22 ноября 1858 года в бедной крестьянской семье, проживавшей в Черниговской губернии, родился мальчик. Благочестивые родители, Елисей и Феврония, нарекли ребенка при крещении Филиппом.
Священник, крестивший младенца, духовным зрением увидел в ручках младенца Евангелие. Позже он поинтересовался у окружающих, видели ли они святую книгу в руках младенца. Оказалось, что чудесного видения удостоился лишь один священник. Это был знак, что избраннику Божиему уготована удивительная судьба. Он действительно всю жизнь шёл узкой тропой к Господу и вел за собой людей, призывая соблюдать Заповеди Божии, руководствуясь Святым Писанием.
Так как семья была очень бедная, Филипп не мог, как его сверстники, посещать приходскую школу. Благочестивая мать по этой Священной Книге научила Филиппа азбуке. Трудолюбивый мальчик с малых лет помогал родителям по хозяйству: убирал в избе, топил печь, помогал в огороде. Когда подрос - пас деревенский скот, любуясь природой и размышляя о величии Божием.
Евангелие он всегда носил с собой в небольшой холщовой сумочке, перекинутой через плечо. По воспоминаниям очевидцев, однажды, играя с детьми на окраине села, Филипп остановился, задумался. и через некоторое время, указав детям на один недалеко стоящий дом, сказал, что там скоро будет пожар. Все рассмеялись, но вскоре дом действительно сгорел.
Односельчане после этого случая начали замечать, что пророчества отрока всегда сбывались, поэтому стали с особым уважением относиться к Филиппу, хотя раньше многие посмеивались над задумчивым отроком. После смерти родителей Филипп отправляется в город Луганск в поисках работы. Ему удалось устроиться сторожем на проходной завода. Продав родительский дом, он купил небольшой домик в районе суконной фабрики на берегу реки Лугани.
Дежуря на проходной, Филипп безошибочно останавливал тех людей, у которых совесть не чиста. Монахиня Любовь (Гальченко) рассказала такой случай. Один ее знакомый решил вынести с завода гайки, которые он спрятал во внутреннем кармане пиджака. Когда он проходил мимо дежурившего на проходной Филиппа, то услышал следующие слова: “Гайки, что во внутреннем кармане, иди отнеси обратно и потом проходи”. Он вернулся в цех, положил на место гайки, и уже после этого случая никогда не помышлял вынести что-либо с завода.
Многие жителей Луганска замечали, что сказанное Филиппом непременно сбывалось, поэтому стали обращаться к прозорливцу за помощью. Подвижник чаще всего отвечал на вопросы иносказательно или притчами.
В 1905 году, во время строительства пороховых складов, на завод должны были привезти груз. Четверо рабочих, сопровождавших груз, решили спрятать одну подводу с лесом, полагая, что никто не знает о количестве подвод. А когда они подъехали к проходной завода, Филипп стал спрашивать: “А где еще одна подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете? А вы лучше живите-ка той правдой, которою жили”.
Рабочие испугались, что придётся отвечать за содеянное, посовещавшись, решили подкараулить праведника ночью и убить.
Приведём отрывок из жития старца-диакона Филиппа Луганского, составленного архимандритом Владимиром (Орчаровым):
«Дождавшись наступления ночи (пересменка на заводе происходила в полночь), четверо разбойников подкрались к Филиппу, который шел на смену по территории завода. Один из злодеев поднял камень, которым собирался ударить Филиппа. В это время небо озарилось светом неизреченной красоты. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться. Злоумышленники изумленно проговорили: “Смотрите, Филипп опять что-то видит!” Потому что и раньше за ним замечали необычное поведение.
Смотрит Филипп и видит Царицу Небесную, идущую по облакам. Увидев такое, Филипп, опасаясь козней вражьих, стал вслух читать молитву Кресту и осенять себя крестным знамением. Каждое произнесенное слово золотыми буквами запечатлевалось на небе, и вскоре образовалась фраза “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его”, сияющая небесным золотым светом.
Рядом стоящие разбойники видели только сильный свет, но не видели, по жестокосердию своему, Царицу Небесную.
Впереди, по всему пути следования Божией Матери, по словам Филиппа, он видел преклоненных дев небесных, одни из этих дев стояли на коленях. Как говорил он сам, Божия Матерь прошла путь от Родаково до Миллерово. По окончании виденного, зарево оставалось, а Филипп продолжал молиться Пресвятой Богородице.
Через некоторый промежуток времени видит он вновь Царицу Небесную, но уже в других одеждах, так же идущую по облакам по направлению от Краснодона до Старобельска. Ручки у Пресвятой Девы были сложены крестообразно, как на иконе Божией Матери “Умиление” (из келий преподобного Серафима Саровского). За ней следовал с пением монашеский чин. Первым за Божией Матерью шел и нес заженный фонарь Марк (в народе Марочка, проживал в Луганске и нес на себе особый подвиг юродства, был жив вплоть до 50-х годов нашего(20) столетия...)
За Марком попарно шли монахи, держа в руках хоругви.
Как потом рассказывали злоумышленники, когда появилось, сильное сияние с небес, перед ними стала образовываться, как бы быстро возводиться из кирпича, высокая стена. И в скором времени они уже не могли видеть и стоявшего рядом с ними Филиппа.
Повернувшись через какое-то время в правую сторону, Филипп увидел Божию Матерь всю в белом, идущую уже по направлению к нему.
Немного не дойдя до Филиппа, Царица Небесная топнула ножкой, и из искр под Ее ногами стал образовываться светящийся бугорок. Став на этом сияющем возвышении, Матерь Божия взяла ниспавшее на плечи покрывало и покрыла им Свою главу. После этого Она обратилась к Филиппу со словами: “Филипп, волею Сына Моего, ты оказался здесь в Луганске, и Промысел Божий вел тебя сюда специально, на служение Богу и людям. С этого дня благодать Родившегося от Меня и помощь Моя будет пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям. Молитвою изгонять бесов, вразумлять и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. И день сей явления Моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он - Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем. И помощь Моя и благословение пребудет тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нем Ходатаица”.
Промолвив это, Царица Небесная благословила Филиппа и ушла. Еще некоторое время Филипп не мог и пошевелиться от всего виденного и слышанного. Огромная радость переполняла его душу. Он говорил, что во время видения видел себя стоящим в обычной одежде с палкой в руке, и тут же он видел себя падшим ниц в длинном хитоне. “Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю”.
Но когда он пришел в себя, то увидел разбойников, лежащих на земле: сиянием огня небесного они были ослеплены. И на вопросы народа о виденном в эту ночь и о причине их слепоты, говорили только то, что видели яркий свет. Тогда благочестивые люди стали расспрашивать о случившемся Филиппа, и он, преисполненный духовной радости, говорил жителям города о явлении Божией Матери граду Луганскому и о его спасительной для города силе. На протяжении всех последующих лет Филипп говорил о том, что явление Божией Матери было не конкретно милостью Царицы Небесной к нему, а милосердием и материнским покровом ко всем православным жителям Луганска...
“Чтите этот день, как Пасху”, - говорил он.
Случилось это событие в 1905 году 13 июня по новому стилю.
По прошествии некоторого времени Филипп вместе с паломниками отправляется в Иерусалим...
Отправляясь в обратный путь, Филипп берет с собою, как благословение Святой Земли, веточку Мамврийского дуба. Во время длительного паломнического пути, во время одной остановки на отдых, на станции Ильинка (сейчас находится на территории Ростовской области), на удивление многих, Филипп достал из сумки веточку Мамврийского дуба и, выкопав ямку, бережно посадил... Веточка прижилась, пустила корни, окрепла, и в скором времени это уже был молодой крепкий дубок, у корней которого забил святой источник. Множество людей сегодня приходят к этому святому месту. Среди верующих людей он именуется в честь св. Параскевы Пятницы...»
В тяжелые годы испытаний, когда после революции закрывали храмы, а священников отправляли в ссылку в отдалённые районы страны, все храмы в Луганске были закрыты или разрушены, единственным действующим храмом в округе была Свято-Вознесенекая церковь в поселке Александровка. В этот храм старец и ходил из города пешком. Он часто говорил окружающим людям: “Молитесь. Здесь Иерусалим!”
Однажды, когда подвижник вместе с группой верующих людей шёл через парк в храм на праздник, группа комсомольцев преградила ему путь. Они, зная о том, что народ почитает старца, стали посмеиваться над ним и его верой: « Ну, ты, раб Божий! Докажи нам, что есть твой Бог! И не словом, а делом докажи!»
Рядом с Филиппом лежал обрубок большого дерева, с одной стороны он сохранил на себе отпечатки топора, а с другой - был трухлявый от времени, сердцевина была уничтожена древесными насекомыми так, что образовалось сквозное отверстие.
Старец Филипп стал на колени у этого обрубка, поднял руки к небу и обратился к Богу с горячей молитвой, после этого встал, ударил палкой, которая служила ему посохом, по стволу дерева и трижды и произнес: “Дуб сей да обратится в камень в воспоминание мое и во свидетельство чудес Божиих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных и вере”. Помолчав, добавил: “Пока не расцветет”. И произошло чудо. Камень этот сохранился и до настоящего времени.
Примечательно, что спустя многие годы этот чудесный камень при строительстве кинотеатра хотели передвинуть в другой конец парка, для этого его сковали цепями. Но передвинуть камень так и не удалось - цепи каждый раз разрывались.
В годы гонений на Церковь за домом, где жил старец, велось наблюдение, следили и за посетителями старца, некоторых допрашивали, но самого старца арестовать не решались.
Лишь однажды старца Филиппа и послушницу Марийку все же забрали. Приведём отрывок из жития старца Филиппа: « Привели в кабинет начальника, и тот как давай кричать на старца, да кулаком по столу стучать. Долго слушал его Филипп, да и говорит: “Ты бы лучше сыном своим занялся, чем на меня кричать и грозить”.
После этих слов вбегает в кабинет секретарша и сообщает, что сын начальника попал под машину. Понял тогда он, что перед ним не просто старик сидит и говорит: “ Если сын мой останется жив, я тебя отпущу, и больше никто тебя никогда не тронет. А пока сиди в кабинете и молись, чтобы сын мой выжил”.
Недолго Филипп ждал. Начальник приехал и сообщил, что мальчик уже в сознании и состояние его нормальное. До конца дней его старца больше никто не беспокоил».
В течение двадцати лет в городе не было ни одного действующего храма, духовным маяком в Луганске был старец Филипп, к нему обращались люди за советом и духовной помощью. Когда началась Великая Отечественная война, многие верующие мужчины перед уходом на фронт, заходили к старцу за благословением. Приходивших людей старец крестил с молитвой и добавлял: “Пусть над тобой только пчелы и мухи летают, а пуля тебя не тронет”.
Один из них, Николай Ефимович Химич, после возвращения с войны рассказывал, что на войне в самые тяжелые минуты, когда грозила неминуемая гибель, понимал, что чудом остался жить лишь по молитвам подвижника.
Перед самым приходом немцев старца спрашивали: “Папаша, немец близко, что делать-то будем?” Старец отвечал: “А что немцы? Немцы постреляют, постреляют и уйдут”.
По молитвам подвижника город не был разрушен. Однажды, во время войны за несколько часов до бомбежки, старец приказал всем, кто был у него в гостях, лечь на землю и просить Царицу Небесную, чтобы она Своим заступничеством спасла от разрушения хлебозавод № 2, чтобы не оставить людей голодными. Во время налета немецкой авиации хлебозавод не пострадал, лишь была разрушена баня, стоявшая рядом с хлебозаводом.
По свидетельству современников, старец был аскетом, дом-келия, в котором он жил, был очень скромным. Спал он на трех досках, под голову клал кирпич, прикрытый соломой. Над изголовьем на западной стене висели иконы и среди них - изображение Луганской иконы Божией Матери. В келье было много духовной литературы, многие книги старец хранил на полках, некоторые в чемоданчике. Случалось, что старец просил приходивших к нему людей почитать вслух, зачитывал и сам им душеспасительные цитаты из книг. В келье старца люди часто читали Акафист Божией Матери “Скоропослушница” перед одноименной иконой, которую очень почитал подвижник, вероятно потому, что он родился в день празднования этой иконы 9/22 ноября.
Известно, что специально старец никогда не лечил, но люди замечали, что бывали случаи исцеления от одного прикосновения руки подвижника, изгонял он и духов злобы из одержимых людей. В течение дня к старцу приходило несколько десятков человек.
Один мужчина, ночевавший в доме старца, рассказывал после его смерти следующее: “Остался я раз ночевать у старца Филиппа. Люди разошлись. Старец стал молиться. Я слушал, слушал и задремал. Проснусь, - он молится. Я себе и думаю, когда же он спать-то будет? Проснулся я так еще раз и вижу: старец вроде и на коленях стоит, руки крестообразно на груди сложены, но пола не касается. Приподнят он от земли. Утром старец сказал: “Все, что ты видел ночью, до моей смерти никому не говори”.
В 1946 году все зимние месяцы шли дожди, из-за которых было большое весеннее половодье. Старец, предвидя летнюю засуху, советовал всем запасаться водой. Те, кто прислушался к совету старца, часто вспоминали прозорливца во время засухи добрым словом.
Возвращаясь как-то после Богослужения домой, встретил старец женщину-сектантку. Увидев его, она стала отстаивать правоту своей веры. “А ты, и те, кто вокруг тебя, - говорила она, - погибнете”. Старец, не сказав ей ни одного слова, а людям, окружившим его, заметил: “Она слепая. Посмотрите на нее”.
Когда эта женщина на глазах у всех попыталась войти в здание, где находилось почтовое отделение, то, войдя в первую дверь, вторую дверь найти не смогла и начала метаться между дверями. Отходя от этого места, Филипп сказал: “Видите, знает она, что должен быть выход, а его не видит. Так и сектанты-отступники, знают о Церкви Христовой, а к ее спасительным таинствам не прибегают. Потому и топчутся на месте, как слепые”.
Господу было угодно, чтобы старец Филипп был рукоположен в диаконский сан. Это событие произошло после того, как прозорливый старец помог найти церковные книги и ценные вещи, похищенные во время ограбления дома епископа.
Преосвященный Никон, епископ Донецкий и Ворошиловградский, рукоположил старца Филиппа в диаконский сан в Свято-Никольском соборе города Луганска (тогда еще Ворошиловграда). Из-за преклонного возраста диакон Филипп не мог часто присутствовать при Богослужении, но на архиерейской службе присутствовал всегда вплоть до отъезда владыки Никона в Одессу (владыка стал управляющим Донецкой и Ворошиловградской епархии).
После этого отец Филипп стал реже бывать на службе, из-за старческого недомогания. Немощный старец до последнего дня принимал страждущих людей в своей келье, вместе с ним люди молились перед иконами находящимися в его доме, уходили утешенные и умиротворённые. Все, что приносили люди, старец раздавал нуждающимся. Передавал продукты питания и одежду вдовам, в больницы, в места заключения. Сам отец Филипп ел очень мало, в понедельник, среду и пятницу не вкушал ничего, а в остальные дни довольствовался кашей, борщом, овощами, хлебом и квасом.
Среди икон, находившихся в келье диакона Филиппа, было изображение явления Божией Матери городу Луганску.
13 июня старец ежегодно торжественно праздновал это благодатное явление. Обычно в этот день Епископ Донецкий и Ворошиловградский Никон совершал Божественную литургию и крестный ход. На праздник старец приносил икону из своей кельи в храм.
После переименования Луганска на Ворошиловград, у старца спрашивали, как будет именоваться икона, старец уверенно отвечал: “Город был и останется Луганском. Имя же этого бандита сотрется со страниц истории как имя героя. И люди его забудут. А кто будет образ явления Божией Матери именовать его именем, у тех на языках шишки повырастают”.
На иконе, которая находилось у старца в келье, было изображено явление Божией Матери со всеми подробностями. О которых упомянул старец. Прозорливец предсказывал, что люди, которые будут жить позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него и отражала всё явление. А будет написана новая икона в честь этого события. Так и случилось. После смерти диакона Филиппа Луганская икона пропала.
И только в 1992 году по благословению Архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия была написана новая Луганская икона Божией Матери монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря. И сейчас эта чудесная икона украшает Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска.
В праздник Святой Пасхи отец Филипп отправлял приходивших к нему людей к одиноким, немощным и нуждавшимся с просьбой передать им все, что они принесли ему. Он очень хотел, чтобы Пасха Христова вошла в каждый дом. Больше всего старец любил раздавать хлеб. На сохранившемся с тех времён снимке старец запечатлен держащим в правой руке белый хлеб.
Диакон Филипп учил всех в любой ситуации уповать на Господа, жить с молитвой, советовал чаще причащаться Святых Христовых Тайн, не пропускать воскресной Божественной Литургии.
В последние годы жизни, когда он уже почти не выходил из келий, старец очень расстраивался, если в воскресный день к нему приходили люди, не побывшие в храме.
Дожил отец Филипп до глубокой старости. Немощного старца часто причащали по его просьбе. В 1956 году, когда пришло время умирать, он утешал всех, кто печалился при мысли о предстоящей разлуке. Он советовал людям приходить к нему на могилку и рассказывать ему обо всех своих нуждах как живому, тогда он обещал, что услышит и поможет в беде. По свидетельству верующих людей, старец Филипп продолжает помогать страждущим и в настоящее время.
Отрывок из жития диакона Филиппа: « За десять дней до смерти старец Филипп стал приготавливаться к отходу из этого мира... Утром, в день смерти, он попросил, чтобы его умыли, причесали и одели в чистое. После этого он попрощался со всеми и спокойно лежал, слушая канон на исход души. Посмотрел на часы и сказал: “Уже все. Литургия заканчивается и мне пора”. Так и отошла с миром душа праведника в жизнь вечную.
22 ноября 1956 года, когда православная церковь отмечала День иконы Божией Матери «Скоропослушница», старец Филипп отошёл ко Господу. Погребение диакона Филиппа состоялось при большом стечении верующих людей. Отпевали старца в Свято-Николопреображенском соборе. Место своего будущего погребение прозорливый старец указал сам за двадцать лет до кончины. Предсказал и то, что рядом будет построен храм в честь Божией Матери. Прошли годы, а на том поле действительно возникло городское кладбище. Позже началось строительство храма в честь Благовещения Божией Матери.
Сейчас на месте погребения старца регулярно совершаются панихиды, количество людей, приходящих на могилку праведника, с каждым годом увеличивается. Не далёк тот день, когда избранник Божий диакон Филипп будет прославлен в лике святых.
Источник
Житие старца-диакона Филиппа Луганского Автор-составитель: Архимандрит Владимир (Орчаров). Луганск, 2001.
http://www.obretenie.info/txt/filipp.htm
Прочитано 7844 раза. Голосов 13. Средняя оценка: 4.69
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо Светлане. Как и все составленные ею жизнеописания православных подвижников благочестия, жизнеописание старца Филиппа Луганского, очень интересно, последовательно и убедительно. Спаси Господи.
Лакисова Ольга
2014-04-21 13:07:19
Спасибо.мне очень интересно узнавать как можно больше об этом человеке. Моя бабушка знала его лично , просила помощи , и он помог. С детства я с ней ходила на могилку к " дедушке Филиппу" это она так его называла. Из раза в раз я слушала ее историю но хотелось знать о нем больше. Еще раз спасибо
Фокин Сергей
2014-11-26 16:31:52
Спасибо за статью. Был чудом спасен у плену Украинской Армии по молитве Богородице Филиппа Луганского. Делаю все, что можно, что бы прославить Филиппа и реализовать пророчества о Светограде Луганском.
С БОГОМ