Словами «Еще подобно Царство Небесное...» Господь Иисус начинает вторую притчу «в доме», притчу о «драгоценной жемчужине», и этим ставит ее рядом с
притчей о «сокровище в поле». Мы уже видели, что обе эти притчи тесно связаны друг с другом. Они дополняют друг друга, однако вместе с параллелями показывают также и различия. Выглядит так, как будто одной притчи Господу недостаточно, чтобы представить истинный характер и ценность того, чем занято Его сердце. И таким образом Он продолжает:
«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее»
(Мтф.13,45.46).
О находке, о том, что человек идет, о продаже и покупке мы уже говорили в связи с притчей о «сокровище в поле». Те же самые мысли присутствуют и здесь. Но в новом прообразе нам встречаются также и новые слова, и поэтому новые мысли.
КУПЕЦ.
В этой притче речь идет не просто о «человеке» находящем сокровище и - языком притчи – могущем быть лишь простым крестьянином. Нет, личность описывается теперь как «купец», и этот «купец» разбирается в жемчужинах и ищет драгоценные из них.
Мы понимаем, что сокровище можно найти неожиданно, это может быть явно «делом случая». Но чтобы во взгляде на Господа и Его дело воспрепятствовать подобной мысли, необходима дальнейшая притча, необходимо раскрытие. В удивительном деле нашего Господа и Искупителя нет ничего, как мы помним, случайного, неожиданного. Он пришел, чтобы обрести Себе народ. Он
«осознанно искал» нечто драгоценное. Речь идет не только об общем раскрытии тут и там Божьих благости и милосердия; и не только о «нахождении» чего-то сокрытого в поле. Скорее Господь Иисус пришел, чтобы совершенно определенно выразить Свою милость и любовь. Это является предметом притчи. Однако это не все: «купец» был еще и отличным знатоком, который знал о жемчужинах все и обладал чутьём определения их красоты. Он не был бы обманут фальшивой жемчужиной. От него также не ускользнул бы и недостаток, возможное пятно на жемчужине, так что он позднее разочарованно оставил бы ее. Он знал толк в ценности жемчужин и не замедлил бы, отдать все свое имущество и добро, будь она даже только одной единственной правильного содержания.
Не трепещет ли наше сердце, когда мы при всем этом думаем о нашем Господе Иисусе и в «купце» узнаем Его? Насколько счастливыми делает нас то, что Его совершенная проницательность и оценка никогда не отказывают, и поэтому на Его стороне никогда не может быть разочарования! Если «жемчужине», которую искал и нашел, Он дает такую оценку, то жемчужина и имеет ее, и она всегда сохранит эту ценность в глазах Господа. Как с одной стороны наш мир покоится на том, что Он всецело знает нас в нашей испорченности (Пс.139), так с другой наше счастье основывается на том, что Его оценка ценности тех, которых Он искупил такой дорогой ценой, совершенна.
ИСКАНИЕ
При рассмотрении прежней притчи мы уже вспоминали о том, что искание Господа в буквальном смысле никогда не связано с незнанием или неуверенностью о том, где следует искать. Если в 9-ой главе Eвангелия от Иоанна Господь Иисус «нашел» слепорожденного, то Он точно знал, где Он его должен был искать. Но существует
также Божье искание в переносном смысле. Оно означает пожелание чего-то, дела или личности. Так, например, в 23-м стихе 4-ой главы Eвангелия от Иоанна Господь говорит: «Ибо таких поклонников Отец ищет Себе». В этом смысле мы должны понимать искание купца «ищущего хороших жемчужин»: это побуждает его к исканию.
Жемчужина находится в его мыслях, прежде чем Он «находит» ее как предмет Своей любви.
Кое-кому доставляет некоторое затруднение то, что «купец» ищет «хорошие жемчужины» (множественное число), не одну лишь драгоценную жемчужину (единственное число). Однако затруднение быстро разрешается, если мы касаемся действий Бога с Израилем. Не испытывал ли Бог в прошедшие столетия этот народ под законом?
Не искал ли Он в Своем винограднике плод и не ожидал ли, что он принесет виноградные грозди - как мы знаем напрасно (Ис.5,2)? Да, более того: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс.14,2). Даже о «смоковнице», символе еврейского остатка после семидесятилетнего изгнания, Господь должен был сказать: «Вот, я третий год
прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу» (Лук.13,7). Он пришел к Своим, и Свои не приняли Его (Ин.1,11). Он искал «хорошие жемчужины», искал в человеке то, что хорошо для Бога, но не нашел этого. Человек оказался совершенно негодным - без закона, под законом, в любом домостроении.
Однако какое примечательное изменение в выражении замечаем мы в нашей притче: Господь Иисус не говорит больше о хороших жемчужинах (мн. число), но
лишь об одной жемчужине, и очень дорогой. «Найдя одну драгоценную жемчужину...» Это благословенная противоположность. Как уже было отмечено, Он не мог ни оказаться неспособным Сам, ни быть введенным в заблуждение Израилем в частности или людьми в общем. Но что мы находим, это то: что Он с одной точки зрения «нашел»
эту одну драгоценную жемчужину, и с другой сам ее «сотворил».
О ЧЕМ ГОВОРИТ « ЖЕМЧУЖИНА»?
Без сомнения «жемчужина» в первую очередь является символом красоты. Одно только выражение «хорошие жемчужины» делает это ясным. В Нагорной проповеди Господь связывает жемчужину с тем, что свято и драгоценно перед Богом (Мтф.7,6). И таким образом здесь мы познаем истину неизмеримого значения: Господь Иисус в
Своем собрании нашел предмет Его поиска - нравственную красоту полного соответствия с Божьим замыслом. Он не только – когда настало время – «нашел» это «сокровище» в «поле», но также и видел церковь соответствующую Божьему совету и искал ее, прежде чем она возникла. Он видел ее, в ее нравственной красоте и безупречности, уже заранее, извечно и это издавна побуждало в Нем желание владеть ею. Чтобы достичь этого, Он был готов отдать все, что имел. Это то, о чем нам говорится в послании Ефесянам: «... Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя
за нее» (гл.5,25).
Вновь и вновь нас волнует мысль о том, что Господь Иисус умер за нас не только потому, что мы нуждались в этом и потому, что в противном случае мы бы навечно погибли. Это есть и остается абсолютной истинной и достойно вечной хвалы. Однако здесь пред нами другое, более глубочайшее основание смерти нашего Господа: Он любил Церковь, Он видел в ней нечто прекрасное, драгоценное и желал ее Себе. Мы бы не отважились о чем-либо подобном помышлять, но Божье слово показывает нам,
что это так.
Когда закончится время благодати, Христос, в Его пришествие, заберет всех принадлежащих Ему в Свою славу (1Кор.15,23; 1Фес.4,15-17). Тогда Он представит Себе Церковь славною, «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и беспорочна» (Еф.5,27). Но будем помнить: этой беспорочностью, как нам показывает взгляд в первую главу этого послания,
она, в соответствии со своим положением перед Богом, обладает уже сегодня: Бог избрал нас во Христе прежде основания мира, «чтобы мы были святы и беспорочны перед ним в любви» (стих 4). Каким бы ни было наше практическое состояние, Бог всегда видит нас «в Возлюбленном», видит нас в Нем, как святых и беспорочных. И что
касается Господа Иисуса и Его Церкви, Он всегда видит ее в ее совершенстве и во всей ее красоте. Речь идет, как мы увидим, о заимствованных красоте и совершенстве. Тем
не менее, сообразно положению, занимаемому ею по Божьему совету, Он видит ее во всей ее ценности. Хотя Священное Писание намного скупее нас на прикрасы,
здесь все-таки речь идет о «драгоценной жемчужине»*.
_____________________________________________________________________________
* греческое слово обозначающее «драгоценное», polytimos, означает не
только «очень дорогой», но также и «высоко ценимый, весьма ценный».
В Новом Завете это слово употреблено еще раз лишь в Ин.12,3 и 1Петр.1, 7.
_____________________________________________________________________________
Именно в наши дни, последние дни, мы не должны утратить это направление взгляда. Истинно то, что Церковь, как свидетельство Божье на земле, полностью
отказала. Бесчисленные разделения разрывают святых. За все это мы несем ответственность. И все же это не должно переменить наш взгляд на то, что означает для сердца Господа церковь в своей красоте, в своей драгоценности и своем единстве. Только тогда мы сможем на практике распознать истинный размер отклонения, и только таким образом быть хранимыми от потери мужества.
При этом бросается в глаза дальнейшее обозначение: единство Церкви. В «сокровище» мы имели перед нами индивидуальный аспект Церкви. Фактически она состоит чисто из отдельных личностей, как и сокровище может состоять из бесчисленного множества монет. Каждый из «сынов Царства» может лично говорить о любви его Господа и признать Его как: »... возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2,20). Каждый отдельный верующий дорог Господу Иисусу. Но в «жемчужине» мы имеем коллективный (объединяющий) образ. Здесь и в 5-ой главе послания Ефесянам мы узнаем другую сторону, то, что Церковь в своем единстве обладает красотой привлекающей сердце Господа. И какое означает для нас счастье знать то, что Он «насытится» этим особым плодом трудов Своей души (Ис.53,11)!*
_____________________________________________________________________________
*Прим. Перев.: В нем. Библии перевода Ельберфелдера этот стих переведен сл. Образом «Von der Mühsal seiner Seele wird Er Frucht sehen und sich sättigen», что в переводе на русский язык звучит так: «Он увидит плод труда (или стараний, заботы) Своей души и насытится (или будет довольствоваться) им».
_____________________________________________________________________________
Впрочем этот двойной способ рассмотрения одного и того же предмета встречается нам уже в трогательном прообразе любви Христа к Своим. В 21-ой главе книги Исход «раб Еврей» говорит: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю» (стих 5). В выражении «жену мою» мы имеем коллективный прообраз Церкви, в выражении «детей моих» индивидуальный. То, что раб Еврей любил также и «своего господина», находит свою параллель в 14-ой главе Eвангелия от Иоанна: «Но чтобы мир знал, что я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю» (стих 31). Это единственное место в Новом Завете, где Господь Иисус говорит о Своей любви к Отцу.
В Божьем творении имеются действительно очень красивые жемчужины. Но красота одной жемчужины, которая связывает сердце Господа, небесной природы. Это,
как мы уже сказали, заимствованная красота. Господь
Иисус не только «находит» «жемчужину», но она является также и плодом Его собственного дела. Когда чужеродное тело или паразит проникает в лежащую на морском дне жемчужную раковину и ранит ее, защитной реакцией живой раковины является то, что она мало-помалу обволакивает чужеродное тело становящимся все крепче и крепче перламутровым слоем (состоящим из углекислой извести), и таким образом в живой раковине возникает жемчужина. Однако эту жемчужину можно достать только раскрыв и убив произведшую ее ракушку. Какой поразительный прообраз того, что сделал Господь Иисус для Церкви! Ранившее Его является началом ее существования и красоты, и только ценою Его драгоценной крови «драгоценная жемчужина» могла стать Его жемчужиной, потому что она нуждалась в освобождении.
Так здесь мы имеем перед нами двойной прообраз смерти Господа. Один сокрыт в символе самой жемчужины, и другой в том, что «купец» «продал» все, что имел.
Кристиан Брим, из книги: « Учил их притчами Много»
Комментарий автора: Кристиан Брим, из книги: « Учил их притчами Много»
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Чему надлежит быть вскоре. - Ольга Ю. Этот материал был опубликован на сайте раньше. Материал дополнен, доработан, немного еще отредактирован и представляется как важная информация для всех в это трудное время, когда каждый должен будет решить для себя: как ему поступить?! Взять за Основу Священное Писание или нет.