«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).rn rnЭти стихи очень многое говорят нам, христианам, и главное, что мы -- дети Божьи. Слава Богу, если мы действительно являемся верующими во Христа, потому что «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин. 5:1). Однако весь отрывок, который окружает данный стих, а именно 2:29--3:10, говорит и о том, что дитя Божье не должен грешить: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (3:9).rn rnТут же возникает естественный вопрос: «Неужели рожденный свыше человек вообще не может, то есть практически никогда не способен грешить?» Увы, это не так. «Все мы много согрешаем», -- пишет апостол Иаков.rn rnСпециалисты по древнегреческому языку, на котором был написан Новый Завет, переводят стоящее тут слово «hamartanein» дословно как «не может продолжать грешить» (A. T. Robertson), «не может иметь обыкновения грешить» (Williams). В данном стихе показана не абсолютная невозможность для рожденного дитя Божьего согрешать, а несовместимость нового состояния человека с грехом. В 1 Ин. 2:29--3:10 апостол Иоанн убедительно показывает, что состояние рождения свыше несовместимо с прежней жизнью во грехе, и если есть сознательный грех, то нет и рожденности свыше, нет сыновства в Боге.rn rnНесовершение грехов христианином, таким образом, вовсе не есть неизбежное следствие рождения свыше, как бы нам этого не хотелось. Родившись свыше, никто автоматически не может тут же в мгновение ока перестать грешить совсем, это нереально. Однако мы знаем, что рожденный свыше получает чудесную силу противостоять греху, Дух Святой, Который, поселяясь, вызывает в нас чувство отвращения ко греху, и если христианин слушается голоса Духа Святого, а согрешив, тут же исповедает грех и оставляет его, он постепенно все больше и больше перестает непроизвольно «иметь обыкновение грешить». Как написано: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). В то же время Иоанн говорит, что рождение свыше не может существовать и оставаться реальностью там, где совершается сознательный и нераскаянный грех. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10, а также 1:5--7, 2:3--11, 15--17, 24--29, 4:7--8, 20 -- 5:1). Библия постоянно призывает христиан остерегаться греха, пребывать во Христе, в вере, крепко держаться за дар спасения, идти путем освящения, иначе возможна гибель, духовная смерть, так как грех несовместим со святым Богом.rn rnРождение свыше имело свое начало в жизни каждого христианина, когда мы уверовали во Христа, покаялись первый раз перед Богом и стали новыми творениями во Христе Иисусе. Однако это еще не повод, чтобы сидеть и «почивать на лаврах». С рождением свыше только-только завязались наши чудесные и благословенные духовные отношения с Богом, который стал нам Отцом Небесным. Любые отношения требуют развития, питания, и уж точно самого их наличия в жизни. И, наоборот, отношений нет там, где нет общения, нет контакта. Например, если мы женились и вступили тем самым в некое общение с женой, то наши отношения не заканчиваются венчанием, и не удовлетворяются только им. Они должны развиваться в семейной жизни, в совместных делах и молитвах, трудностях и радостях, в любви и старании каждого делать что-то приятное для супруга. Если же этого нет, брак можно с полным основанием считать фиктивным. Точно также и в наших отношениях с Господом. Они должны быть постоянными.rn rnР. Шенк пишет: «Из 20 случаев, когда в Новом Завете говорится о рождении от Бога (gennao и anagennao), 7 раз используется перфектные причастия и 3 -- формы перфектного времени изъявительного наклонения, подчеркивающие такой аспект нового рождения, как поддерживаемые отношения. (Перфектное время указывает не только на событие в прошлом, но также на продолжающееся существование результатов этого события в момент речи.) Из других 10 случаев в 1 практически наверняка говорится об Иисусе (1 Ин. 5:18), ...в другом, очень вероятно, тоже об Иисусе (Ин. 1:13), ... в 8--10 случаях акцент делается на таком аспекте нового рождения, как начальный опыт... Глагол anakaino (делать новым) имеет продолженный характер как во 2 Кор. 4:15, так и в Кол. 3:10, подчеркивая поддерживаемые отношения в новом рождении... Из 8 указаний в 1 Ин. на рождение верующего от Бога... 4 раза используется перфектное причастие и 3 -- формы перфектного времени изъявительного наклонения. Иоанн делает акцент на новом рождении как нынешних отношениях, а не как событии в прошлом».rn rnИметь отношения с Богом -- это то условие, которое должно быть, чтобы наша рожденная свыше жизнь продолжала существовать. Мы не имеем вечной жизни сами по себе, а только через Христа, только пребывая в живых отношениях с Богом и не живя во грехе, «не имея обыкновения грешить». Первый человек, Адам, был сотворен также вечным, также в какой-то степени, дитем Божьим, существом «по образу и подобию Божьему», предназначенным для общения со Всесильным, однако такое его состояние, как мы знаем, не было неизменным, оно изменилось с совершением им греха, люди стали умирать физически. «И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно», -- сказано было Богом в книге Бытие.rn rnДанный пример дает понять, что не бывает жесткого неотвратимого механизма сохранения вечной жизни у тех, кто не соблюдает определенные условия, поставленные Богом, кто не пребывает в постоянных отношениях с Отцом Небесным. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников», -- говорит Писание (Евр. 10:26).rn rnПребывание во Христе равно рождению от Бога, и не может быть одно без другого, как это видно из сопоставления стихов 1 Ин. 6 и 9: «Всякий пребывающий в Нем, не согрешает» и «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха».rn rnВсе это важно понять потому, чтобы мы увидели истину, что наше сыновство во Христе в принципе не безусловно, то есть не является чем-то таким, что нам было просто так даровано и у нас «на чердаке забыто». Спасение нам дано как дар на условиях нашей веры и нашего дальнейшего постоянного пребывания во Христе, и поэтому с нарушением нами этого условия, не может существовать и самого предмета дара, то есть спасения. Тут следует заметить, что существует возможность потерять именно само спасение, а не просто, как некоторые ошибочно учат, «награду» (см. Евр. 6:4--6 и 10:26--31). Награда дается все-таки тем, кто еще продолжает оставаться верующим во Христа, кто еще хотя бы худо-бедно жив духовно, а вовсе не ставшим чужими Богу, по сути, уже посторонним, мертвым людям. rn rnЧасто мы, люди, пытаемся Бога мерить нашими, человеческими мерками, что не всегда правильно. Так происходит и в случае с новым духовным рождением от Бога тоже. Справедливо, что каждое существо на земле рождает себе подобное существо: синица -- синицу, собака -- собаку, человек -- человека, со всеми присущими себе свойствами. Точно также и Господь наш Иисус Христос, будучи рожден Богом, был и есть настоящий Бог. Он также всесилен, всеведущ, безгрешен, свят, также вечен. Но одно дело Христос, единородный Сын Божий, Который таков Сам по Себе, а другое -- мы. Вечный Бог духовно рождает Себе, конечно, тоже новых вечных детей, нас, христиан, однако мы при всем нашем сходстве со Христом, не получаем все, что присуще Самому Богу, мы не становимся богами. Например, мы, в отличие от Христа, никогда не сможем сказать о себе «Я есмь» просто потому, что наше существование, в отличие от Его, имело когда-то свое начало, а значит мы можем жить вечно только в сторону будущего, но никак не в сторону прошлого, это очевидно.rn rnЧасто люди, в том числе и некоторые богословы, полностью приравнивают рождение духовное к рождению физическему, и на таком основании выводят учение, что, якобы, как родившийся у земных родителей сын не может стать опять неродившимся, так и родившийся от Бога человек не может потерять бытие рожденного свыше христианина, как бы даже он ни жил греховно в дальнейшем. Однако такое приравнивание, при всей схожести терминов, обозначающих рождение, не верно по своей сути. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6), то есть различия в этих рождениях все-таки есть. Физическое рождение отличается от духовного.rn rnВо-первых, сын рождается, то есть возникает у родителей, с нуля, не имея до того никакого существования. Бог же рождает Духом Святым уже живущего человека, пусть и называемого условно и применительно к Раю «мертвым по преступлениям своим», но все же существующего реально в мире и также обладающего вечной душой, но только предназначенной к вечному осуждению.rn rnВо-вторых, никто не спрашивает у земного дитя, хочет оно родиться или нет, и понимает ли что это такое и как это важно. При рождении же свыше человек должен именно сам понимать значение Голгофской жертвы, суть Благой вести и не только быть согласным родиться, но и желать этого. В спасении участвуют и воля Бога, и воля человека. Воля Бога ясна -- «чтобы все люди повсюду покаялись», и всех, кто откликается на Его призыв, Он рождает свыше. Но каждый сознательный человек имеет возможность не откликнуться на призыв любви Божьей: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40). Как записано в одном Вероучении ЕХБ: «От человека зависит -- спасется он через веру (Деян. 2, 40-41; Еф. 2, 8) или, отвергнув Слово Божье, сделает себя недостойным вечной жизни (Деян. 13, 46)».rn rnВ-третьих, у земных родителей сын рождается, вырастает и затем живет совершенно самостоятельной жизнью как независимое в физическом смысле существо. Само по себе существование жизни сына не всегда зависит от того, соединен ли он с родителями каким-либо способом, находится он с ними в общении или нет. Кроме того, родители земные рано или поздно умирают и оставляют своих детей на земле одних, тогда как те продолжают жить самостоятельно. Совсем не так в духовной жизни. Родившись свыше от Бога, человек не может жить отдельно от Родителя -- ни в «младенчестве», ни в «зрелости», он всегда должен быть во Христе и через веру в Него иметь жизнь вечную. Небесный Отец никогда не умрет, Он вечен, всегда готов придти на помощь, помочь, защитить, утешить, и в этом тоже важное отличие Его от земного родителя.rn rnНаши человеческие представления об отношениях между отцом и сыном, к сожалению, в настоящее время не всегда соответствуют тому идеалу, какими они должны быть, а уж тем более не всегда похожи на реальные отношения Бога-Отца к Его детям во Христе. Будучи сами грешны, люди снисходительно относятся и к грехам своих детей, не наказывая их, и даже не возражая им (мол, мы и сами такими были). Господь же Бог Сам абсолютно свят, а Его требования к людям, выраженные в Законе и заповедях Нового Завета, очень высоки. Хотя Господь готов всегда прощать кающегося грешника, однако никакого попустительства грехам у Бога быть не может. «Наказание за грех -- смерть», и Он Сына Своего единородного отдал на смерть ради искупления всех грехов, потому прощение возможно только на основании жертвы Христа, и принятия ее кающимся верой. Ложно-сентиментальное отношение к своим детям у сегодняшних родителей, исключающее их наказание, не должно вводить нас в заблуждение.rn rnСравнивая земных родителей с Отцом Небесным, некоторые говорят, что наши дети всегда остаются нашими детьми, даже если и начинают жить непослушной нам жизнью, забыв и уйдя от нас, и все равно могут рассчитывать на полагающееся им по праву одного рождения наследство. Это сравнение также не верно. Как замечает П. Т. Плешко: «Последователи «вечной безопасности» забывают, однако, о том, что дети, умершие до смерти своих родителей, перестают быть наследниками, вместе со смертью они теряют все права наследования. Никто никогда и не думает говорить об умерших детях как о наших наследниках. То же самое и в духовной жизни. Всякое сознательное преступление верующим воли Божией влечет за собою духовную смерть».rn rnВ притче про блудного сына показан пример отступничества сына, который ушел от отца. Мы справедливо часто проецируем события этой притчи на наши отношения с Богом. Но задумаемся: а оставался ли блудный сын, уйдя от отца, фактически его сыном с правами наследования? Он уже забрал всю почитающуюся ему часть наследства и промотал ее, поэтому до тех пор, пока он не раскаялся в своем уходе, пока не вернулся к отцу, пока отец не выбежал ему на встречу, сын оставался для отца пропавшим, «умершим». Не случайно отец так выразил свою радость по поводу возвращения сына: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук. 15:24). Таков же путь и для детей духовных. Чтобы получить лучшую одежду, перстень на руку и обувь на ноги, нужно вернуться к Богу, и пребывать дальше с Ним вместе. rn rnТакже родители земные, к сожалению, могут без причины бросить своих детей, уйти от них, тогда как Родитель-Бог, который есть любовь, Сам не бросает Своих детей и не уходит от них, беда наступает тогда, когда те сами отрекаются от Него и уходят.rn rnФарисеи времен земной жизни Христа считали, что они «семя Авраамово» по одному праву их рождения во плоти в народе Израиля (Ин. 8:33--42), однако, как оказалось, этого для спасения недостаточно. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28--29). Господь спасал древних иудеев, как и нас сегодня, также на определенных условиях, и мы знаем примеры гибели неверных Богу израильтян, не смотря на обетования Божьи хранить весь Израиль. Всегда нужна была вера и верность Богу. Также и сегодня: Господь не допустит в Свое Царство тех, кто неверен Ему.rn rnНеоспоримо, что верующие имеют спасение, уверенность в спасении, являются детьми Божьими и наследниками вечной жизни, хранимы Богом, ничто извне их не отлучить от Его любви, но все это относится именно к верующим, пока они верующие, а если же человек уже не верующий, если он «имеет обыкновение грешить», тогда это, увы, «не про него песня».rn rnПоэтому наша вечность как детей Божьих -- тоже вещь довольно условная, и мы ее имеем во-первых, с определенного момента в нашей жизни, во-вторых, только через Христа, через Его голгофскую жертву, через Его смерть на кресте вместо нас, воскресение и отождествление верою нас с Ним, и в-третьих, мы сохранить ее можем тоже только пребывая в Нем, и никак иначе. «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Ин. 1:9).rn rnИменно потому у христиан такова Христоцентричность во всем богословии, такой огромный акцент ставится не на нашем духовном опыте, не на чувствах и не на чем-то еще, а именно на Христе, «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Мы никогда не должны упускать из поля нашего зрения стоящее повсюду в Писании слово «если», указывающее на условия сохранения этой жизни и спасения. rn rn«А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем» (Рим. 8:17), «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31), «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4), «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:12).rn rnrn rnИспользована литература: Р. Шенк, «Жизнь в Сыне»; П. Т. Плешко, «Духовное руководство», т. 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
(Глядя на фотографию) Приятно видеть, что ещё не все христиане позбривали бороды и напялили удавки (галстуки). Комментарий автора: Статья вообще-то не про бороды и галстуки...
Sinilga
2004-05-10 21:23:54
Mne ochenj ponrawilosj, i ja soglasna so wsem, potomu chto ´ja na sebe ispytywaju eto w zhizni,dazhe esli sogreshishj w mysljach...kak wolnoj styda nakrywaet wsje..i ne mozheshj greshitj, potomu chto znaeshj ne twoje eto.I kaishjsja, dazhe o tom chto podumal ploho ili razdrozhilo tebja...i izbawljaeshjsja i chuzhdo stanowitjsja wsje plohoe...i tak wesj putj k Iisusu.
Юрий
2004-05-14 09:39:19
Понравилось, спасибо!
Где можно еще прочитать статьи этого автора - И.Колгарева? Комментарий автора: На сайте http://rusbaptist.stunda.org
Leonidas
2008-04-07 13:21:08
Спасибо брат, хорошая статья во славу нашего Господа. За учение, что возрожденный хрнистиянин может потерять свое спасение расплатился потерей пасторского служения в баптийской церкви и стал презренным эретиком в среде литовских баптийских церквях.
Господних Вам благословении. Брат Леонидас
Иван К.
2012-09-21 04:44:19
Мне очень понравилась ваше произведение. Спасибо за ваш духовный труд.
.антивина нина
2012-09-22 15:21:12
Конечно мы не должны пренебрегать условиями,которые написаны в Писании,но тем не менее,это происходит,вот только понять не могу почему? В Писании написано "Но вы не по плоти живете,а по духу,если только Дух Божий живет в вас. Если кто Духа Христова не имеет,тот и не Его".Рим.8-9."Ибо все,водимые Духом Божьим,суть сыны Божьи...но вы приняли Духа усыновления;этот самый Дух свидетельствует духу нашему,что мы дети Божьи."Рим.8-9,14,15,16.Я думаю,что это одно из важных условий Божьих,для нашей жизни и спасения.Но,видимо не для вас,иначе бы вы не прошли мимо него.А вот наследство,пожалуй пригодится,надо брать.Рим.8-17,но как же быть с условием,если дети.У вас там ничего нет в вашем вероучении ЕХБ? Комментарий автора: Если вы пренебрегаете условиями, указанными в Писании, это уже ваша проблема, и причины этого вы можете обнаружить в себе только сами.
То, что вы привели (Рим.8-9,14,15,16 и т.д.) не условие спасения, а напоминание верующим о том, что они имеют во Христе, будучи спасенными и верующими.
В Вероучении ЕХБ есть все нужное, не беспокойтесь.
.антивина нина
2012-10-03 15:46:55
Значит можно не переживать,что у меня нет свидетельства Рим.8-9,я все равно являюсь наследницей Иисуса Христа? Мир Вам. Комментарий автора: Если у вас нет уверенности в том, что ваши грехи прощены и вы рождены свыше, а это и есть свидетельство Духа Святого, то вы еще не спасенный и как раз есть самый повод вам наконец-то искренне покаяться.
.антивина нина
2012-10-04 13:49:37
Правильно ли я Вас поняла,что если у меня нет уверенности в том,грехи мои прощены и рождена ли я свыше,то надо еще раз искренне покаяться,это есть свидетельство Духа Святого,что я являюсь наследницей Иисуса Христа.А как я узнаю,что рождена свыше? Лично ВЫ как узнали об этом? Спасение по вере,Вы правы. Мир Вам. Комментарий автора: Не думаю, что вы способны когда-нибудь понять хоть что-то, но попробую еще раз.
Если вы рождены свыше, вы это знаете и имеете уверенность в прощении грехов и своем спасении. Если не имеете, то вероятно вы еще не спасены, и у вас есть какой-то грех. Поэтому вам нужно покаяться.
.антивина нина
2012-10-05 19:01:36
Бог избрал не мудрое мира сего,чтобы посрамить мудрых,видимо я одна из них,спасибо,что напомнили,впрочем,я и не забывала.Мир Вам. Комментарий автора: Пока вы посрамили сами себя. И Бог в этом, поверьте, ни при чем.