Этос – от древне – греческого ethos – обычай, нрав, характер – совокупность стойких черт индивидуального характера. «Характер, - пишет А.Пушкин, - совокупность душевных, психических свойств казался нрава тихого и скромного». Нрав, таким образом, есть сумма всех духовных черт человека - это излучение личности человека, окружающая его энергия, его отношение ко всему окружающему.
«В отношении нравов животные: различаются по трусости, кротости, мужеству, прирученности, уму и его отсутствию» - /Аристотель - «История животных»/. Осёл и в львиной шкуре будет реветь по - ослинному. Кошка не оставляет ловли мышей даже сделавшись прелестной принцессой. «Лиса меняет шкуру, но не нрав» - /Светоний/. Каков есть нрав, такой и есть, у кого и от этого никуда не деться, и в церкви подобны животным таковы и люди с нравом: «Коварство лисы столь же опасно, - пишет Т.Пейн, публицист, - как жестокость волка». «Волк в овечьей шкуре – человек, прикрывающий свои дурные намерения, действия маской добродетели; лицемер». «Лучше не пускать волка в овчарню чем рассчитывать на то, - пишет Т.Джефферсон, - президент, - что удастся выдрать ему зубы и когти после того, как он туда залез». Сумеете? Попробуйте! «Нравы - это люди, законы - разум страны. Нравы нередко более жестоки, чем законы. Нравы, часто неразумные, берут верх над законами» - /Оноре де Бальзак/.
В наше время царят не нравы – царит безнравственность. Из-за денег как предупреждает Ап.Павел: «Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуйтесь тем, что есть» - /Евр.13.5/: От сребролюбия падает нрав в худшую сторону. Все гоняться за деньгами и теряют свой нрав чистоты и любви.
Нравы – это некое положительное видение мира в его гармонии, упорядоченности, видение общества, видение своего ближнего, построенное на определенных и последовательных принципах.
«И каждый смертный знает непреложно, Что праведно и честно надо жить. И каждый знает: это невозможно,
Но всем друг друга нравится учить.
Наставники, о чем у вас душа скорбит?
Печальники, о ком у вас печаль?
Одной моралью разве будешь сыт?
А тот, кто сыт,— на что ему мораль?
На что нам пастыри, их речи лживы.
Спросите Бога, чем все люди живы.
Глас небесный: «Не хлебом единым жив человек!»
Мэкки: Вот вам вся истина: не только хлебом,
Но и корыстью, злобой, страхом и клеветой!
Уже который век под общим небом
Вражда кипит и льется кровь рекой!
Хор: Молчи, смотри на дело рук своих:
Позор и кровь клеймом горят на них!
Дженни: Подумать только, как они пекутся
О чести дочерей своих и жен.
А ночь придет - они в бордели прутся:
Для девок свой закон и свой загон!
Ко мне, ханжи! Ко мне, святоши, путь открыт!
Оставьте вашу пресную печаль!
Одной моралью разве будешь сыт?
А тот, кто сыт,- на что ему мораль!
На что нам пастыри, их речи лживы.
Господь, Он видит, чем все люди живы.
Глас: «Не хлебом единым жив человек!..»
Дженни: «Вот так! вот именно! не только хлебом,
Еще и похотью, распутством и враньем!
Уже который век под чистым небом
Разврат и грязь, и нет стыда ни в ком!»
Хор: «Молчи, смотри на дело рук своих,
Позор и кровь клеймом горят на них!» -/Юлий Ким - бард/
Нравы отражают моральные ценности общества. Термином «нравы» часто пользуются для характеристики и моральной оценки норм поведения.
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» - /Менандр/ -/1Кор.15.33/. Если не тверд ты во нравах, не дружись с человеком, который слаб рассудком; говорю же это не с тем, чтобы гнушался ты кем-либо, как грешником, но чтобы, когда обе стороны слабы, и ты не потерпел от него вреда, и он от тебя.
Теперь говорит как бы: таких людей всегда много можно встречать; смотрите, берегитесь. Речь идет у Апостола о здравых и не здравых понятиях, и беседы злые понятия развращают, потому ожидалось бы, что он скажет: злые беседы растлевают умы, изгоняя из них истину и посевая ложь; а он говорит: растлевают обычаи добрые, то есть добрые навыки, нравы, доброе поведение, добрую жизнь. Нрав, утвердившийся нельзя расстроить, не расстроив понятий. Злые беседы точно прямо умы развращают, но когда ум развратится, чем поддержишь нрав? Он тотчас и начнет портиться. Апостол, минуя это посредствующее звено развращения ума, прямо указывает на большую опасность развращения нрава. Благий нрав и очевиднее, и дороже. Если б Апостол сказал: беседы злые попортят ваши понятия, иной мог бы сказать или подумать: как попортят? В одно ухо вошли, в другое вышли; хоть так никогда не бывает. Но когда сказал, что они портят нравы, то всякого заставил призадуматься и с одного уже этого слова заготовляться опасением от злых бесед и людей. Или под благими нравами он разумеет и души легкомысленные, удобопреклонные ко всякому ветру учения» - /Феофан/.
«Не надо со всеми подряд беседовать, дурные сообщества портят добрые нравы» - /Менандр/. Нрав, утвердившийся нельзя расстроить, не расстроив понятий. Злые беседы точно прямо умы развращают, но когда ум развратится, чем поддержишь нрав? Он тотчас и начнет портиться». «Апостол, минуя это посредствующее звено развращения ума, прямо указывает на большую опасность развращения нрава. Благий нрав и очевиднее, и дороже. Если б апостол сказал: беседы злые попортят ваши понятия, иной мог бы сказать или подумать: как попортят? В одно ухо вошли, в другое вышли; хоть так никогда не бывает. Но когда сказал, что они портят нравы, то всякого заставил призадуматься и с одного уже этого слова заготовляться опасением от злых бесед и людей». Люди, которые говорят такие слова, обладают развращенными, испорченными нравами.
 «Почести меняют нравы» - латинское крылатое выражение. Сравнимо с русскими аналогами «Залез в богатство - забыл и братство», «Забыл нужду - забыл и дружбу». Почести меняют нравы, а в какую сторону? но редко к лучшему. Почести - это внимание, кто то отметил, что человек чем то лучше других. Когда к человеку проявлено слишком много внимания, ломается его внутренний мир. Он ведет себя не так, как привык, а так как ожидают от него окружающие.
«А ныне, когда век сей был создан, нравы сотворенных повредились при не оскудевающей жатве, при неисследимом законе» -/3Ездр.9.19/ .
Что такое нрав? Данное слово происходит от слова «нравственность». Нравственность - это условная внутренняя оценка самим человеком норм своего же поведения, своих поступков с точки зрения ценности добра. Термин вплотную связан с ещё одним понятием — мораль, т. к. именно она, в нашем понимании, отвечает за различия добра и зла.
Нрав – происходит от основного древнего корня ner/nor- «человек, муж» и дополнительного (суффиксального) корня - «вязать, вить». Этимологически однокоренными и родственными нраву-норову являются латинское nervosus /нервозу-с/ «сильный, способный к сопротивлению». Древнегреческое /анер/ «человек, воин»; санскритское /nara/ «мужчина, человек», осетинское нарт «богатырь». Корне - словно, нрав, или, в древнерусском варианте полногласного произношения, норов, представляет собой внутреннюю духовную силу владения собой, способность сдерживаться, обуздывать свои желания; управлять своими эмоциями, чувствами и душевными порывами.
В творения Григория Богослова. Разве плохо в ней о нас, женщинах, написано? А вы веру ругаете. Слушайте! И она начала читать:
- «Лучшая драгоценность для женщины - добрые нравы, то есть сидеть больше дома, беседовать о Божием слове, заниматься тканьем и пряжей (это обязанность женщин), избегать разговоров, на устах» на глазах и на ланитах носить узы, не часто переступать через порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин...».
«Нравственность вообще есть неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния (т.е. мысли, чувства и желания) человека. На основании врожденной человеческому духу идеи добра, выразительницею которой является совесть» - /Священник В. Бощановский/. Нравственность происходит от слова нрав или норов (noras),
– это добровольное исполнение человеком тех или иных обязательств и норм нравственного закона (Закона Божьего).
«Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, - пишет Э. Дюркгейм, - это хлеб насущный, без которого общества не могут жить».
Нравы сейчас не изменились, изменился ... скажем, так ... вектор нравов. Самый простой и надежный путь у разрушителей предания – загнать оставшиеся формы добрых традиций в этнокультурные резервации, где держать их под контролем. Можно имитировать семейную жизнь, быт, религиозные обряды, играя на публику. Когда же публики нет, предаваться вполне уже более близким себе развращенным нравам. Это и будет бедность нравов при кажущемся богатстве традиций в совершенном и законченном виде. Потому что предание в этом случае окончательно умрет. И как всякая омертвевшая форма, перестанет вызывать сочувствие.
«Российский нрав прославлен в мире, его исследуют везде,
он так диковинно обширен,что сам тоскует по узде» - /Игорь Губерман/
Нравы - обычаи, уклад общественной жизни. «Что ни век - всё те же нравы, - пишет Б.Окуджава, - ухищренья и дела».
«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, пишет Оноре Рикети Мирабо, - чем давать им законы и суды».
«Но как Господь предвидел, - пишет Н.Гоголь, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно».
Глобальное падение нравов. «Во все времена, - пишет Йохан Хёйзинга, - моралисты не уставали жаловаться на резкое падение нравов».
«Всюду царит обман» - пишет политолог Дейвид Каллаган в своей новой книге: «Культура надувательства». Среди прочего упоминает жульничество на экзаменах, аудио – и видео пиратство, воровство на работе, шарлатанство в сфере медицины и проблему допинга в спорте. Мошенничество всех уровней стало привычным явлением в обществе. Добавьте сюда нарушение этики и правовые махинации, и перед вами – беспроцентный по своим масштабам нравственный кризис».
В «Нью-Йорк таймс» отмечалось, что вслед за ураганом «Катрин» США захлестнула волна небывалых афёр и бюрократической волокиты». Как отметил один американский сенатор, «откровенное мошенничество и вопиющая без хозяйственность просто шокируют».
Говорят, что падению римской и других цивилизаций способствовали повсеместные эгоизм и безнравственность. Учитывая сегодняшнее положение дел, не стоит ли нам ожидать ещё более, катастрофических последствий? Ведь «умножение беззакония» сегодня наблюдается по всей земле, а это, согласно библейскому пророчеству, говорит о скором конце всей нынешней системы вещей /Мт.24.3-8, 8-12-14; 2Тим.3.1-5/.
Всемирная тенденция. В газете «Африка ньюс» рассказывалось о «семинаре по вопросам порнографии и сексуального насилия», распространённого в угандийских трущобах. Говорится: «Проституция и наркомании способствует то, что родители пренебрегают воспитанием детей». Отмечается, по словам Дабанджи Салонго, представителя службы по защите семьи и ребёнка при полицейском участке в Кавемпе, число случаев насилия в семье и жестокого обращения с детьми резко возросло». В Индии, как отметил один врач, «общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем». По словам одного кинорежиссёра: «рост наркомании и половой распущенности – очередной признак того, что народ погружается в омут моральной деградации».
Ху Пэйчен, генеральный секретарь пекинского «Объединения сексологов Китая», отметил: «Раньше люди ещё как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать всё, что заблагорассудится». В журнале: «Чайна тудей» писалось: Общество становится всё более терпимым к внебрачным связям». «Сегодня секс стал «двигателем торговли». Такое чувство, что каждый готов раздеться, если это выгодно, - отмечалось недавно в английской газете «Йоркшир пост». Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу – непристойные сцены и фотографии. Порнография…прочно утвердила свои позиции в обществе. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И как говорят борцы с порнографией, сегодня это часто нацелено именно на детей».
В «Нью-Йорк таймс мэгэзин» замечалось: «Некоторые подростки говорят о своих сексуальных приключениях как о чём-то обыденном, словно обсуждают столовское меню». В руководстве по воспитанию подростков младшего возраста мы читаем о душераздирающем послании, «написанном неуклюжими детскими каракулями: «Мам заставляет меня встречаться и спать с мальчиками. Мне 12 лет. Помогите!». Как же всё изменилось в этом мире! В канадской газете «Торонто стар» писалось, что ещё совсем недавно «сама мысль о том, что гомосексуалисты могут в открытую сожительствовать, вызывало бурю негодования». Но, по словам Барбары Фримен, преподавателя социальной истории из Карлтонского университета в Оттаве, «сегодня люди говорят: «Это частная жизнь. Другие не вправе вмешиваться».
Совершенно очевидно, что за последние несколько десятилетий во всём мире произошло резкое падение нравов. В чём причина таких кардинальных перемен? Что лично вы думаете об этом? И что принесёт нам будущее?».
Поведенческую мораль, и без того находившуюся в упадке, постиг полный крах, - пишет историк Норманн Кантор. Если политики и генералы видели в миллионах своих поданных только скот, ведомый на заклание, то какие религиозные и этические каноны могли терпеть сдерживать в людях эту зверскую жестокость? Человеческая жизнь обесценивалась до нельзя.
В своём объёмном труде «Очерки истории цивилизации» английский писатель и историк Герберт Уэллс отмечает, что именно после признания эволюционной теории «началось настоящее разрушение морали». Почему? «Как ржавчина съедает железо, так завистников - их собственный нрав».
Эволюционисты утверждали, что человек есть лишь высшая форма животной жизни. Они решили, что человек – это такое же социальное животное, как и охотничьи собаки. Они считали, что и в человеческой стае крупные собаки должны запугивать и подчинять». Ален пишет: «Можно смело назвать временем дурных манер. Вместе со старым порядком ушли ценности, придавшие жизни значимость и смысл. Новые же ценности было не так легко найти». Светский нрав – мораль блудницы: она признаёт только одну роковую провинность – смотреть прямо в глаза.
Известный исследователь Л.В.Кудрявцев отмечает: «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные - осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнями его населения».
Изначально он уже вложен как свойство души, как нрав Божий в душу всякого человека. Более того, каждому человеку даны определенные дарования этого нрава, такие, как доброта, честность, простота, та или иная степень смирения, кротости, забота, чуткость, внимание друг ко другу, т.е. многие нравственные свойства и качества, о которых мы с вами отчасти знали даже от и до. А затем, знакомясь с церковным учением, открываем, что образ Божий в человеке, а значит, Божий нрав после грехопадения получил сильнейшее искажение и извращение. Мы не имеем сейчас в себе чистоты нрава. Нрав наш нечист, искажен, извращен грехом. И это-то вполне поврежденное, помраченное дыхание нрава, нами принимаемое как нормальное и даже высокое. Мы воспринимаем, друг в друге, этим дыханием мы сейчас довольствуемся и радуемся, когда в ближних наших по отношению к себе встречаем доброе расположение - правдивость, искренность, чуткость, внимание, заботу.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
скажите! могу ли я напечатать данный материал на своём канале в ютюб с указанием, разумеется, авторства и места публикации. ну очень хочется потому что умно написано.