Праведность
Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы возвестить людям приближение Царства Небесного: «Мтф. 4:17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Об этом же говорил и Его предтеча: «Мтф. 3:2,3 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Эти слова были утешением и надеждою для многих жителей Израиля, которые устали жить по законам и принципам земного Царства, в котором изобиловал грех и беззаконие, насилие и смерть.
Безусловно, что все жители земли с удовольствием перешли бы к наслаждениям Небесного Царства, если бы оно не требовало перемены мыслей и жизни, отказа от греха. Но люди возлюбили грех и неправду, с которыми невозможно блаженство Небесного Царства. Как в каждой стране или государстве существуют свои государственные законы и нормы морали, так и Небесное Царство зиждется на Божьих моральных законах и устройстве. Оно имеет свой язык и свою цель, свои нормы поведения и отношения с людьми. Основным критерием отбора людей для Небесного Царства является чистота сердца с точки зрения Божиих норм морали, т. е. отсутствие греха: «Отк. 21:27 И не войдёт в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».
По этой причине предметом особого наблюдения Божия является сердце человека, ибо написано: «Мтф. 5:8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Поэтому, чтобы жить в Царстве Небесном, нужно иметь в сердце Царствие Божие, о котором написано: «Лук. 17:20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Следовательно, нам нужно знать что Господь понимает под Царствием Божиим. Этот вопрос Господь Иисус Христос раскрыл через апостола Павла: «Рим. 14:17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Далее Павел продолжает: «Рим. 14:18,19 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».
Этим откровением он поставил всех людей перед фактом, что только имея Царствие Божие внутри сердца, можно служить Богу и быть Ему угодным, иметь вечную жизнь и радость, которую всеми средствами достигают современные христиане.
Закон Моисеев, который Господь дал человечеству, чтобы обнаружить грех через его заповеди и объявить последствия греха: «Возмездие за грех – смерть…» Рим. 6:23, не остановил человечество от морального разложения, ибо: «закон, ослабленный плотию, был бессилен…» Рим. 8:3, изменить сердце человека, он «…ничего не довел до совершенства…» Евр. 7:19. И тогда Господь просто помиловал человечество через Сына Своего Иисуса Христа: «Ефес. 2:1-9 И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, -благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, БОЖИЙ ДАР, НЕ от дел, чтобы никто не хвалился».
Люди привыкли думать, что спасение и жизнь вечную можно заслужить добрыми делами и угождением Богу, к чему их, между прочим, подталкивал и закон Моисеев, как написано: «Рим.10:5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им». Но закон Моисеев никто не мог исполнить. Поэтому Отец Небесный послал Своего Сына Иисуса Христа, который исполнил за нас закон, умер за наши грехи, т. е заплатил цену и выкупил нас из рук диавола и смерти, и дал нам учение благодати, о чем и засвидетельствовал в Своём слове: «Ефес. 2:15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением…». И когда сегодня мы начинаем утверждать истину Божию о спасении по вере, а не по делам, то люди не могут воспринять её. Поэтому просто необходимо утвердить этот принцип ещё несколькими местами из Писания. Для этого вникнем ещё в один текст: «Тит. 3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». И ещё один стих из Библии: «2 Тим.1:9…спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен».
В связи с тем, что сегодня существует непонимание в отношении дел христианина (одни утверждают, что спасение дается за добрые дела, а другие утверждают, что нужна только вера, а дела не имеют никакого значения), хочу сказать, что спасение дается только по вере, независимо ни от каких дел. Но если мы действительно верующие люди и в нас обитает живая спасительная вера Христова, то мы будем жить по Писанию и наши дела будут соответствовать учению Христову и нормам Его Божественной морали. Если же мы утверждаем, что спасены и наполнены спасительной верой, но живём по стандартам этого мира, нарушая учение Христово, то апостол Иоанн говорит о таком поведении следующее: «1 Иоан. 1:6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине». И ещё один фрагмент Писания на эту тему: «1 Иоан. 2:4-6 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал». Конечно же, при этих рассуждениях следует помнить о духовном возрасте христианина, с которым связана способность исполнять слово Божие.
Несомненно, что ввиду нашего несовершенства, несмотря на наши усилия и старания, по различным причинам, не желая того, мы можем нарушить учение Христово. Поэтому Иисус Христос через Иоанна оставил для нас очень важное напоминание: «1 Иоан. 2:1,2 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Таким образом, через Иисуса Христа, Бог возвращает нам Его праведность, спасительную праведность, ибо Бога может удовлетворить только праведность Иисуса Христа, потому что о нашей праведности написано: «Ис. 64:6 Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас».
Что же подразумевается под определением «праведность»?
Очень ясный и конкретный ответ содержится в следующем тексте слова Божия: «Вт. 6:24, 25 И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь. И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».
Чтобы ввести нас в Царство небесное, куда «Отк. 21:27…не войдёт …ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни», Господь определил вменять людям праведность независимо от дел. Он приучал к этому Божиих людей во все времена. Вот несколько примеров на эту тему:
1.Быт. 15:4-6 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон, и сказал: посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
Время Авраама – время до закона Моисеева.
Следующие два примера взяты из времени действия закона, когда спасение можно было получить только исполняя без всяких нарушений закон Моисеев:
2. Втор. 24:10-13 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог; постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу. Если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его; возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лёг спать в одежде своей и благословил тебя: и тебе поставится сие в праведность пред Господом, Богом твоим.
3. Пс. 105:28-31 Они прилепились к Ваалфегору, и ели жертвы бездушным, и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва. И восстал Финеес, и произвёл суд, — и остановилась язва. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
Если для спасения нужна только праведность Божия, праведность Иисуса Христа, то к чему призывать к святой жизни? Зачем Господь неоднократно говорил о святом хождении и предупреждал: «Мтф. 5:20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное»? Зачем освящаться, как говорил Ангел Божий через Иоанна: «Отк. 22:11 Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё»?
Чтобы глубже понять эту истину и устранить кажущиеся противоречия, напомним, что праведность Божию ещё называют одеждой праведности и виссоном: «Отк. 19:7,8 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Этот виссон можно потерять и оказаться нагими, т. е. вне спасения: «2 Кор. 5: 2,3 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими». И не только этот текст ставит нас на стражу и напоминает об определенных опасностях, в частности о потере праведности и спасения: «Евр. 12:15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».
Все дело в том, что когда Бог одевает нас в праведность Иисуса Христа или в чистый и светлый виссон, то дальнейшая чистота этой одежды зависит от нас, от нашего хождения перед Господом: нарушая слово Божие, мы оскверняем эту одежду и делаем её запачканной, а в грязной одежде невозможно войти во спасение. Для людей с оскверненной одеждой праведности приготовлено только одно место – ад, а впоследствии – геена огненная, где будет плач и скрежет зубов.
Для того, чтобы этого не случилось, Бог через благодать посредством Иисуса Христа, в момент покаяния, воскресил наш дух, наше сердце, для вечной жизни и добрых дел: «Ефес. 2:5-10 И нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
Следующий текст, который я процитирую, открывает следующий этап действия благодати Божией в сердце человека для сохранения его во спасении в процессе дальнейшей жизни: «Римл. 5:21 Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим».
Из этого места Писания видно, что после воскрешения нашего духа, благодать воцаряется на троне нашего сердца, чтобы начать царствовать: «Римл. 5:17 Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». Здесь говорится о том, что через благодать и дар праведности через Иисуса Христа, человек будет царствовать над грехом и злом. Но он не достигнет такого состояния, если не даст царствовать в своём сердце благодати Господней через Иисуса Христа.
Здесь благодать уподобляется царю, который вступил на престол. Но Писание говорит, что не все цари, которые воцарялись, смогли впоследствии царствовать: на это в каждом случае были свои причины. Один из таких примеров приведем для утверждения в данной истине: «3 Цар. 16:15-19 В двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, воцарился Замврий, и царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон Филистимский. Когда народ осаждавший услышал, что Замврий сделал заговор и умертвил царя, то все Израильтяне воцарили Амврия, военачальника, над Израилем в тот же день, в стане. И отступили Амврий и все Израильтяне с ним от Гавафона, и осадили Фирцу. Когда увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома, и зажег за собою царский дом огнем, и погиб за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами Господними, ходя путем Иеровоама и во грехах его, которые тот сделал, чтобы ввести Израиля в грех».
Замврий воцарился, но через семь дней был низвержен с престола и погиб. Он не смог царствовать.
Следующий пример – пример царя Давида: «2 Цар. 3:37-39 И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова. И сказал царь слугам своим: знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле? Я теперь ещё слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!»
Этот пример достаточно точно выражает состояние многих из нас: Давид воцарился и царствовал, но его царская власть ещё не полностью распространялась на сыновей Саруи. Давид не обольщал себя тем, что был царём и царствовал, не строил иллюзий по поводу своих возможностей и власти, но честно признался: «Я теперь ещё слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня».
Говоря о нашей жизни, мы тоже видим те места нашего сердца и те поступки, которые свидетельствуют о том, что власть благодати и её царствование не распространилось на все наше сердце; у нас имеются свои «сыны Саруины» на которых не распространилась наша власть и власть благодати.
Исследуя жизнь Давида через слово Божие, обнаруживаем трагические времена в его жизни: «2 Цар. 15:13-30 И пришел вестник к Давиду, и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нём в Иерусалиме: встаньте, убежим; ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды, и не истребил города мечем…А Давид пошёл на гору Елеонскую, шел и плакал: голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали».
Давид низвержен с царского престола! Причина сокрыта в прошлом – грех против Урии Хеттеянина.
Есть нечто общее в этих примерах и в отношении действия благодати Божией.
Когда царь вступал на царство, он должен был иметь список с законом Божиим, согласно которому он должен был жить: «1 Цар. 12:14,15 Если будете бояться Господа, и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, то будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего. А если не будете слушать гласа Господа, и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших». И ещё одно место Писания на ту же тему: «Втор. 17:18-20 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников и левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своём он и сыновья его посреди Израиля».
Когда благодать воцаряется на престоле сердца человека, она имеет своей целью учить человека жить достойно Иисуса Христа: «Тит. 2:11-15 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и спасителя нашего Иисуса Христа, который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя».
Когда мы читаем, что благодать желает научать нас, это означает:
1. Мы без её вразумлений неспособны жить по истине Божией, а следовательно не сможем хранить одежды праведности Божией, в которые Господь одел нас после прощения грехов.
2. Господь через благодать предъявляет к нам конкретные требования, которые могут не совпадать с нашими желаниями и пониманиями в силу нашей испорченной натуры.
Если бы это было не так и Богу было безразлично, каким образом мы Ему служим, то не было бы написано: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя».
3. Воцарившаяся благодать имеет перед собой полученный у Иисуса «список закона» -- учение Христово: «Рим. 15:5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса». И ещё: «Ефес. 2:15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир».
Где же найти это учение Христово? Ответ содержится в слове Божием: «Еф. 2:19-22 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Итак, благодать будет царствовать в нашем сердце тогда, когда мы будем подчиняться слову Божию и брать в пример первоапостольскую Церковь, которую вразумляли Апостолы и пророки, и которая оставила нам учение, как «образец ведения и истины». Таким образом наше практическое хождение перед лицем Божиим или наша праведность будет совпадать с праведностью Божией, спасительной праведностью. Мы не будем находиться в опасности «одетыми, оказаться нагими».
Когда мы живём не обращая внимания на слово Божие и считаем благодатью вседозволенность, это является глубочайшей ошибкой и обманом самих себя: согрешая, мы сбрасываем с себя или оскверняем спасительные одежды праведности Божией и оказываемся в положении, о котором предупреждал Апостол Павел: «только бы нам и одетым не оказаться нагими».
Конечно же, мы через покаяние можем возвратить праведность Божию, как было сказано ранее, но это может быть только тогда, когда мы признаем слово Божие, которое обнаруживает грех, и, признавая себя грешниками, раскаиваемся в нём. Но тот христианин, который игнорирует учение Христово, считая, что благодать ничего не требует, но позволяет жить по своему усмотрению, устанавливает собственные стандарты праведности и святости, не может покаяться, потому что грех не считает грехом, и, как правило, остается в грехе, а благодать Божия, со временем, может быть свергнута с сердечного престола. О конце такого человека написано так: «Евр. 10:26-31 Ибо, если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И ещё: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!». Это совершенно не означает, что такой человек, как считают некоторые, отвержен Богом и не может иметь спасения, но это значит, что после его искреннего покаяния Бог может дать ему спасение, но за свои грехи, сделанные сознательно, он испытает ярость гнева Божия, что и было совершено над царём Давидом: «2 Цар. 12:9-15 Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечем; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечем Аммонитян. Итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтобы она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем. Ты сделал тайно; а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь. Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. И пошёл Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело».
Итак, ещё раз напоминаем: учение Христово нужно исследовать и исполнять. Иначе мы не сможем быть праведниками: «1 Иоан. 2:29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него». И ещё один текст в том же направлении: «1 Иоан. 3:7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен».
Аминь
Николай Куркаев
|