Автор Ричард Циммерман
(Историко-теологический анализ харизматического движения)
Самообман
Таким образом, оставляя святость, как основу своих взаимоотношений со Христом, и отходя от «любви истины для своего спасения» (2Фес.2:10), поборники «движения успеха» не только теряют способность восприятия истинной славы Всевышнего (Ис.26:10) и понимания её подлинной сущности (Иер.17:12-14; 2Кор.4:6; 1Пет.2:4-12), но и ради вовлечения в «прославление» Бога большего числа людей и желания сделать богослужения лёгкими для восприятия и вдохновляюще воздействующими на его участников с эмоциональной стороны («духовная инспирация»), привносят в свои служения элементы, недостойные Святого и Превознесённого. Это то, что никогда не будет благосклонно принято Им, как духовная жертва (Мал.1:6-11). Они доходят при этом до таких крайностей в музыке и в «духовных» действиях, которые, фактически, уже становятся кощунством и носят явно богопротивный характер. Если истинное богопознание неизменно требует чистоты сердца, духовности, смирения, терпения, умаления сердца и постоянного упования на Господа, то мышление успеха всегда старается убрать все эти «неудобные» для плотского человека моменты и преподнести ему духовные истины таким способом, чтобы они не вызывали у него напряжения и не требовали внутренних перемен. То, что духовные требования Евангелия Христа к человеку при этом не только снижаются, но и сводятся на нет, а появляющееся у человека ощущение причастности Небу и некоей духовности является ничем иным, как самообманом, в расчёт, к сожалению, не принимается. Либерализм, настроенный на поиск успеха, а не на качественные результаты, мыслит своими категориями. Вера в либеральном изложении перестаёт носить библейский характер упования человека и полной его зависимости и от своего Творца (Мат.5:3), а становится просто признанием определённых фактов. Любовь не является более совокупностью совершенства (Кол.3:14), а просто «неосуждающим» принятием других людей. Поклонение Богу не означает более духовного плодоношения и работы Христовой благодати в верующем (Ин.15:8), а становится просто «искренним» чувственным самовыражением человека по отношению к Богу. Истина перестаёт быть самооткровением Высокого и Превознесённого (Ис.57:15), а преподносится лишь в самом примитивном варианте, лишь бы не отпугнуть человека. Музыкальное приношение не является более отражением небесного славословия Царю всех царей, а превращается в товар, приносящий успех в деле количественного «завоевания» душ.
Упрощенная «философия»
Одна из весьма характерных черт харизматии — она называется законом шлягера, который гласит: «Всё должно быть просто, и ничто не должно быть сложным. Человеку не следует создавать больших проблем. Не нужно заставлять его мучиться над проблемами богословия, над тайнами Божьего триединства и Воплощения, над тайнами предопределения и предузнания, над тайной происхождения зла и другими подобными вопросами. К чему вся эта философия? Давайте сделаем все просто». Бог действительно делает всё удивительно просто. Но простота у Него самым чудесным образом сочетается с Его славой, а значит, и с величайшей тайной Его дел, с прекрасной и дивной сложностью всего мироустройства (Пр.25:2). Это гениальное сочетание божественной простоты с божественной тайной постоянно и ясно указывает каждому человеку на благодатную Христову любовь и близость в ней к нашему небесному Отцу. Оно также является для каждого из нас сияющим откровением славы и величия Бога, и мы можем всю жизнь наслаждаться Им, жить и познавать Его. Такое отношение к Господу и Создателю движет человека не в направлении поисков разнообразия в Богослужении для того, чтобы бороться со скукой и рутиной, но к более глубоким взаимоотношениям со Христом. Только в Нём находит любящее своего Спасителя сердце все свои интересы, радость и блаженство (Пс.72:25). Когда же люди не понимают, что им не хватает этой высшей любви к Богу, они никогда и ничем не смогут быть удовлетворены, что и является неизлечимой болезнью всего либерального христианства. «К удовольствиям стремится тот, кто не имеет в себе радости»,— сказал один немецкий философ девятнадцатого столетия. Но стремление насытить душу из источников, из которых невозможно получить то, в чем она действительно нуждается, рождает в человеке ненасытность (Пр.30:15). Эта потребность в эскалации напряжения чувств и переживаний людей на харизматических богослужениях выражается не только в связи с музыкальным служением, но и во всех аспектах религиозной практики названного движения. Это конкретно проявляется во всевозможных псевдодуховных действиях, например, падениях, «духовных родах» или выдаваемых за исполнение Святым Духом звукоподражаниях различным животным, которые, по мере исчерпания силы своего воздействия на людей, сменяются другими лжедействиями. Однако, эти, никак не соотносимые с учением Библии о благодатных дарах Святого Духа, ложные духовные проявления вовсе не безобидны. Отнимая у принимающих их за Божьи действия людей здравость, трезвость и библейский взгляд на духовные реалии, они со зловещим влиянием всё глубже и глубже затягивают христиан, попавших под действия духов заблуждения, в трясину духовной нечистоты, лжеверия и неверности Слову Божьему.
«Теология процветания»
Свойственная бизнес-мышлению ориентация на успех, в сочетании с незаметной подменой приоритетов, выразила себя и в так называемой «теологии процветания», которая является одним из наиболее зримых и характерных для харизматического движения заблуждений. Это связано с постановкой в центр поиска и интересов верующих не Бога и богоугодной жизни, а человеческих нужд и потребностей, осуществление которых выдаётся за благословение. Суть этого абсолютно небиблейского лжеучения заключается в том, что богатство и здоровье должны непременно сопровождать всякого действительно верующего человека. Отсутствие их в жизни христианина свидетельствует о его неверии или, в лучшем случае, маловерии. О земном богатстве Христос весьма конкретно и недвусмысленно говорит, что «...жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15). Именно такой является позиция живой спасающей веры по отношению к финансовому изобилию в жизни (ср. Мат.6:24-34; Пс.36:25; 1Тим.6:6-12). Нигде в Писании не упоминается, чтобы, например, апостол Павел искал материального изобилия. Более того, он говорил: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор.6:10). Божье благословение реально дает нам все необходимое для жизни и благочестия (2Пет.1:3) и, одновременно, освобождает нас от земных забот. Но если человек начинает искать земные богатства, успех и значимость, а значит становится сориентированным на внешнее, это обязательно влияет на его характер и сознание, изменяя их. То, что человек ищет, всегда определяет, где находится его сердце (Лк. 12:34). Всё, без чего мы, за исключением Господа, не можем жить, без чего мы не представляем себе нормальной жизни, непременно становится нашим идолом. Этим идолом могут быть деньги, карьера, положение среди людей. Этим идолом может стать желание быть значимым или заметным в церкви. Таким идолом могут оказаться, казалось бы, вполне естественные человеческие чувства, как например, любовь к нашим детям или влюблённость, им могут стать, как это ни странно, даже благодатные Божьи дары. Характерным является пример медного змея, которого Бог повелел Моисею сделать для спасения Своего народа от ядовитых змей, нападению которых Израиль подвергся во время странствования в пустыне. Впоследствии сыны Израилевы сделали из этого змея идола, называли его Нехуштаном, и поклонялись ему. Царю Езекии пришлось его истребить,— то есть уничтожить то, что было сделано руками самого Моисея, да и притом по прямому повелению Самого Бога. Однако Бог весьма благословил Езекию за это. Таким образом, то, что вначале было Божьим делом и благословением, оказалось впоследствии на месте Самого Бога, став идолом и источником беды. Точно также происходит иногда и с дарами благодати Святого Духа. Дары — это дело Божье, это великое явление Божьей благодати. Но когда они не на своём месте, отведённом Библией месте, то неразумная и нечистая ревность о них может вместо благословения принести в церковь большую беду. Даже вне харизматии подобную опасность можно видеть среди детей Божьих достаточно часто. К сожалению, существует немалое количество людей, готовых ради получения «двойного помазания», особого откровения или горячо желаемого исцеления, проехать сотни километров, но совершенно не настроеных бороться со своими плотскими привычками и уповать на Господа в ожидании Его милости (Иуд.1:20-21). Американский баптистский пастор Мартин Лютер Кинг (1929-1968) сказал, что основная проблема современного христианства заключается в том, что люди хотят такого Божьего благословения, которое помогло бы им жить в их проблемах, вместо того, чтобы дать Богу возможность решить их проблемы. Подобный ход мыслей является благоприятной средой для либерального мышления и богословия, ибо именно он и приводит человека к мысли, что духовность измеряется не столько мерой нашей веры и отдачи Богу, сколько духовным и чувственным благополучием и успешностью.
Легкая добыча лжеучителей
Если человек так мыслит, то очень часто, когда ему кажется, что он стоит на истинном пути к благословению, его ноги, в действительности, вступают на путь самообмана и обольщения. Обычно в такие моменты сердца открываются и для лжепророчеств. Если вместо непрекращающихся поисков «славы, чести и бессмертия» человек находится под постоянным влиянием непреодолимого желания получить для себя что-то хорошее, то рано или поздно он начнёт принимать желаемое за действительное. Тогда он становится очень лёгкой добычей разного рода лжеучителей, наподобие проповедников теорий «позитивного мышления» (осмысление, оправдание и осуществление господствующих над ним желаний или, точнее, похотей), или же лжепророков (во что бы то ни стало нужно подвести «духовную» базу или получить Божьи «поддержку» и «благословение» под свои похоти, которые на деле уже вытеснили Бога с первого места в сердце человека). После этого, находясь под определённым влиянием позитивного мышления, человеку уже совсем нетрудно принять и лжеевангельскую мысль о том, что всё сказанное им «с верой», будет дано ему Богом. Его сознание, ослеплённое принятым лжеучением и «поддержанное» в этой увлечённости ложными идеями и целями лжепророчеств, не хочет осознавать, что человек ведёт, в реальности, совершенно плотскую жизнь, а его служение Богу, которое он считает вершиной проявления духовности, на самом деле является чистейшим идолопоклонством. Вероятно, такая оценка состояния людей, попавших в подобную ситуацию, может выглядеть довольно резко, но иначе об этом сказать невозможно. Если человек, кроме Бога, хочет иметь ещё нечто источником своей жизни, он, несомненно, стоит на пути идолопоклонства (Втор. 13:1-4).
Ловушка для плоти
Самым сложным для понимания является то, что даже вещи, исходящие от Бога, могут стать нашими идолами. Осознание этой истины насущно необходимо для всякого живущего в настоящее время христианина. Ориентация на успех, ориентация на зримое благословение в земной деятельности, то есть состояние, когда человек активно ищет для себя что-то, вместо того, чтобы всё, кроме Бога и Христа, почитать в глубине души за сор (Фил.3:7-12), всегда скрывает в себе опасность (Пс.1б:13-15; Фил.З:17-21). Каждому человеку свойственно искать счастья в жизни, поэтому немалое число новообращённых верующих, вкусивших сладость Христовой любви к ним, попадают в эту ловушку плоти. Они пытаются, как и до обращения, искать своего счастья, но теперь уже с помощью любящего Бога, считая осуществление этих планов Божьим даром. Эти люди совершенно не видят в этом ни духовной опасности, ни противоречия с жизненными целями последователей Христа (Мат.6:24-34). Необходимо заметить, что искушение этого рода, практически, не оставляет Церковь в течение всего её исторического пути. Это можно увидеть, к примеру, в истории католической церкви. Неоднократные попытки построить Царство Божье на земле неизменно рождали при этом лишь страшный образ церкви-блудницы. Эта церковь, смешав небесную природу Христовой церкви с природой царства мира сего (ср. Быт.6:1-6) стала воистину матерью всем блудницам и мерзостям земным (даже одно воспоминание об инквизиции полностью подтверждает эти слова), с которой «блудодействовали цари земные» (Отк.17:2) и от великой роскоши которой разбогатели земные купцы (Отк.18:3). При этом невозможно отрицать, что католики очень много трудились, чтобы распространить повсюду весть и влияние своей церкви. В этом отношении они были и остаются очень активными людьми, но, к сожалению, понимание служения Богу стало для них тождественно служению церкви. Конечно, невозможно служить Богу, не служа церкви, но мы все-таки служим, во-первых, Богу, а потом уже церкви (2Кор.8:1-5). Когда же указанный порядок приоритетов нарушается, а мера благословения измеряется только тем, насколько успешно созидается церковь, возникает очень серьёзное искажение всего строя христианской жизни. У М.Лютера есть такая фраза: «Я никогда не боялся проповедовать плохо, но очень часто, стоя за кафедрой, я был в страхе, что должен стоять в присутствии великого и святого Бога и говорить о Его величии и о Его святости». То есть, проповедуя людям, этот человек старался понять, как слышит его Бог. Созидая церковь и ожидая Божьего благословения, мы всегда должны задумываться и над тем, каким при этом видит Бог наш духовный труд и наше духовное состояние. Хотя такой подход, возможно, сделает нас не очень популярными даже среди верующих. По-человечески будет казаться, что, ориентируясь на успех, мы достигли бы гораздо большего. Тем не менее всё учение Библии предостерегает нас от названных ложных путей (1Кор.4:8-16; 1Фес.2: 6-12), так как здесь мы имеем дело с весьма тонко замаскированным под духовность проявлением земных и душевных устремлений и поисков плоти.
Чтобы освободить и защитить
Обольщающий характер рассматриваемой нами проблемы смешения духовного с земным очень тонок. Нередко Бог для того, чтобы освободить и защитить приготовляемого к духовному труду человека от опасности этого искушения и очистить его сердце от соблазна этих путей, проводит Своих избранников стезями, подобными тем, которыми был проведён Иосиф (Пс. 104:17-22; 65:8-14; Иер.48:11). Немалый отрезок жизни Иосифа, когда он был в рабстве на чужбине, внешне выглядит абсолютно бесплодным и совершенно бессмысленно и бесполезно прожитым. В реальности он был использован Богом, как особый период времени, для созидания великого служителя Иосифа. И всё последующее благословение Иосифа, его великое и славное служение Богу, Израилю в Египте, то, как он удивительно был использован Святым Израилевым,— всё это уходило своими корнями в те, казалось бы, потерянные лучшие годы его молодости. Однако вдали от людских глаз Бог испытал Иосифа и сформировал его как духовную личность, исполненную веры и Божьего страха, знающую волю и понимающую пути своего Создателя. Похожее произошло и с Иовом, когда Господь провел его тяжелыми путями. Многие люди считали, что он имеет какие-то проблемы со своим Богом, а Господь просто решил поднять его на более высокий духовный уровень. Практически, каждый Божий служитель проходит такой период, во время которого Богу важно, чтобы тот обрёл познание о высоких ценностях и сокровищах, которые находятся не в том, что он от Бога получает, а в самом Боге. Также необходимо приучить его жить этим полученным познанием в повседневной жизни. Притом такая укоренённость в Господе должна настолько глубоко проникнуть в сердце верующего, чтобы он жил одним лишь Господом и тогда, когда Он будет реально и под большим благословением использовать служителя. Царь Давид, великий Божий пророк, муж, поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева и сладкий певец Израилев, очень удивительно и прекрасно выразил это состояние в своём Псалме, когда написал: «Избавь душу мою от нечестивого мечем Твоим, от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:13-15). Псалмопевец просит Творца не только защитить его от злодеев, но и избавить от общества людей, которых, казалось бы, Бог благословил, и они живут в достатке. Однако, единственной и всепоглощающей страстью Давида, центром всех его желаний и стремлений, неисчерпаемым источником, целью его жизни являлся один лишь Господь и только Он (ср. Пс.72:23-26). Такое мышление не только не делало Давида пассивным, ленивым и неработоспособным, а, как раз наоборот. Именно благодаря тому, что все его источники находились в Боге, а жизнь протекала в постоянной надежде на Святого Израилева, он неизменно оказывался успешным в своих делах, независимым от людей, как в смысле опоры на них, что подчас бывает опасно (Иер.17:5), так и в смысле человекоугодничества (Ин.5:44) и был человеком по сердцу Бога, исполнявшим все Его хотения (Деян. 13:22).
Их конец — погибель
Когда верующий человек отклоняется от этого библейского образа мышления, приходит искушение, которое открывает сердце человека для ложных учений, ложного понимания духовных вещей, а также заблуждений харизматического характера. При этом и труд таких людей приводит, в результате, не к качественным духовным плодам, а к открытым сердцам народа Божьего для либеральных идей и чуждой Евангелию практике жизненного хождения. Люди, желая делать доброе для церкви, начинают пренебрегать в жизни и деятельности святостью и чистотой пред Богом. И чем бы ни прикрывалась подобная позиция, какой значимой ни была бы проделанная церковная, социальная или организационная работа, она всегда будет представлять для Церкви огромную опасность. В первую очередь, из-за того, что разрушает самую важную и драгоценную составляющую духовной жизни христианина — его поклонение Богу в духе и истине (Ин.4:19-24). Ибо, когда деятельность, пусть даже и весьма важная и необходимая с духовной точки зрения, становится главным приоритетом жизни, придавая ей такую огромную ценность, христиане, фактически, отдают делам в своих сердцах то место, которое принадлежит лишь одному Создателю (Лк. 12:34). Значит, они приходят к идолопоклонству, которое никогда не будет принято Господом, каким бы успешным не оказался проделанный труд. Апостол Павел назвал ситуацию, когда земное поднимается верующими на непозволенно высокую позицию, состоянием, враждебным Христу в духе: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил.3:18,19). Не надо думать, что мыслить о земном, это только мыслить о грязных или греховных вещах. Нет, просто упоминаемые апостолом люди оставили что-то очень важное в своём ожидании Спасителя. Они стали врагами креста Христова не в связи с тем, что они нечто недоброе говорили или проповедовали против Христа и Его креста, а из-за того, что в центре их внимания и стало находиться не небесное, а земное.
К чему приводят увлечения необычным
Совмещение (смешение) небесного с земным, духовного с плотским опасно всегда, каких бы форм и образов этот синтез не принимал. Духовное непостоянство, неспособность пребывания в состоянии внутреннего покоя и неудовлетворённость Божьим Словом, библейский либерализм и ненасытность в поисках чего-то необычного породили ещё одно характерное для харизматии явление. Это — непрекращаюся череда увлечений новыми богословскими теориями. Здесь можно встретить «богословие процветания» и «духовные роды», «святой смех» и «хвалу и прославление», «служения освобождения» и различные извращения Библии так называемым «торонтским благословением», «восстановление пятигранного служения» и, наконец, «инкаунтер». В более ранний период развития харизматии всё, связанное с действиями Божьего Духа, в церкви было превращено в спектакль, якобы в связи с восстановлением действий даров Святого Духа. Позже, якобы с целью восстановления исторически утерянного служения апостолов, ещё одна святыня христианства оказалась подвергнутой жуткой профанации. Некоторые «учителя» сошлись даже на том, что в служении апостола нет ничего особенного и сверхъестественного и, на самом деле, большой разницы между словами «апостол» и «миссионер» не существует. При таком подходе совсем нетрудно объявить и себя апостолом, поэтому некоторые делают это без всякого зазрения совести. У меня, например, есть две книги, одна из них написана человеком, который носит имя президента всемирной коллегии апостолов, а другая — тем, кто считает, что он является апостолом, пророком, евангелистом, пастырем и учителем одновременно. Не знаю, как относитесь к утверждениям подобного рода вы, дорогие читатели, но меня лично от таких дышащих гордыней слов (Иов 41:25-26) неизменно бросает в дрожь. Конечно, совсем несложно собрать воедино пять даров-служений описанных в Еф.4:11 и приписать их все себе, назвав это пятигранным служением, возможно, даже ссылаясь при этом на «откровения». Но что делать, когда встречаешь человека, находящегося на отлучении от церкви вполне заслуженно, но уверенного на основании неоднократно полученных им «откровений», что он имеет апостольское помазание (ср. с Мат.7:15-20 или Отк.2:2)? Описанный случай вполне реален. И он, к сожалению, не единичен. На Западе можно встретить немало людей с подобными претензиями на апостольское служение. Приезжая в Европу из далёких, глухих и экзотических мест Африки, Австралии или совершенно малоизвестных островов, они объединены одним весьма типичным для них «букетом» идей. Они уверены в своём особом служении, готовы принимать пожертвования, постоянно и настоятельно навязывают другим людям убеждение, что те, кто их не принимают, неизбежно отпадают от благодати (ср. 2Кор.1:24). Иногда, наблюдая, как охотно принимаются эти лжеапостолы пасторами некоторых церквей (ср. 2Кор.11:1-15), складывается впечатление, что этим пасторам больше нечем удерживать народ в церквях и на Божьем пути, потому они и пытаются развлекать членов церквей этими приезжими «апостолами», чтобы хоть на какое-то время ободрить людей и на фоне бездуховного прозябания создать у них ощущение существования внутрицерковной духовной жизни. Если хорошо вникнуть в суть и характер действий этих «сверхслужителей» и рассмотреть, что они выдают за великие откровения, хочется просто плакать. К сожалению, в большинстве случаев, недостаток духовности пытаются восполнить за счёт душевных вещей. А люди, потерявшие настоящую духовность или ослабевшие в пути, не готовы вновь проходить через тесные врата, ведущие на путь жизни, ради её восстановления (Мк.49). Они с лёгкостью принимают этот эрзац духовности, поскольку он как бы успокаивает их совесть. Хотя, на самом деле, это является не более, чем настоящим самообманом (Гал. 6:3-5). Иными словами, наблюдая входящее в церковь разрушение, люди, вместо того, чтобы идти к истинному покаянию, начинают искать иные решения возникающих проблем. А это неизбежно оборачивается не только профанацией высоких истин и откровений Евангелия, но и ведёт к тому, что путь истины подвергается поношению. Но когда человек истинной веры предстоит в страхе и благоговении пред Святым Богом, когда он полностью посвящает себя служению Спасителю и скромно мыслит о себе, он не теряет ни библейского представления о характере и сущности вышеназванных служений, ни здравого библейского понимания, не имеет претензий на высокие звания. Такой человек становится истинным исполнителем воли Господа, являя в своём хождении силу жизни непрестающей.
Ложная эволюция
Ложную эволюцию можно наблюдать во многих сферах харизматического движения. Если в разговоре с представителями ортодоксальных течений христианства всегда видна их ориентация на Библию и некая «неподвижность» или, точнее, стабильность в вопросах понятий и учения, то для верующих либерального направления, в частности, харизматии, характерна переменчивость в восприятии Писания. Это связанно с увлечённостью новыми «учениями» и «откровениями», якобы полученными лидерами этого движения, и во многом определяется неспособностью жить согласно библейских истин. Подобное явление также свидетельствует о плотском подходе к Библии и её восприятию. А всё порожденное плотью не может удовлетворить человека духовно, поэтому мода на «благословенных» проповедников и «помазанных» авторов меняется постоянно. В итоге, те люди, которых харизматы лет десять-пятнадцать тому назад почитали столпами, сегодня почти забыты, но зато теперь в их среде появились новые кумиры. При этом такая доверчивая и библейски некритичная (ср. 1 Ин.4:1 -6 и 2Фесс.5:19-21) позиция многих харизматов по отношению к новшествам и предпочтение «озарений» Священному Писанию явно придает харизматическому течению оккультную отягощённость.
Торонтское движение
С реальностью возрастающего развития торонтского движения мне пришлось столкнуться в 1995 году. Тогда в Москву из Канады прилетели представители торонтского движения (Toronto blessing), о котором ранее приходилось только слышать. Мне было интересно узнать «из первых рук», что оно собой представляет. Канадскую делегацию возглавлял один из основателей и признанных лидеров этого движения — пастор Ренди Кларк. Беседа прошла, в отличие от многих последующих «конференций» и «служений» торонтского движения, в совершенно спокойной обстановке и сопровождалась вполне благоговейными молитвами. Но когда речь зашла о духовных действиях, «волосы на голове встали дыбом». Мы попросили объяснить, соответствует ли действительности информация, что на проводимых ими служениях люди издают звуки, подобные лаю собак, крику петухов и других животных, и это воспринимается их пасторами, как действие Святого Духа. Когда на этот вопрос последовал утвердительный ответ, мы попросили дать библейское обоснование такой точке зрения. Произошло нечто из ряда вон выходящее. Пастор Ренди Кларк заявил, что, оценивая подобные явления, не следует забывать, что не всё, чего нет в Библии, является неистинным (в духовном мире, естественно). Продолжать этот разговор стало бессмысленным! Было ясно, что точка, к которой они подошли, принадлежит к оккультной сфере. Ибо всякий раз, когда кто-либо пытается проникнуть в область сверхъестественного не тем единственным путём, которым является Сам Иисус Христос, к тому же не под руководством Библии, такой человек обязательно становится причастным к оккультной практике.
Неконтролируемые состояния
Подобное оккультное воздействие на христиан имеет место в «служениях», где практикуются молитвы и духовные действия, связаные с «падениями» и другими проявлениями, приводящими людей в неконтролируемое состояние. Конечно, во все времена истории Церкви встречались верующие, пережившие состояние исступления или экстаза (Напр., Деян. 10:9-20 или 2Кор.12:14), но всякий раз, как об этом свидетельствует Библия (Пс. 130:1; Кол.2:1-3,16-19) и та же история Церкви, когда христиане начинали страстно искать таких переживаний, они неизменно попадали в искушения. Особо опасным оккультным влиянием на людей является таковое, связанное со «служением освобождения» или «бесогонией», как иногда называют это заблуждение в пятидесятнических кругах России. И вновь надо заметить, что речь не идёт об отрицании факта возможности и необходимости изгнания нечистых духов из одержимых людей. Это принадлежит к обетованиям, данным Спасителем верующим в Него. Однако вся фактическая сторона этого «служения», все ложные изъяснения библейских терминов и понятий, связанных с явлениями одержимости (например, попытка провести различие между значениями словосочетаний «быть одержимым» и «иметь беса»), все небиблейские утверждения о связи почти каждой болезни с демонической обременённостью и вся методика «выявления» наследственных факторов наличия одержимости, — всё это иначе как оккультно-инспирированной практикой назвать просто невозможно. И, самое страшное, что, следуя этим путем, люди не ищут Слова Божьего с кротостью познания истины, а пытаются разумом на свой лад и сразу добиваться решения своих проблем «с помощью» Бога. Почти всё «служение освобождения» построено на этом. В результате, люди не только не освобождаются от злых духов, а искусственно приобретают оккультный образ мышления и окунаются, таким образом, в оккультную среду. Серьёзность же данного вопроса состоит в том, что, если человек действительно одержим, он, несомненно, нуждается в освобождении от бесов. Но если у человека проблемы с каким-то грехом, то нужно покаяние, обновление образа мышления и упование на Бога, а не «силовые» методы. При этом для преодоления трудностей в духовной жизни верующего могут понадобиться многие годы. Проблемы возникают даже у людей, прошедших немалый путь за Христом. Апостол Павел говорит, к примеру, об одном из таких случаев: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр.12:1). Он вовсе не призывает при этом молиться за очищение от духа того или иного греха. Харизматы же утверждают, что если грех долго преследует христианина и тот не может его победить, то, очень вероятно, человек одержим духом названного греха. При таком подходе положение человека не только не улучшится, а станет ещё более тяжелым, а также запутанным. Если для решения проблем человеку предлагают некачественные «лекарства» и указывают ложный путь, то он может надолго попасть в искушение или заблуждение.
Неевангельское «обновление»
Кроме того, при использовании «силовых» методов для решения жизненных трудностей духовность неизбежно вытесняется, вместо нее приходят разного рода ритуалы, например, в «служении обновления». Господь Иисус сказал людям, которые незадолго до того уверовали в Него: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Однако сторонники «служения освобождения» утверждают совсем иное, а именно, что они освобождают человека (или даже себя!) «силовыми» методами, а потом — предоставляют ему (себе) возможность бороться с грехом. Такой подход не является ни правильным, ни евангельским, но, очевидно, ритуальным (и, возможно, даже нео-законническим). Сказанное сейчас, конечно же, не отрицает тот факт, что в жизни христианина встречается немало трудностей, которые для своего решения требуют прилежных и длительных совместных молитв, приносящих, в итоге, утешение и поддержку, победу и благословение страждущим или находящимся в искушении братьям и сестрам. Но, всё же, практически все личные проблемы христианина можно решить, возрастая духовно и следуя за Господом, познавая Иисуса Христа и Его благодать, и это является итогом развития отношений между верующим и его Спасителем. Когда пытаются решить проблемы с помощью определённых ритуалов, выдаваемых за «таинство веры», то это противоречит учению Нового Завета и является опасным.
Ритуальное «прозрение»
Ярким примером ритуального подхода к духовным вещам является так называемый «инкаунтер», получивший в последнее время немалое распространение. Конечно, немалую роль в его «успешном» распространении сыграли некоторые «хронические болезни» многих современных христиан, равно как и некоторых церквей. Многое здесь связано с тем, что люди в ряде общин не имеют правильного учения о необходимости исповеди и её сути, или, вообще, привыкли пренебрегать ею. Потому, когда «открытая исповедь» предлагается как панацея от всех бед, включая и те, подлежащие суду и наказанию церкви, грехи, некоторые люди как бы «прозревают» и начинают понимать, что исповедание необходимо. Однако это «прозрение» — является не более, чем вновь обретшим силу увлечением ложными идеями со стороны людей, которые уже раньше где-то отступили от «любви истины своего спасения». Чтобы получить прощение, нужно записать свои грехи на листе бумаги, прибить к деревяшке, которая якобы символизирует крест Христа. До такого формализма не сумели додуматься даже католики и православные, которых протестанты называют «не стоящими в истине евангельской». Возможно, кому-то из читателей написанные высказывания кажутся чрезмерно жёсткими или даже опасными с духовной точки зрения. Для того, чтобы показать сомневающимся людям правомерность вышеизложенной позиции, предлагаем им провести следующий эксперимент. Возьмите Библию и что-то из литературы, описывающей основные учения харизматического движения, а также учебник по магии, положите их рядом на стол и, не читая ни одной из этих книг, для сравнения просто откройте оглавления, чтобы определить, какие две из них наиболее близки друг другу. Мне кажется, что у большинства детей Божьих после данного эксперимента полностью отпадут всякие вопросы по этой теме.
Неожиданная встреча
Рассматривая идеологию и характер служений движения «инкаунтер», необходимо, наверное, отметить, что в отличие от всех ранее рассмотренных в этой статье учений харизматии, моё знакомство с ним не носит непосредственно личный характер. Оно сформировалось благодаря записям всего происходящего во время «инкаунтер» на CD, а также посредством изданных самим движением печатных материалов. Это, однако, нисколько не мешает правильно и полноценно понимать суть рассматриваемого учения и его практики. Информация, поступающая из названных источников, исчерпывающа и вполне достаточна для оценки движения «инкаунтер» с точки зрения учения Библии. Название данного «служения» — «ИНКАУНТЕР» происходит от английского слова «ENCOUNTER», которое может быть переведено на русский язык, как «неожиданная встреча», «столкновение», «схватка», «стычка». В данном конкретном случае означает «столкновение, конфронтацию или встречу с Богом», которая, судя по замыслу основателей этого движения, должна помочь «проходящим» «инкаунтер» освободиться от тех факторов, которые препятствуют им нормально жить и выполнять Божье предназначение. К таким препятствиям служители названного движения относят родовые проклятия, неблагочестивые душевные связи, негативные ожидания, неисповеданные грехи, их последствия и другие подобные вещи. Они утверждают, что служение «инкаунтер» не может освободить человека от греха. Оно может помочь ему избавиться от препятствий противостать греху и победить его, поскольку даёт человеку больше веры и дерзновения проходить трудности и побеждать, исцеляя при этом одновременно дух, душу и тело человека и освобождая его от бесов /?!/. Не вызывает никаких сомнений, что «инкаунтер» — это заблуждение, принадлежащее по характеру и направлению к разряду лжеучений либерально-харизматического толка. Как уже говорилось раньше, оно построено не на доверии и верности библейским откровениям и истинам, а на измышлениях человеческого разума, а значит, является плотским по своей сути. Либеральный характер «теологии» этого движения явно окрашен в харизматические тона, что означает наличие в нём различных понятий и учений, характерных для заблуждения харизматии. Конечно, для исчерпывающего анализа движения «инкаунтер» понадобилась бы довольно большая статья, но в этом нет необходимости. Рассмотрев даже несколько фактов, имевших место во время служения «инкаунтер», можно недвусмысленно, конкретно и ясно увидеть его небиблейский и еретический характер. Таким способом, мы теперь проанализируем «инкаунтер», взяв за основу некоторые примеры с диска «Краткое объяснение, что происходит на Encounter» и взятых в интернете Материалов служения «Столкновение с Богом» (на 47 страницах). Серия примеров №1 (по записи «служения» на CD — Tracks 1-3). Речь первого оратора явно характеризуется примитивно экуменическим, приземлённым, плотским и недуховным образом восприятия христианских духовных ценностей и самой Библии.
Приговор самим себе
а) Оратор, заявляет: «Мне всё равно, к какой церкви или конфессии вы принадлежите, и Богу это тоже безразлично». Но каждому рождённому свыше и любящему своего Господа и Его Учение христианину понятны неистинность и опасность утверждений подобного рода, поскольку они прививают людям экуменическую «всеядность». Растворяя живые истины евангельского учения среди человеческих мнений, они лишают народ Божий небесного Света и Силы. Верно, что человек, боящийся Господа, приятен Ему, независимо от того, к какому народу или конфессии он принадлежит, но неверно, что Богу безразлична конфессиональная принадлежность человека, равно как и то, какое у него познание Бога и отношение к Слову Божию. Но все времена Ветхого и Нового Заветов и истории Церкви Бог искал верных Его Слову самоотверженных вестников Истины, которые неизменно звали людей к вере и святости, любви и жертвенности, совершенству и духовному служению Господу (2Тим. 3:10-17), и никогда не одобряли и не благословляли тех, кто ради ложного и мнимого единства пренебрегал верностью Его правде (Лк.6:22-23,26-29 ср. также Лк.23:1-12).
б) В своём выступлении этот человек также утверждает, что Бог, являя Свою славу Моисею на горе Синай (Исх.33:12-23; 34:4-11), желал этим научить израильтян славить Его, что является совершенно превратной интерпретацией данного текста из Писания. Откровение Божьей славы, данное Моисею, совершенно не связано с желанием Бога научить людей правильно славить Его, но с великой нуждой Моисея в Божьей поддержке.
в) Объяснение по поводу того, что «Бог — хороший» [в синодальном русском переводе Библии о Боге постоянно говорится, что Он — «благой», и слово «хороший» по отношению к Нему не применяется, так как не может в достаточной мере отразить степень Его совершенства. В английских переводах Библии слово «good» употребляется в значениях «благой», «добрый» и «хороший»]. Это носит превратный, лишённый благоговения перед суверенитетом Всевышнего и наполненный гуманистическим содержанием характер, при котором оценка того, что Бог является хорошим, фактически, выносится на суд человека. Это не может быть приемлемым по отношению к Всевышнему. Бог — благ и останется благим всегда, независимо от того, как Он воспринимается людьми. Человеку необходимо познать, что его Творец благ (Пс.33:9) и твёрдо в это верить, невзирая ни на какие обстоятельства. Ибо благость нашего Господа не может определяться в зависимости от того, является ли всё, что встречает человек на своём жизненном пути, для него желательным и приятным (Иов 2:1-22). Одновременно с этим нужно твёрдо знать, что Божья благость никогда не вступает в противоречие с Его святостью, праведностью и величием (Пс.46:3;65:3).
г) Попытка оправдать и объяснить при помощи библейских текстов введение в богослужебную практику танцев, рукоплесканий и разного рода действий с флагами изобилует ложными и плотскими подходами к Слову Божьему и ошибками в языкознании (1Тим.4:1-2; 2Тим.З:13). Особенно это относится к разъяснению значения слова «ликование». Его первоначальный смысл действительно передаётся словом «танец», а точнее «танец-хоровод»; однако, правильное понимание значения слова не всегда соответствует изначальному смыслу, который оно имело исторически. Так, например, широко распространённое в русской речи слово «город» издревле имело значение — «огороженное место». Однако сегодня в сознании практически любого человека понятие о городе совершенно не связано с тем смыслом, о котором говорит его этимология. То же происходит со словом «ликование». Священное Писание использует данное слово так, что в нём, фактически, нет никакого призыва танцевать (по крайней мере, когда речь идёт о служителях Нового Завета, о тех, кто являются служителями не буквы, но духа), а постоянно говорится о состоянии, которое отражает особенные, торжествующие, переполненные искрящейся радостью и восхищением переживания, связанные с явлениями Божьей славы (Пс.97:9). Горы не танцуют и реки рукоплескать не могут, но Божье могущество и величие, можно, безусловно уподобить некоему «ликованию» или «рукоплесканию», как самой природы, так и сердца, наслаждающегося отблеском этого сияния славы Божьей. И потому, совершенно очевидно, что слово «ликование» нельзя понимать в буквальном смысле (такое, небуквальное, понимание слова «ликование» дают, между прочим, и толковые словари русского языка).
Серия примеров №2 (по записи «служения» на CD — Tracks 4-9).
В выступлении второго оратора сразу бросается в глаза целый ряд удручающих обстоятельств:
а) Оратор говорит: «Вы уже поняли, что я по своей природе — наглый». В своём желании показать себя необременённым религиозными условностями, благословенным, свободным и даже «крутым» человеком, он совсем упускает из виду, что говорит по поводу наглости Священное Писание (1Тим.3:1-7). Это заявление, к сожалению, похоже, соответствует действительности, так как его речи, без сомнения, являются дерзкими и наглыми и наполненными гнилыми и грязными словами (Еф.4:29), его отношение к Богу лишено богобоязни и почтения. И если бы даже речь шла об отношениях не с нашим Создателем, а между людьми, то подобный стиль взаимоотношений характерен лишь для общества мирских, морально опустившихся людей. Слова нашего Спасителя о лжепророках и лжеучителях, которых христианам нужно постоянно остерегаться, и особенно в последнее время перед вторым Пришествием Христа на землю (Мат.7:15-20), являются со стороны говорящего смертельным приговором самому себе.
Дерзость и высокомерие
б) Особую тревогу в выступлении второго оратора вызывает его дерзкая и высокомерная оценка, данная духовному состоянию и хождению в вере большинства старых, давно следующих за Господом христиан. Она не только является безусловным нарушением Христовых заповедей и повелений (Мат.5:21-22;7:1-5), но и весьма свойственна для тех людей, которые определённое время находились в среде верующих. Всё же, то ли ввиду тайных или явных грехов, то ли из-за неверия или непросвещённости в духовных вопросах, этот человек так и не почувствовал настоящего, внутреннего объединения с Христом, а потому критикует детей Божьих, ибо не в состоянии понять их отношений с Богом, равно как и пережить действие силы, которой движим народ Божий в жизни. Результатом этого гордого, плотского, лишённого всякой духовности состояния является также совершенно поверхностное «измерение» духовности всякого человека лишь по наличию в его жизни внешних проявлений сверхъестественного характера, что считается свидетельством того, что христианин имеет знание о Боге и живую веру. Конечно, любые проявления Божьей силы, в том числе и внешние, очень ценны и сами по себе важны, но ни в коем случае они не являются единственным критерием наличия живой веры и истинно духовного состояния (ср. Отк.3:8-9 и Отк.3:17-18), которое определяется по плодам. Стоит напомнить о том трагическом состоянии, в котором оказались многие сыны Израилевы по окончании их пути в обетованную землю (Втор.29:2-4; ср. с 1Кор. 1:22-25). Это тоже подтверждает несостоятельность и даже невежественность оценок подобного рода в духовных вопросах.
в) Упомянутый оратор заявляет, что всякий, приходящий на «инкаунтер» (приходящий к Богу, как он говорит), должен полностью забыть всё, что он знает о Боге (из своего прошлого). Такие высказывания являются не только вопиющим противоречием всему тому, что написано по этому поводу в Библии (напр. Втор.8:2-6; Пс. 102:7; Ам.3:7; Ин.15:7; Гал.3:5), но также очевидным образом противостоят наставлениям Самого Иисуса Христа и Его апостолов о необходимости испытывать духов и духовные действия с целью проверки. Следует проверять, имеют ли видимые сверхъестественные проявления божественное происхождение или же иной — обольщающий сатанинский источник (см. напр. Мат.7:15-20; 24:4-5,11,24-25; 2Пет.2:1-22; Иуд. 1:1-25; 1Ин.4:1-6; 1Фесс. 19-21; 2Фесс.2:1-14; 1Тим.4:1-3; 2Тим. 3:1,5,10-15; Отк.2:2-3). Из этого ясно видно, что названное «движение» придерживается явно сектантского образа мышления, что весьма характерно для разного рода духовных заблуждений, пытающихся манипулировать людьми (Мф.7:15-20; Ин.16:1-4;1Фесс.5:19-21; 2Тим.3:1-9). Одновременно, для данного движения характерны практика критики всего и всех, кто не согласен с их теориями, а также попытки «промыть мозги» оказавшимся под их влиянием людям.
Серия примеров №3 (по материалам служения «Столкновение с Богом») представляет еще больший интерес для изучения названного «явления», поскольку описывает теорию и практику самого «инкаунтера», тогда как материал, имеющийся на CD, отражает не столько «богословие» всего этого направления (хотя суть самого учения достаточно неплохо прослеживается и там), сколько проявление личностей его лидеров (однако, если учитывать Мат.7:15-16, то это тоже немаловажно). Вот всего лишь некоторые моменты, на которые нельзя не обратить внимание:
а) В материалах служения «Столкновение с Богом» в пункте №7 на стр.24 (далее: МС, №7, стр.24) пришедшим на «служение» людям предлагается совершить молитву «о прощении Бога». Это, по сути, неслыханная дерзость, которая свидетельствует о полном незнании реального живого Бога, равно как и о том, что такие люди всё ещё пребывают в состоянии греховного бунта против Него. Со дня грехопадения в Эдемском саду неспасённая часть человечества постоянно страдает этим грехом. В своём духовно ослеплённом и плотском состоянии они так и не пришли к познанию святости своего Создателя и пониманию необходимости покаяться перед Богом, искать у Него Самого прощения всех грехов, пережить духовное возрождение и обрести мир с Ним через Господа нашего Иисуса Христа.
б) Утверждение, что через переливание крови могут возникать неблагоприятные душевные связи (см. МС, №6, стр.29), свидетельствует не только о духовном невежестве писавших людей, их непонимании того, чему учит Писание, а также, к большому сожалению, и об оккультной обременённости их сознания.
в) Утверждение, что вследствии блуда на человека приходит финансовое проклятие (см. МС, №7, стр.30) демонстрирует полнейшее непонимание автором «Материалов» смысла того места Писания, на которое он ссылается для подтверждения своей идеи (Пр.6:26). Это также говорит о поражённости его сознания харизматическими лжеучениями «о благословении и проклятии», а также об оккультно-мистической обременённости его сознания. Вне всякого сомнения, грех блуда приносит невероятные разрушения как для тела, так и в жизни грешника, но делать подобные суеверно-оккультные выводы из текстов Писания, которые обличают названный грех, недопустимо и несовместимо со здравым пониманием Библии и ее принципов.
г) Перечень признаков, которые якобы говорят о возможном присутствии бесов в человеке (см. МС, Вводная информация, стр.3), носит явно провокационный характер, направленный на подавление в человеке здравой способности к самостоятельным духовным суждениям, основанным на Слове Божьем. При помощи таких и подобных им высказываний лидеры «инкаунтера» пытаются просто-напросто манипулировать человеческим сознанием (чего никогда не делает Святой Дух) и спекулировать на совести христиан. Имея страх Божий и, не желая сделать что-либо противное Богу, христиане, «благодаря» таким высказываниям, иногда подвергаются опасности ложного самоосуждения и становятся жертвами хитрых обольстителей. Кроме того, тут очевидна приверженность свойственным харизматии заблуждениям в области демонологии.
д) Так называемое «служение креста» (см. МС, №12, стр.43) может вызвать у евангельски мыслящих христиан только удивление. Это ярко свидетельствует о том, что весь «инкаунтер» имеет абсолютно поверхностно-плотской и ритуально-недуховный характер, «припудренный» оккультно-инспирированной практикой харизматических заблуждений. Никакими символами и обрядами, а это иначе и не назовёшь, невозможно заменить нужду в покаянии и исповедании грехов, в обновлении сознания и в живой, основанной на слове вечного Евангелия, вере, благодаря которым могущественная сила Христовой Крови и благодати Святого Духа совершает чудо настоящего духовного обновления приходящего ко Христу человека и направляет его на путь праведной жизни, полной отдачи Господу, послушания Его учению. В служении «инкаунтер» можно найти немало подобных примеров небиблейских понятий, плотских взглядов по отношению к духовным реалиям и извращений Христова учения. Сюда относятся, например, теории, характерные для лжеучения «бесогонии» или «служение освобождения», которое вместо обещанной свободы лишь глубже и глубже загоняет своих несчастных жертв в оккультный мир, во власть духов заблуждения. С этой неевангельской практикой связан бесконечные списки злых духов — «пророческий символизм» (см. МС, №10, стр.37-40) и «исповедание веры» (см. МС, №13, стр.45-46), которое предлагается читать месяцами, молитва к Богу о прощении грехов умершим (см. МС, №6, стр.21-22) и другое.
Подводя итог всему написанному, можно уверенно сказать, что служение «инкаунтер» пытается выдать за евангельские ценности духовный суррогат, состоящий из небиблейских теорий, искажённо воспринятых библейских учений и оккультно обременённой практики, связанной с лжеучением харизматического движения. Среди различных направлений у «инкаунтера» имеется своя вполне определённая сфера, где он, собственно, и «действует». Эта сфера связана преимущественно с попыткой предложить «замену» евангельскому учению о покаянии, поэтому вызывает особый интерес у людей, не желающих по-настоящему обратиться ко Христу, но которым хотелось бы успокоить свою совесть и, не расставаясь с плотскими проблемами, одновременно жить как бы духовной жизнью. Следствием этого и является то, что теория и практика «инкаунтера» сильно «приправлены» идеями, имеющими духовно грязный и оккультно отягощенный характер, как, например, в случае с так называемой «бесогонией». Одновременно, в «инкаунтере» большое значение имеет плотское восприятие и толкование ряда мест Священного Писания, выдаваемые за важные истины (как в случае с явлением Божьей славы Моисею на горе Синай, например). Всё это, как того и следует, впрочем, ожидать от любого еретического учения (Гал.5:19-21), обильно «подогрето» высокомерием и гордостью, а также совершенно неосвящённой и дерзкой речью, которые выдаются за помазание или вдохновение. Кроме того, учения «инкаунтера» даже на фоне присущего харизматии формализма и недуховного образа мышления особо насыщены всякого рода ритуалами или обрядами, которые выдаются за действия веры.
Хождение Божьими путями
Что же можно посоветовать всякому человеку, желающему жить истинно евангельской живой верой, оставаться верным новозаветному учению нашего Спасителя и его апостолов и избежать широко расставленных сетей либерального лжехристианства? Только одно: искать и ходить подлинными Божьими путями, пребывать в истинной Христовой благодати (1 Пет.5:12)! Потому что любое искушение, которое встречается на пути детей Божиих, прежде всего испытывает, насколько они знают своего Господа, а лишь затем проверяет их укоренённость в Божьем Слове и твёрдость их веры (Евр.5:13-14). Все увлечения, связанные с харизматией, инкаутером и другими схожими вещами, в большей или меньшей мере, обязательно показывают, что люди в чём-то не знают Христа. Человек, который знает Христа, не будет, да и не сможет, на эти вещи «клевать».
Мне пришлось разговаривать с женой одного пастора, которая вместе с мужем ушла в харизматию. Среди обсуждавшихся спорных тем поднялся вопрос об отсутствии кротости и смирения в хождении, делах и богослужебной практике у последователей их течения. И тогда в ответ мне вдруг пришлось улышать, что кротость и смирение — это относительные понятия. Но, если я скажу, что характер моей жены для меня понятие относительное, то вы будете удивлены. Для меня относительным понятием может быть характер чужой жены, но не моей, которую я хорошо знаю. Этим я хочу сказать, что если для нас кротость и смирение — понятия относительные, то это означает, что и наши отношения с Христом имеют также относительный, а никак не близкий характер.
Подлинная свобода
Первое, что важно для любого человека — это обратиться к Богу, чтобы, полностью доверяя Его благодати и воле (1 Пет. 1:1-2), взять на себя иго Христово (Мат. 11:28-30), стать кротким и смиренным учеником своего Спасителя и с верой, радостью и терпением следовать по Его следам (1 Пет. 2:21;24-25), возрастая в духе и ожидая, чтобы Господь Сам ввёл в Свою свободу и покой (Ин.8:31-32; Ис. 11:10). Конечно, этот Путь ни для кого не является лёгкой прогулкой (Евр.5:7-9; Мф.7:13-14; Лк.13:24). Однажды я разговаривал с одним братом. Он был на правильном пути, но ему было очень трудно идти. Я спросил его тогда: «Ну что, устал ты на Господних путях?» «Очень устал»,— ответил он. И хотя было видно, что ему тяжело, всё же единственное, что можно было ему пожелать — чтобы он оставался верным последователем Господа и смог дождаться времени, когда, взирая на работу Христовой благодати в нем, мог бы радостно воскликнуть: «Теперь я только на этих путях и могу отдыхать».
Богу нужно многое изменить внутри нас, и живая Истина Евангелия должна совершить в нас свою работу до конца, чтобы сделать нас действительно свободными. Эта Свобода заключается не в том, что человек после пережитых трудностей наконец-то получает возможность делать то, что он хочет и что ему заблагорассудится — нет! Подлинная Свобода, которую даёт Небо — это возможность стать совершенно другим, радикально и практически обновлённым человеком. Человек обретает способность наслаждаться свободой в Святом Духе, внутренне переживает радость любви, получает истинное познание того, что давать блаженнее, чем принимать. Он глубоко осознает, что только Бог может научить нас Своим путям, как Он научил им Моисея, а также может видеть всё своё счастье в том, что Бог делает в нас своё дело, несмотря на все наши трудности (Пс.72:23-28)!
На этом узком и нелёгком Пути к Божьим Свободе, Полноте и Покою (Еф.3:14-21) верующий должен прежде всего верой возлюбить Божье Слово, жить им и постоянно пребывать в молитве. Без постоянного пребывания в Слове Божьем, христианин не сможет ни возрастать в благодати (2Пет.2:1 -3), ни познавать Божьи пути (Пс. 118:105), ни обрести познание самого себя (Евр.4:12-13), ни прийти к познанию божественной Истины (Ин.8:31-32). А потому истинная цель евангельского просвещения — это не просто умножение знаний и увеличение объёма информации у человека, а выработка у верующих здравого евангельского мировозрения и обновление разума в духе. А значит, каждый христианин нуждается в евангельском просвещении, которое ведёт к истинному Богопознанию и пониманию Божьей воли. Кроме того, постоянное пребывание в Слове Божьем неизменно способствует закладке единственно надёжного и истинного фундамента для свободного действия Святого Духа в человеке, Который всегда напоминает каждому дитяти Божьему всё то, чему учит наш Спаситель (Ин. 14:26), неизменно наставляет его на всякую истину (Ин.16:13) и могущественно прославляет Христа, наполняя сердца учеников Его славой и благодатью (Ин.16:14-15).
Чтобы развивать такие взаимоотношения с Богом, нужно всегда любить и читать Его Слово, неукоснительно верить истине учения Библии (Ин.2:5), всегда и во всём руководствоваться ими для созидания себя в вере. В этом смысле и харизматия, и «инкаунтер» — это паразиты, которые растут на местах болезненных явлений в пятидесятничестве. Это подобно тому, как, наблюдая на берёзе гриб-паразит, мы знаем, что под ним у дерева больное место. Причём, таким духовным заболеванием может быть и непреодолимое желание видеть только чудеса, которое отнимает у верующего способность видеть красоту в смирении, или же им может стать настойчивая потребность всегда получать благословение через молитвы служителей и связанная с этим «охота» за такими «служителями», вместо того, чтобы искать и находить эти благословения на собственных коленях. Оно может выразиться и в чрезмерном увлечении откровениями или постоянной потребностью в благословениях или в поисках зримых знаков пребывающего на человеке и церкви благословения.
Мне не хочется, чтобы кто-то понял эти слова, как направленные против ревности по благословениям и откровениям, но когда возникает ситуация, что дары ищут больше, чем Даятеля, когда в центре поисков оказывается не Бог, а что-то иное, пусть даже и Божье, то на порог пришла беда. Люди могут радоваться, что нашли что-то от Бога, но если источником их удовлетворения становится, по большому счёту, не Бог, они открывают двери сердца для возможного заблуждения. Поэтому для нас чрезвычайно важно никогда не забывать слова Господа нашего Иисуса, всегда учившего, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мат.4:4).
Мы возвращаемся к насущной потребности построения всей нашей жизни не на чувственности, но на вере, которая говорит о духовной жизни, как об основанном на вечных истинах Библии и доверии Христовой любви, непрестанном и разумном служении Богу (Рим. 12:1-2). А это значит, что каждый христианин должен упражняться: - в ежедневном молитвенном чтении Библии; - в регулярном исследовании Слова Божия; - в рассмотрении всех своих жизненных ситуаций в свете Писания для возрастания в познании воли Божией; - в рассуждении над Словом Божиим; - в систематическом изучении того, что Библия говорит по доктринальным вопросам веры; - в тематическом изучении того, как Библия освящает различные стороны практической жизни и вопросы христианского благочестия; - в постоянном поиске наслаждения Словом Божьим; - в доверии Божьим обетованиям и послушании Божьим повелениям; - в разборе Священного Писания в церкви и совместно с другими верующими; - в стремлении к такому пребыванию Слова Божия в сердце, которое позволяло бы делать реальные шаги для возрастании в вере.
Такое отношение к Слову Божию должно быть неотделимо от постоянной молитвы (Рим. 12:12; Еф.6:18; Кол.4:2;1Фес.5:17), без которой невозможны ни сама жизнь в вере, ни истинное Богопознание, ни духовный рост, ни поклонение Богу в духе и истине. Молитва Господу также не должна носить эмоционально-потребительский характер, когда верующий оказывается чуть ли не разбитым и разочарованным, если сразу же не пережил ощутимого присутствия Божьего в чувствах. Библия говорит о созидании молитвенной жизни совершенно иное (см. напр. Пс. 142:7-12; Лк.22:44; Иак.5:13; Рим.12:12). Поэтому, если христианин не желает, чтобы его молитвенная жизнь оказалась нерезультативной и малоплодотворной, ему необходимо отказаться от чувственного подхода к молитвам, а созидать эту составляющую духовной жизни на основе твёрдой и живой веры. На практике это означает отношение к жизни в молитве, как к постоянному служению и поклонению Творцу в духе и истине, которое выражается через молитвенное прилежание и постоянство, связанное с дерзновением и упованием на Господа (Евр.3:5-6), когда верующий, ещё не узрев результата молитвы, уже предвкушает Божий ответ и благословения в вере и ожидании оных. Для этого опять-таки необходимо, чтобы жизнь молитвы имела Божьи обетования и повеления в виде фундамента, а также протекала в тесной связи с возрастающим освящением молящегося (Пр. 10:28) и упованием не на свои заслуги в деле освящения, но исключительно на благодать и милость Божий, даруемые во Христе Иисусе (Ин. 16:23-27). Описанный подход к молитвенному общению с Господом позволяет христианину, с одной стороны, избегать в молитве формализма, когда под видом «ухода от чувственности и пребывания в вере», вообще прекращается или сводится к минимуму всякий поиск ощутимых благословений, и, с другой стороны, помогает ему духовно возрастать в молитвенном служении пред Богом, так как избавляет его от опасности вечного младенчества, которое связано с духовной и молитвенной жизнью такого рода, когда она исключительно и полностью ориентирована на эмоции.
Последнее особенно важно, когда христианину в его жизни приходится проходить духовную пустыню, а этого не может избежать ни один настоящий последователь Христа, ибо именно там совершается очень существенная и необходимая для всей его последующей жизни часть работы Святого Духа в его сердце (см. напр. Пс.65:8-16; 83:6-8; 104:16-22). Когда человек проходит духовную пустыню, ему кажется, будто Бог его оставил, хотя на самом деле это не так. Поскольку данный отрезок жизни характеризуется именно тем, что человек не видит реальных плодов своего хождения в духе, а одни лишь трудности, он вынужден ориентироваться только на Божье Слово. Стремясь ходить во свете, он должен жить в одном лишь постоянном уповании на своего Господа, ему эта богооставленность кажется очень реальной. Именно поэтому путь через пустыню настолько важен в жизни верующего, ибо здесь Бог учит его жить не видением, но верой.
Приучая христианина жить на основании одного лишь Слова Божия и в расчёте на невидимые для внешнего человека силу и помощь Святого Духа, совершает великое дело его освящения и укрепления в вере. Человек, проведённый Спасителем этим путём веры, приходит на совершенно другой, несравненно более высокий уровень богопознания и богопричастности, богоподобия и богослужения, жизни в молитве и отношения к Божьему Слову. Интересно отметить, что древние христиане, утверждая, что молитва и есть «истинное богословие», всегда говорили, что оно — не есть отвлечённое теоретизирование о «неведомом Боге», но поиск личной встречи с Ним.
Истинное богословие — не речи о Боге, но жизнь в Боге, и оно никогда не рассматривает Бога, как сторонний объект, но беседует с Богом, как с личным высшим Существом, и в этом смысле обязательно молитвенно и опытно, а не является продуктом голой безблагодатной «учёности». «Философствовать о Боге можно не всякому, да!... не всякому... Способны к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании (ср. Пс. 16:15), а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, душу и тело... Богословствовать можно, когда внутри нас тишина, и мы не кружимся умом по внешним предметам»,— писал живший в четвёртом веке один из самых видных служителей в истории Церкви Григорий Богослов.
И хотя каждый человек безусловно и естественно хочет, чтобы его путь по пустыне закончился, а он сам с ликованием и триумфом вступил па обетованную землю, куда его, собственно, и ведёт Господь (Втор.8:5-9; 2Пет. 1:3-21),— всё же, именно, тот отрезок времени, когда Бог, казалось, забирал у него в жизни всё (Ос.2:14-20; Пс. 104:17-22), оставляя лишь одну возможность искать Его, своего Спасителя (Пс.62:2-4), утешаться Им (2Кор. 1:3-7), уповать на Него (Пс.24:2-10), стараться Быть ему верным (Лк. 16:10-12) и познавать Его пути (Пр.3:3-8) оставляет в сердце верующего тот неизгладимый след, которым и определяется истинное духовное богопознание (Втор.8:2-3; Ис.25:6-9; 1Пет. 1:3-9), что и дарует небесную ограду от ложных путей (Пс.90:1-8) и приводит во славу и полноту Христова благословения (Пс.83:5-8; 2Кор.З:17-18).
Поэтому да просветит Господь Иисус сердце каждого на Своих детей, чтобы «без ропота и сомнения» искать духовного возрастания, благословений и радости на узких и тернистых Христовых путях. В смирении и надежде, в коленопреклонённой постоянной молитве и послушании своему Спасителю, в святости и любви, как то во все века делали верные своему Спасителю христиане, а не в каких-то призрачных и многообещающих «новшествах», поскольку «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Так пусть же Сам Господь Иисус и станет яркой путеводной звездой для каждого, кто желает идти по Его следам. Пусть непреложность Божьих обетований будет постоянной силой и поддержкой, утешением и вдохновением для каждого из последователей Христа. Пусть свет вечной Христовой Истины станет единственной реальностью, которой будут определяться сознание и круг интересов идущих за Ним. Пусть любовь к истине нашего спасения всегда будет движущей силой для всех христиан, кто желает быть верным своему небесному Учителю. Пусть ничто иное, кроме постоянного стремления исполнять волю своего Небесного Отца, не занимает сердце, душу и сознание Его детей. Пусть страх Божий станет истинным духовным сокровищем, что постоянно умножается в сердце, а не лежит на нём тяжким бременем. Пусть кротость и смирение Христовы станут самыми вожделенными драгоценностями, которыми христианин страстно желает себя украсить.
Пусть крест Христов всегда остаётся центром и средоточием, истинной высшей радостью и силой Неба на протяжении всей жизни каждого, кто идёт стезёй, ведущей в горние чертоги Всевышнего. Пусть постоянное возрастание в познании славы и благости Христа всегда будет живым откровением Личности Святого Духа и Его дела в народе Божьем. Пусть непрестанное молитвенное общение с Небом станет сладчайшей и насущной частью всего земного бытия каждого, кто вознамерился взойти в Небесный Иерусалим. Пусть нашей единственной драгоценностью и мечтой, целью всех наших чаяний и стремлений станет Небо, город, художник и строитель которого — Бог. Пусть слова Священного Писания: «Но твёрдое основание Божье стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19), наполнят всю жизнь и существо каждого искреннего дитяти Божия, а Господь Сам да поможет нам жить и побеждать в духе, дабы избежав всех опасностей и заблуждений нынешнего века, непорочным, чистым и освящённым предстать в своё время пред Лицом Спасителя!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Отличная статья, слава Господу. Ещё побольше бы примеров из практики и на основании Слова Божьего, было ещё сильнее. Аллилуйя! Благословений вам от Господа. У нашу Церковь эта ересь тоже проникла и как говорить я не знаю. Если кто знает помогите советом и молитвой.
Наталья Паршикова
2016-11-23 12:50:23
Лучше не скажешь,подписываюсь под каждым словом этой книги, я сама пережила все это на своей жизни и так тяжело выходила и до сих пор выхожу из этого состояния обольщения.Господи, спасибо Тебе за брата Ричарда, спасибо за эту книгу, это лучшее подтверждение моим исканиям, ответ на мои молитвы,Слава нашему Господу!