В начале было Cлово… и Cлово было Cам Бог, и эта же форма, суть, и подобие даны в дар лучшему творению – человеку. Что же это за таинственная сущность такая, обладающая властью, силой, волей, которое имеет отношение к самому Богу и которой наделен человек? Какова честь, слава, но какова также и ответственность тех, кто наделен Божественной способностью владеть словом, об этом наш сегодняшний разговор.
Свет на это как нельзя лучше проливает история, на первый взгляд, казалось бы, ничего не говорящая об этом.
Евангелие от Марка 11:12-14,20:
«12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.»
Господь Иисус двигается по дороге в Иерусалим. Если внимательно прочитать 10-ю и 11-ю главы, можно увидеть, что этот путь был насыщен значительными событиями: исцеление слепого Вартимея, вьезд в Иерусалим, очищение храма. Но, проходя этим путем, Иисус совершает еще одно действие, крайне непонятное. Он проклинает смоковницу – фиговое дерево, на котором не нашел плодов. Как Он это делает? Он произносит над ней словесную фразу: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!»
Этот эпизод до сих пор порождает массу толкований, гипотез. Что же произошло? В чем мотив поступка Христа? До сих пор многие люди не верят, что в этом эпизоде произнеслось буквальное проклятие, утверждая, что Сын Божий ничего не проклинал, а имел ввиду совсем другое. На этом они строят целое учение. Другие считают, что Христа взяла досада на голод. Думается, это абсурдное утверждение. Сын Человеческий, который преодолел 40-дневное искушение голодом в пустыне, не стал бы вкладывать в это действие мотив досады. Следующие утверждают, что Иисус нарушил закон Божий. Что Бог благословил, того нельзя проклясть! По известным откровениям, Бог благословил в Израиле виноградную лозу, хлебный колос, оливы и смоквы. Именно эти четыре, а также пятый – гранатовое дерево, являются символами Израиля. Но на поверку и это мнение не выдерживает критики. Рассказ имеет очень глубокий смысл. Какое же мнение является правдой? Давайте по порядку.
А) Иисус показывает истину на примере самого знаменитого образа Израиля.
Б) Суть действия – Иисус отнимает свое божественное благословение от того, что не отвечает Его первоначальному замыслу. Проклятие приходит, как аксиома. Доказательством служит то, что этот рассказ находится там же, где написано об отношении Иисуса к храму Израиля и, к ставшей мертвой, вере.
Еще в чем правда? Иисус учит учеников иметь веру, и их вера должна быть основана на потенциале слов. Иисус показывает, какой именно должна быть жизнь верующих в Бога людей. Это все правда. Все эти моменты заключены в эпизоде со смоковницей.
Об этом было сказано огромное количество проповедей. Но есть еще одна грань этой истины, многие годы уходившая от моего разумения. Еще раз вспомним, что сказал Иисус? «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!» (Мат. 21:19). Вот и все! Ну, и жила бы всю жизнь и зеленела бы, только без плода. Но она засохла после этих слов! Вся, до корня! Вот здесь очень важная деталь рассказа. А деталь вот какая – на земле присутствует ее Художник, Вдохновитель, Создатель, Премудрость, Кисть Бога. Каждую деталь жизни, каждый ее оттенок Он создал, прорисовал особым образом – через слово. Он сказал – и так стало! Ни одно из Его слов не пропадало даром. Сказанное – оно воплощало Его мысль, замысел, идею творения. Смоковница – значит, дерево, приносящее плоды, смоквы, фиги, инжир. Виноградная лоза – гроздья винограда. Их суть – плоды. Больше эти растения ни к чему не пригодны.
У Бога Слова так – все имеет свое воплощение. Поэтому либо вещь, творение исполняет первоначальный замысел, либо подлежит уничтожению. Никаких «может быть», «по-другому», «частично» не бывает! Слово Бога точно! Или смоковница, приносящая плоды, или не смоковница вообще!! Либо ты – человек, по замыслу Бога строящий свою жизнь, либо никто вообще!
Смысл жизни и ее назначение определяются через Слово Бога. Это первое. Второе: до прихода Иисуса Христа на землю все откровение Бога человеку строилось по принципу – если Бог сказал, Его слово имеет власть. Это сторона ответственности Бога. Ни одно, сказанное Богом слово, не является тщетным. К словам Бога никому не позволялось прибавлять, что-то в них изменять или убавлять. Когда этот принцип нарушался – это приводило к хаосу и многочисленным бедам. Третье: каждый человек создан по образу и подобию Божьему, поэтому все, что говорит человек, также имеет суть и смысл. И то, что человек говорит, также имеет некоторую власть преображать, либо во благо, либо во зло. Этот принцип поддерживался, например, через важность слов фигур власти: слова родителей, слова мужа в семье, слова царя, слова пророка. Нарушение этого принципа также приводило к печальным последствиям. Но снова оговорка – это человеческая сторона ответственности. Каждая личность несет ответственность за свои произнесенные слова. Поэтому, в древности к серьезным словам добавляли заключение « Да будет так» или «ты говоришь». И старались говорить обдуманно.
«Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.» (Еккл. 5:1)
«Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же.» (Еккл. 10:12).
Потому что слова не тщетны. Ко времени Христа принцип: «слово несет в себе смысл и может являть последствия» был утрачен. Появилась философия, позже – софистика, затем лжерелигия, которая окончательно стала подрывать основы отношения к слову Бога и правила пользования словами. Появились мантры, наговоры, длинные молитвы, кафы, словобдения и получалось, что чем глупее человек, чем он невежественнее, тем он больше говорит, не задумываясь над тем, что говорит. А в жизни получалось еще хуже. Господь Иисус на примере смоковницы вновь показал и вернул на место откровение не только о силе слов, но и об их последствиях. От слов: «да не будет же впредь от тебя плода вовек!» смоковница вообще высохла! Начальная фраза – бесплодие, последствие фразы – конец, уничтожение.
Сила слов – истина утраченная и поэтому еще более впечатляющая. Далее Бог начинает возвращать основы: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе.» (Мат.18:18), «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.» (Мат.12:36)
Его учение часто начинается с фразы: «Вы слышали, что сказано древним?» А что сказано древним? Сказано: «Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги». (Еккл.5:2). Не спеши произнести слово. На земле все твои слова, все слова других людей имеют последствия для земных условий, отношений, судеб. Ты уже забыл про них, или ты совсем другое имел ввиду, просто пошутил и забыл, а потенциал произнесенных слов остался. Каков он? Позитивный, негативный? Поскольку речь зашла о том, что сказано было древним, то обратимся к примеру древности, оставленном в эталоне слова Библии.
Бытие 31 глава. Возьму пример с Рахилью. Очень яркая иллюстрация утверждения о силе произнесенных слов, власть которых может простираться исключительно далеко во времени. Итак, Рахиль, младшая дочь Лавана Арамеянина, любимая жена Иакова, которую он заслужил за 14 лет работы. После долгого ожидания, эта красивая женщина стала матерью Иосифа. Все это время она имела все благословения Божьи через своего мужа. Но, в самый ответственный, кризисный для всей семьи момент, она совершает нелепое действие – похищает идолов своего отца и увозит с собой. Разгневанный отец догоняет семью Иакова и обвиняет его в краже. Дальше прочтем Бытие 31:32: «32 [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их.» На обвинение Иаков отвечает крайне опрометчиво: «У кого найдешь, тот не будет жив». Кража не раскрывается, после этого проходит много времени, и вот, наконец, обещанное благо приходит к Иакову. Он достигает земли обетованной, говорит с Богом, обретает Его поддержку. Но именно в этот самый момент его же слова, слова мужа, настигают Рахиль: «Кто взял, тот не будет жив.» Рахиль умирает.
Бытие 35:16-20:
«16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.
17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.
18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.
20 Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня.»
Ей уже никто не может помочь... Не помогает и то, что некоторое время назад, под давлением Иакова, она, вместе со всеми остальными, выдала фигурки чужих богов, сняла серьги... После чего все это было закопано под дубом в Сихеме. Тем не менее, когда-то сказанное Иаковом, сила слов мужа – фигуры власти, настигает Рахиль безошибочно! Почему именно так? И хотел ли муж смерти для своей любимой жены?! Нет, конечно же! Однако, сработал закон не только силы слов, но и силы справедливого суда! Кто взял, того и постигло! В Священном Писании много рассказов на эту тему, за неимением времени остановимся только на одном этом. Вывод один, как написано: «Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Прит.6:2).
Осмыслив сказанное, вернемся снова к эпизоду о засохшей смоковнице. Подумайте... Христос, Бог во плоти, говорит дереву, а представьте, если бы он сказал это человеку? Что было бы? На примере с деревом Христос напомнил забытую истину о силе слов.
А что будет, если человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, скажет что-то доброе и будет продолжать говорить только доброе о чем-либо... Сбудутся ли его слова? Христос ведь всегда говорит о нас только доброе, постоянно ходатайствуя! Думается, что сбудется.
А что, если человек будет говорить всегда только нечто плохое, скверное о чем-либо? Сбудутся ли его слова? Посмотрите на людей и их семьи, где негативные слова и ругань в порядке вещей – и тогда сами решайте, как ответить на этот вопрос!
Те же две грани. Одна сторона – Бог несет ответственность за каждое свое слово: «Я бодрствую над словом моим» (Иер.1:12). И вторая сторона – мы, люди, несем ответственность за все свои слова. В этой сфере, видимо, все намного серьезнее, чем кто-либо из нас себе представляет. Посредством многих эпизодов Бог открывает это, чтобы мы, получив благословение, не остались в беспечном неведении. Видимо, здесь нет несерьезных мелочей. У Бога все либо соответствует Его первоначальному замыслу, либо подлежит уничтожению. У Него все точно, серьезно и глубоко. И требования Божьи не тщетны.
Вся Библия, все израильское богослужение открывает эту истину. От Моисея в свое время Бог потребовал: «Смотри... сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Евр.8:5). Все точно, до мелочей. Даже такая деталь, как серебряные трубы. Все было точно установлено. Почему серебряные, а не более эффективные медные, почему не золотые, не роговые, не оловянные? Серебряные трубы, кроме символа, видимо, имели особый звуковой диапазон, который был избран Богом. Язычество упорно продолжало дудеть в медь, а отступническая еврейская диаспора после перешла на холодные оловянные трубы, и сразу как-то по-другому стало, что-то изменилось в худшую сторону.
Мне, конечно, все равно, по большому счету, у кого какие трубы, но повод к размышлению остался. Бог не изменяется. Он не изменил свои высокие стандарты, они те же. Точно такие же высокие и точные требования к словам. Если правильно пользоваться, по замыслу Божьему – результат будет обязательно. А если неправильно – результат тоже будет. Но какой? Нам не все понятно. Мне лично неизвестно очень многое, однако я догадываюсь, что с нашим миром происходит нечто страшное, точнее, жуткий развал, именно из-за неправильного, тотально неверного, с умыслом неверного пользования словами, которые несут в себе уже поэтому отрицательный, разрушительный потенциал.
Пример современности. Все общество отмечает скачок вверх насилия, дикой невоспитанности детей, разрушение семей. Одиночество стало образом и образцом жизни. Но это следствие. А в чем причина? Где тот запускной механизм, который генерирует это зло в человеческом обществе? Думаю, что где-то в особенных сатанинских глубинах искать не надо. Включите радио с 6-ти утра до 6-ти утра следующего дня, то есть, на сутки. И внимательно послушайте тексты песен подряд. Стандарт: женщины поют: «Ты обманул, ты ушел, а я любила тебя, как мне жить дальше…» Мужская версия: «Ты меня оставила, ушла с другим, я страдаю, ты предала нашу любовь.» Ежедневно в уши людей от 6 до 80 лет льются эти дешевые песенки… Сюжет один: я одна, ты один, я глупец, ты глупа! Сегодня 80% отношений: мужчина – женщина заканчиваются через 3 месяца. Включите ТВ на день. Главный сюжет почти всегда: либо мордобой, либо несчастная любовь. Либо ты, либо тебя. Либо избитый Том, либо полуубитый Джерри. Тема тоже почти всегда одна: разбитая семья, разрушающаяся семья, начинающая разрушаться семья, и главное – разрушительные диалоги, монологи, трагедии, вопли, слова, слова, море слов. Ежедневно, с тех пор, как изобретено телевидение, вот уже 70 лет, каждый день! Электронные устройства усиливают тонкие частоты в тысячу раз и транслируют через уши и глаза напрямую в мозг, причем, каждый день!
Иисус показал, что достаточно одной негативной фразы, чтобы уничтожить дерево на корню. Сколько же негативных фраз произносится СМИ ежеминутно, разрушающих, уничтожающих благополучие его зрителей, читателей, слушателей. Это самое настоящее копирование зла, проекция в жизнь других. Настоящий наговор, только в современном, электронном исполнении. Вспомните американские фильмы. Все тонет, горит, взрывается. А теперь реально: все горит, тонет, взрывается. Может, и правильно наши делают, что всегда танцуют и поют? Я не против телевидения, радио, телефона. Это замечательные изобретения. Меня интересуют слова, начинка, подкладка. И меня интересует вдохновитель, организатор всего этого. Злой гений, придумавший этот механизм.
Как-то, не так давно, меня пригласил по делам в свой офис представитель китайской электронной компании. Когда я сел в кресло, то сразу обратил внимание – на его столе в ряд на красивой подставке стояли четыре фигурки обезьянок. Обезьянки стояли в ряд в интересном порядке: первая закрывала руками свои глаза, вторая закрывала уши, у третьей руки были на голове, и у последней, четвертой, руки были скрещены на груди. Я спросил китайца, что все это означает? Он сказал: «Первая говорит: «Не хочу, не вижу зла.» Вторая говорит: «Не хочу, не слышу зла.» Третья говорит: «Не пускаю зло в разум, не думаю о зле.» Четвертая: «Не пускаю зло в сердце, не мыслю злого в сердце.» «Это моя жизненная линия.» – добавил китаец. И тогда я подумал: этот конфуцианец умнее многих верующих во Христа, которым тоже было написано. Вот, что я нашел у Исаии...
Книга пророка Исаии 33:13-17:
«13 Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.
14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?»
15 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
16 тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.
17 Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную.»
Мир наговаривает негативное? Сердце, голова, глаза и уши должны быть защищены. Возьмите щит, шлем, броню, чтобы угасить раскаленные стрелы лукавого. Какие раскаленные стрелы? Слова!! А наш возрожденный, внутренний источник... Из него не должна изливаться и сладкая и горькая вода. Все, что не Отец насадил, искоренится. В заключение мне хочется перефразировать заповедь Христа из Евангелия от Марка 11:24: Все, что ни говорите, плохое или хорошее, верьте, что получите!
Разве вы не знаете, что вы храм?! Слова, произнесенные в храме, ближе всех к слуху Бога. Вас слышат! И как вы говорите – будет вам! Пусть Бог поможет осознать, сохранить его истины!
|