Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; (Тит.2:1-3)
Целомудрие - замечательное слово, несущее в себе богатый смысл схожих по значению понятий. Судите сами – благоразумие, сдержанность, трезвость, самоконтроль, здравость, воздержание и рассудительность. Великолепный букет из семи цветов. В Писании мы находим данное слово в использовании девять раз, пять из них в одном, очень коротком послании. Написал его Павел, адресовал Титу. И казалось бы в последнем предложении ничего особенного, но давайте прислушаемся.
Скалистые горы, утопающие в океане зелени, свежий морской воздух, в тропическом веянии носится удивительный аромат пшеничных полей, виноградников и оливковых деревьев. Здесь, сельскими дорогами, вдыхая аромат лимонных деревьев, идет молодой мужчина. У него в сумке письмо апостола. Он торопится на встречу с церковью. Читая письмо, нельзя не заметить, как одно слово, непривычное слово, апостол повторяет снова и снова. Целомудрие! Целомудренные пресвитеры, жены, старцы, юноши, христиане. Слово, относящееся ко всем и к каждому. Тит улыбается диковинному слову для земли скалистого Крита, по которой ступают ноги. Павел помнит о нас, и его слово снова в точку. Крит по-прежнему известен своей порочностью. Грехи здесь воспеваются, как добродетели, а ложь прославляют пуще самой истинной правды. Еще шесть столетий тому назад Эпименид, критский философ и стихотворец, поэтично заметил: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Причем сами критяне нисколько не стеснялись сказанного, напротив, даже как-то гордились своими пороками.
- Такие мы есть. И нам так нравится. Да, мы ленивы, да, мы распутны, да, наши дети учатся лгать еще впитывая молоко матери. И что? Нам это не мешает, – бойко и самоуверенно отвечают критяне.
«Говорит по - критски»: так отмечали древние греки лживого человека. А самыми лукавыми в народе слыли критские старцы, стяжавшие многовековую распутность. Таким был Крит - остров безнравственности, лжи и обмана.
- Вам предстоит повернуть течение критской жизни вспять – пишет брат Павел.
- Станьте украшением учению, которое вы приняли.
- Засияйте, как светила, доселе невиданным здесь светом благочестия, правды и воздержанности.
Будь целомудренным. Это важные слова для юноши, в глазах которого пламя страсти, а в крови, словно молодое вино, кипит кровь. Он должен стать целомудренным. Ему предстоит обуздать похоть. Он выбирает чистоту и воздержание.
Целомудрие - дыхание для женщины, соседки которой, каждую неделю шепчутся друг с другом о том, что было, когда муж уезжал на рынок. Ловкий обман и благоверный никогда не узнает, кто грел это ложе, пока он торговал пшеницей.
- Что случилось? Почему ее нет с нами? – удивленно звучит вопрос подружек по обману.
Стоило ей начать ходить к христианам, ее перестали интересовать одинокие мужчины и молодые слуги. Она перестала сплетничать. Равнодушно смотрит на рубиновое сияние молодого вина в чаше. Ей хочется быть верной своему мужу. Ее одежда – правда. Ее любимое занятие - воспитывать детей и украшать уютом жилище. Целомудрие.
…Старик, ранее щедро осыпавший всех бранью, стал другим. Поднявшись с колен, он выходит во двор, где его старший сын уже целый час безуспешно старается починить плуг. Мужчина даже не смотрит в сторону старика.
Поскорей бы сделать да уйти в поле, думает он, и громко, сосредоточенно сопит, а работа по-прежнему не ладится.
Старик молчит, и это пугает его сына. Он знает, что стоит старику открыть рот, и все домочадцы и соседи узнают, откуда у него руки растут, и что у него в голове оливковые косточки вместо мозгов.
- Что это с ним? – спрашивает себя сын, - уж не болен ли?
- Сынок, – шевельнулась борода старика.
- Ну вот, сейчас начнет, – вздыхает парень, и всё съеживается внутри
- Сынок, так ведь не той стороной, - осторожно показывает пальцем, - да вот так!
Мгновение, и плуг готов к работе. Сын старается скрыть свое удивление, и искоса посматривает на старика, который снова умолкает.
- Я пошел в поле.
- Иди с миром!
Обогнув изгородь, плечи молодого мужчины начинают содрогаться от приступа радостного смеха.
- Ну надо же. Вот и сходил к христианам старый! Ну и ну! Что же дальше будет? Быть может, он перестанет напиваться вина и дебоширить по ночам? Да нет, такого быть не может, – заканчивает свои размышления пахарь.
- Может! – словно читая его мысли, сам себе произносит старец.
На этом острове не хватает целомудрия. Так сказал пастор Тит.
С каждым годом ты все больше замечаешь, как люди недостаточно хорошо к тебе относятся? Тебе труднее находить с молодежью общий язык? Ты понял: жизнь коротка, а ты многого не успел. Стараешься наверстать упущенное. С каждым днем все больше желаний, и уж вовсе не стало сил, чтобы ими управлять. Легко раздражаешься, нервные клетки не восстанавливаются, и ты думаешь, что самообладание невозвратимо потеряно. Мой друг, это требование Бога, и тебе следует быть внимательным к Нему. Будь целомудреннее. Отсутствие дисциплины парализует самых сильных. Отсутствие воздержания испортит самых могучих. Неоцененное нами благоразумие уступает место лишь безумству.
По этой причине Он сказал: «Будь целомудренным»!
|