(Беседа со старцем)
***
Кубок единства. Творец сотворил весь этот мир, не руками, но Словом. Нужно представить Его существующим ныне и вечно, как автора всего сущего, Едино-Сущего, который создал вещи Волею Своею. В этом Его тело, которое не есть ни осязаемо, ни видимо, ни измеримо, ни протяженно, ни похоже на какое-либо иное тело.
Приведя мир в порядок, Он решил сделать порядок и на земле, и Он поместил в него человека, существо бессмертное и смертное. Человек возвысился над животными благодаря рассудку, уму и Разуму; он поистине стал созерцателем творения Бога, был восхищен им и узнал его Творца. И это было выше, чем у ранее существующих богов, ибо они были только бессмертны, а человеку был дан выбор смерти и бессмертия.
Тогда Бог изрёк Своим святым Словом: «Растите в рост и размножайтесь во множество, вы все, мои создания и творения; и пусть тот, в ком есть Разум, знает, что он бессмертен, и причина смерти есть телесная любовь, и пусть он знает всё сущее».
Бог одарил всех людей рассудком, умом, но не всех Разумом, ибо «Раз-ум», это ум человека единый с умом Бога. Это не из зависти к кому-либо, ибо зависть Ему чужда, она не нисходит сверху, она рождается в душах тех людей, которые лишены Разума.
Он желал, сын мой, установить его среди душ как награду, которую нужно заслужить. Он наполнил им большой кубок и поручил нести его Посланцу, наказывая ему возвещать сердцам людским следующее: "Освятитесь, если можете, в этом кубке, вы, которые верите, что возвратитесь к Тому, кто это послал; вы, которые знаете, зачем вы рождены"
И все те, кто ответил на этот призыв и был освящен в Разуме, приобрели Знание и стали людьми совершенными. Те же, кто не прислушался к призыву, те наделены лишь рассудком и умом, и не знают, зачем и кем они сотворены.
Их чувства напоминают чувства тварей бессловесных. Составлены только из страсти, гнева, и вожделения, они не созерцают то, что достойно созерцания, но предаются плотским удовольствиям и чревоугодию и верят, что в этом цель человека. Но те, кто получил дар Божий, эти, напротив, охватывают умом то, что есть на земле и на небесах, и то, что может быть над небесами. На высоте, которую они достигают, они созерцают Благо Господне, и после этого зрелища они рассматривают как несчастие свое пребывание здесь, на земле. Презирая все плотское и бесплотное, они воздыхают по Едино-Сущему.
Таково, сын мой, учение Разума: созерцать вещи божественные и знать Бога. Таково благодеяние божественного кубка.
Я тоже желаю освятиться в нем, отче.
Если ты сначала не возненавидишь свое тело, сын мой, ты не сможешь любить Бога как сейчас любишь себя самого Невозможно быть привязанным одновременно к вещам тленным и к вещам божественным. Вещи бывают телесные и бесплотные, и поэтому тленное отличается от божественного; необходимо выбрать одно или другое, так как нельзя привязаться к двум сразу. Когда выбор сделан, поражение одного усиливает могущество другого. Выбрав лучшее, мы сразу получаем чудесную награду, обожествление человека, и мы оказываем больше почитания Богу. Плохой выбор, напротив, - потеря человека и, кроме того, большое оскорбление Бога, состоящее, по меньшей мере, в том, что, как праздные туристы путешественники, ничего не делающие сами и преграждающие дорогу другим, мы ходим по миру, предаваясь плотским удовольствиям.
Благость, исходящая от Бога, предоставлена в наше распоряжение, и нам остается только принять ее без промедления. Зло не исходит от Бога, оно исходит от нас самих... Не Бог, а мы ответственны за содеянное нами зло, если мы предпочитаем его добру. Так пусть же то, что исходит от нас, соответствует Ему, и не будет порочным.
Знание не есть начало самого Блага, это только для нас Знание открывает его. Возьмем его как путеводную звезду, и поспешим по тернистому пути: трудно оставить вещи родные и привычные, чтобы возвратиться к древним тропам, ведущим к исконным ценностям. Видимое нас очаровывает, а невидимое вызывает сомнения, но ведь плохое есть видимое, а Благо Бога невидимо для глаз, ибо у него нет ни формы, ни очертаний; оно похоже на себя самое и отличается от всего остального. Бестелесное не может проявиться перед телом. Вот в чем подобное отличается от отличного и в чем отличное есть низшее по отношению к подобному.
Ибо Единство'", начало и корень всех вещей – существует во всем как начало и корень. Нет ничего без начала; Начало не происходит ни от чего, но только из себя самого, так как все происходит от Него. Оно есть само себе Начало, ибо иного не имеет.
Единство, которое есть Начало, содержит в себе все числа (Бог Един, есть как единица числа), но сама не содержится ни в одном; она породила все, но сама не рождена никаким иным числом.
Все рожденное несовершенно, делимо, подвержено увеличению либо уменьшению. У Совершенного же нет никакого из этих свойств. То, что может расти, растет в Единстве и поддается своей собственной слабости, когда не может более содержать Единства.
Таков есть образ Бога, насколько можно его себе представить. Если ты созерцаешь его внимательно, если ты его воспринимаешь глазами сердца, поверь мне, сын мой, ты найдешь путь к вещам высоким, или, скорее, этот образ сам поведет тебя, ибо такова добродетель созерцания, оно притягивает и оно привязывает, как магнит притягивает железо.
……………………………………………………………………………………………………
30.08.2008г. У.... й монастырь. Россия.
|