Первой причиной, по которой была произнесена Иисусом данная молитва, это просьба учеников научить их молиться. Не было потребности в особой молитве, а была потребность научиться общаться с Богом. Иисус, кратко напомнив о необходимой искренности в молитве, дал тот самый образец содержания, который в совокупности отражает этот смысл общения с Богом – 1е переживания и отношения к Богу (Отче и да святится имя Твоё), 2е – желать и принимать участие в реализации благого замысла Творца, 3е – возможность прошения о насущном и необходимом в земной жизни, 4е – исповедовать свою греховность и надеяться на божественную силу на пути праведности , на пути в Царство Небесное (прости грехи наши, не введи в искушение – избавь от лукавого, ибо Твоя есть сила и Царство). 5е - «Твоя слава вовек» - снова переживание Бога, переживание Духа Жизни, великолепия и совершенства Творца
Данное толкование молитвы не является плодом размышления или опытом отдельных откровений. Несомненно, бывают и замечательные духовные размышления как у И.И. Сикорского, или великолепный (думаю, наилучший) труд толкования и рассуждения о молитве Господней священномученика митрополита Владимира, где видно особое вдохновение.
Данное предлагаемое содержание - это откровение лишь главной мысли, но в соответствии её духовной сути и контексту.
«Иерей должен иметь Бога обитающим в себе, в сердце своём сознательно, что бы таким образом с дерзновением мог он возносить моления к Богу и друг с другом беседуя, говорить: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё!» - потому что молитва сия показывает, что приносящий её имеет живущим в себе сущего по естеству Сыном Божьим с Отцом и Святым Духом» - Прп. Симеон Новый Богослов
Когда Творец наполняет животворящим Духом, озаряет светом Своим, Его благая среда отражает все совершенство отцовского чувства и заботы. Разделяя Отеческое божественное благословение с учениками, Иисус обратился: “Отче наш!”
Переживая субстанциональность и трансцендентальность божественной жизни, было сказано: “Сущий на небесах”.
Переживание Святого Духа, как духа животворящего, жизни – как света Божьего – осознается как бесценный дар, и в этом открывается святость Творца. Сын же, по ведению сокровенного в недре Отчем, переживает всю широту добродетелей и глубину самоотдачи – святости Отца Небесного. И лишь истинный Сын, знающий Отца, по достоинству способен произнести слова: “Да святится имя Твое!”
Если эти слова произносятся в духе и истине сразу же после обращения к Богу, то какая же святость и в Сыне! Эти слова – глубина молитвенного духа. Сила молитвы – познание Божьей святости. Можно опасаться строгого суда Божьего, но поклонение в духе и истине – поклонение святости Бога. Благоговение – это чувство переживания божественных благ и глубокая признательность Богу.
В книге Откровение есть образ, где «днём и ночью (четыре серафима шестикрылых) взывают: свят, свят, свят Вседержитель, и двадцать четыре старца поклоняются Творцу (Живущему во веки веков) и кладут свои золотые венцы пред престолом Бога, отдавая всю честь и славу Ему, сотворившему всё и соизволившему всё» (Отк. 4:8-11). Это очень яркая и красивая иллюстрация переживания святости Творца, поклонения Ему «в духе и истине» в Святом Духе и Истине.
Так в данном видении (Откр. 4:8-11) главной действующей персоной является Святой Дух как Дух Поклонения, Исходящий от Отца и к Отцу Приводящий. Естественно, что этот Дух заключает в себе сакральную истину святости Творца, передающуюся через Сына, тем самым свидетельствуя о «полноте Божества в Сыне». Святость Бога не навязывается, но как следствие предполагает истину «поклонения». Другими словами, праведным делом будет поклонение всей святости Бога, но в первую очередь как Творца и Создателя. В поклонении Божественной Святости закономерно начало молитвы. И в этом духе и предстоянии как бы открывается дальнейшая возможность общения с Богом в Духе Жизни и «владычествуемом» Духе. Это как бы правило «духовного вкушения от Древа Жизни».
“Да придет Царствие Твое”.
По пророчеству, замысел и обетование Творца – Царство Божье. Понятно, что через молитву приближается этот главный и благой замысел. Но стоит сказать о том, что преображающие и просветительные свойства Святого Духа, знание личности Бога через Святой Дух – все это дает возможность иметь некое представление о совершенстве Царства Божьего и Божьего царствования. Царство, которое “внутри нас” – основа откровения и веры. Здесь же рождается естественная потребность, чтобы праведность и нрав Царя Небесного были явлены на земле, исполнение законов Божьих – в доброй воле. Здесь же и пребывание “в духе и истине”, когда мы, – “один дух с Господом”
(– “Да будет воля Твоя и на земле как на небе”). Далее, водительство Духа напоминает нам о настоящем моменте положения “на земле” и сюда же переводит небесное благословение и заботу Бога: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Здесь же (в земной жизни и «земном» благословении) мы имеем необходимость в очищении, также - в очищении для молитвенной связи, и в данном непосредственном случае: потребность крепче стоять в молитве. Поэтому произносим: “прости наши грехи» и Господь Иисус показывает нам основание для нашей праведности: “…как и мы прощаем должникам нашим”.
И впредь - в будущем, христианину необходимо избавление от греха, ведь главный хлеб – небесный, и путь – в Царствие Небесное. И необходима упреждающая молитвенная просьба: “Не введи в искушение, но избавь от лукавого”. Иисус добавляет “Ибо Твое есть Царство”, имея ввиду, что главный замысел Творца крепок в Его воле, в Нем “сила” на осуществление…на спасение Своего народа: “…и слава во век!”. – Созерцая дела Отца Небесного, имея веру и вдохновение, Сын Божий исполнен переживанием славы Божьей и вечного ее дыхания! Аминь!
P.S. В толковании не был затронут взгляд на хлеб насущный как хлеб духовный, потому что здесь не рассматриваются все возможные интерпретации духовной жизни и отдельного опыта. В греческом оригинале в слове “насущный” – приставка “над”. Это может о том же насущном хлебе, приходящем через Божье благословение, но пусть… Главное, по духу, синодальный перевод передаёт всю полноту слова – в Господней молитве и в нашей жизни с Богом.
2е-Контекст говорит в пользу хлеба, для которого «довольно заботы сегодняшнего дня» - «на сей день» 3е – Когда садятся за стол, благодарят Бога за хлеб насущный, то почему не просят?! 4е – Сама молитва уже является хлебом небесным, потому, что верующие «имеют власть быть чадами Божьими», то есть могут «взывать Авва Отче». Каждый христианин имеет уже «один талант» - молитвенное общение с Богом, как с Отцом 5е – Чем меньше иносказательного в молитве, тем больше – искреннего.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 5112 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Слава нашему НАДконфессиональному Богу; как великолепны БЕСКОНЕЧНЫЕ глубины Истины Его; как чудны явления Творца в слове и деле.
Как прекрасно, как воистину глубоко и широко слово Его.
Спасибо, дорогой брат Михаил! дай Вам Бог здоровья и крепости духа в служении Единому святому Богу - Отцу и Сыну и Святому Духу. Ему вся честь, хвала и слава! Аллилуйя. Аминь.
Комментарий автора: Аминь. Спасибо сестра!
эггерт галина
2010-01-14 20:49:24
спасибо!я нашла ответ на свой вопрос
Захар Зинзивер
2011-11-07 20:55:00
Здравствуйте, Михаил,
я очень рад встретить еще одного делателя молитвы Господней, к сожалению, собственный опыт не всегда удается передать другим на бумаге. Ваше толкование слишком высоко, местами неудобо- читаемо- повторяемо, т.к. поклонение в Духе и Истине подразумевает уже некий личный опыт, надеюсь, а не игру слов. Молитва Господня дана простецам, позвольте напомнить. Дети этого не поймут. Хотите доброго сравнения? Прочитайте протоиерея Алексия Уминского в Правмире от 27 октября: Что нам страшно сказать Богу? -Так просто и в самую точку, своими словами и из самого сердца! А то Вы кричите: халва, халва, а во рту у меня не сладко вовсе, халва то Ваша, не моя... Одним словом, то, что определенных духовных высот Вы добились- оспорить трудно, но то, что читателю передать некую часть Вашего опыта не смогли- очевидно. А жаль.
Прошу Ваших молитв: скоро буду готов вывесить свое простое толкование молитвы Господней для детей. Более подробно постараюсь развить тему Имени, Пришествия и Воли.
Жаль, что не спросили Вы у меня про Песнь Песней, я полагал, что вопросы все же Вами будут заданы, хотя бы для сравнения взглядов, но увы... Конечно, я вовсе не исключаю, что Вы вполне самодостаточны и Ваше слово, как и Божье, проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12). Дай Вам Бог не истолковать сей комментарий превратно и не судить его автора пристрастно. Даже я этого не заслужил.
С уважением к Вам и Вашим духовным поискам и откровениям,
Захар. Комментарий автора: Спасибо, Захар! попробую набрать в поисковике Правмир и Алексия Уминского. А вообще мне больше всего нравится, как о молитве Господней написал священомученик митрополит Владимир Московский и святитель Феофан Затворник.
А самой сильной книгой считаю в современном и ясном истолковании знания о духовной жизни - это "Видеть Бога как он есть" архимандрит Софроний (Сахаров).
Пишите... нет - Пиши! Захар, о молитве "для детей", заинтересовался. Буду комментировать после внимательного прочтения. (Если буду дома и будет интернет)
Захар спасибо! Очень потрясающе видео и слово протоиерея Алексия Уминского.