Послесловие к
конкурсу редактора альманаха "Лилия долин" Веры Новой
Приветствую вас, друзья!
Вот и подошёл к концу 4-ый литературный конкурс, последний в этом году.
Грустно? Немножко. Понимаю, каким долгожданным вами был
финал!J
Приятное совпадение (а, может быть, задумка организаторов) — именно под
Новый год подарить всем нам хорошее настроение, за что
им отдельное спасибо. Уверена, на конкурсе каждый хоть
раз чему-нибудь да улыбнулся. Да и конкурс был
юмористическим!
К слову, что такое юмор? Кто-нибудь из авторов задумался над этим прежде,
чем взяться за перо? Слава Богу, если ответ «да». Вот и
я первым делом задумалась, что же всё-таки человек
включает в понятие комического и смешного?
На самом деле понятие комического и смешного неравнозначны: комическое
предполагает несоответствия каких-то явлений в жизни и
искусстве и вызывает не только смех, но и гнев и
осуждение, а смешное связано исключительно со смехом и
улыбкой. Помимо этого предметом смеха может быть не
только забавное, но и безобразное.
Анализируя понятие «комического», я вчиталась также в его виды, жанры и
структурные единицы.
Основными видами комического являются наш с вами юмор и
сатира. Между ними находится целая гамма их оттенков,
как-то: сарказм, ирония, насмешка и т.д.
Один из авторов в своих комментариях написал: «…в обсуждении следющего
конкурса мне показалось, несколько раз всплывало слово
“сатира”,
вот я и написал… А весёлый стих — это даже не жанр,
тогда причём здесь поэзия». Признаться, подобного
рода высказывания (не буду говорить за всех, скажу за
себя) очень болезненно воспринимаются мной. При
организации конкурса могло звучать (и звучало!) не
только это слово, однако уже на старте был указан
конкретный вид комического — юмор.
Произведение «Сказка пастора или флуд музы», действительно, отвечает
требованиям сатиры. Ведь сатира направлена на
изобличение всего, что не соответствует эстетическим,
политическим и нравственным идеалам, а также на
осуждение крупных недостатков общества и отдельных
людей. Прекрасными примерами сатирических произведений
являются «Горе от ума» А.С. Грибоедова; для детей — «Мойдодыр»,
«Федорино горе» К.И. Чуковского, «Мистер Твистср» С.Я.
Маршака и другие (привожу в пример в основном
произведения для детей, поскольку тема конкурса невольно
подтолкнуло авторов на сказки, расчитанные большей
частью на детскую аудиторию, нежели на взрослую).
В отличие от сатиры юмор предполагает дружелюбный, беззлобный, хотя и не
беззубый смех. Его объект, заслуживая эмоциональной
критики, в целом сохраняет свою привлекательность.
Юмором пронизаны стихи А. Барто «Прививка», «Мы с
Тамарой», «Младший брат», стихотворение С.Я. Маршака
«Вот какой Рассеянный».
Одним из оттенков комического является ирония — особая эмоциональная
критика, имеющая «подводное течение» (гольфстримJ),
тонкая насмешка, прикрытая нарочитым утверждением или
внешне положительной оценкой явления. Например, в басне
И.А. Крылова читаем: «Откеле, умная, бредёшь ты голова?»
— лисица встретившись с ослом, его спросила. Из детских
произведений ироническими считаются стихотворение А.
Барто «Лешенька, Лешенька, сделай одолжение!» и другие.
В зависимости от характера осмеяния (сатирического — юмористического)
различают оттенки смеха типа шутки и насмешки.
В основе насмешки лежит прямая обидная издёвка, выражающаяся в форме
критики сатирической направленности. Когда же предмет
насмешки не является общественно опасным, возникает
шутка или юмористическая безобидная насмешка. Элементы
насмешки налицо в стихотворении А. Барто «Девочка —
рёвушка», элементы шутки — в стихотворении С.Я. Маршака
«Шалтай-Болтай», а также в стихотворении А. Барто
«Ёлка».
К разновидностям иронии относится сарказм — яркая и язвительная ирония,
достигающая трагического накала и изобличающая явления,
особо опасные общественными последствиями. Хочется
привести в этом отношении пример из произведения Л.С.
Грибоедова «Горе от ума».
Молчалин: — Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит.
Тут впору карточку вотрёт...
Примером использования сарказма в литературе для детей может быть
стихотворение опять же А. Барто «Медвежонок — невежа», в
котором автор беспощадно и резко критикует неправильное
воспитание «горе-родителями» своих детей.
Надо сказать. Что в комическом выделяются не только виды, но и жанры:
басня, комедия, водевиль, эпиграмма, сатирические и
иронические стихи и т.д.
Кроме того, философы, литературоведы и т.п. выделяют ещё некий микромир
макромира комического — комические детали, перевёртыши и
комические ситуации. Для любознательных скажу, что это
такое.
Комические детали — это объекты нелепого цвета, необычной величины и
формы, находящиеся в неестественном месте и используемые
неожиданным образом.
Перевёртыши — это одномоментные комические ситуации, для которых
характерна обратная координация вещей, то есть перенос
признаков предмета «А» на предмет «Б» и наоборот.
Комические ситуации — развёртывающиеся поэтапно действия персонажей, для
которых характерно рассогласование их компонентов: цели
— результату, формы — содержанию, действия —
обстоятельствам, цели — способу её достижения.
При знакомстве с «комическим», я убедились в том, что его важными
компонентами являются: «момент неожиданности»,
противоречие, несоответствие норме, комические детали,
перевёртыши и комические ситуации, а также элементы
юмора, сатиры, иронии, насмешки, шутки и т.д.
Богатейшее поле для творчества, правда? Однако задание нашего с вами
конкурса сошлось в точке юмора, на которой и
строились оценки жюри.
Я не буду сейчас говорить о том, что такое поэзия, поскольку моё личное
отношение к ней очень сложное. Представленные на конкурс
работы — чаще «нет», чем «да» — удовлетворяли в важном,
на мой взгляд, моменте: поэтической мелодии. Огорчило
отсутствие метафор! Ведь главное в стихотворении — не
зарифмованные строчки (к тому же, как часто отмечалось в
комментариях, лишённые точности и ритма), а именно
своеобразной образности, метафоричности!
Замечательные в этом оношении строчки из произведения «Кащей — эмигрант»:
Лёг снега висон
На лекала зимы,
Шьют бури Снегурочке...
Если говорить о сюжетах, то и здесь мало, что можно отметить как находку
новую и увлекательную. На мой взгляд в этом оношении
интересные работы: «Новогодне-мышиная история»,
«Происхождение почтальона Печкина», «Новый год в
Африке», «Миссионер с балаганом», «В Простоквашино
однажды»… Несмотря на простую (далеко не новую) тему,
хорошо (последовательно, без словесных излишеств)
развёрнут сюжет в стихотворении «Принцесса».
Порадовали (и заставили не раз с удовольствием перечитать!) работы
«Питомцы Алисы» и «Снежный щенок». Мне трудно здесь быть
объективной, ведь в главных героях любимые мной зверушкиJ;
и всё же оба стихотворения пришлось отложить в сторону,
так как они невполне отвечают условиям конкурса (1-ый
стих лишён новогоднего настроения, 2-ой — элементов
юмора).
Но есть на «Для ТЕБЯ» авторы с весёлой, острой, шутливой складкой ума,
умеющей подмечать и резко, но безобидно выставлять
странности нравов или обычаев! Не могла не посмеяться,
читая следующие строчки:
Перегрелась Самобранка,
На десерт одна баранка.
(Стихотворение «Новый год в Африке»)
А в качалке у камина,
Слыша метеопргноз,
Шрек малюке-Буратино
Вяжет варежку на нос.
(Стихотворение «А Простоквашино однажды…)
Змей Горыныч — милый душка,
Великан-семиголов,
Компанейская зверушка,
Выручить всегда готов.
…
«Есть ли выход, головёшки? -
Голова одна басит, -
Обсудить вопрос без спешки,
Взвесив всё, нам предстоит!»
И щипались, и кусались,
И огнём друг друга жгли -
В общем, пренья по вопросу
Так, как следует, прошли.
и т.д.
(Стихотворение «Новогодняя сказка с двумя постскриптумами»)
И, накинув мишуринку,
Заплясала мышь лезгинку.
Подняла всю пыль подвала,
Даже стен не видно стало.
(Стихотворение «Новогодне-мышиная история»)
Я место знаю здесь, зовётся полем.
Творятся там, ну, просто чудеса!
Разбогатеем вмиг и снова будет вволю
Как прежде по три-десять колбаса!
(Стихотворение «Где-то я это слышал»)
Снова Бременские музыканты,
Всеми признанные таланты,
Уловив миг таинственный-тонкий,
Заиграют финал веселей,
И под занавес дробь свою звонко
Простучит на костяшках Кащей!
(Стихотворение «Как появляются сказки»)
Был первым, конечно, Матроскин.
«Вот я, — говорит, — коммерсант!
Я клады ищу очень просто,
К коровам имею талант…»
(Стихотворение «Конец всех сказок»)
Компаньон как будто кот,
Лапой вытирая рот,
Предлагает ей не злиться
И степенно говорит:
— Я завхоз, а не джигит.
(Стихотворение «Новогоднее приключение»)
А Данила-мастер враз
Срочный выдумал заказ:
«Я соседке, Бабке Ёжке,
Починяю курьи ножки.
Так что занят, не могу,
Попроси саму Ягу».
И Яга туда же: «Ой,
Царь, прости, отец родной,
Я чегой-то заболела,
Даже рыцаря не съела,
Что припёрся поутру.
Я, наверное, помру».
и т.д.
(Стихотворение «Про бирюльки и царя, и кота-богатыря»)
Примеры дружелюбного, беззлобного, с хорошо выписанными образами юмора,
действительно, есть, за что огромное авторам спасибо!
Юмор, литературная ценность, ориентированность на неверующего… и при этом
ХРИСТИАНСКАЯ? Именно! Можно много рассуждать о том,
какая литература имеет право называться христианской, а
какая — нет. Я выскажу лишь своё мнение: однажды
прочитав из 1-го послания Коринфской церкви (глава 2
стихи 14-15): «Душевный человек не принимает того,
что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;
и не может разуметь, потому что о сём [надобно] судить
духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто
не может», — я раз и навсегда выделила для себя
отличие христианской литературы от любой другой, а
именно, наличие в тексте духовных понятий (и слов).
Когда мне попадается на глаза «христианский текст», я
всегда задаю себе вопрос: «Смог бы написать это
произведение нехристианин?». Если ответ «да», то этот
текст в моём понимании не может называться христианским.
Христиане — последователи Христа. Христос же — Личность
духовная!
Именно поэтому я отдавала в своих оценках предпочтение тем работам, в
которых видела то самое, что душевный человек вряд ли
сможет написать.
В заключении, мне хочется ещё раз всех сердечно поблагодарить за
организацию, проведение и участие в конкурсах, и
поделиться с вами высказыванием одного философа
касательно завершающего год конкурса: «…источник
комического содержится в душе человека, а комическое
возникает благодаря проецированию духовного его
богатства, обращённого к действительности посредством
вчувствования».
P.S.
Дорогие победители конкурсов: «Весна в сердце», «Вкус
соли», «Свободная любовь» и «Новогодняя сказка»!
Редакция христианского литературного альманаха «Лилия
долин» единогласно решила опубликовать ваши работы на
страницах издания.
Просьба, откликнуться по любому из указанных ниже
координат:
Россия, 640032, г. Курган, а\я 3838
Тел.: 89129785509
Email:
liliadolin@rambler.ru
Послание
Несмеяны или Обзор Весёлых Экспромтов.
Друзья! От души благодарю всех,
принявших участие в конкурсе экспромтов! И хотя веселье
граничило порой с горькой иронией, едкими насмешками,
откровенными оскорблениями и неприкрытой злобой… было
весело! Немало приятных минут провела я, наслаждаясь
вашим искромётным юмором, и особенную благодарность за
поддержку идеи «царевны Несмеяны» хочу выразить
Прохожему, Боно, Ромэну Ролану, ТМ, Бритве, Смеяне и
Сюзане.
Не удержусь и приведу ряд особенно
удачных, на мой взгляд, экспромтов.
Итак, Бритва.
О трансформации Кощея в Матроскина:
«Кощей однажды загрустил:
Уж очень худ и зол он был.
Решил он паспорт поменять
Общенье чтоб не затруднять.
Потом подумал: но с лица
Клеймо не смыть мне подлеца…
Тогда на четвереньки встал –
Он от себя не ожидал!
Смотри, дивись, ликуй, народ!
На животе уж шерсть растёт!
Кащей хотел «Ура!» вскричать,
Но лишь мяукнул разов пять!
Он – к зеркалу, разинув рот,
Глядит: а там огромный кот!
«Ох, хорошо, хоть не коза!» -
Смекнул он, выпуча глаза (жёлтые)
«Мне нужно имя лишь сменить,
Матроскин, так тому и быть».
Здесь о поединке Кощея с
Матроскиным:
«Кот с Кощеем столкнулись – ого!
Представляете эту картину?
Кот Матроскин – Кащей! Кто кого?
Кто бы видел Кащееву мину!»
А вот и вовсе мутанты из цикла «Звери-Икс»:
«Дуракам на свете счастье
Кот Матроскин не дурак
Отловил он (вот несчастье!)
В жёны рыбку (вот бардак!)
Целомудренная рыбка
Видно скользкая была
Но Матроскин изловчился -
Она дочку родила
Дочку он назвал Алиской
Натерпелся с ней отец!
Этакая рыбо-киска
Что возьмёшь с неё? – капец!»
О словесной баталии Бритвы и
Лермонтоффа – разговор особый, не вписывающийся в рамки
этого послания. Эти два острослова вне сомнения друг
друга прекрасно дополняют!
Фразу о еврее с диареей навсегда я
запомню (с одесским говорком):
«Что такое диарея
искушенному еврею?»
Теперь несколько слов о любезном
моему сердцу Прохожем.
Прежде всего, огромная Вам
благодарность, Незнакомый Прохожий, за поддержку,
которую я от Вас получала на протяжении всего конкурса!
Все Ваши добрые слова я скопировала на память. Не буду
приводить здесь затронувшие моё сердце фразы (дабы не
показаться нескромной), но низкий Вам поклон и огромная
благодарность за Ваше душевное тепло и нравственное
величие!
Вот некоторые, на мой взгляд,
блистательные пародии Прохожего. Для начала про
«дурдом»:
«Как-то летней зимой вышел я по
грибы
Море жутко штормило однако
У меня, как назло нет подзорной трубы,
И бинокль стащила собака.
Без грибов ворочаться, скажу я - облом
Я на дно опускаю лукошко.
Груздь соленный плывет, а под мышкою лом.
Косит гадость под дикую кошку…
…Нескладухи пишу, но мне так
хорошо
Не грустить же в канун Новогодья
Если пряник дадите - напишу вам еще
Отпущу своих мыслей поводья...»
Ещё есть у Прохожего слова не
только смешные, но и весьма назидательные:
«Хорошо, напишу, чтобы вас улыбнуть -
Только конкурс оставим в покое.
Мне, порой, очень грустно читать эту муть,
Словно варят из глины жаркое.
Все в поэты спешат, локоточками в бок
Тех кто рядом стихами балует.
Графомания, думаю, все же порок,
Но она "Сыроежек" чарует...
Только хочется, многим, совет один дать:
Не спешите излить в Интернете,
То, что трудно стихами и прозой назвать,
Есть другие дела на планете...»
И ещё обращение Прохожего ко всем
нам, под которым смело подписываюсь:
«Рецензии все чаще строги
Финал "сражений" на пороге,
Но это честная игра,
Не бьют коллег из-за угла
Советы всякие дают,
И автор не сочтет за труд
В дальнейшем все это учесть
Надежда на победу есть
Я всем желаю побеждать!
В бирюльки с рифмой не играть...
"Точите" братья мастерство!
Поэтом не рожден никто...»
Я была бы несправедлива, если бы не уделила внимания
нашему разлюбезному Боно (как выяснилось позднее –
Лермонтоффу, о несомненном таланте которого я не раз
упоминала). Не стану касаться всем известной оказии,
приключившейся на конкурсе, скажу лишь, что рецензии
Боно всегда блистательны и уместны, хотя несколько
несдержанны, но… не будем о грустном!
Порадовали меня смелостью и наши
«дамы», как они сами пожелали представиться: Сюзанна и
Смеяна. Экспромты их становились раз от раза всё
веселее. Не подкачала и Христианка! Рассмешила она меня
своей едкой пародией на которыбку:
«Ай, Матроскин, рыбку в жёнки
В Зазеркалии поймал!
Ну, была у тя Буренка,
С ней бы век и коротал.
Видно перед тем котяра
Принял за воротничок
Три флакона валерьяны
И водяры колпачок.
Спьяну дочку сотворили:
И ни рыба, и ни кот.
Стиву Кингу и в помине
В мозг такое не придет».
К сожалению, не всегда шутки
оказывались на высоте, не всегда… НО это лишь начало,
друзья, и вне сомнения каждый из нас что-то поучительное
для себя вынес из этого конкурса! И не всегда под маской
благочестия находилось подлинное БЛАГОЧЕСТИЕ. Как мне
представляется, конкурс это и выявил. Будем искренними,
господа! Из доброго сокровища сердца человек выносит
доброе, из злого – злое! В этом, на мой взгляд, основная
заслуга конкурса: где, как ни в письме, проявляется
подлинная сущность человеческой души? По-настоящему
веселиться: легко, радостно и свободно, могут только
добрые, здоровые люди. А если кто-то не смог, то он
«повязан». Радость освобождает. Есть над чем задуматься,
верно?
«Пускай капризен успех,
Он выбирает из тех,
Кто может первым посмеяться над собой!
А коль поэтом стал, - от критики не ной!»
(Бритва)
Ну, и в завершение – секрет, кого
же выбрала капризная царевна Несмеяна…
«Эй вы, гости-хохмачи!
Не сидите на печи,
А езжайте во дворец,
Да несите мне венец!
В нём – алмаз неогранённый,
Неизвестный, незнакомый,
Свет струит из глубины,
Видно - нет ему цены!»
Замер русский люд кругом:
Иностранец?!
Сойер Том!!!
Ну и диво! Несмеяна,
Как же так?!
«Я без обмана!
Сердце девы не понять,
Неча на меня пенять!
Я Царевна и притом
Приз получит СОЙЕР ТОМ!»
http://www.foru.ru/competition-8341.html
Ну а всем дарю улыбки
И прошу простить ошибки!
Пусть наградою для всех
Станет Несмеянин смех!
alenkina.com/3
– по этому адресу!
Светлана Капинос
Подробности
голосований
Голосование жюри
(показаны баллы: первое место дает произведению 5
баллов, второе - 4, 3-е - 3, 4-е -2, 5-е - 1)
|
Олег Панферов |
Светлана Капинос |
Юрка Аленкина |
Владимир Имакаев |
Вера Новая |
Анатолий Пашморга |
Богдан
Мычка |
Елена Тарасенко |
сумма |
8333 |
5 |
2 |
5 |
5 |
|
2 |
2 |
|
21 |
8201 |
4 |
1 |
1 |
3 |
|
1 |
5 |
|
15 |
8291 |
3 |
4 |
|
2 |
|
|
4 |
|
13 |
8295 |
2 |
|
2 |
4 |
|
5 |
1 |
4 |
18 |
8285 |
1 |
|
4 |
|
|
4 |
3 |
5 |
17 |
8341 |
|
5 |
|
|
|
|
|
3 |
8 |
8347 |
|
3 |
|
1 |
1 |
|
|
2 |
7 |
8192 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
3 |
8214 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
5 |
8277 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
4 |
8271 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
3 |
8182 |
|
|
|
|
2 |
3 |
|
|
5 |
8288 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Голосование авторов.
|
Победители
конкурса
Абсолютный победитель
Юлия Степанова, Москва, Россия
СНЕЖНЫЙ ЩЕНОК (#
8333)
Также поздравляем авторов произведений, занявших второе и
третье места по голосованию жюри:
Рита Шевцова, Ростов-на-Дону,Россия
Новогодняя сказка с двумя постскриптумами (#8295)
Лара Лонд, Seneca, США
Про бирюльки и царя, и кота-богатыря (#8285)
Признание авторов
Елена Гараева, г. Казань,
Россия
Новогодняя (м)истерия (#8341)
Признание читателей
Григорьева Лада, С-Петербург, Россия
Происхождение почтальона Печкина. (#8182)
Специальные призы
-
Приз Светланы Капинос за самое смешное
произведение получает
Лара Лонд, Seneca,
США за
произведение
Про бирюльки и царя, и кота-богатыря (#8285)
|