Из круга в круг, или Нить неизбывная Обрывки 33 - 36
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
В те годы, последние в Никольске, последние по ту сторону стены, жил я почти добропорядочно, но неохотно. На базе запаса смазывал паровозы, угрюмо и холодно ожидавшие своего воскресения для войны. Поливал помидоры в парниках. Рано утром, нацепив на велосипед три корзины, отвозил их матери на базар. Потом ехал на работу. Почти не пил. Не курил. Вот только со Светкой жил и ребёночка прижил. Валюшку, Валеньку, грех мой неизбывный…
Пиши, – говорю себе, глядя на всё ту же избитую ботинками стену, в облака, нависшие над решёткой окна. – Пиши – исторгни из себя неумолимую картину: Светку, лежащую в чём мать родила поперёк кровати, – ноги раскинуты, простыня обмочена и разит от неё, – и орущего рядом, обкаканного, некормленого ребёнка. Пиши. За патлы её!
…Рывком поднял Светку с постели, потащил к воде, сунул голову в четырёхведёрную кастрюлю. Светка протрезвела. Оскалилась. Бросилась на возлюбленного (на меня). Я посадил её на табуретку. По ситуации – достаточно деликатно.
– Ну, я тебе устрою!.. Я тебе такое сделаю…
Она – мне. Такое… Валюшка заплакала, захлебнулась плачем…………... ……….………………………………………………………………………………
…………. Так у нас говорили: больше Бог не дал. Но и то, что дал, было для матери отрадой несказанной. А после смерти батька – незаменимой.
Сын. Продолжение рода. Продолжение мужа. Мать сидела за столом и смотрела на меня с мольбой.
На столе стояла бутылка с остатками бормотухи. Я протянул к ней руку. Мать остановила меня тихим голосом:
– Ты думаешь, от этого легче станет?
– Легче – не легче, а забудусь.
– Ты в милиции был?
– Был. Где я не был…
– Она вернётся. Если не к тебе, то к батькам: сынок её у них остался…
– Пойду я, мама. – Я встал из-за стола.
– Это ж куда ещё?
– Искать.
– Да сама она вернётся.
– Сама, может, и вернётся. Без Валюшки. Она мне устроила …………..
…………………………………………………………………………….
……… и кондуктор объявила:
– Конечная…
Люди разбредались в разные стороны. Три бутылки, позвякивая в авоське, отсчитывали мои шаги. Неизвестно куда.
На пригорке над рекой возвышалась кочегарка. Там никто меня не ждал. Из двери в ожидании счастливого случая выглянул Толик Пожадайло. Я не удивился. Вроде бы вчера – полгода уж прошло – начальник депо распрощался с ним, сказав при том напутственное слово: отпускает Толика по его собственному желанию, пусть идёт, может, кой-чего найдёт; где-нибудь, где пьяницы нужны. И Толик, я понял, нашёл таки место, г д е о с к о р б л ё н н о м у е с т ь ч у в с т в у у г о л о к*.
– Приветствую вас, досточтимый сударь! – Толик хрипло и радостно завизжал ещё издали. Руку вскинул, завилял ею. – Что привело вас к парии** гонимому?
– Жизнь. – Я подошёл к самой двери.
– Жизнь? – Мускулами лица Толик выразил отвращение. – А ну её!.. Заходи. Будь как дома.
У стены, противоположной котлам, стол стоял. Два стакана на нём, тоскующих в отсутствии бутылки. Новоприбывшее винище вытеснило из них печальную пустоту.
– Ну, будь! – Толик опростал свой стакан. Я чего-то ждал.
Старинные ходики над столом пытались донести до меня смысл времени.
– In vino veritas*** – это мудро сказано. – Толик налил себе ещё.
– Подожди. – Я задержал его. – Светка тебе на глаза не попадалась?
– Светка?.. А, эта. Твоя…– У него в голове ещё оставалось место для сознания. – Нет, не припомню.
– Слушай, как тебя зовут?
Он выпил, поставил стакан рядом с бутылкой. Вытянулся:
– Анатолий Пожадайло. Григорьевич. Родом из детства****. Детство в Мариуполе началось. Но к тридцати годам ещё не прошло.
– В Мариуполе? – Во мне интерес шевельнулся. – Костю Ксениади знаешь?
– Знаю. Как не знать? В одной школе учились. Но в разных классах. Он помельче меня, года на три.
– Художник?
– Ещё какой!
Где-то под горлом у меня заныло непрошедшее чувство:
– И где он теперь?
– Там, где все мы будем. – Толик икнул. – В своё время. А он уже там. В общественной жизни вздумал поучаствовать. По-серьёзному. И она его довела, эта жизнь.
Толик замолчал, посмотрел на бутылку. Я заслонил её рукой. Неуёмным взглядом выматывал из него продолжение.
– До психушки она его довела. – И Толик хрипло прошептал: – На бескровное заклание. Нашпиговали, вечной радостью морду изуродовали. Потом родителям отдали…У них на руках, можно сказать, он Богу душу отдал. Если она ещё оставалась. Так-то вот…
Он не договорил, схватил бутылку, присосался к горлу. Опустевшую – швырнул под котёл, в кучу золы. В следующее мгновение его передёрнуло, и он выразительно резюмировал:
– Фу ты, гадость какая!
Мне ничего не оставалось, как только распрощаться. Поставил на стол ещё одну бутылку и ………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………….
……… дух перехватило: с косогора спускалась к мосткам лодочной станции Светка. В правой руке держала узел. А в левой…
Взошла на мосток. Склонилась, не оборачиваясь, над водой.
Меня заметила слишком поздно – отступать было некуда.
Она схватила Валюшку, подняла над рекой.
– Уйди! А то брошу, утоплю её!
Мне стало страшно. Непостижимая красота, грязная и порочная, развевалась распущенными волосами на ветру! Ведунья. Ведьма.
Я сделал шаг. Ещё один – и я схватил бы её.
Но она, ведьма, знала, как оттолкнуть меня, – бросила ребёнка в воду.
…Течение реки – неустанное, непрестанное – змеится сквозь годы. Разнузданный, ненасытный Кронос***** пожирает своих детей.
Табурка вздрагивает – я прыгаю с мостка в кружащую воду. В былое, будто в небытие. Из его зева – из воронки – пытаюсь вырвать ещё тёплый, ещё живой комок…
Валенька, Валюшка… Выношу тебя из воды. Схватил за ножки, вытряхиваю воду из тебя. Напрасно: туда, где душа жила, смерть вошла. Бесповоротно.
Нет, нет возврата в день скорбный. И не избавиться от скорби его ……… ……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
=====
* Грибоедов А.С. Горе от ума. Действие 4, явление 14.
** Т. е. к человеку, пребывающему на дне общества. Название происходит из древней Индии, где оно означало нищего, лишённого всех гражданских прав.
*** Истина – в вине (лат.)
**** А. де Сент-Экзюпери. Южный почтовый.
***** Олицетворение времени в древнегреческой мифологии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности