Автор Ричард Циммерман
(Историко-теологический анализ харизматического движения)
Предпосылки к возникновению движения
Изначально харизматическое направление возникло, как желание распространить учение о крещении Духом Святым в церквях, которые не принадлежали к пятидесятническому движению. Собственно, понимание того, что верующие, находясь в разных конфессиях, могут быть крещены Духом Святым, отчасти было присуще и всему пятидесятническому движению в целом. Началом зарождения харизматического движения можно считать конец 50-х — начало 60-х годов XX века. Сами представители харизматического движения считают, что их движение зародилось в 1960-м году и связывают это с именем Дениса Бенета. Он, будучи пастором епископальной церкви, обнаружил в своём приходе людей, молящихся на иных языках и утверждавших, что они крещены Духом Святым. Будучи возмущен, он стал исследовать этот вопрос, и в результате сам пережил крещение Духом Святым. Впоследствии, он в связи с этим сам встретил сильное сопротивление в своей церкви и вынужден был её оставить. Он нашел другой приход, где уже мог беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.
Постепенно его служение получило большое распространение по всему миру. Почти одновременно с Денисом Бенетом попытки принести учение о крещении Святым Духов в различные деноминации были предприняты и другими служителями. Таким образом, харизматическое движение стало приобретать повсеместное распространение. На территорию бывшего СССР оно проникло в конце 70-х — начале 80-х годов XX века. В различных местах России и Украины и поныне можно встретить группы, которые сохранились от начала зарождения этого движения. Однако широкое распространение харизматии приходится на более поздний период, на время так называемой «перестройки» и дарованной Господом религиозной свободы в СССР. Первыми же предпосылками к зарождению харизматического движения были, как известно, определенные откровения, полученные Смитом Виглсфордом, Дэвидом де Плесси. Сегодня нельзя говорить об истинности этих «откровений». Но сам Дэвид де Плесси горел желанием создать учение и практику крещения Святым Духом и распространить ее во всех христианских конфессиях, за что и получил прозвище «мистер Пятидесятница», воспринял эти откровения по окончании Второй мировой войны, как то, чему пришло время исполниться. А потому он вместе друзьями начал проповедовать учение о крещении Духом Святым среди верующих разных течений, в первую очередь, среди католиков, даже приняв ради этого участие во Втором Ватиканском Соборе, а также среди протестантов, придерживавшихся либерального богословия.
Распространение опыта крещения Святым Духом в общинах протестантских конфессий, которые придерживаются чистого евангельского учения, даже если это и начатки учения Христова,— явление закономерное, и, по сути, является очередным шагом на пути их духовного роста (фактически и само пятидесятническое движение возродилось именно в среде христиан из подобных церквей). Распространение духовного крещения в церквях с либеральным богословием, которые потеряли верность Библии и Евангельскому учению и не являются ни евангельскими, ни протестантскими, а также в среде католиков, со временем стало порождать серьёзные осложнения. Одно из них заключалось в том, что некоторые верующие, пережившие крещение Духом Святым, но оставшиеся в православной или католической церкви, стали сочетать практику крещения Святым Духом с практикой пребывания в своих доктринах. Неевангельское поклонение святым и, особенно, Марии, не только не было, в соответствии с Евангелием, оставлено, но стало приобретать характер понимания, что от Марии исходит благодать. Это привело к ужасным деформациям в их исповедании веры, поскольку, получив в какой-то момент первоначальный импульс Божьего благословения, они впоследствии оказались людьми, которые не пребывают в учении Христовом, фактически, заблудшими.
Второй проблемой, которая возникла в процессе развития харизматического движения и остается, по сути, центральной проблемой всего этого движения, есть слишком большой упор на действенной стороне силы Духа Святого, что делается в ущерб посвящению верующими жизни Господу в Духе, пребыванию ими во Христе и освящающей работе Христова Духа.
Узнаем по Духу
В 1-ом Послании Иоанна говорится: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает и нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (3:24). То есть мы узнаем о пребывании Господа в нас по духу, но при определенном условии, а именно, если мы пребываем в Его Слове. Существует опасность, что, когда это условие не соблюдено, то человек может оставаться в уверенности, что он продолжает пребывать в Господе и исполненном Божьего Духа состоянии, тогда как на самом деле это не так. Очень характерным примером этого является состояние Самсона в тот момент, когда Далида остригла ему волосы и сказала, что филистимляне идут: «Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него» (Суд. 16:20). Самсон был Божьим сосудом и судьёй, одним из величайших вождей Израиля, человеком, посвященным Богу, и Его помазанником. И этот человек никак не мог понять, что Бог от него отступил! Ни опыт его прежних взаимоотношений со Святым Духом, ни внутренние чувства этого используемого Духом Божьим человека, не говорили ему о произошедших в нём изменениях. Но если бы он внимательно взглянул на свои волосы, то сразу бы всё понял, поскольку нарушение того, что было волей Бога о нём, не могло не повлечь за собой самых роковых последствий, как то и случилось.
Сегодня тоже порой бытует подобное и совершенно неправильное отношение к духовным реалиям, когда люди оценивают свое пребывание в Боге только по своим переживаниям, по своим чувствам, как им кажется, по достаточному внутреннему опыту и благословениям, которые они имеют. И многие совсем не подозревают, что при таком подходе к христианской жизни возможна большая ловушка со стороны врага человеческого, если они не будут реально находиться в заповедях Христовых и Его учении. Слово Божье говорит ясно: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин.1:9).
Размывание границ истинноевангельского учения
Всё вышесказанное в процессе развития движения харизматии обнаружило себя в размывании истинноевангельского учения, начиная с безуспешных попыток достичь повышения результативности служения при явной ущербности в вопросах святости, послушания и внутреннего посвящения себя Богу. В итоге харизматическое движение обрело небиблейский, пренебрегающий вопросами святости образ и экуменический ориентир, при котором верность евангельским истинам теряет первостепенное значение, важность Христова учения отходит на второй план, а единственно ценным считается так называемая «духовная инспирация» христианина и его пребывание в том, что это движение отождествляет с любовью, которая в евангельском смысле ничего общего с этой величайшей из христианских добродетелей не имеет, но является лишь исповеданием совершенно небиблейской доктрины «неосуждения». Эта «доктрина» побуждает верующих под видом сохранения себя от осуждения других христиан к таким отношениям друг с другом, когда верность или неверность кого-то Евангелию, жизнь в святости или очевидное пребывание в грехе, искание водимости Святым Духом или явно плотское хождение «христиан» вообще не позволяется оценивать, что и объявляется в противоречии со Священным Писанием прерогативой одного Бога. При требовании к детям Божьим, чтобы они принимали других, считающих себя возрождёнными христианами, в «любви», как братьев и сестёр, основываясь лишь на том, что те считают себя таковыми. Подобный подход к жизни в вере стал медленно, но верно разрушать во многих душах живую спасающую веру, обольщая ранее обратившихся ко Христу верующих и обманывая вновь приходящих в церковь, обещая им великое, но оставляя их практически неспасенными. Эта особенность харизматического лжеучения, как и существующее в пятидесятнических церквях на Западе неправильное понимание тою, что крещение Святым Духом нужно лишь для получения силы на служение, с библейской точки зрения совершенно недопустимы. Крещение Духом Святым дается не только как сила для служения, но чтобы каждый спасенный, будучи причастником божеского естества, был духовно возрождённым, благодаря живущему в нём Христу, и истинным богоносцем, благодаря пребывающему в нём Святому Духу. Для этого Христос рождает всякого уверовавшего в Него человека от воды и Духа, вселяется в него и посылает в обновлённое сердце христианина Святой Дух, чтобы, войдя в человека, как Личность, Тот жил в нём. Нередко встречается непонимание того, что Дух Святой может присутствовать в сердце, как Личность и присутствовать в жизни человека, как бы безличностно или как действие благодати. Но это так, и в этом суть различия между тем, что произошло в день, когда Иисус Христос, воскресши из мёртвых, явился ученикам и сказал: «Примите Духа Святого» (Ин.20:22), и тем, что произошло в День Пятидесятницы. Это видно, к примеру, из слов Апостола Петра, который пишет, что крещение — не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет.3:21). Однако, Дух Святой, как Личность, сошел на Апостолов и первую церковь только в день Пятидесятницы. Точно также происходит и с любым из людей, в котором Христос благодатно открывает Себя,— человек становится духовно обновленным. И это не просто принятие Евангелия разумом, но конкретно связано со Словом Божьим и действием благодати Святого Духа (или «безличностным» присутствием Святого Духа). Когда же Святой Дух входит в самую сокровенную внутренность человека и живет в нем, как Личность, то уверовавший становится крещённым Святым Духом (храмом живущего в нём Святого Духа). Предпочтение внешнему успеху Сводя Крещение Святым Духом, в основном, к получению силы на служение, западное христианство, на мой взгляд, в своём стоянии в вере несколько однобоко рассматривает личностное присутствие Святого Духа в жизни верующего, недооценивая написанное, что Дух Святой «есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:14). Такое, пусть даже непреднамеренное, ограничение Святого Духа в опыте духовного крещения обернулось на практике весьма своеобразным искушением, хотя желание приобрести посредством переживания личной Пятидесятницы эффективность и успех в служении, казалось бы, должно нести лишь благословение.
Произошло же следующее: библейский образ мышления, который далеко не всегда явно связан с успехом и эффективностью внешнего служения, стал подменяться мышлением успеха (или «деловым» мышлением), а присутствие Духа Святого и «мера» исполненности Им — измеряться успехом, а не плодотворной и святой жизнью.
Хроническое духовное заболевание
В современном харизматическом движении, в понимании духовных ценностей произошло явное и значительное смещение акцентов, в результате чего люди нездраво сосредоточились на постоянном и гипертрофированном искании исполнения обетовании, желая во что бы то ни стало получить их, но оставляя в стороне требование Божьего страха и насущной необходимости духовного плодоношения. Не отрицая их на словах, но пренебрегая ими па самом деле, считая эту сторону духовной жизни, как нечто само собой разумеющееся, многие верующие даже в пятидесятнических церквях начали уклоняться в том же направлении. Харизматическое же движение с его «процветанием», «позитивным мышлением» довело этот перекос в понятиях веры до настоящего хронического духовного заболевания церкви. Надо сказать, что еще до возникновения харизматического движения в США Джон Кеньон, имевший там свою школу, практиковал элементы язычества и оккультизма, называя это христианством. В его учении присутствовали понятия, унижающие Христа. Многое из этого насыщенного элементами оккультизма псевдохристианского учения было заимствовано одним из мировых лидеров харизматии Кеннетом Хейгином, который распространил этот яд по всему миру. К.Хейгин занимался явным плагиатом, списывая у Д.Кеньона целые абзацы его богопротивных «трудов». Это оккультное влияние деформировало сознание, извратило образ мышления невероятно огромного числа христиан, особенно повлияв на одно из ответвлений харизматии, носящее название «Слово веры».
Кукушкины яйца харизматии
Хотя харизматические «учителя» и утверждают, что получили от Бога повеление учить Его народ вере, в реальности, именно с вопросов веры и начинаются их заблуждения. Библия открывает, что есть вера, которую в человеке рождает слово евангельской проповеди (Рим. 10:17), и есть вторая грань веры, которая является сверхъестественным духовным даром (1 Кор. 12:9). Первая необходима каждому человеку для его спасения и жизни в благодати, по она не всегда даёт уверовавшему во Христа человеку возможность упражнять любой духовный дар (1 Кор. 12:29-30) и не обязательно несёт в себе обетования чудотворения (Отк.3:7-11), хотя это и не означает неизбежное отсутствие чудес в жизни всякого уверовавшего (Мк. 16:17-18). Вторая — даруется некоторым, но не всем христианам (1 Кор. 12:9), как сверхъестественное проявление Святого Духа, благодаря которому одарованный указанным даром христианин получает от Бога непоколебимое и превосходящие его естественные возможности, доверие к своему Господу, необычную и решительную смелость дерзновения к Всевышнему ожидать от своего Создателя воистину чудесного и великого. Эта вера имеет к спасению человека весьма незначительное отношение (Мф.7:22-23; 1 Кор. 13:2), хотя, как и все дары, она имеет очень важное значение для служения верующего. «Отцы-основатели» харизматического движения подбросили свои проблемы, в учение об оправдании по вере и благодати, как кукушка яйца в чужие гнезда. Вместо того, чтобы согласно Библии, учить о том, что при возрождении человек обретает во Христе веру, обновляющую человека духовно и морально, то есть веру, действующую любовью, лидеры харизматии убеждают новообращённых в наличии у них такой веры, которая помогает творить любые чудеса. Так, дивное и прекрасное учение о спасающей грешников славной Христовой благодати было превращено в некую пародию на него (а благодать стала проповедоваться так, что люди, принимавшие это «учение», неизбежно стали превращать её в повод к распутству). По горьким плодам выявляются лжеапостолы и лжепророки, лжеучителя и лжебратья. Великий реформатор Жан Кальвин однажды сказал: «Спасает одна вера, но вера, которая спасает, никогда не приходит одна». И это действительно так. Любые действия Божьего Духа никогда не носят одностороннего характера. Бог спасает человека, возрождая его, и спасая, возрождает (Ис.26:10; Тит 3:4-6). Его действия дают людям дары и они одновременно изменяют человека, и если же этого не происходит, это свидетельствует о духовных действиях, носящих обманчивый характер, но никак не о Божьей благодати. Спасая грешника, Христос называет и делает его святым, и это не философская теория, а практика жизни, показывающая себя в плодах покаяния и веры. Конечно, освящение спасённого продолжается до самого последнего дня его жизни на земле, пока Господь не позовёт его в Свои вечные обители, но все же спасение и духовное обновление — вещи неразрывно связанные и не существующие одно без другого. И именно таким образом — по плодам, во все века существования христианства выявлялись лжеапостолы и лжепророки, лжеучителя и лжебратья. Именно так, согласно Библии, Церковь Христова на протяжении всех веков своего существования отличала уже получивших спасение детей Божьих от людей, находящихся ещё только на пути к получению спасения. Харизматическое движение с его нездравым учением, которое пытается утверждать, что для спасения нужна одна лишь «голая» вера, и которую они очень мало связывают со зримыми изменениями в человеке, а непреложность требований святости в жизни христианина объявляют проявлениями законничества, лишь тормозящего движение веры, привело к появлению целого поколения людей, имеющих вид обращенных, но в действительности не обратившихся, имеющих вид святых, но на деле живущих во грехах, имеющих вид спасённых, но по существу, по-прежнему стоящих на пути в погибель (2Тим.1-9). Много вечных христианских духовных ценностей оказались на этом страшном их пути потерянными, поруганными и извращёнными. Отставляя в сторону и унижая вечное и святое, осмеивая стремление к праведности, как несвободу и неверие жизнь в страхе Божием, а внутреннюю отдачу Господу, как пережиток прошлых поколений, харизматическое движение направляет своих последователей на ложный и опасный путь «величия», представляемый как наличие живой веры, умеющей брать Божий обетования и реализовать их.
Приходя ко Христу, человек, во-первых, одновременно с переживанием Божьих благословений встречает ряд трудностей, одной из которых является необходимость встать на узкий, единственно ведущий ко спасению путь (Мат.7:13-14); во-вторых, будучи недавно обращенным, он подвержен особой опасности быть обольщённым с помощью тщеславия, гордости и величия за новое положение, которое он обрёл в Боге (1Тим.З:6); в-третьих, будучи ещё не в состоянии понять многого, что связано с подлинной духовностью, он, зачастую, вместо поисков смирения и духовного роста, пытается выбрать лёгкий путь самореализации в каком-то деле в церкви и, наконец, в-четвёртых, будучи ещё не укреплённым в вере, он желает немедленно ощущать присутствие Божьей силы в своей жизни, что выражается в стремлении постоянно получать ответы на все молитвы, а также чудеса и знамения. Пренебрежение святостью ведет к обмирщению. А ведь именно на этом и спекулируют харизматические «теории», которые, с одной стороны, развращают приходящих ко Христу, проповедуя «свободу» в одежде, поведении и взаимоотношениях между людьми, что явно противоречит добродетелям стыдливости и скромности, благоговения и смирения, самообладания и целомудрия, и при этом утверждают, что уверовавшие, являясь детьми Царя, имеют несомненное право и доступ «в вере» ко всем мыслимым благам земной жизни и благословениям Неба, как на земле, так и в вечности. Откладывая в «долгий ящик» всё, связанное с плодами возрождения, вновь обращенным предлагается жить «в получаемом по вере благословении» и благовествовать другим спасение во Христе (что само по себе и неплохо, если бы делалось верно) и якобы приготовленное для них вышеназванное «благословение». Настрой на успех, помноженный на пренебрежение святостью, на практике плоды духа сводит полностью на нет (практикуя вседоступные принципы и методы миссионирования). Один из центральных пунктов харизматического «учения» о евангелизапии гласит, что для того, чтобы неверующие не чувствовали себя в церкви чужими, чтобы могли легче и быстрее войти в церковь, необходимо, чтобы верующие стали более похожи на мирских. (Единственным результатом подобного «труда», безусловно, станет то, что в церковь войдёт мир с его взглядами, идеями и нечестием. Кроме того, подобный «приход» к вере не несёт сердцу настоящего исцеления (1 Пет.2:24) и лишает уверовавшего возможности действительно заполнить жизнь божественным). Это ведёт людей к опустошению духа и отсутствию сокрушения и трепета пред Господом, за которыми неизменно следуют потеря Божьего страха и неевангельский, подстроенный под этот мир образ жизни (1 Ин.2:15-17). Фактически, то, чего диаволу не удалось достичь в бывшем Советском Союзе, т.е. уничтожить Церковь путём гонений, он с гораздо большим успехом совершает на современном Западе, разрушая и разлагая её посредством рок-культуры и обмирщения жизни христиан. О том, что я не «сгущаю краски», говорят, к примеру, статистические данные, согласно которым процент разводов в американских церквах и в мире находится примерно на одинаковом уровне.
Более тридцати лет назад в своей книге «Видение» американский пастор Дэвид Вилкерсон предупреждал, что в последнее время появятся христиане, о которых хотя и нелегко будет сказать, что они грешники, но которые из-за своей любви к удовольствиям и некоторым, казалось бы, безобидным вещам, ранее отвергаемым из-за ревности во Спасителе, а ныне предпочитаемым ими служению Богу, настолько сильно и незаметно для себя изменятся, что станут своему Господу чужими (Отк.3:15-18). То есть за многими речами о великих благословениях на деле прячутся мысли о земном (Фнл.3:17-20). Сегодня плоды этого опустошения, видимо, уже настолько очевидны, что в одной из своих последних проповедей Дэвид Вилкерсон конкретно пишет о наблюдающемся в Америке страшном отступлении от Бога, и особенно в харизматической среде. Некоторые лидеры харизматии в последнее время также высказывают свою тревогу по поводу такого развития событий, и пытаются в своих книгах разбирать ошибки, как вышеназванного «хождения в вере», так и практики неверного обхождения с духовными реалиями, ища выход из создавшегося положения. Но если анализ ситуации бывает и неплохим, то в поисках выхода из тупика они встречают непреодолимые для них трудности. Это связано, во-первых, с тем, что, когда людям вначале попускаются разные вольности в одежде и поведении, во взаимоотношениях и всём стиле жизни, и на место духовного и Божьего поставляется человеческое и земное, то потом вернуть христианина, уже хлебнувшего на своём пути в вере нечто грязное и чуждое Богу, бывает очень и очень тяжело, и, во-вторых, с тем, что лидеры харизматического движения настолько глубоко увязли во всех «разработанных» в его лоне «учениях», что, похоже, далеко не всегда сами в состоянии оставить некоторые вещи, без чего выход из, даже, уже понятных им проблем будет слишком маловероятным. Это подобно истории Самсона, который, возможно, мог много размышлять и говорить о силе, но пока у него не выросли волосы, неё оставалось бесплодным, он ничего не имел.
Слово Божье ясно показывает, что грех не может властвовать над живущим в вере христианином, но если последний отдаёт себя греху в послушание, то непременно окажется порабощен им. А поскольку это незаметно, но сразу же сильно меняет сознание и мировоззрение верующего, выход из этого рабства почти всегда бывает очень нелёгким и требует глубокого покаяния, пересмотра всех прошлых путей, отречения от них во имя Иисуса Христа и ведения дальнейшей жизни с особым вниманием к святости и послушанию.
Слово «харизматический» происходит от слова «харизма» (др.-греч. слова xarisma, что означает «дар / благодати/», «дарование», «дарованное даром»). Харизма — это хорошее слово, говорящее о дарах Духа Святого. Но, как это часто случалось в жизни, когда хорошие слова, как, например, «коммуна» использовались в роли знамения для осенения чего-то нехорошего, так произошло и со словом «харизма», которое усилиями лжеучителей и лжепророков оказалось связанным с одним из самых недобрых заблуждений в истории христианства.
Ужасная подмена
Небиблейское «мышление успеха» в сочетании с пренебрежением Божьим страхом произвели в харизматии ужасную подмену евангельского дерзновения в вере плотской дерзостью, которая выражается в виде наглой требовательности по отношению к Творцу. Эту мысль можно найти у многих лидеров харизматии, выражающих её в форме утверждения, что если Бог нечто обещал, то, если Он не лжец, а это так, говорят они, просто обязан Своё обещание выполнить, а, значит, оказывается пойманным на слове (тот факт, что требующий от Бога ответ на свою «молитву» человек может и не до конца правильно понять суть обетования, при этом, естественно, в расчёт не берётся,— ведь молящийся считает себя искренним человеком). Действия такого рода нельзя расценить иначе, как греховные и наполненные духовным ядом, ибо любой богобоязненный человек просто-напросто никогда не сможет обращаться к Всевышнему подобным образом, и если кто-то пытается так молиться, то это говорит лишь о том, что «молящийся» находится в глубокой тьме и оковах неправды. Библейский образ молитвы имеет совсем другое основание веры и иной характер взаимоотношении человека с Богом, как это замечательно видно на примере с женщиной-хананеянкой (Мат. 15:22-28), которая в её нужде не отступала от Христа, но, признавая своё недостоинство, продолжала надеяться на милость, которая, верила она, есть для неё у Христа, и которую она, в результате твердой веры своей, получила.
Извращение истины
Таким же образом в харизматическом учении искажено учение об исцелении. Ему начали придавать вес, равный обетованиям исцеления, а учитывая первоочередную ориентацию харизматов на земное, фактически, даже больший. Но обетование спасения принадлежит всё же каждому верующему человеку, чего об обетовании исцеления сказать нельзя. В частности, Павел, как нам известно, не мог избавиться от «жала во плоти», но при этом он не потерял спасение. Это вовсе не означает, что мы должны перестать молиться об исцелении больных. Мы должны молиться, молимся и будем молиться, и Бог на эти молитвы отвечает — слава Ему! Но на почве харизматии горький корень извращения истины отравляет сознание и тут. Если бы на самом деле обетование исцеления было равнозначно обетованию спасения, то это означало бы, что истинно верующий христианин не должен и не может болеть (многие харизматы так и учат). Однако, это не только не имеет под собой никакого основания, но и прямо противоречит Священному Писанию. Это очень жестоко по отношению к искренне верующим людям, кто, живя в страданиях, постоянно утешается одним лишь Господом, и звучит особенно жестоко, когда болезнь связывается ещё и с обязательным присутствием в больном человеке нечистой силы (последнее искусственно вводит людей ещё и в оккультный мир, навязывая ему древние языческие представления о природе всякого заболевания, от чего человечество было освобождено, именно благодаря евангельскому просвещению). Это разрушает во многих веру. Это, наконец, бесчестно, так как реальная практика жизни самих харизматов не подтверждает данного тезиса.
Когда теряется страх Божий
Вновь мы видим, как на место богобоязни и дерзновения приходит дерзость и теряется Божий страх. Это показывает себя также в расхожих и получивших немалое распространение заявлениях о якобы принадлежащей каждому верующему возможности исцелять, если он только имеет на это веру, что в корне противоречит апостольскому учению о дарованиях вообще, и о дарах исцеления, в частности (1Кор.12:8-10,30). Развитие такого мышления влечёт за собой ещё худшие последствия. Это очень хорошо видно на примере книг и служения Бенни Хинна, попытках постоянно связывать присутствие Святого Духа с явным и ощутимым присутствием духовной энергии. Здесь мы имеем дело уже с реальным возвращением к языческому пониманию духовного мира и насаждением в сердцах людей языческой чувственности. Понятием, что Дух — это энергия, всегда жили языческие шаманы. Похожим образом стараются захватывать души людей чародеи. Это проповедуют движимые духом антихриста бесовские учения Нью-Эйдж. Именно такое понимание дает возможность проникновению в христианство оккультной практики, с чем мы, собственно, и имеем дело, а особенно в случаях так называемого «Торонтского движения» (Toronto blessing") и «бесогонии» (или «служения освобождения», как это принято называть в харизматии). Невозможно не видеть, что в теории и практике «служения освобождения» все больше присутствуют какие-то ритуальные оккультные вещи. За доказательствами и ходить далеко не надо, слишком уж они похожи на то, что можно наблюдать в практике «бабок», занимающихся в околоправославной среде всевозможного рода «целительством».
Рассматривая лжеучения харизматии о дарах благодати, необходимо обратить особое внимание на принципиально неевангельское отношение всего данного движения к месту духовных даров в христианской жизни вообще. Новый Завет учит, что дары даются Церкви, что Церковь должна о них ревновать и что Церковь может получить в этом направлении большее благословение, чем она на данном этапе обладает. Однако нигде не сказано, что человек или церковь будут жить харизмой, «но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мат.4:4). Церковь может получить большое благословение от Духа Святого, но церковь должна жить Словом Божьим. Там, где от этого отступают, начинаются проблемы и искушения, а в саму церковь вторгается либеральное богословие.
Измышление разума человеческого
Либеральное богословие — это учение, построенное не на доверии и верности библейским, и, в первую очередь, евангельским и апостольским откровениям, а на измышлениях человеческого разума. Харизматические учения фактически являются одной из разновидностей либерального богословия. Это богословие существует очень давно, имело место в раннем протестантизме (в лютеранстве и англиканстве) и, в итоге, породило атеизм; оно существовало и во времена поздних протестантов (методистов, баптистов), породив так называемое социальное евангелие, уводящее людей от цели христианской жизни и вечности в сторону попыток улучшить с помощью Евангелия земную жизнь человека и общества. Оно показало своё коварное лицо и на почве пятидесятничества, появившись как учение, ставящее на первое место в духовной жизни не плод духа, а эффективность и успешность служения.
Сатанинская подделка
На каждом из этапов истории христианства либеральное богословие было своеобразным «двойником» истинного учения Христова или сатанинской подделкой последнего. Поэтому совсем не удивительно, что таким «двойником» пятидесятничества, возродившего в Церкви Христовой проявлением действенной силы и даров Духа Божия, стало течение харизматов с его стремлением к эффекту и настроением выдавать желаемое за действительное «мышлением успеха». В принципе, этот вид мышления не нов,— это обычное «деловое» мышление, достаточно характерное для бизнеса, но только перенесённое на духовную почву. При такого рода «трансплантации» Бог незаметно ставится на второе место, а человек с его мышлением и потребностями — на первое. Христианская терминология при этом остаётся практически неизменной и, на первый взгляд, кажется, ничего не произошло. А поскольку для духовно невозросших христиан путь к зрелости связан с определёнными усилиями, то незаметная подмена Божьих целей человеческими вызывает ощущение облегчения, воспринимаемое многими в качестве пришедшего благословения. Лишь очень немногие богобоязненные сердца почему-то вдруг начинают чувствовать непонятную тревогу. И это не случайно, так как новый образ поклонения, служения и жизни фактически является ничем иным, как идолослужением. Когда мы рядом с Богом ставим другие, пусть, даже, и неплохие цели (Лк.16:13) или считаем, что Дух Святой присутствует в нашей жизни только тогда, когда нами ощутимо переживается Его энергия, без которой мы не можем жить, то мы уже живем не верой, отдачей и посвящением себя Господу, а чем-то другим. Так начинается опасный, неправильный, обманчивый путь.
Чем опасна лжецерковь?
Интересно и примечательно, что Дух Святой ещё с апостольских времён предупреждал Свою Церковь о грядущей опасности. Во второй и третьей главах последней книги Библии, именуемой Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова, имеются послания к семи церквям. Одной из распространённых в христианстве возможностей понимания этих посланий является толкование, что в них отражена историческая перспектива дальнейшего духовного развития Церкви на земле. Мне представляется, что этот процесс развития указывает на то, что с определённого времени (начиная с Фиатирской и Сардийской церквей) в Церкви Христовой должно начаться внутреннее духовное разделение. Оно, в итоге, перед вторым пришествием Христа выльется в образование на земле ожидающей Его прихода Церкви-Невесты, с одной стороны, и лжецеркви, которую Апокалипсис именует великой (или, как её ещё называют, вавилонской) блудницей. В таком случае Лаодикийская и Филадельфийская церкви — это не просто два последовательных периода в истории Церкви, а два различных духовных типа церкви, которые должны будут существовать одновременно непосредственно перед её восхищением. И если одна церковь (Филадельфийская) будет восхищена, то вторая (Лаодикийская) будет оставлена на земле. Если это так, то, сравнивая характеристики, данные Святым Духом двум названным церквям, можно конкретно понять, что желает видеть Бог и чем Он будет недоволен в Церкви последних времён, к которой, между прочим, относимся и мы с вами. Анализируя состояния Филадельфийской и Лаодикийской церквей, несложно заметить, что в описании проблем Лаодикии речь идёт именно о тех проблемах, о которых и мы упоминаем. Значит, Дух Святой много веков назад предупреждал об их опасности для церкви. [Возможно, для кого-то покажется неприемлемым моё толкование семи посланий Апокалипсиса, тогда пускай оно останется в стороне. Мне не хочется навязывать своё мнение. Однако, характеристики, данные Святым Духом церквям в Филадельфии и Лаодикии, при этом не изменятся. Я думаю, они по-прежнему будут говорить об опасности указанных нами проблем].
Трагическое положение Лаодикийской церкви
Давайте же рассмотрим обе эти церкви подробнее, начав с Лаодикийской. В её жизненных целях основным является поиск благословений, или, так называемой, «изобильной жизни», о чем говорят её собственные слова: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (3:17). Однако, это только разговор о жизни с избытком, поскольку, в действительности, именно этого церковь не имеет, не понимая при этом своего трагического положения (Отк.3:18). Несмотря на полную уверенность в наличии благословений,— а для этого, безусловно, было какое-то основание или нечто, воспринятое как большое Божье благословение,— Церковь находится в состоянии абсолютной духовной нищеты. Святой Дух свидетельствует об этом: «... а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (3:17). «Ты — слеп»,— говорит Господь к Лаодикийской церкви,— «и не понимаешь, куда идешь». Ты нищ и Я «советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» (Отк.3:18). Чего же недостаёт церкви в Лаодикии? Дух Божий имеет в виду настоящую живую веру, которая всегда проявляется в способности приносить плоды праведности, несмотря на встречающиеся трудности, скорби и искушения, но никак не в «процветании». Именно испытанную веру, которой можно жить, а не только что-то себе искать, Слово Божье уподобляет золоту, «огнём испытываемому» (1 Пет. 1:3-9). И только о практической святости и, вероятно ещё, о доброй совести может идти речь, если относительно верующих говорится, что они — люди, уже обретшие вменённую им во Христе Иисусе праведность, ещё имеют нужду в белой одежде (2Кор.5:3; Откр.19:6-9;3:21). А слова: «И глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Отк.3:18),— несомненно, указывают, что состояние, в которое попала названная церковь, прямо связано с потерей духовных ориентиров и выбором ложных целей и приоритетов в её пути следования за Господом. Это искажение произошло из-за замены евангельских целей на земные ценности иллюзорного процветания («я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»). Это и привело Лаодикию к тому, что присутствие Святого Духа стало в жизни церкви практически малозаметным (Отк.3:15), а такое духовное состояние — неприемлемым для Бога (Отк.3:16), Который и призывает её к глубокому покаянию (Отк.3:19-20). Ревностное устремление к Господу Описание состояния, в котором находится Филадельфийская церковь, прямо противоположно состоянию Лаодикийской церкви. О ней говорится, что она имеет, вроде бы, немного силы (Отк.3:8), но из всего написанного в послании к ней ясно, что речь не о равнодушии к Божьей силе, а о совершенно иной духовной ориентации, господствующей в Филадельфийской церкви (Отк.3:10). Это отличие характеризуется тем, что в Филадельфии царят постоянное ревностное устремление к Господу, непрекращающееся ожидание Его пришествия и сопровождающее всё это подлинное терпение. То есть в Филадельфии на первом месте — горячее желание посвятить себя Господу и, пройдя тесными вратами, идти по узкому пути, поклоняться и служить Ему в духе и истине. Именно для этих целей и в этом направлении церковь нуждается в силе. Речь здесь ни в коем случае не идёт о безразличии к силе Бога, а о правильной, истинно евангельской расстановке акцентов, когда искомой силой становится Сам Бог (Пс.83:6-8). И хотя у либерально мыслящих людей такое понимание духовных вещей вызывает лишь критику и насмешки, Бог видит нужды Своей Церкви, стоящей в истине, и обещает восполнить их. Бог необязательно делает при этом Церковь видимо сильной для окружающих, но являет Свою силу везде, где Его народ имеет в том нужду (Отк.3:9-10).
То, о чём Дух Святой предупредил народ Божий на примере Лаодикии ещё на заре христианства, пришло как искушение Христовой Церкви через харизматическое движение. С проникновением «мышления успеха» в разум Божьих детей и распространением среди них этого чуждого Евангелию и перенесённого на духовную почву из мира бизнеса образа мыслей, христиане, прежде всего, начали терять страх Божий. Вследствие этого, те духовные ценности, за которые Церковь Христа боролась веками, и, в первую очередь, большая часть учения о благочестии, которого твёрдо держались многие поколения христиан, было в краткий срок объявлено пережитком прошлого. Взамен прозвучали «проповеди», что Бог позволяет верующим людям гораздо больше, чем они думают, и вся проблема заключается в необходимости раскрепоститься и жить одной лишь «верой» в обетования Божьей любви и благодати. Итогом такого подхода к жизни в вере стало всё более частое проявление в христианской среде разнузданности и дерзости в повседневной жизни. Люди, выдавая свою плотскую нахрапистость за дерзновение веры, стали пытаться «брать» все мыслимые Божьи обетования без страха Божьего, забывая, или отрицая истину, что, хотя благодать и приходит не по делам, но Свои обетования Всевышний исполняет боящимся Его (Пс.30/31:20; 102/103:11,17; Лк.1:50). Плоды такого совершенно бездуховного образа жизни стали со временем настолько очевидными, что на это уже не могли не реагировать даже лидеры харизматического движения.
Западня харизматических заблуждений
Известный американский пастор Джон Бивер написал книгу под названием «Страх Божий», в которой он описывает своё откровение. Он видел множество христиан, отверженных пришедшим на землю Господом из-за их беззаконий, отсутствия в их жизни страха Божьего и практической праведности, несмотря на все чудеса, совершённые ими во Имя Христа. Разбору многих проблемных вопросов своего течения, связанных, к примеру, с пророческим служением или со свойственным харизматам, так называемым, «хождением» в вере, посвящена не одна книга. И тот факт, что столь известный лидер харизматического движения настолько серьёзно обратил своё внимание на эти вопросы, несомненно, весьма отраден. Однако, указать реальный выход из создавшейся ситуации, похоже, не под силу и ему.
Верующих, попавших в западню харизматических заблуждений, вывести из этого состояния очень непросто. Это связано с целым рядом факторов. Существуют духовные реалии. Если они определённое время насаждаются в сердцах христиан, то оставляют в них настолько сильные духовные повреждения, что те почти не поддаются исправлению или исправляются с огромным трудом, требуя при этом весьма глубокого покаяния и такого отречения от них, как это бывает необходимо в случае освобождения человека от оккультной зависимости. Эти опасные реалии, как правило, вызывают потерю верующим духовного образа мышления, которое совершенно незаметно для него вытесняется плотским.
Плотские толкования искажают истину
Это характерно для харизматических учений. Они рассматривают духовные истины Библии и искажают их плотскими толкованиями, придавая им недуховное значение, чуждое духа и смысла Писания.
Например, когда с наступлением времени религиозной свободы в России, в страну стали приезжать западные проповедники, многие из них постоянно подчёркивали, что русские верующие недостаточно веселые и слишком закомплексованные, а потому людям надо дать свободу и раскрепостить их. В действительности, это обобщающее мнение о большинстве верующих бывшего СССР, которые прожили трудную и полную скорбей жизнь преследуемых за веру христиан, мягко говоря, далеко от понимания серьезного отношения к вере. Нельзя отрицать, что имеется немало действительно чрезмерно скованных людей, но они должны придти к освобождению от своей стеснительности одновременно с духовным исцелением и подъемом, а не благодаря некоей раскованности, а точнее — развязности, которая должна у них «срочно» появиться. Я знаком с христианами, которые многие годы находились в борьбе и проблемах и всё это время были закомплексованными людьми. Когда Господь довёл до конца Свою удивительную благодатную работу в их сердцах, они превратились в удивительно радостных, любящих и дышащих полученной ими во Христе Иисусе свободой людей, с горящими и благодарными Господу сердцами. В основном, это были люди с тяжёлым прошлым, потому для полного исцеления их сердец и душ Господу было необходимо проделать немалую работу, которую Он и совершил самым чудесным образом. Когда же во время этого нелёгкого пути через духовную пустыню вместо терпеливого ожидания и надежды на Господа, людям предлагают быстрые, непродуманные и поверхностные советы, они, возможно, и примут вид внешне раскрепощённых людей, но внутренне надолго, если не навсегда, останутся не познавшими Истины и неудовлетворенными. Чтобы пройти реальный путь навстречу Христу, в Его покой и Его свободу, необходимо обязательно пройти через тесные ворота и научиться следовать за Ним по узкому пути, проложенному Им самим. И не сделать этого — значит отказаться от познания Его путей, не получить обещанной Евангелием близости с Ним, не обрести возможности наслаждаться своим Господом.
Вместо истинной духовности — подделка
Есть ещё одно присущее харизматическому движению явление — постоянное восприятие плотской радости в качестве духовной. Большая часть явлений, сопровождающих служения в харизматических церквях, которые их участники воспринимают как действия благодати и проявления духовной радости, на самом деле являются подделкой и проявлениями плоти. И, хотя это, возможно, звучит резко и осуждающе, но ради истины необходимо прямо сказать, что та радость, которой харизматы уделяют столько внимания,— это чисто плотская игра на чувствах. «Вдохновение», переживаемое ими в такие моменты, сродни тому, что можно видеть на рок-концертах или современных шоу-программах. В обоих случаях за очевидным и явно мощным воздействием на дух и чувства людей скрываются нечистые духи, влияющие на присутствующих своей обольщающей силой. Воздействие происходит благодаря определённым методикам, к числу которых относятся взвинчивание и «наэлектризовывание» эмоциональной атмосферы, различные ораторские приёмы и, не в последнюю очередь, музыкальное сопровождение.
Но если сатанинское происхождение того, что творится на рок-концертах, надеюсь, не вызывает у верующих особых сомнений, то вопрос понимания, что «вдохновения» и «благословения» харизматических служений не имеют никакого отношения ни к благословению, ни к вдохновению Святого Духа, у многих, к сожалению, вызывает немалые трудности. Если внимательно рассмотреть хотя бы один из элементов этих служений — музыку, то вышесказанное не покажется таким уж резким. Во-первых, сама музыка, используемая харизматами, обычно плохого качества, поэтому не подходит для прославления Всевышнего. Она, можно сказать, — мучение для ушей, страдание для сердца и ужас для разума. Даже с музыкальной точки зрения, такая музыка очень низкого качества и никоим образом не несёт Богу славы. Своим стилем и характером она унижает святость и величие Творца. Но для тех, кто говорит о необходимости прославления Бога, а, в действительности, может и не вполне осознанно, ищет для себя новых «притворных» ощущений, подобных тем, которые в некоторых кругах называются не очень приятным для слуха словом «кайф», такая музыка, безусловно, будет казаться привлекательной и несущей благословение. Но на самом деле она мёртвая и совершенно недуховная. И то, что это так, нетрудно заметить хотя бы по такому признаку, как её черезмерная и нарочито подчёркнутая ритмичность. Ритм, как известно,— один из составляющих любого музыкального произведения. Очевидными примерами этого являются танцевальная или военная музыка. Таким образом, музыка с постоянно звучащим назойливым ритмом, который подавляет другие составляющие музыкального произведения — мелодию и слова — безусловно, плотская по характеру и сути. Она служит, несмотря ни на какие заявления о переживаемом при этом «благословении», для возбуждения плоти. «Ну и что»,— скажет кто-то,— «в таком воздействии подобной музыки на верующего нет ничего плохого и препятствующего истинному поклонению Богу». Однако это не так.
Рукоплескания и танцы вместо благоговения
Однажды один западный пастор задал вопрос, почему в нашей церкви нет внешних проявлений радости в Боге, например, рукоплескания и танцев. На вопрос, как он понимает эту радость и её продолжение в вечности, он сказал: «Когда наступит час второго пришествия Христа, и мы воочию увидим Его, то, конечно, захлопаем от радости в ладоши». И в ту же минуту в моём сознании возникла картина явления нашего Спасителя апостолу Иоанну, находившемуся в ссылке на острове Патмос. Наверное, любимый ученик Иисуса не меньше нас любил своего Господа и с неменьшим трепетом и радостью ожидал Его, но почему-то он не захлопал в ладоши при виде Христа, а упал к Его ногам, как мертвый (Отк. 1:17). «Наверное, мы все-таки по-иному ожидаем пришествия Господа — так, как об этом написано в Священном Писании»,— подумалось мне тогда.
Данный разговор показывает серьёзность проблемы, которая заключается в потере Страха Божьего, благоговения и высокого представления о Всевышнем, что, к сожалению, стало столь характерным для современного христианства и особенно для тех, кто относится к харизматическому течению. Когда три вышеназванные древние и вечные христианские добродетели уступают место вольному, неблагоговейному, панибратскому отношению к Творцу, тогда человеческое «Я» с его тайными и явными эгоистическими желаниями несомненно будет видеть вершину благословения в кричащей музыке, экстазоподобных переживаниях и разных сверхъестественных действиях небиблейского характера. За разговором о радости, таким образом, скрывается не только вопрос о приемлемости той или иной формы богослужения, речь идёт о чрезвычайно важных, определяющих всю христианскую жизнь, насущных вещах, а именно об истинном богопознании и богопочитании. И христиане, настроенные в этом вопросе либерально, рано или позно склоняются к поклонению не Святому Богу Авраама, Исаака и Иакова, а другому богу, которого они, фактически, и проповедуют. Опасность же этого настолько велика, что не нуждается в комментариях.
Это искажённое и примитивное представление о Боге ужасающее и появляется из-за недуховного и плотского представления человека о Его Слове, когда Вечного и Святого начинают воспринимать лишь как средство для достижения земного успеха и благосостояния. Исчезает истинное представление о Господе, как о Личности, перед Которой надо ходить в страхе и благоговении. «Бога не нужно бояться»,— говорят мыслящие подобным образом люди.— «Он же не страшный». И хотя Бог не является Личностью, распространяющей вокруг Себя ужас и панический страх, Он всё же, как говорит о Нём Библия,— Страшный (Втор.7:11-21; 10:16-18; Неем.1:5;9:32). «Ибо Господь Всевышний страшен,— великий Царь над всею землёю» (Пс.46:3),— говорит псалмопевец. «Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов 37:23-24),— восклицает в разговоре с Иовом Елиуй. Именно Божьи величие и святость, сила и благость, Его превознесённость и полнота совершенства вызывают святой и благочестивый страх пред Ним, безграничное благоговение, наполняющий душу блаженством сердечный трепет и учат каждого в смирении ходить пред Его Лицом, постоянно взирать на Его славу и с верой и терпением ожидать от Него мудрости, наставлений, силы и милости. И никакое другое отношение к Тому, Кто есть Великий, Превознесённый и Вечноживущий, и Чьё имя Свято, просто недопустимо. Это недостойно человека, сотворенного по образу Божьему.
В одно время на мое нетерпеливое желание сделать быстрые шаги к познанию Бога, Господь сказал мне: «Сын мой, Библия — это не учебник математики, который можно форсированно изучать. И хотя твоё желание познавать Моё Слово и Мою волю Мне нравится, ты должен знать, что Я буду открывать его тебе Сам. Притом, когда Я хочу и как Я хочу, а ты смиряйся и, не оставляя ревности обо Мне, жди». И я верю, что именно сочетание живой веры, которая растворяет Слово Божье в сердце верующего, постоянного поиска рассудительного знания и разумного познания библейских истин с ревностным ожиданием Его наставлений, откровений и вразумлений, совершаемым в тишине неизменно молящегося и ищущего Бога сердца и успокоившегося в Нём разума, счастливого от возможности непрестанно учиться созерцать своего Создателя, открывает внутренность человека для возрастания в истинном познании Всевышнего, Его Слова и Его путей, Его величия, правды и любви, Его славы и благости. Это подобно тому, что произошло однажды в жизни Исаака, который, покинув Авимилеха, царя Герарского, пришёл к старым заваленным колодцам, вырытым ещё его отцом Авраамом. Исаак назвал эти колодцы их старыми именами и, поскольку в них к тому времени уже не было воды, стал откапывать один за другим их, отыскивая, попутно, и другие водоносные колодцы. Он делал это до тех пор, пока необходимой ему воды не стало достаточно, и прекратились всякие споры с другими претендентами на эту воду. Сегодня же, к сожалению, многие верующие не пытаются вернуться к вечным истинам Евангелия и многовековому опыту Церкви в вопросах веры, святости и служения Богу и с постоянством в добром деле искать чести, славы и бессмертия. Не хотят достигать в уповании на своего Спасителя того, чтобы источники, напоившие небесной водой благодати Божьей не одно поколение христиан, стали реальными живыми источниками и лично для них, а христианский опыт благочестия предыдущих поколений стал полным радости и утешения переживанием в их повседневной жизни. Вместо этого они начинают злословить и поносить эти вечные источники, называя их безводными памятниками старины. Они высекают себе водоемы, которые не могут держать воды. Но «жидкость», текущая из этих ложных источников, «пощекочет» в течение пяти-семи лет обманутые на этом пути души, а затем приведёт их в состояние, напоминающее заболоченную, кишащую змеями и жабами местность.
Закрытые сердца ищут искусственные «заменители» Бога
Вызывающий сегодня немалую заботу и тревогу у искренних верующих факт потери многими христианами правильных представлений об истинном библейском Богопочитании,— что выражается в неблагоговейном предстоянии пред Богом во время Богослужений, сопровождающимися криками и рукоплесканиями, прыжками и танцами,— и понятий о святом повседневном хождении пред Ним, отсутствие которого выражается в нецеломудренных и бесстыдных формах одежды, вульгарной и грубой речи и плотском образе мышления, может быть, будет не самым ужасным итогом всего этого заблуждения, по сравнению с опустошением и разочарованием, неверием и ожесточением, которые заполнят сердца и души обманутых харизматией людей. Многие из них уже сегодня абсолютно неудовлетворены и внутренне разочарованы своей жизнью. Иначе не может быть, поскольку их поиски носят земной характер. По существу, они ищут какие-то искусственные «заменители» Бога. А потому проблема их несвятого, недостойного истинных учеников Христа образа жизни является лишь следствием неправильного поклонения Богу, то есть следствием недуховного и низменного уровня Богопознания, что происходит из-за плотского несмирённого восприятия Слова, искажающего понимание всех библейских истин. Поверхностное отношение к Слову Божьему, которое обычно связано с «исповеданием», закрывает сердце для поиска Бога в Его Слове и искажает всю картину духовной жизни, поскольку полностью противоположно написанному в Библии: «И не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр.3:5,6).
Поклонение своим делам — изощреннейшее идолопоклонство
Когда деловой образ мышления начинает практиковаться в духовной сфере с библейским образом мышления (что характерно харизматическому движению), это обязательно приводит к тому, что духовность начинает оцениваться не мерой веры и отдачи себя христианином Господу, а успехами верующих в делах и труде. Так как речь идёт не о мирской деятельности, а о труде в церкви или на ниве Господней, то закравшийся подвох обнаружить очень трудно. Однако он не только существует, но и весьма опасен. Это приводит к тому, что человек начинает более поклоняться своим делам, которые он совершает для Бога, чем Богу Самому, что является одной из изощрённейших разновидностей идолопоклонства. Возможно, кому-то подобные рассуждения покажутся пустым философствованием и недобрым осуждением целой конфессии, но каждый, кто хотя бы однажды реально столкнулся с этой проблемой и с болью в сердце наблюдал жизнь людей, не имеющих покоя и отрады в Господе, кто подобно неким «духовным» трудоголикам оказывается совершенно потерянным человеком, если не может самореализоваться в церковном обществе, несомненно, понимает важность и значение рассматриваемого.
Псевдодуховные переживания
Всем понятно, что для достижения успеха в любом деле необходимы методы, которые к нему ведут. В деловом мире это связано с рекламой и поисками тех средств воздействия на потенциальных клиентов, которые обладают максимальной эффективностью. При этом, как известно из жизни, в случае возникновения противоречий между нормами морали и использованием средств, предпочтение, неизменно, отдаётся последним. К сожалению, именно этому методу отдали предпочтение «первопроходцы» харизматического движения, стремясь, в первую очередь, обрести средства, эффективно «работающие» на привлечение людей, и отодвинув на задний план понятие благочестивой жизни, богоугодных дел и духовного плода, заявляя при этом, что вышеназванные вещи появятся автоматически. Вполне возможно, что многие из них искренне заблуждались, «не зная Писаний, ни силы Божией» (Мат.22:29, ср.2Тим.13-14), и принимали, подчас, кажущийся успех в деле за Божье благословение, не замечая несоответствия своей деятельности Евангельскому учению и того, что её плодами является лишь умножение числа живущих по плоти христиан (2Фес.2:7-12). Однако сути дела это не меняет, и разрушительные последствия в сердцах людей от этих лжеучений меньшими не становятся, независимо от понимания неприятного факта, что движение идёт в ложном недуховном направлении. Лишь духовные реалии обладают стабильностью и неизменностью, а всё, связанное с душевностью или плотью человека — переменчиво. Поэтому любое средство воздействия на человека, если оно недуховно по сути, имеет ограниченный срок действия. По окончании этого срока оно теряет свою силу и нуждается в замене другим, более сильным средством. Дух не меняется, он стабилен, а плоть склонна к переменам, без которых она не может жить (Мат.26:41; Евр. 12:25,29). Этот духовный закон проявил себя и в харизматическом движении. В результате все методы, применявшиеся харизматами для созидания жизни христиан в вере, как и элементы различных форм служения, которые имели только подобие духовных, стали быстрее или медленнее «выдыхаться» или терять своё влияние на людей. Однако рождённый «благодаря» их действию у небодрствовавших верующих «аппетит» к такого рода псевдодуховным переживаниям стал требовать «новых благословений». Если говорить точнее, требовать чего-то, что под видом духовного всё более и более возбуждало бы плоть и чувства и носило бы более «острый» по сравнению с предыдущими переживаниями характер. Так, например, пришедшие на смену старым, классическим протестантским псалмам лёгкие песенки чувственного содержания (действие которых ограничивалось, в основном, влиянием на эмоциональную сторону жизни в благодати), очень быстро «выдохлись» и потеряли свою действенность. Но в сердцах людей, принявших это «служение», возникает ложная ассоциативная связь между реальностью благословения и рождающимися во время «хвалы и поклонения» эмоциями. Во время богослужений у них появляется жажда более острых ощущений, которые отождествляются с присутствием Божьим. В результате началось развитие так называемой «хвалы и поклонения», не являющейся, по сути, ни хвалой, ни поклонением. Но в сердцах людей, принявших это «служение», возникает ложная ассоциативная связь между реальностью благословения и рождающимися во время «хвалы и поклонения» эмоциями. Во время богослужений у них появляется жажда более острых ощущений, которые отождествляются с присутствием Божьим. В результате началось развитие так называемой «хвалы и поклонения», не являющейся, по сути, ни хвалой, ни поклонением. В нынешнее время, последнее перед Вторым пришествием Христа на землю, сатана пытается влиять на этот мир через многие каналы. В первую очередь — через распространение по всему земному шару оккультизма, например, посредством антихристианского лжеучения Нью-Эйдж («New Age», что означает «новая эра»), которое впитало в себя элементы различных языческих религий, а также дух и сущность богоборческого гуманизма с его нечестивой идеей самовозвеличивания человека, стремящегося стать, «как боги». Основными путями распространения названного лжеучения являются: — современная Нью-Эйдж-педагогика с её акцентами на элементах восточных нехристианских учений и упражнениях йоги, а также на внедряемом с самого раннего возраста сексуальном «просвещении»; — насыщенная всевозможными элементами магии, спиритизма и философии Нью-Эйдж-литература и видеопродукция, наподобие романов Крабатт, «Гарри Поттер» и «Властелин колец» или, казалось бы, безобидного мультфильма «Король Лев»; — повсеместное распространение учений и философии нехристианских религий, в основном, восточного происхождения, а также оккультизма и сатанизма, поощрение всевозможного интереса к ним; — разнообразные восточные и оккультные методы целительства; — формирование с помощью поп-, рок-, техно- и Нью-Эйдж-музыки такого рода ментальности и чувственности человека, при которых он, будучи нездраво склонным к поиску состояния транса и экстаза, стал бы легко доступным влиянию сил тьмы и зла.
Прочитано 13354 раза. Голосов 8. Средняя оценка: 3.63
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Большое СпасиБо брат, за вашу стойкость и непоколебимость в Спасение в православии! Храни вас Господь за преданность Его учения! Помогай вам Господь! Комментарий автора: И вам спасибо за отзыв.
Инна
2010-09-28 15:14:32
Ну статья так себе. Что было выгодно рассказал, что не было выгодно умолчал. Некоторые факты истолкованы абы как, лишь получилось по моему. С семье не без урода и конечно люди не идеальны, поэтому везде играет человеческий фактор. Но назвать харизматов оккультистами - это слишком, так как это люди, которые ведут праведный образ жизни и, не в обиду православным, их намного больше. Конечно, я понимаю православных, которые видят как редеют их церкви и увеличиваются протестантские, но это же не значит, что надо на них возводить напраслину в надежде что народ вернётся. Это не та тактика.
Ну а по поводу музыки и танцев почитайте псалмы Давида и увидите (не говорю поймёте) откуда это произошло. Ну и последнее: о музыкальных вкусах не спорят.
Светлана
2010-09-28 17:25:42
Ну до чего же слепые понятия!!!!!
Давид же не в храме плясал, почитайте Библию и увидите, не говорю уже, что поймёте!!!
И ещё один нюанс - мы не следуем за Давидом, а за Христом, который понёс на Себе все наши немощи и болезни.(Который никогда не плясал)Он от начала знал, что Ему придётся пострадать за всё человечество, а поэтому Ему было не до плясок. Если бы вы понимали, что за любую прогрешность вас ждёт ад, вы бы больше смирялись, а не плясали.
Если этот факт вас не убеждает, тогда пляшите, как Давид.
Инна
2010-09-29 14:01:49
Не могу удержаться, чтобы не написать: Храма во времена Давида не было. Его ведь построил Соломон:-) Комментарий автора: Функцию Храма виполняла Моисеева скиния.
И нас учили, что верующие не пляшут, потому что есть горькие последствия у танцев. Пример из Евангелия:
Мар. 6:22-28 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
ВОТ ПРИМЕР ТАНЦА, КОТОРЫЙ ПРИВЁЛ К СМЕРТИ БОЖЬЕГО ЧЕЛОВЕКА. А ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ, ЧТО ТАНЦЕМ ПРОСЛАВЛЯЕТЕ БОГА. ЕСЛИ ТА ДЕВИЦА УГОДИЛА ИРОДУ, ТО ПРЕДСТАВТЕ СЕБЕ, КАК ОНА ТАМ ВЫКРУЧИВАЛАСЬ? РАЗВЕ ХРИСТОС ПРОСЛАВЛЯЛ ТАК СВОЕГО ОТЦА И УЧИЛ И НАС ТАК ДЕЛАТЬ? РАЗВЕ ЭТОМУ УЧИЛИ АПОСТОЛЫ? КТО ВАЖНЕЕ ХРИСТОС ИЛИ ДАВИД? КТО ЗА ВАС ПОСТРАДАЛ ХРИСТОС ИЛИ ДАВИД? КТО ВАШ БОГ ХРИСТОС ИЛИ ДАВИД? ЗА КЕМ ВЫ ИДЁТЕ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, ЗА ХРИСТОМ ИЛИ ДАВИДОМ?
ДАВИД БЫЛ МУЖЕМ ПО СЕРДЦУ БОГА ЛИШЬ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО КОГДА ОН СОГРЕШАЛ, ТО УМЕЛ ОСОЗНАТЬ СВОЙ ГРЕХ И КАЯТЬСЯ КАК НИКТО ДРУГОЙ. КОГДА ОН СОГРЕШИЛ С ВИРСАВИЕЙ, ТО В ПОСЛЕДСТВИИ НАПИСАЛ ПСАЛОМ, КОТОРЫЙ ПЕЛИ ЛЕВИТЫ, А ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ СЛУШАЛ. ВОТ В ЧЁМ ПРЕИМУЩЕСТВО ДАВИДА, НО НИ КАК УЖ НЕ В ТАНЦАХ. ДИКИЕ ПЛЕМЕНА ПОКЛОНЯЮТСЯ ПОД ЗВУКИ БАРАБАНА СВОИМ БОГАМ(БЕСАМ) И БЕСНУЮТСЯ В ДИКИХ ТАНЦАХ С КРИКАМИ. НЕ УПОДОБЛЯЙТЕСЬ ДИКАРЯМ.
Светлана
2010-09-29 16:58:25
Два Аароновых сына принесли чуждый огонь пред лицем Божьим (КОТОРЫЙ ПРЕБЫВАЛ В СКИНИИ) и пали мёртвыми. Храма небыло, но был БОГ, Который не потерпел самовольства. Не приносите чуждого в богослужение. Комментарий автора: Всё правильно. Аминь!
оксана
2015-08-05 12:16:26
Благодарю за статью. Очень познавательна и актуальна. Слушала также проповеди брата Ричарда, слава Богу. Кстати, он пятидесятник, а не православный.