“Сейте себе в правду – и пожнёте милость; распахивайте у
себя новину, ибо время – взыскать Господа, чтобы Он, когда придёт, дождём пролил на вас правду” (Кн. Осии 10:12)
Что значит для нас скорость? Странное дело, но чем больше мы спешим, тем чаще опаздываем. В чём причина? Слишком поздно совершаем какое-то действие: поздно проснулись, поздно вышли из дверей, поздно стали мудрым, поздно пришли к Богу или вообще не пришли, потому что слишком поздно. Много спешащих – много и опаздывающих. Всю жизнь куда-то спешить и опоздать для самого важного – на прекрасную и удивительную встречу с Царём царей, куда каждый из нас действительно приглашён. Разве это не обидно? А можно не спешить достигать всех возможных высот в этом мире, но быть везде, где необходимо, вовремя. Тогда и встреча с Господом не станет неожиданностью, ибо душа будет готова, постоянно ожидая встречи с Ним.
В одном селении жил старик Акбек со своей женою. Дети, как соколята, выросли и выпорхнули из родительского гнезда вить свои гнёзда. Полетели вливаться в современную скоростную жизнь. Раз или два наведаются к родителям и снова в скоростную центрифугу бытия. Там же, нередко, так закрутит, что похлеще любой самой скоростной карусели. Но тоже бывает, что кого-то тошнит, у кого-то головокружение, а кого-то так раскрутит, что участника выбросит вон, да обратно не попасть. С большой скоростью не справился, а к медленным, соразмерным, не привык. Вот с такими и случается беда.
Старик Акбек был не скоростной человек, но его уважали за честность, справедливость, доброту и за то, что везде он был вовремя. Во время страды, по возрасту, возил питьевую воду полевым работникам, зимой – по силам сапожничал, в свободное время трудился старьёвщиком. Люди говорили, что когда-то был Акбек богатым, да новая власть лишила его всего этого, как лишила и единственного сына, оставив лишь с дочерьми. Не сгинул Акбек в лагерях, лишь потому, что оказался в плену во время Первой мировой войны, а когда вернулся на разграбленную усадьбу, забрал уцелевших жену и дочерей и переехал на новое место, где жил в вырытой наспех землянке. Кое-как подрабатывал за бракованную буханку хлеба. Лучшего найти не мог, как один из раскулаченных. Во время Отечественной войны, немецкое командование узнало о нём и, как обиженному, предлагало ему место местного старосты, но получило отказ. Кто знает, что происходило в душе старого Акбека, но не стал служить он для врагов своей земли, не стал мстить за боль, за рану, след от которой так и остался в душе, о глубине которого знал только Бог. Так и пережили семьёй тяжелое военное время, да и нелёгкое мирное тоже. Позже построил небольшой по размерам, но просторный в гостеприимстве невысокий дом, где и вырастил всех своих детей.
Всякий раз запряжет старик Акбек своего ишака Орлика в бричку, наберёт из глубокого колодца прохладной, свежей воды в большую деревянную бочку и повезёт в поля. Идёт ишак, ножками семенит, головой качает, подковками постукивает: где пыль от дороги поднимет, где искру из камня выбьет, а где брызги из воды взметнёт. Бубенчик в такт ножкам звенит. Далеко его звон летит. Издалека слышат, что старик Акбек едет. Когда, в полдневную жару, работники услышат колокольчик ишака Орлика, сразу почему-то прохладнее становится, а на лицах улыбка появляется.
Каждый раз везёт Орлик старика Акбека, а старик с ишаком, как с человеком разговаривает, рассуждает. Орлик не перечит. Идёт, головой кивает, как будто соглашается. Так и приходят в пункт назначения.
Нередко их дорога проходила вдоль магистрали. Несутся машины, а старик на ишаке, запряженном в бричку, знай себе, движется с одинаковой скоростью. Мир на дороге весь в скорости, а у старика всё, словно как в замедленном кино, со стороны кажется.
Один раз ехал старый Акбек вдоль трассы. Дорога почему-то в это время была пустынна. Вдруг, из-за поворота, вынырнула легковая машина, нёсшаяся на огромной скорости. В автомобиле была весёлая и шумная компания. Видно, пассажиры издалека заметили старика, потому как, когда машина на мгновение поравнялась со старым возницей, до Акбека донеслось: “Эй! Старик!” И машина помчалась дальше к следующему повороту, оставляя в знойном воздухе обрывки клубящегося хохота.
- Да, Орлик! Старик я. Да и ты тоже не молод. У них молодость и скорость, а у нас с тобой дорога медленная. Да и куда нам угнаться за молодыми?
Ишак шёл, качая своей головой, и соглашался с доводами старика.
- Вот, мы с тобой едем, всю красоту наблюдаем: где пичуга вспорхнёт, где стрекоза замрёт в воздухе, где ёж в траве зашуршит. Всё видим. А что они? Замечают ли всю эту Божью красоту? Верно, что и себя в этой скорости заметить не могут.
Орлик шёл и молча соглашался с доводами старого человека.
Долго ли прошло время, но они достигли поворота, за которым скрылась машина с шумной компанией. И тут старческому взору открылась картина произошедшей аварии. Тот пролетевший автомобиль не смог совершить поворот и, перевернувшись, вылетел в кювет, оставляя за собой след. Старик пришпорил животное и поспешил к месту аварии. Только недавно веселящаяся компания, была в плачевном состоянии. Одному из пассажиров требовалась срочная медицинская помощь. Любое промедление могло стоить жизни, а дорога почему-то оставалась пуста. Поэтому старый Акбек предложил свою помощь. Положив пострадавшего на бричку и, взяв ещё одного из компании, старик как мог быстрее поехал в местную больницу.
До места доехали молча. Когда передали пострадавшего в приёмную, дежурный врач отметил, что привезли его вовремя, и поблагодарил старика. Другой молодой человек отделался ушибами и царапинами. Ему потребовалась меньшая помощь. Пока старый Акбек ожидал около больницы окончательного результата, второй пострадавший вышел на улицу и сразу же закурил. Заметив старика, подошёл и бедно поблагодарил за помощь.
- Что мне! Ты Бога благодари, что жив остался и друзья твои тоже.
- А говорят, что Бога нет!
- Я, когда молодой был, тоже так подумывал. Когда в плену в Италии был, стал по-другому думать. Там об Истинном Боге и услышал. Домой вернулся другим человеком.
- Каким таким другим? А разве из плена можно выйти человеком?
- А почему бы и нет! Что мешает? Чтобы не быть человеком не обязательно в плен физически попадать. Посмотри вокруг и увидишь, сколько нелюдей свободными себя называют, а они действительно в плену. Только плен этот духовный, а главный надзиратель – лукавый. Да и не только плохие люди в духовном плену. Сколько в нём хороших людей, молодых!
Старик вздохнул и на какое-то мгновение умолк, чем создалась небольшая пауза в беседе.
- Тебя, мил человек, как отец с матерью окрестили то?
- Не понял?!
- Звать то тебя как?
- А! Антоном.
- Вот ты, Антон, себя относишь к каким людям: плохим или хорошим?
Антон задумался на мгновение.
- Ну, наверное, к хорошим. Я же никого не убивал, а курю и выпиваю с ребятами, так это, думаю, нормально.
- Я в молодости тоже курил и пригублял, да и скорость, как вы, любил. Хотя, в сравнении с современными скоростями, какие были наши скорости, но в моей памяти не один, такой как ты, себе шею свернул. Это я позже понял, что в жизни как на пахоте: быстро коня гонишь – борозда не глубокая. Коня загонишь и сам утомишься. Землю то, при случае, вспахать ещё можно, а вот жизнь как вспашешь? Раз прошёл плугом – второй раз не позволено, а если позволили, то уже на других условиях. Кто пахал с усердием и прилежностью, впереди окажутся, да и урожай соберут лучше. Знаешь, как написано?
“Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает”. (Пр. 10:4)
“Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится”. (Пр. 13:4)
- Инной пропахал всю жизнь, а борозды и не видно. Прошло время, нагрянула старость, а собирать нечего.
“Сейте себе в правду – и пожнёте милость; распахивайте у себя новину, ибо время – взыскать Господа, чтобы Он, когда придёт, дождём пролил на вас правду”. (Ос. 10:12)
- Если бы не Бог, я бы столько худого мог совершить в горячности, что и думать страшно. Было за что мстить. Спаситель Христос сделал меня другим и позволил простить и прощать все обиды. Мне Он тоже много простил.
- А где же Бога искать? Да и хочется всё узнать, многое испытать. Мы же молодые, а жизнь одна. Не буду же я себя в монастырь заключать.
- Господь всегда близко, да только мы бываем далеко.
“Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе…”. (Иер. 33:3а)
- А на счёт “всё узнать”, так порою одно, плохое, так узнают, что не оторвутся и на другое, хорошее, уже ни сил, ни жизни нет. Слишком скорость большая, чтобы понять для чего жил или живёшь. А ты остановись и подумай. А на счёт монастырей, так можно там многому доброму поучиться. В монастырях Богу, Господу нашему, Иисусу Христу тоже молятся, а люди себя без Бога в застенки суеты поместили. Бегают быстро из угла в угол, от стены к стене, а открытую дверь не замечают.
- И что это за дверь такая, что её заметить сложно?
- Нет! Не сложно, если остановиться и оглядеться. В Библии написано:
“Остановитесь и познайте, что Я Бог…”. (Пс. 45:11а)
- А дверь эта только одна – Господь Иисус Христос. Через Него только можем спастись в этой бурлящей скоростями жизни. К Нему стремись; Его ищи и найдёшь свой смысл жизни.
Из дверей вышла медсестра, сказала, что жизни пострадавшего ничего не угрожает, и позвала молодого человека снова к доктору. Беседа прервалась. Антон извинился и, поблагодарив за беседу, пошёл вслед за медсестрой. Старик Акбек сел поудобнее на бричку и отправился домой.
Было у старика интересное качество: не требовал он назад то, что давал взаймы. Однажды, в разное время, приходят к старику два соседа и просят занять денег. Старый Акбек никогда и никому в доброй помощи не отказывал. Написано ведь: “Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад”. (Лук. 6:30) Ни одному, ни другому Акбек не отказал. Сколько просили – столько и занял. Условились о сроке возврата. Пришёл срок отдачи. Первый сосед пришёл вовремя и принёс долг. Старик поблагодарил за честность и точность и позволил пользоваться той суммой ещё. Второй сосед не вернул долг в срок. Не пришёл и не извинился за задержку. Через некоторое время приносит долг и он. Старый человек поблагодарил соседа, что принёс долг, но денег обратно не взял. Извинился перед соседом и сказал, что денег этих ему уже не нужно.
- Прости сосед, что не беру эти деньги назад. Ты меня знаешь. Можешь пользоваться ими безвременно, но занимать тебе я больше не буду.
Так и расстались.
Долго ли коротко, но идёшь ли по жизни или мчишься, а приходит последний час, когда каждый из нас делает здесь последнюю остановку, где ещё можно что-то поправить, сказав Богу: “Прости, Господи, меня, грешника!” кто бы ты ни был: богатый или бедный, вельможа или простолюдина, не пропусти своей последней, спасительной остановки. Кто-то её не замечает, или не хочет замечать, и несётся мимо, проскочив её на скорости, а возможность такая есть. Так и умчался скорым, уходящим, поездом в вечность, где произошло крушение всех надежд. Пришло время и старику Акбеку отходить в иной мир. Обошёл свой двор; что мог, по силам поправил и лёг на кровать, ожидая перехода. Открыл Господь ему, когда наступит это мгновение. Каждой из дочерей дал своё последнее напутствие, а одной сказал:
- Молись Богу! У тебя дети хорошие.
Сказал и тихо, мирно и спокойно, как и жил, ушёл по зову Божьему, чтобы встретиться с Тем, Кто его спас, пролив на Голгофе Свою драгоценную кровь. Скорость жизни у старика Акбека позволила ему не пропустить самого главного – желанной встречи с Царём всех царей. Он не пропустил. А как мы? У каждого из нас, рано или поздно, тоже будет последняя остановка. Слишком ли ты молод или слишком стар – ещё не слишком поздно пока ты дышишь и способен сознательно обратиться к Богу. Позволь Ему спасти тебя от вечных мук.
Июль, 4, 2009 г.
Вячеслав Переверзев
Комментарий автора: Частично, образ взят из реальной жизни.
Вячеслав Переверзев,
USA
Родился в Украине, на Донбассе, г. Горловка. Другой сайт: http://stihi.ru/avtor/slavyan68
Прочитано 4311 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности