Недавние события связанные с именем пастора киевской церкви «Посольство Божье» Сандея Аделаджи, независимо от того, как они завершатся, уже позволяют усвоить некоторые важные уроки. Проблемы «Посольства Божьего» вызвали такое бурное обсуждение среди христиан Украины и за рубежом потому, что они типичны для многих церквей, и далеко не только молодых протестантских.
Урок №1. Финансовая непрозрачность - почва для злоупотреблений и подозрений
Много ли вы знаете церквей, где регулярно в церковном бюллетене сообщается точная цифра пожертвований и расходов, а однажды в год на руки всем прихожанам дается полная выкладка годового бюджета общины с указанием зарплат священнослужителей?
Понятно, что для большинства из нас нет большего удовольствия, чем порыться в чьем-либо кошельке! Не в том смысле, чтобы украсть из него, а в том, чтобы обсудить, какая у человека зарплата. В самой скучной церкви, во время самой монотонной проповеди, самый равнодушный прихожанин встрепенется, заслышав разговор о церковных деньгах. Понятно, что неприлично спрашивать у человека, сколько он зарабатывает. И все же церковь — это особый случай. Иисус говорил: «Делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Финансы церкви — это то, что «в Боге соделано», и потому должны быть прозрачными. В противном случае — никакая община, никакой пастор не застрахованы от повторения сандейгейтов. Кстати, положение священнослужителей не уникально. Политики тоже обязаны сообщать о своих доходах, потому что общество, которому они служат, должно знать, кому оно доверяет полномочия руководителей. Знай люди в «Посольстве Божьем» точную информацию о бюджете своей церкви, о доходах своих служителей, разве пришло бы кому-нибудь в голову связывать появление нового банка в Нигерии с развалом финансовой структуры King's Capital?
Существует много возражений против прозрачности в финансовой политике церквей. Кто-то опасается, что начнутся кривотолки, сплетни, слухи. Хотя, наверное, нет ничего лучшего в борьбе с кривотолками, чем открытость и прямота. Другие ведут двойную бухгалтерию, потому что живут в странах с несправедливым налогообложением религиозных организаций и не хотят Божьи деньги отдавать «кесарю». Правда, сам Иисус на этот счет имел другое мнение. На мой взгляд, одна из серьезных причин, удерживающая церковное руководство от вынесения на свет финансов церкви — страх потерять потерять поддержку верующих. Вдруг они не поддержат такое ведение дел в церкви? Вдруг проголосуют против, если не ногами, то кошельками? Так ведь это повод для серьезного разговора, не так ли?
Урок №2. Дух скупости
На него обратил особое внимание Рик Реннер — многие пасторы смешивают служение в церкви с бизнесом из-за нищеты. Со времен праотца Авраама Бог определил, чтобы мы возвращали Ему десятую часть всех своих доходов. И таким образом покрывали бы все необходимые расходы на существование общины и служение ее пасторов.
Тот, кто не приносит десятину в Божий дом – тот обкрадывает Бога, говоря древним языком - святотатствует. Конечно, оно правда, что за многие годы безбожия, религиозного и атеистического, в нашем народе уже сложилась, так сказать, «святотатственная традиция». Боюсь даже предположить, сколько процентов населения страны отдает десятую часть своих доходов Богу. Сто процентов? Пятьдесят? Десять? Один? Одна десятая процента? Хотя одной из первых на Руси была поставлена именно Десятинная церковь в Киеве, сегодня едва ли один из тысячи потомков древних русичей отдает Богу десятую часть своих доходов. Это положение должно быть в корне изменено. Тогда мы сможем исполнить Божье повеление, чтобы «проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9:14). Если пастор получает такую зарплату, что соревнуется с церковными мышами в богатстве, то это значит не «жить», а «выживать». До сих пор не могу без содрогания вспоминать молодую семью, служившую на Севере, которая покупала просроченные уцененные продукты, чтобы просуществовать на нищенское пособие миссионера.
Возможно кому-то эта мысль покажется новой, но в Библии конкретно говорится и о размере зарплаты священнослужителя. Апостол Павел в послании к Тимофею написал: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17). Русские переводчики Библии, подтверждая славу нашего народа-бессребреника, перевели вполне конкретный финансовый термин «двойная плата» замысловато звучащей «сугубой честью». Ну, не хотелось им говорить о таких приземленных вещах, как деньги, зарплата... Мы — народ духовный, верим, что святые люди должны питаться святым духом. А если серьезно, то наше распространенное отношение к оплате труда пасторов — банально ханжеское, пропитанное духом зависти и скупости. Если пастор полутысячной церкви, особенно тот, кто успешно служит не только как духовный наставник, но и как проповедник, учитель (а как правило, наши пасторы — это и швец, и жнец, и на дуде игрец), не получает вдвое больше, чем средний член церкви его возраста и семейного положения — то это позор для церкви.
Урок №3. Чрезвычайно раздутая фигура пастора
Речь не идет о лишних килограммах. Как говорится, хорошего человека должно быть много. Корень проблемы тут гораздо глубже. Исторически сложилось так, что мы жили большую часть времени в патерналистском обществе, в котором роль отдельной личности была незаметна на фоне всесилия общества во главе с отцом нации. У нас нет ни традиции свободы совести, ни традиции уважения прав личности, ни традиции личной ответственности перед Богом. До революции православие воспитывало в нас холопский дух, после революции коммунисты опустили нас еще ниже — до уровня безгласного винтика. Ныне, когда старые кумиры пали, а «отцы» тлеют в могилах, мы почувствовали себя сиротами, и бросаемся навстречу пастору: «Будь нашим отцом! Учи нас! Говори нам слово от Бога и мы будем исполнять!» Как древним израильтянам, нам не хочется искать Бога и Его воли лично. Удобнее просто слушать лидера, тем более, что в случае неудачи всегда можно будет найти крайнего. Угадайте, кого?
К сожалению, не все пасторы выдерживают это искушение стать посредниками между Богом и прихожанами. Осознанно или нет, они начинают поддерживать создаваемый в церкви миф о своей особости, об особой помазанности, об особом положении перед Богом. Так появляются преувеличения, так они становятся нормой. Чаще всего там изначально не было злого умысла. Просто с того момента, как пастор поверит, что он призван вести за собой людей, он с необходимостью должен поверить и в свою исключительность. Обычная мысль, пришедшая в голову пастору, теперь уже не просто мысль, а «откровение свыше». Простая воскресная проповедь — уже не просто речь с кафедры, а «духовный хлеб с неба» для паствы. Советы пастора уже не просто рекомендации неглупого человека — теперь это «повеление от Бога». В таком положении есть некое упоение: вчера еще ты — недоучившийся студент, простой инженер, бизнесмен средней руки, а сегодня — Божий помазанник, слова которого с уважением конспектируют. Но это же и дьявольская ловушка. Теперь пастору приходится ежедневно доказывать свою исключительность. Рано или поздно это закончится. Выяснится, что король голый — пастор такой же человек, как и все. Со слабостями, страхами, ошибками, неудачами, разочарованиями, потерями, семейными неурядицами. Как все... И что самое обидное — поносить его будут громче всего те, кто вчера превозносил до небес.
Не забуду как мой пастор учил меня: «Бойся, чтобы люди подумали о тебе лучше, чем ты есть на самом деле». Страсть выглядеть как можно лучше в глазах людей живет во мне неумирающим червем. И когда она поднимает голову, я снова вспоминаю те слова. Ни разу, ни в одной из своих многочисленных проповедей, ни в одном личном разговоре он не привел себя в качестве положительного примера. Все положительные герои его выступлений — это кто-то другой: прихожане церкви, друзья, просто люди с улицы. О себе он упоминал только тогда, когда нужно было показать, как не следует поступать. Как вы думаете, любили ли мы его меньше из-за того, что он не рассказывал нам, как высоко он духовен, как много он молится, как глубоко вникает в Божье слово, как внимательно заботится о людях?
Несмотря на боль, Сандейгейт может сослужить христианам великую службу. То, что происходит вокруг имени крупнейшей киевской церкви не является чем-то исключительным. Человеческие пороки дают о себе знать в наших церквях каждый день. Но если благодаря этим событиям церкви выведут из тени свои финансы, прихожане начнут отдавать Богу десятины, пасторы снова станут простыми смертными, а мы все — подлинными протестантами, имеющими каждый свои личные отношения с Богом, тогда Сандей-гейт* окажется настоящим преддверием воскресения.
Прочитано 3966 раз. Голосов 13. Средняя оценка: 4.69
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Четвёрка с минусом. ВСё-таки Вас ещё немного заносит пофилософствовать о холопском духе. Когда начнёте трезво рассуждать о духе американского стукачества, тогда и о пятёрке подумаем. И почему бы вам не написать о том, какой среднестатистический американец - стукач? И откуда это пришло? И как их сделали холопами тоже, а не только славян?
Леонид
2008-12-24 16:00:02
Четвёрка с минусом. ВСё-таки Вас ещё немного заносит пофилософствовать о холопском духе. Когда начнёте трезво рассуждать о духе американского стукачества, тогда и о пятёрке подумаем. И почему бы вам не написать о том, какой среднестатистический американец - стукач? И откуда это пришло? И как их сделали холопами тоже, а не только славян? Комментарий автора: Предупреждал я вас, Леонид, не бодрствуете вы. Начинали, как и положено с единицы, а вот уже и четверку поставили.:)
С праздником вас Рождества Христова! И всех читателей тоже.
Михаил
2008-12-24 19:16:14
Про Сандейгейт можно согласиться.
Про уроки - вряд ли.
"Бывает нечто,о чём говорят:"смотри, вот это новое";но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Виктор
2008-12-24 19:58:22
Оценка 5.
Бесконечное "Пробудитесь!.." из уст Сандея к месту и не к месту, и опять, и снова поневоле навевает сон и тоску.
Думаю только, что "настоящим преддверием воскресения" Сандей-гейт вряд ли окажется.
Нина
2008-12-25 10:55:34
Извиняюсь, может я не совсем по теме...Дня три сайт Invictory был недоступен. Появлялось - "error". Было ощущение, что сайт взломали. Кто? Первое, что напрашивается - последователи Сандея. Сегодня сайт вроде бы заработал, но лично у меня выходит всё как закодированное, знаками вопроса. И не могу раскодировать - все кодировки перепробовала. Может, это последствия взлома? И надо немного подождать? Комментарий автора: Подождем комментариев от инвиктори. Возможно их сайт уже не справлялся с большим количеством просмотров.
Станислав
2008-12-26 06:33:19
Извлечь из ничтожного драгоценное...
Сейчас многие из нас пытаются это сделать с кризисом. А он наоборот - делает это с нами...
Pooh
2008-12-26 10:35:25
Цитата:
Тот, кто не приносит десятину в Божий дом – тот обкрадывает Бога, говоря древним языком - святотатствует.
Тот кто обкрадывает, однозначно – вор. Писание говорит:
Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни ВОРЫ, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
Скажите пожалуйста, тот кто не приносит десятину в наше время, наследует Царство Божье или нет?
Комментарий автора: Pooh, ваше предположение построено на одной логической связи, но оно не учитывает всех связей и нарушает закон достаточного основания. Если рядом с живым тараканом громко хлопнуть, то он убежит. Если ему перед этим оторвать ноги, то он останется на месте. Можно сделать вывод - таракан слышит ногами. Логично? Отчасти да. Но здесь не учитываются другие обстоятельства. Так и в вашей интерпретации Писания.
Насколько мне известно, прежде всего, толкуя Библию, нужно увидеть непосредственное значение, прямой смысл, и только потом, делать какие-то аналогии и проводить параллели. Какие последствия у тех, кто не отдает Богу десятину? Для этого не нужно перепрыгивать от пророка Малахии, который говорит об обкрадывании Бога, к посланию к Коринфянам. В самой книге пророка Малахии говорится об этих последствиях. Вот они:
"Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: 'чем обкрадываем мы Тебя?' Десятиною и приношениями.
9Проклятием вы прокляты, потому что вы--весь народ--обкрадываете Меня.
10Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
11Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.
12И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф".
Очевидно, что результат неправильного распоряжения финансами проявляется в том, что в общинах недостает средств на необходимое служение ("пища в доме Божьем"), большие потери в процессе производства, излишние затраты, скудные урожаи, недостаток благословения на стране в целом. ЛЮбопытно, что этот принцип работает даже в масштабах стран. Хотя в мире нет ни одного народа отдающего Богу десятину, в США, в сравнении с другими странами, люди больше жертвуют БОгу, поэтому отчасти там исполняется слово "вы будете землей вожделенной". Хотя Америку клянут как никакую другую страну, в нее стремится наибольшее количество, чем в какую иную.
Голик Татьяна
2008-12-26 12:30:41
Отличная статья. Урок третий я повешу на стенд газету в моей церкви, а посоветовала бы всем церквям сделать это. Из-за отсутствия мудрости погибает народ Божий, ведь легче все переложить на плечи пастыря и затем винить его, чем напрямую быть в общении с Богом и напрямую с Ним решать свои немаловажные вопросы, как продажа квартиры или вступление в брак. Верующие должны понять что посредником между нами может быть только Иисус Христос, а не такой же смертный как мы человек. Если бы я осознала это сразу я бы не допустила столько ошибок, я бы посоветовалась только с Господом. Но никогда не поздно извлекать уроки и такая статья поможет верующим понять где и у кого искать и ждать помощи. Да благословит Вас Господь и вашу семью. Татьяна
Leonid
2008-12-26 20:35:01
No vsio-taki chetviorka s minusom. Vam escho nuzhno izriadno porabotat' nad glubinoy...
Нина
2008-12-27 08:41:17
Такое ощущение, что статья несколько преждевременна. Если понаблюдать, как спираль будет раскручиваться дальше, можно будет извлечь куда больше уроков!
Да и чисто психологически, сейчас период пережёвывания-переваривания новых поступающих фактов, которые многими просто не вмещаются в разум. А вот когда страсти улягутся, эмоции утихнут - тогда можно будет перейти и к спокойному анализу. Моё скромное мнение. Комментарий автора: Согласен с вами, Нина, что уроков извлечь можно уже сейчас гораздо больше. Но думаю, эти три останутся при любом раскладе - уж больно явления распространены не только в ПБ, но и многих других церквях, протестантских и православных.
Pooh
2008-12-27 08:55:49
Цитата:
Pooh, ваше предположение построено на одной логической связи, но оно не учитывает всех связей и нарушает закон достаточного основания.
Возможно вы правы. В свою очередь хочу заметить, что подобные вопросы, построенные на одной логической связи, всегда и во все времена были не популярны и неудобны. И основная причина, почему эти вопросы проблемны для отвечающего, это потому, что они требуют однозначного ответа “да” или “нет”. Помните:
крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?
и тараканы тут совсем не причём.
Комментарий автора: Вы меня навели на хороший вопрос: "Десятина - это установление от Бога или от человеков?"
Sam
2008-12-27 15:23:47
«No vsio-taki chetviorka s minusom. Vam escho nuzhno izriadno porabotat' nad glubinoy...» (Leonid Kanochkin, USA).
…уставясь в землю лбом:
– Изрядно, – говорит. – Сказать не ложно,
Тоби без скуки слушать можно.
Но жаль, шо не знаком
Ты с нашим петухом!
Ишо б ты боле навострился,
Когды бы у яво маненько подучился.
Цитата без кавычек, поскольку слегка подправлена в сторону большей живописности диалекта.
Petrovich
2008-12-27 17:54:33
«Много ли вы знаете церквей, где регулярно в церковном бюллетене сообщается точная цифра пожертвований и расходов, а однажды в год на руки всем прихожанам дается полная выкладка годового бюджета общины с указанием зарплат священнослужителей»?
Увы, не знаю ни одной. Хотя знаю «изнутри», в той или иной степени, около десятка провинциальных религиозных общин (каждая из которых, разумеется, называет себя церковью) из трех деноминаций христианской конфессии. Потому-то и трудно для рядовых прихожан «пропитаться» внутренней установкой, что, не доплачивая десятину, они обкрадывают Бога, а не просто уклоняются от уплаты некоего церковного побора.
Геннадий П.
2008-12-27 21:21:37
Каночкину Лене
Это кто там про «стукачей»? International сексоты super класса? Или там super сексоты international класса…
Федор А.
2008-12-28 07:49:38
Главный урок, который преподает нам Господь через разного рода «сандейгейты» и прочие «ледяевгейты», заключается в том, что НЕЛЬЗЯ ТВОРИТЬ КУМИРОВ И ПОКЛОНЯТЬСЯ ИМ. И более всех недопустимы такие вещи для харизматических общин, поскольку харизматы – самое острие меча, имя которому Церковь Божья, и, следовательно, они являются объектами наиболее яростных атак сатаны, самых изощренных его провокаций.
Не следует нам впадать и в противоположную крайность: игнорирование духовных лидеров, неподчинение, критика их и прочие атрибуты того, что называется коротким, но емким словом «БУНТ». Между двумя крайностями всегда имеется оптимум.
paul star
2008-12-28 09:25:17
Desiatina v Novom zavete ot Boga ili ot chelovekov?
Poxoje chto ot Ameriki.Zdec' yje ne pervii deciatok let
eto xoroshii biznes ne podverjenii nikakim krizisam...
Odin poet tak skazal:
Iyda'b ochen' ydivilcia
chto stol'ko serebra sobrali so kresta
odnako-je nikto iz nix ne ydavilsia
Pooh
2008-12-29 14:21:09
Комментарий автора:
Вы меня навели на хороший вопрос: "Десятина - это установление от Бога или от человеков?"
в Ветхом Завете с Израилем однозначно – да.
в Новом Завете:
Ириней Лионский, "Доказательство апостольской проповеди". 96.
Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство и последует Слову Божию.
теперь может и Вы решитесь ответить на мой вопрос?
Комментарий автора: Pooh, на мой вопрос вы не ответили однозначно "да" или "нет", потому что он "проблемен для отвечающего"? Пожалуйста, не убивайте меня утверждением, что вы ответили однозначно. ("Любите ли вы свою жену?" "Вчера - однозначно да! А сегодня...") Видите, ваш упрек бьет по вам самим бумерангом. Кстати, и Иисус ведь тоже не отвечал на прямые вопросы, в которых от Него ожидали "да" или "нет". У Него тоже были "проблемы для отвечающего"? Ваш упрек и в Его адрес?
Я благодарен вам за то, что вы привели цитату из Иринея - слова очень сильные, даже красивые. Но не могли бы вы указать мне церковь, которая состоит из людей, которые "все свое имение принесли Богу"? А если не укажете, не будет ли это значить, что процитированные слова очень сильные, даже красивые, но, как бы это помягче выразиться, надутые, пустые. Если за ними нет реального содержания.
А вот что есть реально в наших церквях: громкие словеса о полной отдаче Господу, скупость в пожертвованиях, бедность служителей.
Pooh
2008-12-30 07:51:04
Цитата:
Pooh, на мой вопрос вы не ответили однозначно "да" или "нет", потому что он "проблемен для отвечающего"? Пожалуйста, не убивайте меня утверждением, что вы ответили однозначно. ("Любите ли вы свою жену?" "Вчера - однозначно да! А сегодня...") Видите, ваш упрек бьет по вам самим бумерангом.
Вот теперь всё корректно и просто:
Люблю ли я жену? Однозначно – да. Даже очень.
"Десятина - это установление от Бога или от человеков?" для меня однозначно – от человеков.
Цитата:
А если не укажете, не будет ли это значить, что процитированные слова очень сильные, даже красивые, но, как бы это помягче выразиться, надутые, пустые. Если за ними нет реального содержания. А вот что есть реально в наших церквях: громкие словеса о полной отдаче Господу, скупость в пожертвованиях, бедность служителей.
Это не даёт никому ни малейшего права извращать Слова Божьего. Вот именно это извращение Божьего Слова, даже с очень «благими» намерениями, даже для распространения Царства Божьего, но своими, человеческими путями и приводит к той ситуации в церквях, какую ныне имеем.
А когда не по Слову, то благие намерения для Господа быстро заменяются не благие намерения для себя, что и видим в в ПБ ныне.
Виталий
2008-12-30 19:08:25
Не знаю, насколько Аделаджа виновен перед Господом. Не люблю судить вообще тех или иных людей, а уж когда нет в достаточной мере достоверной информации… В основном только крики, вздохи, пересуды…
Одно тут знаю… нет, чувствую. Те, кто сейчас рьяно вгрызается в тело Аделаджы, больше движимы желанием «высосать» ИЗ НЕГО В СЕБЯ лишний «воздух» людского поклонения ему, нежели угодить Господу своими поисками суда и правды.
Геннадий Кадацкий
2009-01-21 20:38:46
да ПЕТЯ это то что присуще всему харизматическому миру с лидерами возомнившими о себе что они ...