В определенных христианских кругах бытует мнение, что наше духовное развитие происходит не комплексно, а, так сказать, фрагментарно, т. е., все атрибуты новой природы развиваются не одновременно, а автономно и в строгой очередности. Сначала формируется обновленный разум, затем вера (или наоборот), после этого очищается совесть, на следующем этапе открывается духовное зрение, слух, способность пребывать в духе и т. д. Не буду настаивать на своей правоте, но лично мне путь христианского становления представляется несколько иначе.
Слово гласит: «Дано вам ВСЕ потребное для жизни и благочестия...» (2Пет. 1:3) В другом месте написано: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы ИМЕЕТЕ ПОЛНОТУ в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:9-10) Не означает ли это, что в рожденном свыше человеке все духовные «элементы» присутствуют изначально, а следовательно, развиваются не по частям, а одновременно, подобно физическим органам в теле младенца. Дети не растут, так сказать, скачкообразно, у них не формируется сначала сердце, затем почки, мозг, левая рука, правая и т. д. — все органы развиваются исключительно параллельно. Можно не сомневаться, что тоже самое происходит и в духовных сферах.
Рассмотрим данную истину на примере Библейских образов. Написано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19) Богослужение никогда не происходило в неукомплектованном Храме, поэтому новая природа должна включать в себя все необходимые храмовые атрибуты: жертвенник (власть и средства для осуждения дел плоти), хлеба (свой уровень познания истины), светильник (обновленный и проникнутый верой разум), умывальник (очищенная в должную меру совесть, глубина преданности и искренности), ковчег со скрижалями (своя степень посвященности Богу и укорененности в небесных законах), сосуд с манной (определенный объем откровений) и расцветший жезл (сила веры и духовной власти). Варианты образных аналогий у перечисленных предметов могут разными, но в данный момент важно другое.
Я твердо верю, что различие между возрастными категориями христиан состоит лишь в степени проявления духовных способностей и возможностей (духовной власти), т. е., в глубине посвященности Богу, выраженной в духовной активности и продуктивности. Без полной «укомплектованности» наш новый человек попросту не мог бы существовать, также как физический организм без кровеносных сосудов, сердца, легких, или пищеварительных органов.
«И вы имеете ПОЛНОТУ в НЕМ», то есть, в процентном отношении, у каждого искренне верующего христианина, проявляется вся палитра качеств Самого Христа, но выразительная способность этой палитры зависит от уровня нашей зрелости — от соотношения власти нового человека и ветхого естества, т. е., от степени влияния этих сущностей на наши помыслы и поступки.
В свете сказанного можно заключить следующее: мы должны взирать на свою новую жизнь как на вполне сформированнуюй во всей своей совокупности сущность, которую надлежит не УКОМПЛЕКТОВЫВАТЬ, как бы моделируя облик нового человека, а ВЗРАЩИВАТЬ т. е., так же как и в зримой жизни: питать, обучать, оберегать от разрушительных факторов и. т. п. Если человек снимет с себя всякую ответственность в плане постижения Истины и применения его на практике, то происходит неизбежная духовная деградация. Иными словами, если мы отказываемся нести крест и следовать путем освящения, если впадаем в беспечность, своеволие, вседозволенность и идем на сознательные компромиссы с грехом, духовное развитие останавливается и начинается регресс - ведь как известно: «кто не собирает, тот расточает». При таком отношении к благодати жизнь духа чахнет и подавляется ветхим естеством, вплоть до полного угасания (категория лукавого раба закопавшего талант, или неразумных дев с угасшими светильниками). Выражаясь аллегорически, это такое состояние, когда храм нашего сердца, из обители Духа превращается в вертеп разбойников. «...дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (Матф.21:13) Однако шансы на восстановление и реабилитацию остаются всегда.
Все это угрожает любому из нас независимо от стажа, авторитета, опыта и достигнутых высот, ибо как детский, так и зрелый организм подвергается одинаковой опасности если его лишить пищи, или поместить в среду непригодную для жизни. Причем присутствие в церкви, равно как и занимаемое в ней положение, или бурное проявление духовных даров не является показателем и гарантом того, что человек жив. «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». (Откр.3:1) «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Матф.7:22,23)
Итак мы являемся храмом живущего в нас Духа, и здесь имеется в виду завершенное строение, ибо облако Духа Святого осенило храм Соломона только после его завершения. В недостроенном храме, как уже отмечалось, присутствие Божие, равно как и служение Ему — невозможно. В свете сказанного, можно согласиться, что на определенных этапах имеют место свои акценты, но в целом — все элементы духовной жизни присутствуют в нас изначально и развиваются одновременно.
Этот вопрос не имел бы большого значения если бы заблуждения связанные с ним не являлись причиной всевозможных эксцессов в среде христиан и не служили бы поводом к превозношению одних верующих над другими.
Как это не печально, но в преобладающем большинстве случаев неверное представление о нашем новом человеке, заставляет одних детей божьих относиться к другим с пренебрежением, как к духовно убогим, ущербным и неполноценным. Взирая свысока на своих собратьев, приверженцы моделирования, отзываются о большей часть христиан как о второсортных калеках, лишенных основных духовных качеств и способностей. Скепсис распространяется на такие сферы как духовное видение, чистота мотивов христианской добродетели, способность разуметь и толковать Слово, получать откровения, водиться Духом и т. п..
Мы должны понимать, что у каждого из нас свой духовный уровень, при котором весь комплекс характеристик новой природы раскрыт в свою меру, но не существует рожденных свыше людей с полным отсутствием тех, или иных основополагающих элементов Жизни дарованной в Боге. Наша ветвь привитая к Божьей Лозе получает все необходимое для полноценной жизни и плодоношения, иначе Слово Божье противоречило бы само себе.
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода... » (Иоан.15:5) «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан.1:12) «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9,10) «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3) «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19)
Между тем, рассмотренное следствие далеко не самое опасное явление сопряженное с вышеозначенной моделью веры (имеется в виду учение о поэтапном моделировании духовного человека). Ззацикленность на собственной исключительности — это лишь вершина айсберга. Основная опасность состоит в том, что рассматривая своего нового человека на фоне незавершенного сооружения, приверженцы этого учения полагают, что искупление, оправдание и спасение, дарованные нам во Христе, на данный момент носят не абсолютный, а относительный характер т. е. войдут в свои права и будут «активизированы» только тогда, когда мы достигнем ОСОБОГО уровня совершенства («завершим постройку храма», «окончательно сменим природу» и т. п.), а в текущий момент, дар благодати запечатленный пролитием Крови — это лишь некий проект, не имеющий статуса завершенности и потому играющий лишь второстепенную роль в деле нашего спасения (первостепенная роль, по известным причинам, отводится устроению храма, независимо от того, осознает это человек, или нет).
Это в корне неверный подход к сущности благодати. Несмотря на то, что в результате отступничества дар вечной жизни можно утратить, до тех пор пока это не произошло, сей дар принадлежит нам безусловно и в полном объеме. Иначе говоря, если мы искренни в своих отношениях с Богом и стараемся быть послушными воле Его, то искупление, оправдание и спасение принадлежат нам не в перспективе, а в текущий момент жизни, причем как в юридическом плане, так и в фактическом.
Наш Бог бесконечно совершен и любое Его деяние тоже абсолютно совершенно — оно не может нести в себе печать неполноценности или незавершенности. «Все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его». (Еккл.3:14) Иначе говоря, если мы следуем путем пожизненного освящения, то мы оправданы и спасены на любом участке этого пути ибо, согласно Слову, в преданных сердцах все недостающее покрывает благодать. "Кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка." (2Кор.8:15)
Да, мы должны быть добросовестными и ответственными в плане утверждения своего звания и избрания. «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2Пет.1:10) «...не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед» (Фил.3:13) Да, мы должны прилагать максимум усилий и стремиться продвинуться по пути совершенства как можно дальше (ибо с лукавыми Бог поступает по лукавству их), но уповать нам дано исключительно на кровь Христа, а не на те духовные результаты, которые будут явлены в итоге. Только в этом случае вся слава достается Христу, а не нам в виду нашего усердия и меры достижений. Тем более, что каких бы вершин совершенства мы не достигли, вне Христа — это лишь запачканная одежда.
Личная ответственность (наш крест) это средство и условие пребывания в дарованном спасении, а не орудие приобретения оного — и в этом огромная разница. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (в данном контексте понятие «дела» включает в себя и духовные достижения христиан, ибо наше поведение и благочестивые поступки это лишь следствие присущих нам внутренних качеств, т. е. прямой результат внутреннего преображения, а потому — первое неотделимо от второго и следовательно не может претендовать на то, что обеспечивает наше оправдание и спасение)». (Еф.2:8,9).
Но вернемся к основной теме. Итак, рождение свыше и последующее духовное преображение осмысливается приверженцами моделирования не как развитие, а как некая сборка духовной конструкции, которая до момента завершения лишена жизни (продолжает находиться во власти смерти). Эта категория христиан не имеет должного внутреннего свидетельства т. е. твердой уверенности в своем спасении, которое согласно (1Иоан. 5:10-11) является стержнем и основополагающим аспектом живой веры. «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. СВИДЕТЕЛЬСТВО СИЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО БОГ ДАРОВАЛ НАМ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, И СИЯ ЖИЗНЬ В СЫНЕ ЕГО»
Даже в том случае если уверенность в спасении имеется, то по сути своей она весьма шаткая, так как базируется не на основах веры, а на объеме достижений, в силу чего, при малейшем давлении извне подвергается сомнению и рассыпается как карточный домик. Между тем написано, что без полноценной веры угодить Богу невозможно, т е., без веры базирующейся на верности Богу, признании Его власти и абсолютном доверии Творцу — воплощать Царство Христа немыслимо.
Нет сомнения, что в нас, несмотря на рождение свыше, время от времени, продолжает проявляться ветхое естество, но любому действию существует свое противодействие и если влечение к свету не пересиливало бы в нас тягу ко греху, у нас изначально не было бы ни единого шанса. Каждый подлинный христианин укоренен в Боге в свою меру и мера эта пропорциональна его духовному уровню (силе веры), но утверждать что никто из нас вообще не знает Господа — это полный абсурд, между тем, именно такого мнения придерживаются сторонники христианского максимализма, ведь в рамках концепции незавершенности храма — иначе и быть не может.
Итак, мы не призваны формировать сначала духовные глаза, потом уши, затем ноги, руки и т. д. поскольку рожденный свыше человек уже имеет все необходимое для жизни и благочестия.
Возьмем к примеру способность пламенеть духом. Если бы ее могли являть только зрелые и окончательно утвержденные в вере сердца, Христос не обличал бы Ефесскую церковь в потере первой любви, т. е. в утрате того сердечного пыла, который наблюдался в них на первых этапах богопознания. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». (Откр.2:4) Не говорит ли это о том, что в процентном отношении влечение к свету (духовная жажда, готовность к труду, послушание, самоотречение и т п) может присутствовать в нас на любой стадии христианского становления. Само собой, у столпов веры те или иные духовные качества выражены более ярко, но по своим свойствам они ничем не превосходят проявления младенческой веры, также как огонь свечи своими природными характеристиками не уступает пламени костра.
Ошибочное мнение о том, что истинное плодоношение доступно лишь зрелым христианам, является причиной еще одной крайности существующей в рамках данного учения и состоит она в убеждении, что приступать к какой-либо деятельности (служению) христианин может лишь после того, как достигнет надлежащей духовной высоты. Данный постулат выдвигается под лозунгом: «прежде спаси себя, а уж потом спасай другого». Все это явный самообман ибо совершенствоваться мы будем всю жизнь, следовательно, на серьезный труд во имя других, при таких взглядах, у нас попросту не останется времени. Вряд ли кого-либо из последователей данного учения когда-нибудь озарит мысль: «ну вот теперь я достаточно совершен и готов на подвиги». Формула: «прежде спаси себя и лишь затем занимайся спасением ближних», мягко говоря, несостоятельна. Все говорит в пользу того, что это лишь некая форма присущего нам эгоизма, прикрытого религиозным пафосом и возведенного в ранг высоких идей.
Писание неоднозначно утверждает, что в плане жертвенности, чуткости, добродетельности и т. п., детям Божьим необходимо спешить практиковать то, на что они уже способны и это отнюдь не повредит нашему духовному росту, напротив, будет только содействовать и ускорять его. Можно ли сомневаться в том, что одно не мешает, а лишь способствует другому?
Пользу теоретических знаний нельзя переоценить, но любое ремесло, или искусство постигается исключительно путем практики. Если мы искренне откликаемся на чужие нужды, Богу гораздо легче работать с нашими сердцами. «Итак, до коле есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10) «Не о себе [только] каждый заботься, но каждый баготвори о других». (Фил.2:4) «Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мар.10:43) и т. д. Конечно, при желании все эти места можно истолковать «духовно» и подогнать под любую концепцию, но здесь у каждого свой выбор и ответственность.
Само собой, детям Божьим не следует обольщаться на свой счет, ибо какой-то процент искания славы себе и желания угодить Господу своими поступками, в любом из нас будет присутствовать очень долго (если не всегда). Однако это не повод уклоняться от того к чему мы призваны, тем более, что процент этот неизбежно уменьшается в процессе духовного роста, а ношение бремен ближних, как раз и способствует скорейшему возмужанию нового человека, при одновременном подавлении власти ветхого естества. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».(2Кор.4:16)
Как известно, в любом, даже самом искреннем и благообразном поступке, так или иначе, участвуют обе присутствующие в нас природы и каждая преследует свои цели. Если новое естество всеми силами стремиться прославить Бога, то ветхое всегда и во всем ищет выгоду и славу себе. Суть освящения и сводится к подавлению дел плоти возрожденным духом, т е, к постепенному преобладанию праведных мотивов над мотивами нечестивыми. Перевес в соотношение сил и влияния должен неизменно расти в пользу нового человека, до тех пор пока ветхий не истлеет и не лишится власти окончательно. "Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы." (Гал.5:17)
Мы хотели бы чтобы нами двигали только чистые мотивы, но на деле это не всегда так. Этого не следует бояться - с этим надо бороться. Отголоски и претензии ветхого естества, отнюдь не перечеркивают ценность наших добродетельных поступков... Более того, знание врага в лицо, дает нам все шансы на сокрушительную и безоговорочную победу. "...если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете." (Рим.8:13)
Итак, практику благих дел и заботу о чужих нуждах, можно без преувеличения назвать основным фактором (или условием) в деле успешного освящения и победы над главным оплотом греха — самолюбием (эгоцентризм пришедший на смену богоцентризму, в момент грехопадения). Умышленно уклоняться от этой обязанности — значит двигаться в ложном направлении. «НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА, И ТАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНИТЕ ЗАКОН ХРИСТОВ». (Гал.6:2)
Повторюсь: нельзя пренебрегать важностью теоретических знаний, но без практики никакой предмет полноценно освоить невозможно и в первую очередь это касается аспектов христианской добродетели. Если у нас самих нет возможности заниматься серьёзной благотворительностью, то по крайней мере необходимо благословлять труд тех, кто подвизается на этом поприще. Не критиковать, тайно оправдывая свою нерадивость и самодостаточность, а молиться за делателей Божьих и тем самым, в каком-то смысле, сопричисляться к их труду.
Резюмируем и обобщим все вышесказанное.
Итак, мы являемся Храмом живущего в нас Духа, т. е., новым человеком наделенным всем необходимым для полноценной и плодотворной духовной жизни. Наша задача не ПРИОБРЕТАТЬ, а РАЗВИВАТЬ и РАСКРЫВАТЬ духовные качества, практикуя тот объем способностей, который на данный момент нам доступен. Между этими положениями большая разница, также как между упованием на Кровь Христа и упованием на свои конечные духовные результаты, ибо одно дело ПРЕБЫВАТЬ в лоне дарованного спасении и совсем другое ПРИОБРЕТАТЬ спасение за счет наработанных на путях веры достоинств. Одно дело стремиться к освящению для того, чтобы сохранить себя в лоне спасения и совсем другое стремиться к освящению для того, чтобы приобрести (заслужить, заработать) спасение в итоге.
Различие едва уловимо, всего в одном слове, но в реальности это две абсолютно разные модели веры в основе которых лежат совершенно разные принципы и мотивы. Первая модель делает основанием своего спасения Кровь Христа, отождествляет себя с новым человеком и стремясь хранить свой жребий посредством доверия, верности и признания власти Творца. Вторая модель ставит во главу угла свои достоинства и конечные достижения (количество духовного плода), что несомненно важно, но не должно претендовать на первостепенное значение в деле нашего спасения ибо «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1Кор.3:11) Таким образом, первое — это исполнение воли Творца, второе — попытка самооправдания и самоспасения, которая умаляет цену Крови и оскорбляет величие Вседержителя. Все это может подвести под статью: «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3)
ЕСЛИ НАШЕ СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ ЗАТМЕВАЕТ САМОГО ГОСПОДА И ЕГО ЖЕРТВУ ТО ПУТЬ ОСВЯЩЕНИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИДОЛА, А МЫ В ИДОЛОПОКЛОННИКОВ. Первый шаг в этом направлении делается тогда, когда наши духовные достижения ставятся выше цены пролитой за нас Крови. (Чаще всего это происходит неосознанно для самих заблуждающихся, но по многим признакам очень заметно со стороны).
К сказанному можно добавить еще и то, что первая модель строит свои отношения с Господом на страхе Божьем (синоним истиной свободы, любви к Богу и ненависти ко греху), а вторая стимулирует свою веру и христианскую сознательность страхами земного порядка (ужас перед возмездием и адом). Между тем, близкие отношения с Богом возможны исключительно на основе любви, потому и написано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». (Лук.10:27) На основе страха многого не достигнешь ибо: «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1Иоан.4:18) "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть." (2Кор.7:10)
Все вышеприведенное написано не с целью осудить, ведь у любого из нас имеются свои пробелы и отклонения... Кроме того, каким судом судим мы таким и нас судить будут. Я верю, что у Господа существует определенная мера допустимых отклонений для каждого из нас (ведь вся полнота истины доступна только Ему) и что в преданных сердцах все недочеты покрывает благодать, но происходит это лишь в том случае если мы способны снисходить к ошибкам ближних, ибо написано: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же». (Рим.2:1) К тому же — тот, кто ищет, рано или поздно обязательно находит, посему будем молиться за тех, кто все еще блуждает в потемках ложных представлений о Завете, о Цене Крови и о свойствах рожденной свыше сущности.
Александр С. Н.,
Вильнюс Литва
Родился в Литве в городе Вильнюсе, где живу и по сей день. Обращение к Господу произошло в 1995 году, в момент тяжелейшего жизненного кризиса и краха всех моих надежд. В Иисусе я обрел свободу и новую жизнь. Женат, имею дочку. Писать стал пробовать сравнительно недавно, по большей части псалмы и музыку к ним.
Мой канал на YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UC3osqINgvPg2lK8xG_E-J2g/videos?sort=dd&view=0&shelf_id=0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Глобальная деградация - Сергей Пушкар Статья впервые была опубликована 30 января 2012 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам. Публикую для восстановления статей.