Для ТЕБЯ - христианская газета

Музыка в церкви
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Музыка в церкви


Идея афоризма: «Лучшее - враг хорошего», как нигде, проявляется в церкви. Часто, в «войне за святость» христиане становятся консервативными фундаменталистами из-за боязни впустить в общину «дух мира». Они забывают, что традиционная церковная культура когда-то «отвоёвывала» у мира погибающие души, донося им весть о Христе в понятной в то время форме. Миссионеры использовали так называемую «современную» (соответствующую культурным особенностям времени) музыку, что бы контекстуализировать Евангелие.
История Церкви свидетельствует о том, что максимального успеха в обращении неверующих к истине евангелисты достигали тогда, когда жертвовали устаревшими формами проявления Церкви ради исполнения Её функции- «возвещения совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет». Сосредоточение служения на чём угодно (даже очень привычной формы поклонения), кроме Христа делает общины похожими на «Всадника без головы» и полностью нивелирует смысл такой литургии. Это непосредственно относится и к музыкальному поклонению.
Прежде всего, стоит разобраться, какие функции исполняет музыка. Она помогает "подчеркнуть" важный для исполнителя (композитора) символ. При этом язык музыки универсален, не ограничен только восприятием текстов. В отличие от схоластических "сухих" догм, теряющих смысл из-за устаревших слов, он живой, помогает восстанавливать понимание вечных истин. При интерпретации произведения исполнителем происходит как бы общение с автором – смещение акцентов в темах, и музыка может нести "отпечаток" настроения музыкантов. Это хорошо заметно при прослушивании "Простой симфонии" Бриттона в исполнении разных оркестров. Мелодия одна, а акценты и восприятие разные.
Так информация (весть) может передаваться и усваиваться не только на уровне логики (разума) но и на уровне чувств (сердца). Музыка даёт возможность выявить отношение композитора к каким-либо событиям. Он может "говорить" без слов о чувствах человека. Однозначно, она связана с эмоциями, поэтому и обвинения критиков современного поклонения в избыточной эмоциональности лишены смысла . Избавиться от эмоций не возможно в принципе, а тем более в музыке.
В основном, музыка имеет свои целевые аудитории. Произведения могут исполняться в классическом стиле: на определённых инструментах, в определённой форме и привлекать внимания любителей классической музыки. А исполняемые на электрогитарах, электрооргане, с ударной установкой те же музыкальные темы заинтересуют поклонников рока. Таким образом, стиль музыкального произведения зависит только от культурных особенностей, в какой-то мере субкультуры исполнителя (композитора), а жанр показывает настроение, которое событие вызвало у них. Таким образом, музыка - вневременной, кросскультурный, универсальный, "инструмент" (язык) для передачи чувств и идей- "вести". Проанализируем её особенности в Божьем Доме.
Во времена Ветхого Завета концепция Богослужения заключалась в собрании всех верующих для воспоминания определённых действий Бога. Праздновались сверхъестественные вмешательства Творца в историю Израильского народа для его благословения и наказания, освобождения и избавления от бед. При помощи этих собраний достигалась вневременная идентификация верующих с непосредственными участниками знаменательных событий, испытавших на себе проявление Божьего присутствия - влияния Его силы и власти. Подвергнем анализу повеление о собрании всего народа для поклонения, после чудесного избавления из Египетского плена (Исх. 24:8).
Уэббер выделил 5 аспектов Богослужения, исследуя этот отрывок. 1-й- «призыв Бога поклонится Ему», 2-й- «Единодушное участие объединило весь народ в единое целое», 3-й: "поклонение не может быть закончено, пока не услышаны слова от Господа, 4-й: « В процессе поклонения община обновляет завет с Богом», и 5-й, как апогей: «драматический символ подписания или подтверждения достигнутого соглашения».
Позднее, всякий раз, при нарушении Израильтянами этого Соглашения, Богослужение превращалось в обыкновенные ритуалы, так как внешние действия не соответствовали внутреннему состоянию народа. Они теряли взаимоотношения с Господом, и, как следствие, Его благословения. Евреи искали защиты у других богов, и история Божьего народа омрачалась откровенным синкретизмом или полным отступничеством от Творца. За этим следовали наказания, покаяние и восстановление соглашения. (Ис. Нав. 23:1-16, 1ПАр. 15:11-16, 3 Цар. 8:1-9:9, 2 Пар. 29:1-31:1, 2Пар. 34:14-35:19, Езд. 9:1- 10:17, Неем. 12:27-13:31). Каждый из этих отрывок полезен, так как даёт возможность понять главные принципы Богослужений древнего Израиля: единодушное поклонение Творцу с сокрушённым сердцем и смирённым духом. Это делало людей способными восстановить послушание воле Творца.
Знаменательно, что инициатором таких собраний являлся Бог, а поклонение - это отклик народа на Его призыв. " Богом учреждены атрибуты поклонения (скиния, храм, церковь)- в них и через них происходит провозглашение, напоминание, воспроизведение великих этапов спасения. Люди отвечают воспоминанием, участием, празднованием и служением" . Бог давал установления по формам проведения служения, выбирал место и время, а люди проявляли свои эмоции, чувства: радость или печаль, исходя из того культурного контекста, в котором жили. Стили и жанры не были статичны и подвергались изменениям под влиянием культур соседних с Израилем государств.
Священники использовали символы, помогавшие "оживить" в памяти народа сверхъестественное проявление спасительной силы Бога. Обыкновенный еврей, поклоняясь со всем народом, мог не только знать о своей причастности к Божьим благословениям на основании завета. Видя происходящее, он понимал это умом. Благодаря музыке он мог чувствовать приобщение к "Божьему спасительному присутствию", сердечно отвечая хвалой и благодарениями. Ранее было замечено, что музыка позволяет "открыть сердце" для восприятия вести. Для этого Давид поставил профессиональных музыкантов и певцов в Храме.
Центральным символом Божьего снисхождения на таких собраниях была жертва, приносимая за грехи народа для восстановления отношений с Яхве. Пасха- центральный праздник для евреев. Музыка помогала сфокусироваться на главных символах для того, чтобы люди учились любить Творца всем своим существом. Эти же принципы были внесены и в Церковь. Исходя из культурных особенностей, общины помогали христианам сфокусировать внимание на Иисусе Христе, напоминая о Его Жертве, Божьем сверхъестественном проявлении через воскресение Христа и восстановлении Его народа силой Его Святого Духа.
Как история Израиля, так и история церкви даёт возможность увидеть, что искреннее, а не ритуальное поклонение позволяло Божьему народу "возвещать совершенства" Яхве всему миру. Когда Церковь была готова пожертвовать своими «культурными особенностями» ради контекстуализации проповеди - донесения Благой Вести, на языке, понятном неверующим, это имело непредсказуемо мощный эффект: тысячи спасённых. Достаточно вспомнить День сошествия Святого Духа. Это же относится и к музыкальному служению современной церкви. Общины, где осознаётся важность главных принципов поклонения через музыкальное служение- (фокус на Христе с максимально открытым сердцем) открыты для принятия неверующих и готовы объяснить им Евангелие на понятном языке, соответствующем современной культуре (а не на "Библейском сленге", понятным только "избранным"). Так можно влиять на погибающий мир и стать для него "солью"- не отвечать на вызовы развития культуры, а творчески использовать это развитие для Евангелизма.
Что было бы с посланиями Павла, если бы они были написаны на еврейском языке? Их бы просто не поняли те, кто говорил на греческом - языке империи. Что было бы, если бы христиане не пользовались Римскими дорогами, ссылаясь на то, что это военные и торговые пути империи, а значит, служат для распространения царства антихриста - Римского императора? Вряд ли Евангелие смогло бы распространиться так быстро. Что было бы, если бы первые христиане отказались принимать весть о распятии и Распятом только потому, что крест - символ проклятия и орудие казни в этой безбожной империи? Они просто не были бы христианами, но сектой, которая верит не понятно во что.
Церкви не просто вносят новые элементы в развитие своего музыкального служения, они становятся примером для всех, кто ищет живых отношений с Творцом . Песни, исполняемые на собраниях этих "революционных" музыкальных служений "подхватывают" через какое- то время молодёжные группы церквей, где взгляды более традиционны (а точнее консервативны). Так Живое Слово о Христе пробивается через "асфальт" традиций и ритуалов, чтобы со временем сломать и превратить его в хлам. Господь проявляется в творчестве "младенцев и грудных детей", чтобы слава Спасителя не была украдена старшими "духовными братьями". Пастор Рик Уррен утверждает, что музыкальное служение Церкви настолько важно для донесения Благой Вести, что на его развитие нужно тратить наибольшую часть церковных средств .
При подборе репертуара, лидеры должны чётко давать ответы на следующие вопросы: «Каков текст песни? Для какой цели написана песня? Какие ассоциации вызывает музыка? Какие воспоминания вызывает эта музыка? Какие чувства вызывает эта музыка? Как люди воспринимают эту музыку?» .
Ну и главное, что должны помнить участники поклонения и регенты: БОГ ЛЮБИТ ВСЕХ, НО У НЕГО НЕТ ЛЮБИМЧИКОВ! Ни один из стилей музыки не может быть более духовным, чем другой, потому что музыка - язык эмоций, способный передать или подчеркнуть истину для любого культурного контекста. Отношение к другим культурам и субкультурам нужно строить исходя из принципа «любовь всё покрывает» и любить тех, кого не понимаем так , как их любит Христос.

Комментарий автора:
А кто нибудь задумывался, какая музыка нравится Богу?
Та, которая зажигает сердца поющих, или вечная "духовная". Однообразность надоедает...

Об авторе все произведения автора >>>

Максим Гусев Максим Гусев, Сумы, Украина
Студент

 
Прочитано 4148 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Габор. 2013-07-06 13:46:14
Я так понял, что вы несведом в понятия роли собрания Бога на этой земле. Я боюсь, что мой отзыв никчему не преведет, ибо как слепому нельзя доказать, что смотреть в солнце ослепляет, или слепому всеравно где он находится в темной комнате или озареном светом помещении. (я не про вас в осуждении, это только пример)
Во первых я бывший музыкант до покаянии. Хотя меня и братьев относят к фундаменталистам, как вы и написали о таких, я музыку не отвергаю, но отвегаю на служении в церкви.
Но я не об этом; музыка как и другие культурные или традиционные вещи могут разделять церковь, и разделяют. Это грех,- ибо Бог нас искупил и крестил нас в одно тело из всех народов и языков. Чтобы было понятно,приведу пример; в Америке (США) существуют чернокожые собрания, где поют и играют так называемый "госпер". Танцуют хлопают и выходят из себя. Если это не по душе белому или любому человеку, он не будет ходить в это собрания. В нашем регионе так с цыганами, католиками, реформатами, баптистами, харизматами и т.д. - они или национализировали церкви или стилизировали на свой вкус. Еще, если много национальная область, конечно ходят на те собрания где говорят на знакомых языках, но желательно надо бы говорить на государственных языках той страны. Это проявления любви к ближнему и меньшеству.
Цель и служения же собрания написано в посланиях апостолов: "Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви." и "Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых."(1Кор14 гл.)и ефесянам: " И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви." Музыка на это не способна, музыка это удовольствия и наслаждение души.

Не одно слово не найдете в Н.З. о музыке в собрании.
Собрания Бога не несет служение евангелизации, она имеет другую функцию, но члены тела Христа являются свидетелями в этом мире. Господь избрал евангелистов, которые посланы в мир, они имеют дар евангелиста ит.д. Это не цель Бога в церкви, ибо мы в начале читаем в Деяниях 5, что" никто не смел пристать к ним". Но многие уверовали в Иконии когда вошли в синагогу: "В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов." (место евангелизации).
Но Павел ясно говорит о своем служении как апостол и евангелист, что для елинов как елин, для иудей, иудей и т.д.
Но если быть в нимательным и отбросить наши утвержденные понятия, то мы можем много чего обнаружить, что славит Бога и что нет.


 Комментарий автора:
В чём Вы считаете, я не прав? В предназначении музыки? Или в том, что её по разному используют для прославления в разных культурах? Я призываю видеть это, не считать грехом того, что Бог нё считает грехом и поклонятся Ему не формально, б всем сердцем.

Галина Подьяпольская 2013-07-08 14:06:13
Я сейчас отвечу и автору, и рецензенту.
В любом контексте церковного собрания высокодуховная музыка песнопения будет уместна и желательна для всех. Это мне известно по собственному опыту. Контекст Библии не отрицает музыкальное творчество на богослужении, напротив, даже поощряет. В Православной церкви, традиционно не используются муз.инструменты, но музыкальные певческие традиции со временем менялись; это факт.
***
Думается, что привнесение душевного и, даже, иного - чуждого огня в церковное богослужение будет всегда - в любом христианском сообществе вызывать отторжение, как чужеродное проявление.
 Комментарий автора:
Хотелось бы подробнее о "чуждом" огне. Что вы имеете в виду и почему?
А ещё о понятии "высокодуховная" музыка в контексте истории Израиля и Церкви?

Виктор 2013-07-09 02:53:29
А как вам это прославление?
Пожалуйста просмотрите и напишите нравиться ли вам? YouTube Наш Бог Всех Больше, Новое Поколение, Мелитополь

 Комментарий автора:
А причём тут я или Вы? Прославляют не нас:-). Проблема в догматике, а не в её проявлениях. Наша брань не против плоти и крови
Спасибо, посмотрел выборочно. Понравилась музыка, не понравилась реклама. К сожалению, музыкальное поклонение сейчас пытаются продавать как "фаст-фуд".

Виктор 2013-07-09 06:06:11
Но вам нравиться?

 Комментарий автора:
Я пишу по мобилке и не могу посмотреть при всем желании...

Виктор 2013-07-09 06:12:24
И ответьте пожалуйста; вы хотели бы чтобы в вашей церкви (туда куда вы ходите)было такое прославление? Только не уходите от ответа, или да или нет. Если вы будете выкручиваться и уходить от ответа то из этого я узнаю насколько вы искренний христианин. Благодарю за внимание.
 Комментарий автора:
Насчет искренности, то по этому поводу для меня ценно мнение одного Иисуса. Людям угодить невозможно, да и не нужно- ничего не меняется...
Насчёт моей церкви, не собираюсь ни в коей мере уходить от ответа, считаю что церковь не моя, а Христова. Есть много деноминаций, к сожалению, но Небесная Церковь объединяет по другим (не конфессиональным) характеристикам. Я бы хотел, чтобы в Этой Церкви Богу поклонялись каждый как умеет, включая и эту форму. Надеюсь так и будет, а то как-то скучновато будет в вечности петь ограниченное количество устаревших гимнов. Надеюсь, для Творца приятна новая песня хвалы, ведь Он Сам "творит всё новое"...

читайте в разделе Теология обратите внимание

Оценка успешности церкви - Сергей Пушкар
Текст - часть статьи о стратегии церкви в современном обществе. Полностью текст статьи на \"Личной странице\".

Три этапа познания Бога - Александр Грайцер

Библейские исследования. Не искать своего - Инна Гительман
Все переводы сделаны мною с помощью Господа. Адреса других Библейских исследований, не помещённых на этом сайте: Схема жизни праотцов от Адама до Арфаксада: https://www.stihi.ru/2018/04/23/282 Схема жизни праотцов от Ноя до Авраама: https://www.stihi.ru/2018/04/09/10236

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Публицистика :
Возмездие за грех - смерть - Николай Николаевич

Поэзия :
СТЫД - Саша Второв
СТЫД - это стихотворение о Сирии и других "американских пирогах", и наших соотечественниках за рубежом, да нашей продажной власти!

Поэзия :
Бог учит нас любить,прощать и всех вмещать. - Близнецова Наталья

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100