Самая короткая притча Христова состоит всего из двух стихов. «Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?» (Лк. 7:41,42).
Сию притчу можно интерпретировать, в частности, так. Каются два грешника. Один – асоциальный, деклассированный элемент; другой – добропорядочный гражданин. Прощены, естественно, оба, коли искренне покаялись. Вопрос: который из них больше возлюбит Простившего?
Ответ очевиден. А кто больше возлюбит, тот большим наречется в царстве Божьем.
Начертим на листе бумаги горизонтальную линию, отделяющую царство Божье от мира сего. Снизу от границы – земной мир, сверху – небесный, Божий. В земном мире больший грешник находился где-то на самом дне общества, а добропорядочный – в верхней его части. Каждому прощено столько, сколько составляет расстояние от его положения до границы между мирами земным и небесным. Соответственно, возлюбят они Господа в той же пропорции. И в итоге картинка из мира земного симметрично перекинется в небесное царство: в нем больший грешник будут настолько выше меньшего, насколько был ниже в мирском общественном положении.
Разумеется, на эту схему может накладываться масса иных обстоятельств, но, как говорят математики, при прочих равных условиях схема сия работает именно так, как мы с вами представили.
Почему ангелы ликуют, когда кается грешник, особенно с тяжкими грехами? Потому что для Бога значение имеет не столько то положение, которое человек уже имеет перед Ним, уже достиг в своем духовном продвижении, сколько скорость, с которой он движется к Господу (не в обиду пасторам, давно и прочно занимающим высокое положение в церкви, будь сказано!). Покаяние же – наиболее резкий рывок на этой дистанции. И чем больше грехов было, тем он резче.
А чем стремительнее рывок, тем больше радости не только на небесах, но и душевной эйфории у новичка. И радостных улыбок в среде верующих, на глазах которых сие происходит.
Когда грешник получает прощение грехов и с ним первые плоды жизни с Иисусом, он испытывает именно это чувство. Эйфорию. Но эйфория не может продолжаться вечно; для дальнейшего «духовного удовольствия» необходимо двигаться дальше, к Иисусу, с как можно большей скоростью, от которой и зависит степень удовлетворения души и духа. (Дух радуется Божественному наполнению, а душа – видимым результатам.)
А вот тут-то новичка поджидает самое серьезное испытание. Испытание «духовной пустыней» (Жанна Гийон). И немногие его выдерживают. Здесь особенно необходима новообращенному помощь душепопечителей, а в реальности обычно как раз бывает наоборот. Все как бы «становится на свои места»: к нему быстро привыкают, улыбки сменяет повседневная озабоченность, и вот новообращенному уже начинает казаться, что его перестали замечать, охладели к нему; эйфория исчезает. Привычку он принимает за равнодушие, а то и за отчужденность, исчезновение любви к нему, так приятно поразившей его поначалу.
И он возвращается к прежнему своему состоянию. В этот период жизни временно верующего человека церковь покидает свыше девяноста процентов покидающих ее. И большинство вышедших однажды к алтарю для покаяния.
То, что несколько столетий назад Жанна Гийон назвала «духовной пустыней», ассоциируя, очевидно, с сорокалетним блужданием народа Божьего, иногда также именуют «долиной скорби», «долиной плача». В экстремальных случаях, как назвал Давид, «долиной смертной тени» (Пс. 22:4). «Долину скорби» можно также сравнить с седловиной между двумя горными вершинами.
Достиг, допустим, верующий человек какой-то вершины на своем духовном пути, постоял на ней какое-то время. Почувствовал, что наступает стагнация. Соответственно, радость куда-то уходит, как земля из-под ног. Знает он, что стагнация непременно приведет если не к падению, то к откату назад – это уж точно. Долго на одном и том же холмике никто не простоит; вверх двигаться надо. Куда? А вон же она, следующая вершина! Более высокая. Маячит, манит, притягивает взор духовный… «Надо скорее двигаться к ней! Господи, благослови меня на пути сем!»
«Это можно, – отвечает Господь. – Хорошая вершина тебя манит. И воля на то Моя есть. Вперед!» И-и… раз! Человек вдруг низвергается вниз. Какие-то неприятности наваливаются, что-то из рук валится, чего-то он лишается; наступает душевный дискомфорт, апатия, вплоть до депрессии. А депрессировать-то и не к чему вовсе. Это – седловина между предыдущей вершиной и следующей, более высокой. Ее придется пройти, коли избрал сей путь. Пока ты в ней, оглядись, не спеша, обдумай в молитвах путь свой, стряхни с себя мусор гордыни, связанной с предыдущими достижениями. Вообще очистись. В низинах как раз и встречаются очистительные источники; на вершинах их нет, зато соблазнов – куда ни оглянись.
Конечно, душевного дискомфорта не избежать, когда ты теряешь что-то из достигнутого, когда уровень чего-то у тебя снижается. Вообще, человек способен существовать в любых условиях, имеющих место на поверхности планеты Земля и чувствовать себя вполне комфортно, если условия эти привычны для него. Дискомфорт наступает тогда, когда они меняются в худшую сторону или возникает угроза такого изменения. Особенно, если неожиданно, непредсказуемо для него. Это относится не только к физическим, но и прочим условиям существования человека, в частности, его экономическое положение, достижения в области трудовой деятельности, а также в духовной сфере.
Выше мы говорили о том, что, кто больше возлюбит, тот больше возвышен будет. Тому и доверено будет больше. Но «кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). В случае падения лететь предстоит с большей высоты. Удар больнее, неприятности крупнее. И долина скорби при ее прохождении может показаться обширнее, глубже. Чем выше вершина, тем ниже низина. Кому много дано, доверено, тому следует об этом помнить.
Находясь в низине или, повторяя за Жанной, в пустыне, надо лишь спокойно, мирно уповать на Господа, ожидая дальнейшего подъема. Ему очень нужно наше упование – и это тоже причина того, почему Он допускает в нашей жизни такие вот низины. Вспомним, как Илия (3 Цар., гл. 18 и 19), одержав внушительную победу, уничтожив несколько сотен идолослужителей и, можно сказать, возродив в единоплеменниках веру, вдруг трусливо съежился в комочек под можжевеловым кустом, будучи смертельно напуганным властной дамочкой, которая просто-напросто «блефанула» (пользуясь известным жаргоном). Если бы Иезавель действительно вознамерилась убить Илию, она бы подослала настоящего убийцу, а не провокатора в качестве пугала. И, свалившись в низину страха и депрессии сразу после героических дел, Илия обнаружил в себе и для всей библейской истории, что сам он – всего лишь человек. И что на вершины духовные и жизненные его возносит Господь, а не он сам себя. Дело человека в таком случае – всего лишь отдать себя Богу, слушать Его, слышать и слушаться. И после того, как Господь показал все это Илие, тот воспрянул и пошел дальше по пути, начертанному ему Богом.
Я написал «уповать на Господа, ожидая дальнейшего подъема», вовсе не имея в виду пассивное ожидание. Спокойное, мирное ожидание – не значит пассивное. Необходимы постоянные молитвы, прославления, благодарения и ежеминутная готовность номер один к тому, что Господь поведет тебя дальше – вот что такое активное ожидание. И поведет – это не означает: будет тащить на аркане. Просто перед тобой в один прекрасный момент «вдруг» откроются новые возможности. А действия соответствующие – за тобой. Нужно только постоянно слушать Его голос и при необходимой собственной активности в действиях сохранять податливость Его воле.
Прочитано 4337 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 4.83
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Благодарю Господа и тебя, брат за статью. Её может уразуметь тот,кто восходил на вершины,и оказывался в долине гор.Винстон Черчиль когда-то сказал:,,Для меня любой тупик -это дверь к инной возможности". С Господом всё можно пройти,и горные вершины, и долины.Благословений тебе и мудрости!