Лучшим не хватает убежденности,
Худшие полны устремленности страстной,
Возможно, скоро откровение какое-то явится,
Должно быть, Второе Пришествие вот-вот придет. {1}
-----------------------------------------------------
Смерть Иоанна Павла II заставила обратить пристальное внимание на католичество даже тех, кто раньше не думал о нем. Масштаб похорон сделал очевидным, насколько огромным влиянием обладает католическая церковь на современный мир. Думаю, позиции, занимаемые Римской Церковью в мире политики и религии гораздо сильнее существовавших когда либо ранее. Поражает, прежде всего, масштаб, глобальность влияния, что, впрочем, естественно для эпохи глобализации.
Вспоминаются слова из Откровения 13:3: «… смертельная рана исцелена».
Сегодня большое число людей внимательно следят за вновь избранным Папой Бенедиктом XVI. Сохранит ли Церковь свои позиции достигнутые при прежнем Папе? Как Церковь отреагирует на вызовы современности? Какие методы будет использовать новый папа, чтобы устраивать Град Божий или «новый мировой порядок»? И, наконец, на самом ли деле пророчество ирландского монаха Малахии, жившего в 12 веке исполниться и Бенедикт XVI, «gloria olivae», окажется предпоследним папой перед Вторым Пришествием Христа? {2}
Эти вопросы особенно актуальны для протестантов и православных, традиционно рассматривающих папство как ключевого игрока в событиях последнего времени, предшествующих «концу времен».{3}
Следует признать, что сегодня мы не вправе оценивать деятельность РКЦ в черно-белых тонах. Многообразие наполняет РКЦ, как и любую другую церковь, и даже больше других. Немало и доброго, и дурного можно сказать как о прошлом, так и о настоящем Римской Церкви. Нет никакой возможности сегодня вынести некий вердикт, дать безусловную и претендующую на исключительную объективность оценку. Но очевидная польза есть в любой попытке осмысления вопроса, тем более такой значимости и важности.
Бенедикт XVI получил от предыдущего Папы огромное наследство, в том числе начатые и неоконченные проекты в политической, церковной, экуменической, социальной сфере. Иоанн Павел II сделал очень много для того, чтобы объединить Католическую Церковь и «осовременить» ее. Он отстаивал непопулярные даже среди католиков убеждения, такие как неприятие разводов и вторичных браков, внебрачного секса, гомосексуализма, абортов и т.п. Сильные позиции были достигнуты Иоанном Павлом II на экуменическом поприще: он признавался как духовный лидер не только среди католиков. Иоанн Павел II решился принести извинения исламскому, иудейскому, протестантскому и православному миру за грехи Церкви.
Мы все стоим и строим на плечах предшественников, однако стремимся привнести в любое дело свойственные нам черты, взгляды. Поэтому каждый Папа одновременно преемник, последователь предыдущего руководителя церкви, и в то же время всегда в чем-то реформатор. В имени, которое берет избранный на папский престол кардинал можно угадать основные направления деятельности нового папы, его предпочтения, акценты. О выборе какого направления деятельности хотел сказать новый Папа, севший на папский престол под именем Бенедикта?
Среди протестантов есть богословская традиция, в рамках которой 13 главу Откровения интерпретировали в контексте драматических событий: заключение французами под стражу Пия VI в 1798 году (нанесение смертельной раны) и образование государства Ватикан в 1929 году (начало процесса исцеления) как исполнение пророчеств Откровения 13:3. Насколько актуальны эти взгляды сегодня?
Традиционно папа является активным игроком на политической арене: Ватикан со времени восстановления суверенитета в 1929 году установил дипломатические отношения примерно с 170 государствами. После второй мировой войны такие понтифики как Пий VI, Пий VII, Иоанн XXII, Павел VI и особенно Иоанн Павел II сделали очень много для того, чтобы упрочить влияние Ватикана на глобальную политику. И это влияние основывается в первую очередь на этической и моральной и социальной харизме понтификов.
Папы больше не могут «назначать» и «снимать» королей по своему усмотрению. Но они могут занимать ту или иную позицию, представлять и отстаивать ее, внедрять ее в сознание миллионов, как это было в случае с Иоанном Павлом II: осуждение коммунизма и восхваление ценностей демократического капиталистического общества, свободы во многом способствовало свержению коммунистических режимов.
Если в стране правят лояльные Ватикану люди, достаточно традиционной дипломатии для достижения церковью своих целей, но когда власть какой либо страны не лояльна Ватикану, ее можно критиковать публично, используя при этом моральные, нравственные, религиозные категории: добро и зло, свет и тьма, наказание и возмездие…
Что более существенно: обладание политическими рычагами приведения к власти угодных Риму людей или возможность воздействовать на сердца миллионов по всему миру? На каком основании лучше строить: на экономическом могуществе и военной силе или на морали, апеллируя к вопросам совести?
Папство больше не правит, но учит.
Таким вот образом харизматическее влияние трансформируется в политическое: образуется идеальная форма власти. Папство может позволить себе так действовать, папство умеет ждать.
Отношение протестантов к папству меняется. В прошлом папство претендовало на то, чтобы быть сильным политическим и религиозным актором; протестанты противились его тоталитарному влиянию. Для РКЦ всегда важно было найти точки соприкосновения с другими конфессиями, указать на возможность соединения усилий ради достижения определенных целей, и результат был получен. Экуменические идеи нашли серьезную поддержку среди как консервативных, так и либеральных протестантских конфессий, некоторых православных церквей.
Иоанн Павел II уделял особое внимание не только развалу СССР, но он постоянно критиковал образ жизни, культуру американцев. Аборты, идеалы общества потребления, социальная несправедливость – эти проблемы часто были осуждаемы папой. Его позиция находила в США немалый отклик не только среди католиков, но и среди евангеликалов. Социальная проблематика выводилась на передний план, а вопросы богословского характера, отдаляющие позиции католиков и протестантов нивелировались.
Но что еще более важно: сейчас среди протестантов все сильнее развивается авторитарная форма церковного управления и людей это устраивает. Вместо того чтобы изучать Святое Писание и там находить нравственные, моральные императивы человек идет к руководителю, пастору и ждет, что тот ответит на вопрос, «как жить?». Кроме того, все большую популярность набирает харизматическое движение, находящее приверженцев среди католиков, протестантов, православных, и это немаловажный фактор в деле экуменизма.
Энциклики, традиционные послания Папы Римского помогают теологам понять, как и о чем мыслит понтифик, а также определить, в каком направлении будет развиваться Католическая Церковь. Предшественник Бенедикта XVI, Папа Римский Иоанн Павел II, за время своего пребывания на Святом престоле написал 14 энциклик. Он начал работу и над энцикликой "Бог есть любовь". Этот труд завершил Бенедикт XVI. Папа заявил 25 января 2006 года о стремлении Католической Церкви к объединению Христианских Церквей и намерении Ватикана играть ведущую роль в поисках этого единства. Миссия Папы Римского "как преемника святого Петра" может способствовать общности всех христиан, убежден Бенедикт ХVI. Понтифик считает: для достижения единства христианских конфессий предстоит еще проделать долгий путь, однако чтобы пройти его, необходимо начать дорогу, вдохновляясь общим библейским понятием о Боге, который есть любовь.
Сегодня Бенедикту XVI приходится иметь дело с новыми вызовами современности, такими как секуляризация общества, возрастающее экономическое неравенство, участие сексуальных меньшинств в церковной жизни, развитие биотехнологий. Поэтому в своем труде Бенедикт XVI проводит различие между эротической любовью мужчины и женщины и идеализированной бескорыстной любовью. Понтифик утверждает, что сексуальная форма выражения любви допустима исключительно в форме моногамного брака между мужчиной и женщиной. Он также поясняет, как любовь связана с оказанием помощи неимущим, в особенности в развивающихся странах.
Представители секс-меньшинств отреагировали немедленно и выразили несогласие с таким пониманием чувственной любви. По их словам, просто удивительно, что, при описанном в энциклике многообразии аспектов любви, католическая церковь ущемляет права гомосексуалистов на любовь со стороны Бога.
В то время как социальные взгляды церкви не раз претерпевали кардинальные изменения, в области богословия, доктрин, догм Рим всегда оставался все тем же неизменным Римом. Успешно продвигая в мир консервативные идеи социального преобразования, Бенедикт XVI закладывает основу для принятия людьми по всему миру учения Католической Церкви. Протестанты не протестуют: зачем? Да, когда-то пионеры протестантской церкви протестовали против этого учения, но сегодня лидеры большинства протестантских церквей не видят смысла акцентировать богословские отличия, стремятся найти как можно больше объединяющих моментов…
Папство победило?
Сегодня можно сказать – да, побеждает. Но история еще не закончилась.
1. Yeats William Butler. The Second Coming // Collected Poems (NY: MC. 1933).
2. Peter Bander. The Prophecies of Malachy (TAN Books and Publisher, 1969).
3. Peter Bander states: “What disturbs me and should disturb the reader to an equal degree is that after ‘Flower of Flowers,’ that is to say after Paul VI, there are only three more prophecies. Whoever he turns out to be, Petrus Romanus will be the last. Time is running out. It’s later than we all think. The end of the world is at hand.”
Прочитано 6498 раз. Голосов 14. Средняя оценка: 1.29
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо. Даже мне - католику, понравилось. И главное - нет глупости и хамства. Но я не понял, что вы нам желаете. Делаться лучше, дескредитировать себя ошибками или вообще исчезнуть? Комментарий автора: Католикам я желаю того же, что и себе, да и другим христианам: не забывать, что существующие церкви наполнены человеческим несовершенством, и стремиться непрестанно в церковь иную - невидимую, истинную, непорочную, Христову)
А вам лично - мира и благополучия!
Поэзия : Богоявленье в Раифе. - Батый Ирина Комментарии:
Посвящается иконе "Живоносный источник".
Может исполнятся на мотив известной колыбельной "Спи,
моя радость, усни!"
В 1 куплете "перекресток дорог" - в философском смысле -
день, дата календаря как перекресток не только земных дорог,
но и дорог судеб, событий... "Воды" там же имеются в виду
небесные воды из Животворящего источника и ветхозаветные воды дня творения.
"Раифа" - монастырь в Казанской епархии РПЦ.
В 2 куплете "Иордань" - прорубь для чина Водосвятия.
"Дубравы" - монастырь окружен дубовым лесом
В 3 куплете "душ стылых глыбу" - имеются в виду люди, конечно