставилась скромная жизнь без излишеств.
2. Нравственность. Определенный набор нравственных ценностей в обществе, как выражение протеста против развращения богатых.
3. Ненависть ко всему, что олицетворяло богатство и излишества. Иногда такими объектами ненависти становились наука, искусство или некоторые отрасли экономики.
4. Жесткие репрессии против всех, кто не принял или не согласился с новой идеологией.
Вскоре примеру СССР последовали еще несколько государств в Европе и Азии. Началась эпоха коммунизма, объединившая страны с коммунистической идеологией. Но данный союз стран продлился недолго. СССР существовал около 70 лет и был разрушен из-за жесткого противодействия стран запада.
Но что случилось бы, если бы произошла «мировая революция» и у СССР, фактически, не осталось бы конкурирующих государств с другой идеологией? Во что бы тогда превратился мир? И сколько лет просуществовала бы данная идеология без какой-либо серьезной конкуренции?
Ответ на этот вопрос можно получить, если изучить историю распада другого государства, другой империи — Древнего Рима. В первых веках первого тысячелетия могущество, процветание и богатство Рима достигло невиданных размеров. Финансовое расслоение между элитой и рабами было просто огромным. И еще большим оно было между богатством империи и нищетой окружающих варваров.
До поры до времени данное положение вещей сохранялось, несмотря на многочисленные восстания рабов и столь же многочисленные набеги варваров. Эту проблему решала чрезвычайно мощная и хорошо организованная римская армия, а также весьма ловкая политика.
Но в 5 веке случилось то, что рано или поздно должно было случиться — Рим был завоеван варварами. Варвары (готы, вандалы и пр.) разрушили империю. Поселились на ее территории. А поддержку населения в Риме получили не потомки императоров или сенаторов, а принципиально новая власть — власть Папы римского. Эта власть начала насаждать в подвластных странах и народах новую идеологию, с теми же характерными чертами, что и в СССР:
1. Аскетизм и презрение к богатству.
2. Нравственность в обществе.
3. Ненависть ко всему, что олицетворяло богатство Рима. В том числе к античному искусству и науке. Характерная картина того времени — варвары разбивают красивую вазу, чтобы честно поделить ее осколки между собой. Это очень походило на менталитет пришедших в СССР к власти «шариковых», которые реформировали экономику, науку и общественную жизнь примерно такими же способами. И эти способы казались им весьма честными и справедливыми.
4. Жесткие репрессии со всеми несогласными. Расправы с помощью правительственных войск сначала с еретиками. Потом крестовые походы, охота на «ведьм» и костры инквизиции.
Но, в отличие от СССР, Древний Рим практические единовластно контролировал «цивилизованный» мир. Сильной идеологической конкуренции со стороны других стран, фактически, не было. Именно благодаря этому, новая идеология, возникшая на руинах Рима, просуществовала не 70 лет, как СССР, а гораздо дольше — почти 1000 лет. С падением Рима началась целая эпоха — эпоха Средневековья. Эта эпоха пришла на смену богатым и развращенным из-за своего богатства государствам античности — Древней Греции и Древнему Риму. И эта эпоха стала полной их противоположностью!
Высокоразвитые греческая и римская цивилизации господствовали над миром более 1000 лет. Их жители жили в комфортных и обустроенных городах с акведуками, общественными банями, развлечениями на аренах, с высокоразвитым искусством, достижениями в сфере демократии и общественного устройства. Их покой охраняла мощная и сильная армия. Они передвигались по мощеным дорогам и мостам через реки.
Абсолютное большинство жителей Греции и Рима даже и представить не могли, что весь этот их «прогресс» внезапно прервется и будет забыт не на год и не на два, а на долгие века. Но это произошло.
Все их искусство и общественные достижения были преданы забвению. Армии были разбиты. Технологии растеряны. О той же, к примеру, канализации европейцы «вспомнили» более чем через 1000 лет! За эти 1000 лет европейские страны остались практически на том же уровне экономического развития. Не увеличилась существенно и численность населения. Технологии Др. Рима были забыты. Почти не развивались наука и искусство. Народ был безграмотным.
И раз такое произошло и это — бесспорный исторический факт, то почему что-либо подобное не может произойти и в нынешнее время? Не похожи ли современные жители больших мегаполисов на самоуверенных греков и римлян, думающих, что их время никогда не кончится и их «прогрессу» не будет конца?
Многие ученые-гуманисты считают Средневековье ошибкой истории. Некоторые указывают на то, что и СССР возник из-за стечения обстоятельств. Но возникновение подобных идеологических систем не случайно. Наоборот, их появление закономерно и неизбежно! Это неминуемое последствие финансового расслоения и всегда сопутствующей ему моральной деградации общества.
Это как если бы подводную лодку опускать на большую глубину. Глубина погружения при этом будет зависеть от давления воды и крепости стенок лодки. Исходя из этих факторов, чем большей будет глубина — тем сильнее вода будет проникать в подводную лодку, стремясь разрушить ее. Тем более хрупким и уязвимым будет состояние лодки.
Так же и при финансовом расслоении. Оно не может продолжаться бесконечно. Это расслоение всегда приводит к нравственному разложению, т.к. «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим 6:10). Нравственное разложение, в свою очередь, приводит к ослаблению защитных функций государства. Какими бы ни были сильными и непобедимыми римские легионы, моральное развращение доконало и их. И они были повержены.
Нынешняя цивилизация, также как и Древний Рим, держится на мощи оружия и ловких общественно-политических системах, которые помогают богатым грабить бедных, все более и более увеличивая свое богатство. Но это еще больше увеличивает пропасть между бедными и богатыми. Поэтому с каждым годом наш мир становится все более шатким и уязвимым.
Падению Риму предшествовали постоянные набеги варваров, которые в том или ином месте границы прорывались на просторы империи, грабя и разоряя все вокруг. Но не так давно мир стал свидетелем в чем-то похожего нашествия мигрантов в Европу, которые так же прорывали границы и кордоны. Устремляясь в европейские страны с высоким уровнем жизни.
Причем эти прорывы были очень массовыми и потому заметными. На самом деле мигранты из Азии и Африки уже несколько десятилетий штурмуют Европу. А мигранты из Латинской Америки штурмуют США.
Во многих районах Европы мигранты создают свои этнические поселения. Устанавливая в этих поселениях свои законы и свои порядки, которые в корне отличаются от порядков и законов традиционных европейских обществ.
Все это — прямое последствие финансового расслоения. Как в самих западных странах, так и по отношению к бедным странам-колониям Азии, Африки и Америки. Богатые продолжают грабить бедных, думая, что это будет продолжаться вечно. Но это не может продолжаться вечно. Пружина не может сжиматься до бесконечности. И чем дольше она сжимается – тем более неустойчивым становится наш мир. Тем разрушительнее будет его падение, которое всегда происходит по известным из истории законам.
Как падение Рима породило жесткую идеологию, так и падение нынешней цивилизации породит такую же жесткую идеологию.
Мир будущего, который сменит нынешнюю развращенную западную цивилизацию — это мир с невероятно жесткой религиозной властью, наподобие папской власти.
Человечество вновь погрузится в мрачное средневековье с охотой на «ведьм», запретом науки и искусства, разрушением технологий. Мегаполисы станут грудами развалин. Пристанищем диким животным. Будут разрушены современные заводы и фабрики. Поглотятся природой гигантские корабли, мосты и поезда.
Мир переживет ужасные волны эпидемий и болезней, которые погубят всех тех, кто зависим от современного уровня развития медицины. Начнется эпоха невиданных по уровню смертности инфекционных заболеваний. Во времена Средневековья эпидемии чумы и других болезней истребляли до трети всего населения за одну только эпидемию…
Можно замедлить этот процесс, выполняя Божье поручение – делиться с теми, кто беднее тебя. Но это не отвратит грядущего краха цивилизации, а лишь отложит время расплаты.
Нас ждет новое Средневековье. Возможно, еще более темное, мрачное и зловещее, чем то, которое уже было в истории. Это – неизбежное будущее, которое, возможно, застанут наши дети, а может быть, и мы сами.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Выбор и назначение на служение в церкви - Николай Погребняк В Библии есть три пастырских Послания – это два послания к Тимофею и послание к Титу. Исследуйте их, и вы увидите, что они были написаны в первую очередь для паствы, а уж потом для пастырей. Священное Писание учит, что не только пастырь даст ответ перед Богом за паству, но и паства ответит перед Богом за своего пастыря.
Публицистика : О Валааме - снова, да ладом - Николай Погребняк Валаам – а, знаю, это древний пророк, который погнался за дарами мира сего и пал в грех... Если бы Божье назидание ограничивалось только этим, то Моисей не стал бы посвящать истории о Валааме целых три главы. Значит, есть в этой истории то, что самым непосредственным образом относится к каждому из нас.