Законничество христианское и иудейское (анализ 5 главы Евангелия от Матфея)
Почему у меня возникла нужда проанализировать именно пятую главу Евангелия от Матфея? Потому что там сформулировано отношение Христа к Закону, которое не правильно понимается многими верующими, считающими, что Христос дал иной закон, а прежний (Моисеев)для христиан уже не действует.
Однако, жить без законов сложно, может быть, и невозможно вообще. Поэтому на смену Моисеевому закону приходят так называемые "христианские" законы, запрещающие христианам - то становиться богатыми людьми, то служить в армии, то смотреть телевизор, то участвовать в политике, то критиковать правительство... Нет числа этим самовольным трактовкам слов Иисуса, суть которых есть законничество. Отвергнув одно законничество - иудейское, христиане с не меньшим "успехом" создали свое собственное. И это является преткновением для многих людей. равно как и законничество иудейское с их многочисленными запретами (вроде запрета включать свет в субботу), с их "заповедями на заповедь", которое критиковал Иисус, говоря, что иудеи отошли от главного в законе.
Так, живя в Израиле, мне нередко приходиться видеть у людей, не принимающих христианства, их отвержение христианских догм, вроде догмы об обязательном подставлении второй щеки тому, кто с удовольствие бьет по первой.
Итак, что же говорит 5 глава об отношении Христа к закону?
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное."
И далее, только после этих слов, после того, как Иисус, говоря современным языком, создал фундамент, он продолжает на нем возводить здание и идет дальше:
"Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака ", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный ", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный."
Это очень важно понять: Иисус не противопоставляет Себя и Свое учение Закону, наоборот, Он выводит закон, точнее, возвращает его на духовный уровень и говорит уже не столько о взаимоотношениях людей (истец-ответчик), сколько о состоянии сердца человека - каким оно должно быть по духовным критериям. Недаром эта глава начинается с Нагорной проповеди, где сформулированы Заповеди Блаженства. Иисус говорит не столько о самом действии, а об отношении человека, с которым тот должен совершать все свои действия.
То есть, Иисус вовсе не противопоставляет Свои слова о второй щеке закону "око за око". А говорит, что в исполнении закона справедливого воздаяния (а именно это выражено в словах "око за око, и зуб за зуб", на котором, собственно построена вся западная юридическая система), важно избавиться от всякой корысти и утверждать справедливость не потому, что тебе жалко свою отнятую кем-то рубашку, свое око и свой глаз, а потому, что того требует вселенский принцип справедливости - не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Этот вселенский принцип справедливости и выражен в Моисеевом Законе - не лги, не вору, не убей и так далее...
Речь в словах Христа таким образом идет лишь о том, что не стоит отвечать по ненависти, по обиде, по задетым эмоциям и так далее. Солнце не должно заходить во гневе вашем! Все эти негативные чувства нужно победить в себе. Но стоит отвечать по здравому смыслу и по требованию ситуации. То есть, адекватно. А адекватное отношение состоит в том, что преступник должен быть наказан, с лукавым должно быть поступлено по его лукавству, а к пришедшему к вам с мечом и насилием, должен быть представлен равноценный аргумент, то есть, меч, понимаемый, как меч, а не как слово.
Не понимая этого, некоторые верующие и создают неверные доктрины, например о том, что верующий человек не может быть богатым или не может поднимать меч.
Тогда как Иисус говорит о том, что у богатого и у воина с мечом просто должно быть правильное отношение к своим действиям: богатый не должен привязываться к своему богатству, а воин не должен ненавидеть врага, но совершать свое действие не ради мести, а ради установления справедливости.
Итак, духовному человеку никто не может запретить чего-то извне: есть какие-то продукты, смотреть телевизор, слушать рок, читать книги иных конфессий и религий, выходить на демонстрации, баллотироваться без одобрения Синода на должность президента или идти на баррикады. Духовный поступает по вере. Апостол Павел так выразил эту мысль: для чистого - все чисто, лишь тому не чисто, кто почитает сие нечистым.
Но закон, который дает ему Бог, оберегает его от неправильного отношения ко всему тому, что делает человек.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
ваш Иисус такой законопослушный, что зачем синедриону нужно было Его убивать...шутить хотели или вас не прочли вовремя?
grashin
2012-01-14 05:12:42
Христа убили потому что Он исполнял законы Бога, а не законы Синедриона, Ирода и Римской империи. То есть Он был, как вы правильно сказали, законопослушным,но перед Богом, а не перед кастой фарисеев - законников, угождал Богу, а не власть имущим. Чем фактически обнажил безбожный характер действующей власти, лицемерие Синедриона и противопоставил их власть - власти Бога.
брат Cева
2012-01-14 05:35:12
Мир вам.
Александр, вы как то пишите считая - Закон - чем то трудным и даже невыносимым.
Цель и суть закона - очень гуманная и справедливая.
Цель ограничить наказание.
Потому и написано - око за око или зуб за зуб.
Это в смысле - не более.
Т.е это не обязывало человека так ответить, а обязывало не превысить ответ.
Потому что бывает - ударили подщёчину, а обиженный дал так, что обидчик забудет своё имя.
В этом -око за око, повреждение - за повреждение - очень много милосердия и гуманности.
Потому и получается, что одни люди когда хотят оскорбить кого-то другого.
Ставят клеймо - законники, но при этом не думают, что сами себя клеймят тем, что они сами получаются - беззаконники. Комментарий автора: Вы не правы. Цель закона - не ограничить наказание или даже вовсе отменить его(в этом цель милосердия), а оградить человека от зла, то есть, воспитать его таким образом, чтобы он не делал зла. Вот почему закон предусматривает наказание для тех, кто ему противиться.
Сложно ли исполнить закон? Кому - как. Беззаконнику - сложно, а праведнику - легко. Потому что беззаконник любит беззаконие, а праведник - правду. И если по вашему, Иисус ставил клеймо на законниках, называя их так, то почему, по вашему, они Его постоянно пытались уловить в нарушении закона и богохульстве?
Михаил
2012-01-14 08:59:15
законы цезаря знаю, всякая власть от Бога.с иродом то же самое. обоснуйте что законы синедриона не обосновывались на уважаемой Торе... Комментарий автора: Не убий, не лжесвидетельствуй и пр. Какую заповедь не нарушил Синедрион, обвинив Иисуса и предав Его на смерть?
брат Cева
2012-01-14 11:10:48
Вот ситуация:
Александр думает, что Сева не прав, а Сева уверен, что весь Закон - милосерден и справедлив.
Я слышал много утверждений-поношений на Закон, потому что людям годами внушали мысль о не справедливости и не милосердии Закона.
То учение - что дал Христос - намного сложнее в исполнении, нежели исполнение Закона.
Мой вопрос:
вы раньше слышали такое восприятие Закона - ограничить или упростить возмездие ?
Или потому вы не принимаете - моё понимание - как здравость понимания,
потому что впервые встречаетесь с этим ?
Проще отвергнуть неизвестное - чем принять.
Или вы лично - уже давно убеждены в не милосердии и не справедливости Закона ? Комментарий автора: Сева, вы путаете два понятия - справедливость и милость. Они не тождественны, более того - часто противоположны. Что такое милость, милосердие по сути? Это нарушение справедливости. Что такое закон - это справедливость, пусть строгая и суровая, но справедливость. Вот совершил человек преступление, ему по строгости закона полагается наказание, а его вдруг милуют. Где же здесь справедливость? В наличии ее нарушение.
Так плоха ли милость? Или плох ли закон? Нет. Но важно понять, что закон (справедливость) и милость - это два различных способа (пути) в руках у Бога. Недаром сказано, что Бог и справедлив и милосерден. И в одном случае необходима строгость (наказания Господня не отвращайся), в другом - милосердие. К примеру, глупо проявлять милосердие, когда преступник не раскаялся в содеянном, если он и дальше собирается творить беззакония. Равно, как и не следует проявлять даже заслуженное наказание к человеку, который не просто раскаялся, но и уже слаб или сломлен. Наказанием его можно просто добить. У меня есть статья "Дар Прощения" на моем сайте "Внутри" , в которой я подробнее рассматриваю этот вопрос.
Александр
2012-01-14 14:23:16
Александр, спасибо за статью. Глубокое размышление о сути Нагорной проповеди. Действительно христиане умудрились настроить себе фарисейских законов за 2000 лет, и самое страшное, что их нарушение "карается" очень строго. Наверное в "законе" держать легче, чем научить руководствоваться Духом.
Михаил
2012-01-14 14:24:49
"Христа убили потому что Он исполнял законы Бога, а не законы Синедриона"
я вас спрашиваю серьёзно о законах синедриона и в чём они противоречили законам Торы. вы мне про исполнение заповедей. я и без вас знаю что заповеди выполнить досель спромогся только Один.
но спрашиваю я вас совсем о другом.
но вам не важно о чём вас спрашивают. вы ляпните что то, а потом с открытым забралом отстаивать свой ляп. даже не интересно. Комментарий автора: Михаил!
Заповеди Божьи (Декалог) входят составной частью в Моисеев Закон, который называют еще Законом Божьим. А также заповеди Божьи входят в Новый Завет. А еще вся Библия (и Ветхий Завет и Новый) называются законом Божьим. Так что вам лучше бы разобраться в дифинициях (определениях), чем напрасно обвинять.Законы Божьи для того и даны, чтобы их исполнять, и вы неправы, если считаете, что их невозможно исполнить.Другое дело, что чем ближе человек к Богу, тем и требовательность к такому человеку увеличивается. И на фоне Божьей святости мы все - несовершенны.
Потом, я нигде не говорил о том, что христианство лучше Синедриона или хуже. Синедрион, как впрочем и христиане должны показывать пример остальным в исполнении законов Божьих или, если хотите, заповедей. Потому вопиющим фактом является то, что Синедрион не принял Машиаха от Бога. Это все равно, что врачи вместо того, чтобы лечить человека, его убили.
А вообще, чувствуется, что вами движет обида на "христиацев". Лучше будьте более милосердны к людям, а более строги к себе. Это вам поможет.
И вам тоже удачи!
Михаил
2012-01-14 14:31:47
знаете , если законы синедриона таки были законами Бога, (не испонение, а законы) то ваши слова что Иисус исполнял законы Бога а не исполнял законы синедриона звучат нелепо.
другое дело что синеджрион заради славы своей готов был убить кого угодно, так это другое дело. и что изменилось в наше время? чем христианство стало лучше синедриона?
напишет какой нибудь невесть что возомнивший о себе христианец что нибудь( я не о вас!). дашь ему коментарий, а он удалит и радуется. и право удалять предоставил ему христианский сайт. а если удалить это не убить по христиански, то об чём тогда речь. если коментарий дурацкий, радуйся , твоё имя хулится а награда растёт!
да где тамс. до награды ещё топать, а славы хочется чичас. вот такая арихметика.
так что не увлекайтесь!
удачи! Комментарий автора: Под законами Синедриона, Ирода и Римской империи я имел в виду то, что Синедрион являлся высшим религиозным авторитетом в Израиле, с чем Иисус, разумеется не мог согласиться (Высшим авторитетом - религиозным и не только является Бог). Равно это касается и Ирода, который должен был исполнять Законы Божьи (царь в Израиле - это помазанник Божий), а вместо этого начал истреблять детей, испугавшись за свою власть. Равно и власть Рима претендовала на то, что она "главнее", то есть вправе решать - кого казнить, а кого помиловать...
Поэтому Иисус неизбежно вошел к в конфликт с властью, которая сама конфликтовала с Божьим Законом.
Михаил
2012-01-14 17:16:02
нисмаря на многословие я так и не пойняв что плохого нашёл Иисус в законах синедриона (по вашему утверждению выше таки нашёл)
а. "и вы неправы, если считаете, что их невозможно исполнить."
если я неправ и если можно, на кой ляд благодать, крестная смерть и вообще Христос?
б. (Высшим авторитетом - религиозным и не только является Бог).
ог является Богом. Не зависимо от авторитетов.
в. "Иисус неизбежно вошел к в конфликт с властью"
входят в конфликт тока грешники,
да ни с кем Он в конфликт не входил.
"не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит;..."
каой конфликт, любезный?
ДОВОЛЬНО! Комментарий автора: Отвечу по ваши фразам:
"нисмаря на многословие я так и не пойняв"(цитата) -
В этом не обязательно есть вина отвечающего, но также может быть вина спрашивающего.
"если я неправ и если можно, на кой ляд благодать, крестная смерть и вообще Христос?" (цитата) -
Чтобы вернуть человека на верный путь, чтобы он соблюдал Божьи Законы. А вы думали, что крестная смерть и благодать нужна была для того, чтобы человек мог продолжать безнаказанно грешить?
Иисус так сказал об этом: не здоровые имеют нужду во враче. но больные.
"Бог является Богом. Не зависимо от авторитетов".(цитата) -
Бог является Богом, что не мешает Ему быть авторитетом.
"входят в конфликт тока грешники,
да ни с кем Он в конфликт не входил.
"не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит;..."
каой конфликт, любезный?"
Если бы Христос не вошел в конфликт, Его бы не распяли. Или вы думаете, что распинают за красивые глазки в государстве, где есть законы?
Какой конфликт?
Между праведным Богом и грешным миром. Этот конфликт еще называется Армагедоном. Слышали?
"ДОВОЛЬНО!"(цитата) -
Ну, довольно, так довольно. Тогда не задавайте больше вопросов и вы не будете получать на них ответы.
Михаил
2012-01-15 08:57:47
Бог вошёл в конфликт между праведным Богом и грешным миром.
Перезагрузка. Комментарий автора: Перезагружайтесь. Может быть, в результате вы и поймете, что все, пришедшее от Бога, находиться в конфликте с грехом.