Знание психологии для духовной работы с подростками.
План.
Введение
1. Мнение психологов о жизни в подростковом периоде
2. Какую роль играют родители и Священные писания на подростка?
3. Значимость поместной церкви в возрождении подростка
4. Труд и служение подростка в церкви.
Заключение
Библиография
Введение.
Прежде всего, мне бы хотелось отметить, что мнение психологов о подростковом периоде сходятся во многом. В первую очередь, это то, что этот период для человека особенен по сравнению с другими этапами жизни, так как в это время происходят сильные изменения физиологии, мышлении и психологии ребенка.
Необходимо отметить, что в это время жизни подросток может оказаться под влиянием улицы, или физически сильных сверстников. В таком случае, как правило, школа и родители становятся бессильны. Взрослые пытаются воздействовать на подрастающее поколение любыми средствами, но это бывает не только безрезультатным, но вызывает протест со стороны последних. Порою эти действия выражаются самым удивительным образом. К примеру, у детей формируется, как средство защиты свой сленг. Взрослые просто не могут понять, о чём идёт речь среди подростков, в том, или ином случае. Также необходимо отметить, что подростки чувствительны и ранимы к любому слову и действию. Непонимание со стороны родителей и обиды, кои имеют места, толкают их искать новизны и свежих впечатлений. Это может подтолкнуть подростка к преступности и нарушение норм морали. Также подростки могут чувствовать свою несостоятельность и ненужность. Как правило, такие дела кончаются озлобленностью и противодействием взрослым
Что в таком случае делать нам, взрослым? Для ответа на данный вопрос, конечно, нужно обратиться к науке, которая называется психология. Изучение основ и правил этого предмета может помочь нам в решении проблемы воспитания подрастающего поколения.
1. Мнение психологов о жизни в подростковом периоде.
Возраст о котором хотелось бы иметь рассуждения, без всякого сомнения и преувеличения можно назвать в жизни человека особенным. Это своего рода трансформация. Превращение ребёнка в подростка.
Многие психологи по-разному оценивают тот период, в который происходит изменение человека. Д. Б. Бромлей: 11-15 гг. Д.Б. Эльконин 10-15 гг 1.
1. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987 стр. 30
Проблемам детской возрастной психологии уделять более пристальное внимание стали только в наше время. А именно: до и после 20х годов. Это тогда когда мировые революционные настроение выплеснули на улицы больших городов превеликое множество беспризорников. Один из исследователей обсуждаемой проблемы Э. Эриксон, отмечает, что истоки психологической напряженности для подростка могут формироваться не только от личных физиологических и нравственных данных подростка, но и от той среды, в которой он воспитывается. А это и социальные условия, и политическая обстановка в стране и, конечно, семья.
Взрослея, подросток начинает глядеть на мир, как человек, могущий его изменить. Это происходит в возрасте 11-15 лет. В этом возрасте он начинает планировать свою будущую жизнь. Но под давлением общественности, подросток начинит приспосабливаться к жизни. То есть адаптироваться: менять свои взгляды, искать себе кумиров. То есть происходит его трансформация. Таким образом, он формируется, как целостная личность. У него складывается характер. 2.
Относительно интересов подростков можно сказать, что существуют определённые, следующие категории, которые называют доминантами:
1. Личностная, когда подросток замкнут на себе.
2. Установка на будущее. Когда подросток начинает задумываться о завтрашнем дне.
3. Доминанта противоборства окружающему миру, в частности обстоятельствам.
4. Романтика.
Необходимо отметить, что в немалой степени на подростковый период влияет тот фактор, какая обстановка складывалась вокруг подростка до вышеуказанного переходного возраста.
Исследователь проблем подросткового периода Т.В. Драгунова указывает, что трансформации подростка свойственно:
1. Подражание взрослым в привычках.
2. Нормах морали.
3. Образу жизни.
4. Внешнему виду.
Разумеется, как правило, всё это негативно влияет на формирование и характера и личности в целом. Как правило, в подростковом возрасте мальчики стараются более походить на мужчин. Они подражают взрослым, хотят показать своё превосходство в силе и ловкости над другими.
Это находит своё отражение во взаимоотношении с товарищами, и характеризуется проявлением настоящей дружбы, верности, благородстве и т д. Но влиять на формирование подростка
2. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996 стр. 34
могут и плохие сообщества. Хотя, по большому счёту вышеперечисленные качества, к которым стремятся подростки, всё же преобладают.
Положительные принципы морали во взаимоотношениях с товарищами заложены в самом человеке искони. Разумеется, всё это находит своё место, как в школе, так и дома.
Каждый из нас, кто имеет детей, может в такой период наблюдать, что занятие и уроки у детей в этот период отходят на второй план. Родителям в таком случае приходится прикладывать немало усилий, чтобы переломить ситуацию.
Знаменательным в подростковом периоде является тот факт, что в это время у человека формируется характер. Это похоже на то, как у ребёнка формируется осанка в юном возрасте.
Или всю жизнь быть сутулым, или, расправив плечи, статным и красивым. Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. 3.
2. Какую роль играют родители и Священные писания на подростка?
Одной из замечательных сторон Священного писания является факт того, как в Них указывается на воспитание детей. И прежде всего это воспитание начиналось с твёрдого убеждения родителей и духовных лидеров в том, что ребёнок верующего человека должен принадлежать Господу. И с этой позиции не нужно отступать ни на шаг. Вот ярчайший тому пример на страницах Священного писания.
Исход 10 24 Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами. 25 Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; 26 пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу.
Недавно мне пришлось слышать пример того, как в наши дни один еврей, раввин в течение многих лет поднимал своего сына ночью и плача говорил ему, что от храма Соломона ничего не осталось. На первый взгляд это могло показаться безумием и издевательством над ребёнком, но по большому счёту это оказалось, не чем иным, как состоянием сердца отца. Говорят, что впоследствии этот мальчик сам стал раввином.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999. стр.123
Разумеется, что грех переходит в ребёнка при рождении от родителей.
К Римлянам 5 12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.
Но вполне закономерно может звучать вопрос, в каком духовном состоянии находятся родители верующих детей? Может ли быть грех сильнее человека, искренне посвящённого Богу Авраама, Исаака и Иакова?
Сходя из вышеприведённых фактов нетрудно сделать вывод, что самым убедительным примером воспитания подростков, может служить наша личная жизнь. Как мы сами ходим перед Господом, так это отразится на наших детях. Непросто псалмопевец пишет такие слова:
Псалтирь 33 12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
Именно такое воспитание способно сформировать в ребёнке послушание. То есть если мы сами служим примером, это будет иметь колоссальное влияние на подростка. Только тогда и при таких условиях мы сможем увидеть, насколько действенны слова Библии:
К Ефесянам 6 1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. 2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: 3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
Я, автор этого реферата, коротко хочу привести свидетельство из личноё жизни. Моя дочь 14 лет от первого брака, это когда я ещё был неверующим, была прислана мне на самолёте (тогда уже уверовал) на перевоспитание бывшей женой. Как я только не бился, чтобы научить её, дочь, Евангелие. Но она не шла в церковь. Однажды я не выдержал и наказал её физически. Конечно, это было несильно, но для ребёнка очень обидно. Сам я мучился, но потом сломал своё самолюбие и попросил у дочери прощения. И случилось чудо! На следующее воскресение дочь поехала со мной в церковь и покаялась. По этому поводу я написал рассказ. Он называется «Невидимые руки» и помещён на христианском сайте «Для тебя».
3. Значимость поместной церкви в возрождении подростка.
В этой главе, части реферата, хотелось бы обратить внимание, на тот факт, что существенную роль в воспитании подростка играет церковь. О влиянии родителей на формирование личности шёл разговор несколько выше. И здесь самым существенным звеном, связующим фактором в деле воспитания, несомненно, является Христос и Его заповеди. Только объединенными усилиями можно добиться положительно воспитания, преобразования подростка из ребёнка в духовную личность. Тот факт, что улица воспитать детей не может, остаётся реальной действительностью. Нисколько не вызывает у нас сомнения то обстоятельство, что материально состоятельные родители бывают очень часто бессильными исправить своих детей. Нередко, именно в богатых семьях появляются наркоманы и отпетые преступники. Казалось бы, что ещё человеку надо? Но именно оторванность семьи от духовного сообщества, в частности от церкви, служит к тому, что подросток становится на путь отступничества от семьи. В той семье, где нет морали – нет нравственного прогресса. Регресс безнравственности возобладает там, где нет заповеди Христа. Освобождение от зла может наступить исключительно в среде возрождённых людей,
Реально обладающих силой Господа Иисуса.
Церковь должна занимать исключительную позицию по отношению к семье. Она должна обеспечивать психологическую, духовную и информационную поддержку семьям, с тем, чтобы помочь им выполнить замысел Создателя о семье 4.
Есть три вида уравновешивающих факторов, которые помогают подросткам преодолеть трудности этого возрастного периода. Во-первых, хорошие отношения с родителями и сверстниками служат буфером для стрессов. Невозможно переоценить важность защищающих, поддерживающих взаимоотношений. Во-вторых, особая область умений или опыта, такая как спорт, музыка, ремесло или учебный предмет, могут предоставить тинэйджеру основу для реалистичной уверенности в себе. И наконец, роль, включающая в себя ответственность за других людей (возможно, за членов команды или младших братьев и сестер), может помочь подростку установить приоритеты и более гибко реагировать на проблемы или кризисы.5.
Исходя из этого, мы должны понимать, что игнорировать интересы подростка крайне опасно. Это может вызвать озлобленность с его стороны и противоборство. Для того, чтобы его привлечь к церкви необходимо учесть интересы подростка. Необходимо выявить способности подростка. Не его слабые места, а то, что мы называем дарами. То есть одарённость. Предрасположенность к чему либо, должны послужить тем фактором, который сыграет роль стимулятора и привлечения подростка к церкви. Это, как мы видим и музыка, и спорт, и учебный предмет и.т.д.
Конечно, церковь может быть для подростка не тем местом, где он может себя само
4. Дональд М. Джой. Чему и как учить в церкви. стр.15
5.Крайг Г., Бокум Д.К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
реализовать. Но так он будет считать по той причине, что его привлечению в церковь будет противоборствовать желание самоутвердиться. Поэтому крайне разумно, когда при церкви есть спортивные лагеря, хороший хор, или какой-либо кружок. К примеру, натуралистический. Именно на почве какого либо увлечения, можно найти путь к сердцу подростка. Войти с ним в контакт и на основе искренних отношений и доверия с его стороны начать рассказывать о Христе и о том, что он сделал для человечества. Только путь взаимопонимания может в данном случае послужить той основой, на которой способны сформироваться, целостные, личностные отношения. Разумеется, что нам необходимо будет загореться теми идеями, которые присущи подростку, увидеть те цели, которые он обозначил для себя. Мы должны стать частью его, то есть войти в мир подростка. Окунуться в его интересы, которые же мы ему и предложим. Но при всём этом нельзя упускать из виду принципы Евангелие и Иисуса Христа.
Таким образом, увлечённые сами, мы можем сформировать команду. Центром, которой должен стать Иисус.
Рост, вес и комплекция являются главными источниками беспокойства для школьников 10-х классов независимо от их пола. Большинство из них хотели бы изменить что-то в своем физическом облике. Данная самооценка теряет свою остроту в позднем подростковом возрасте. В одном из лонгитюдных исследований было выявлено, что удовлетворенность образом тела у девочек ниже всего в возрасте 13 лет, а у мальчиков в 15 лет, затем она устойчиво нарастает. Тем не менее, в любом возрасте от 11 до 18 лет она ниже у девочек, чем у мальчиков.6.
В сближениях с подростками нам необходимо учитывать не только их интересы, но и такие данные, как внешность. Это столь существенный фактор, что не уделить ему внимание, было бы крайне неразумно. И здесь одной из важных задач будет являться то, что мы научим подростка ценить такие качества, как любовь, добродетель и умение прощать. То есть, необходимо показать подростку, что истинными ценностями являются не физическая сила и
внешность, но, то духовное, которое воплощено в Иисусе Христе и его жертве на Голгофском кресте. Наиважнейшей для нас задачей, является то, что мы должны раскрепостить подростка не только физически, но и духовно. Комплекс неполноценности присущ взрослеющим детям.
Надо научить подростка тому, что облагородить личность может не внешность, а внутренние
сила и красота. Но при всём этом нам необходимо помнить, что получить её мы можем и должны сами в молитве и общении с Господом. То есть, нам необходимо взять у Бога Его качества и передать детям. Но сделать это нужно, считаясь с интересами подростка.
5. Труд и служение подростка в церкви.
Знание задатков подростков, уже позволило бы развивать их целенаправленно и не терять время на поиск сферы деятельности подростков в церкви. Ведь часто еще бывает так, что после окончания университета и нескольких лет работы по профессии человек осознает, что это не его дело. Наша жизнь коротка и потеря даже нескольких лет на мало результативную, не приносящую человеку радости деятельность очень обидна. К настоящему времени разработано много разнообразных психологических тестов для определения способностей детей и взрослых, но до окончательного решения проблемы еще далеко. С сожалением можно утверждать, что универсального теста для определения способностей людей пока не существует. 7
Творческие способности, как доказали ученые предела не имеют, они развиваются до тех пор пока у человека есть желание их развивать. Вывод простой - в творческой деятельности все зависит от нас, точнее от наших наследственных задатков и работоспособности. Именно работоспособность и определяет достигнутые в течение жизни человека результаты деятельности. По-видимому, нет целей, которые человек не может достичь при условии, что у него имеются необходимые генетические задатки и высокая работоспособность. 8
Как мы уже отметили выше, чтобы подросток продуктивно трудился в церкви необходимо знать, что его увлекает. Привести его в церковь, научить основам Евангелие это начало трудного и ответственного пути. На этом пути необходимо ещё и устоять, а сделать это можно только тогда, когда наряду с действием Духа святого, подросток станет полноценным тружеником на ниве Господней. Пусть по меркам психологии не существует определённого теста для выявления способностей подростка. Для верующего человека есть Священное писание. Посмотрим, что оно говорит по поводу того, как нужно поступать христианину в церкви, когда дело касается труда подростка Господу.
7. 8. Пособие для учащихся выдающегося российского ученого, автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности Генриха Сауловича Альтшуллера, Стр. 2
1-е Коринфянам 12 4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Не думается, что определяющим фактором в плане достижения жизненного успеха для личности можно считать деньги, положение родителей, связи, уровень образования, владение языками или что-то другое?
Христианам при решении особо важных вопросов, в первую очередь необходимо обращаться к Господу. Ибо слово Божье ясно говорит, что дары, как и дарования даёт человеку Бог. Мы не ведём речи об определённых дарах вспоможения для совершения какого-то вида служения.
Нам, взрослым христианам, родителям необходимо сделать первый шаг в выявлении способностей ребёнка, обосновать эти способности плодами трудов подростка, но при всём этом главныё акцент сделать в пользу Господа. А это, конечно, молитва! Молитва о том, чтобы Иисус Духом Святым просветил нас, как нам поступить относительно того, в каком виде служения мы хотим видеть своего ребёнка. В заключении раздела о том, какой вид труда и служения совершать подростку в церкви, хотелось бы воспользоваться правилом светкого учёного и перевести его принципы, для воспитания молодёжи, в частности подростков, в церкви. Итак, принципы:
После окончания школы значительная часть выпускников не умеет решать творческие задачи. Многие учителя уверяют, что они обучают детей творчески, решают с ними большое количество творческих задач, но почему, же тогда выпускники не владеют методами творческой деятельности.
Изучение любой темы по любому предмету должно осуществляться в четыре этапа в соответствии с общей структурой познавательной деятельности.
1. Формирование представлений - на этом этапе учащиеся знакомятся с общими признаками новой системы, изучают ее общие функции.
2. Формирование знаний и репродуктивных умений - на этом этапе учащиеся выполняют преимущественно репродуктивные теоретические и практические задания. В процессе этой работы у них формируются знания и репродуктивные умения - умения повторять ранее изученные знания.
3. Формирование научных убеждений и творческих умений - на этом этапе учащиеся выполняют преимущественно творческие задания различных видов. В процессе этой работы у них формируются научные убеждения и творческие умения.
4. Развитие научных убеждений и формирование исследовательских умений - на этом этапе учащиеся выполняют творческие и исследовательские задания. В процессе этой работы осуществляется развитие научных убеждений и формирование исследовательских умений. 8.
Если вышеизложенное перевести на этапы принципы для церкви, может получиться следующее:
1. Выявление творческих способностей подростка. Параллельное проведение курса на формирование у подростка представления о церкви и том, что совершил Христос на Голгофе.
2. Формирование знаний и репродуктивных умений. То есть практическое применение способностей подростка. Музыка, стихи, возможно, умение говорить проповедь итд.
3. Следующий этап – религиозных убеждений. То есть когда подросток будет захвачен, каким либо трудом в церкви, на этом этапе необходимо формировать у него фундамент, коим является Евангелие, с его центральной темой – Христом.
4. Интенсивное развитие духовных способностей. Укрепление подростка в вере путём его привлечения на молитвенные собрания, спевки хора, физического труда.
Заключение.
В заключение данной работы, мне бы хотелось обратиться к священному писанию. Оно просто и доступно объясняет, как поступать в деле привлечения к церкви не только подростка, но со всеми людьми.
1-е Коринфянам 13 1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. 2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. 3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
8 Пособие для учащихся Стр. 4 выдающегося российского ученого, автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности Генриха Сауловича Альтшуллера,
Какими бы мы путями силами и средствами не пытались привлечь к церкви, служению или физическому труду дорогих нам людей, мы ничего не добьёмся на этом поприще, коль не будем иметь любви. Во-первых к Господу. Во-вторых, к людям.
Любовь – должна быть тем основанием, на котором на необходимо построить отношение с подростками. Исходя из любви мы сможем понять, что интересует наших детей. Всё то о чём писалось выше – медь звенящая. Слова. Настоящий отклик в душе подростка можно найти только тогда, когда он станет дорог нам, как мы дороги для Иисуса Христа.
Библиография.
1. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987
2. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996
3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999
4. Дональд М. Джой. Чему и как учить в церкви.
5. Крайг Г., Бокум Д.К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
6. Крайг Г., Бокум Д.К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
7. Пособие для учащихся Стр. 2 выдающегося российского ученого, автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности Генриха Сауловича Альтшуллера,
8. Пособие для учащихся Стр. 4 выдающегося российского ученого, автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности Генриха Сауловича Альтшуллера,
Комментарий автора: ТЕМА ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ОНА АКТУАЛЬНА,
Сергей Манахов ,
г.КАЛТАН Россия.
Родился и вырос в глубинке, в Сибирском крае. С раннего детства уделял много времени книгам. Повзрослев, вдруг увидел, что родной русский язык – настоящее богатство. В молодые годы много путешествовал. Когда прибавилось жизненного опыта, решил взяться за образование.
Женат. Дочери Юлии 17 лет. Уверовал в 1990 году. Вместе с семьёй вероисповедую Иисуса Христа, своим Господом и Спасителем. e-mail автора:manahovs@rambler.ru
Прочитано 6646 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
за дело организаций всегда будьте готовы!
заменим рефератами "что имеем - то и даём!", а психологией - Духа Святого! Комментарий автора: Духа Святого, тоже с чашки ложкой ешь?
А чтобы сытно было, книги надо почитать, чем землю удобрять. Или ты, Михаил, как у Фонвизина, в "Недоросле" на стороне невежества по отношению к учению.
Кстати, церковь без целенапрвленно, грамотно организованного видов служений, потерпит урон. В том же деле благовестия, если его не организовать... Вы с какой церкви, Михаил? У Вас есть братский совет, занимающийся организационнми вопрсами в жизни церкви?
И ещё: человек, Михаил, если Вы читаете Слово Божье, состоит из из души, духа и тела. Для тела нужны: одежда, мыло итд. Для духа человека - Святое писание. Для работы с душевно больными, кстати среди которых и немало христиан, нужно знание психологических вопрсов. Для душепопичительства в церкви - крайне важно быть знатоком душ человеческих. Михаил, я призываю Вас мыслить объективно и учит этому своё окружение. бРОСАТЬСЯ СПОНТАННО ГРОМКИМИ ФРАЗАМИ О ДУХЕ СВЯТОМ НЕГОЖЕ...
Михаил
2011-05-30 16:49:40
"церковь без целенапрвленно, грамотно организованного видов служений, потерпит урон"
ага! ага!
учиться, учиться и ещё раз - учиться!
потом придёт дядька и скажет:
"но Бог избрал
немудрое мира, чтобы посрамить
мудрых, и немощное мира избрал
Бог, чтобы посрамить сильное;"
Слава психам, психологам, институтам, степеням и вообще всему мудрому!
Слава профессии "христианец"! Комментарий автора: Это последний комментарий Вам Михаил относительно ученичества:
Христианин назвать себя таковым не может, если не выполняет
повеление Христа - От Матфея 28 -18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы,
Не учится сам и не учит Евангелию других.Были в Библейском прошлом и пастухи Амосы, а были и Павлы, учащиеся у ног
Гамалиила. Кому, что Бог дал...
И ещё, милый друг: излагайте в сети хорошо обдуманные мысли.
ИБО САМ ХРИСТОС УЧИТЕЛЬ, а ХРИСТИАНЕ - ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ.
Благословениий Вам, дорогой Михаил.
Михаил
2011-05-30 18:35:50
излагаете мысли вы. я их только комментирую.
благословения ваши оставьте себе.
я так и не понял, вы уже мудрое или ещё немудрое?
и диплом вам зачем? без диплома нет зароботка или без диплома нет Духа Святого?
Крылов
2011-05-31 11:14:55
без диплома нет приёма,если нет ...другого диплома
лилия гугнина
2015-09-25 16:23:21
Михаил, то благословение Сергея, которое Вы выкинули, я подобрала. Так что, если передумаете - знаете, где искать.