«Быть или не быть? Вот в чем вопрос?» Помните эту известную Шекспировскую фразу из его гениального «Гамлета».
А мы сегодня немного перефразируем ее и поговорим на тему «Жить или не жить?».
В нашей жизни встречается много пародоксов. Вот один из них. Вы слышали такое слово как «эвтаназия»? Не правда ли как красиво и даже певуче звучит. Но какой у него страшный и совсем некрасивый смысл. Не парадокс ли это?
Термин «эвтаназия» впервые был предложен в 16 веке английским философом
Ф. Бэконом и обозначал легкую, безболезненную смерть, которая не сопровождается длительной тяжелой агонией, и не вызывает физических и моральных мучений для умирающего человека и его близких, и с XIX века этот термин «эвтаназия» стал означать "умертвить кого-либо из жалости".
То есть в ее прямом значении, эвтаназия - это преднамеренное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боль и страдания, совершенное "из жалости" для того, чтобы положить конец невыносимым страданиям, или для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается "нечеловеческой", "не достойной самого человека".
На сегодняшний день существует несколько определений того, что же такое «эвтаназия», термин, который у многих ассоциируется с нечеловеческими нацистскими программами опытов над людьми, лишением их жизни и т.д.
Наиболее широкое понимание эвтаназии – это когда врач или медицинский персонал помогают пациентам уходить из жизни. Существует несколько разновидностей эвтаназии. Так, например, различают эвтаназию активную и пассивную.
При пассивной (или как ее еще называют "метод отложенного шприца") врачи просто отключают системы жизнеобеспечения безнадежных больных людей, которые годами не приходят в сознание, страдают от серьезных органических нарушений нервной системы, обрекающих их на исключительно растительный образ жизни. Такая практика распространена во многих странах мира, ее редко называют эвтаназией в обычном смысле этого слова.
Активная эвтаназия (или как ее еще называют "метод наполненного шприца") имеет место, когда врач или кто-либо другой вводит больному специальные препараты, которые приводят к смерти, либо как-то иначе способствует смерти больного. Имеют место случаи, когда лечащие врачи помогают безнадежному, обреченному пациенту уйти из жизни, предписывая ему смертельные дозы обычного обезболивающего. Многие наблюдатели называют это врачебным самообманом, поскольку, как правило, доктора объясняют такие поступки намерениями унять боль.
Кроме того, эвтаназия может быть добровольной и недобровольной. Добровольная подразумевает, что пациент сам просит помочь ему уйти из жизни, поскольку больше не может выносить страдания. В тех случаях, когда пациент, находясь на зыбкой грани между жизнью и смертью, сам не может сообщить о своих желаниях, за него могут решать другие – врачи, родственники, близкие. Это недобровольная эвтаназия.
Так что же все-таки такое эвтаназия? Убийство или милосердие? Сейчас во всем мире ведутся ожесточенные дискуссии на эту тему.
Защитники эвтаназии настаивают на том, что человек имеет неотъемлемое право решать, когда и как уходить из жизни. Не в последнюю очередь это касается тяжело или смертельно больных людей, которые, как и все остальные, имеют право на «достойную смерть».
Противники эвтаназии, как правило, используют несколько аргументов: во-первых религиозного характера (о нем мы мы поговорим в нашей статье позже), во-вторых, социального характера – дав единожды «добро» на эвтаназию, пусть даже с самыми благими намерениями, общество больше не сможет уследить за тем, чтобы в дальнейшем эта норма соблюдалась без нарушений. А значит, будет иметь место санкционированное государством убийство. Кроме того, приводится еще аргумент и сугубо медицинского характера. По мнению английских врачей, выступающих против прерывания жизни, многие медики склоняются к решению в пользу эвтаназии из-за недостатка собственных знаний. Так, не зная о новых методах лечения или обезболивающих препаратах, они считают, что у больного нет других альтернатив. Когда можно с уверенностью говорить, что больной является неизлечимым? Разрешение врачам помогать больным в добровольном уходе из жизни неминуемо приводит к трагическим и безнравственным случаям. Вполне возможна ошибка в диагнозе, неожиданное выздоровление пациента, да и никто не может поручиться за абсолютную честность и бескорыстность врача - это те же люди, со всеми свойственными им недостатками и пороками. Один из противников эвтаназии, замечательный врач, академик Андрей Воробьев, считает, что не в силах медиков поставить окончательный диагноз: он определяется свыше. Всегда есть надежда на чудо, и врач не вправе убивать эту надежду. А ведь такую ошибку, как смерть исправить нельзя уже никогда. Кто может быть уверенным до конца, нужно еще жить человеку или умереть? Конечно, только тот, кто дал человеку эту жизнь, Создатель всего живого - Бог. А человек никак не может смириться перед этим Высшим Авторитетом.
26 ноября 1997г. известный сторонник эвтаназии Джек Кеворкян, помогший уйти из жизни более чем 130 безнадежно больным и получивший за свою деятельность прозвище "Доктор Смерть", убил двух женщин, которые не были безнадежно больны. По словам судебно- медицинского эксперта, ни одна из этих женщин не страдала неизлечимым заболеванием, хотя вполне возможно, что они испытывали сильные боли: у одной был остеопороз, а другая была больна множественным склерозом. Ранее Кеворкян торжественно заявлял, что "помогает" только умирающим. Но оказалось, что у "Доктора Смерть" были свои собственные взгляды на то, какого пациента можно считать умирающим, а какого - нет. Только после восьми лет деятельности по убийству тяжелобольных, 13 апреля 1999г., американский патологоанатом Джек Кеворкян был осужден и приговорен к семи годам лишения свободы. Его должны были приговорить к пожизненному заключению, но суд учел его почтенный возраст - 71 год. Он не скрывал своей деятельности, снимал весь процесс на видео и полагал, что делает благое дело, избавляя пациента от страданий.
"Доктора Смерть" ненавидела половина врачей Америки. Клятва Гиппократа и Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации запрещают врачу помогать больному в самоубийстве. А Кеворкян посчитал, что он лучше Господа Бога знает, жить дальше человеку, пусть даже и больному, или пора оставить этот мир. Существует еще и юридическая сторона эвтаназии. Юристы боятся, что под аргументом «жалость к тяжело больному» в пользу эвтаназии родные человека будут скрывать свои истинные намерения, например, ускорение завладением наследством никак не умирающих родителей или родственников. Юрист должен защищать каждого от безнаказанности явного преступления. Даже письменное согласие на "легкую смерть" не имеет никакой силы, поскольку может быть вырвано у человека в бессознательном или даже сознательном состоянии: часто пожилые люди чувствуют себя обузой как для собственной семьи, так и для общества, и могут под таким психологическим давлением согласиться на смерть лишь для того, чтобы "избавить от себя своих родственников".
Перенесем теперь нашу дискуссию с гуманистического уровня на уровень самой жизни. И поговорим о самой главном аргументе против эвтаназии – религиозном. Божья заповедь "не убий" не знает "смягчающих обстоятельств". Значит, эвтаназия является прямым нарушением Божьего закона. У Бога есть план в отношении каждого человека, он выражается в понятии Божественного Провидения. Если человек вторгается в этот план, хочет присвоить себе роль Бога, то тем самым он посягает на Его власть. Эвтаназия является прямым посягательством на понятие всего святого, она оскверняет и жизнь, и смерть, отвергает самого Бога. Жизнь христианина по своей сути есть жизнь ребенка, который принимает все, что посылает ему Отец. Для нас, христиан жизнь и смерть такова, какой ее посылает нам Бог. Он лучше нас знает, что нам сейчас нужно для нашего же блага. Он знает, зачем нам послать еще один новый день в нашей жизни. В Слове Божьем написано: «Судьба человека от Господа». Порой даже здоровый полноценный человек, который не верит, что его жизнью руководит Бог, что он живет для того, чтобы славить Бога своей жизнью, служить Ему, творить добро людям, абсолютно не понимает смысла своей жизни на Земле. «А для чего вообще я здесь?», «А кому это, собственно, нужно?» И как часто мы слышим о самоубийстве богатых, известных в этом мире личностей. Так, что же может удержать в этой жизни больного человека? Это вопрос.
Конечно, если наибольшим идеалом тяжело больного человека является благосостояние в этом мире, если единственный смысл его жизни - это хорошее здоровье, красота, сила, легкое будущее, - тогда, действительно, теперешняя его жизнь полна трудностей, а без надежды на выздоровление оказывается "пустой" и не стоит того, чтобы ее проживать до конца. Значит, "стоящей" жизнью живет лишь тот, кто молод, здоров, красив, счастлив, умен и нужен обществу ". Но так ли это? Может быть нет. Библия говорит, что "все согрешили и лишены славы Божией." (Рим.3:23) Проблема человека в том, что грехи разлучают его со святым Богом. Поэтому человек и чувствует внутреннюю неудовлетворенность своей жизнью, чувство вины, и конечно, как следствие, страх перед предстоящей смертью...
Вот ответ, как найти смысл своей жизни на земле и своей жизни после смерти в вечности: «Поверьте Богу и не просто поверьте, но доверьтесь Богу во всем. Он Сам будет руководить вашей жизнью и наполнит ее смыслом. Человек не принимает решение о том, стоит ли ему появляться на свет. Может ли он принимать решение о своем уходе из жизни? Могут ли решать это за него другие? Только Господь дает человеку жизнь, она принадлежит Ему, и только Он может ее забрать».
В Интернете я прочитала фразу, которая мне понравилась. Сказал ее Ричард Бах: "Вот простой тест, чтобы проверить, окончена ли твоя миссия на Земле: ЕСЛИ ТЫ ЖИВ - ЗНАЧИТ, НЕТ!"
Комментарий автора: Всякие мысли возникали у меня в голове, когда в квартире под нашей кричал ночами на весь дом старый больной сосед. Он всех проклинал и специально никому не давал спать на зло. А утром мы невыспавшиеся шли на работу. И скажу честно, я думала, а не лучше ли ему перестать мучатся самому и мучать других. Я все думала... А потом сосед внезапно умер сам. И,вообщем, решила я написать об эвтаназии. Что скажете вы?
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Таня Фадеева,
Донецк (Украина)
Окончила ДХУ в 1994 году. Затем 9 лет работала в христианской ТРК "Воскресение" в г. Макеевка (Донецкая обл.) режиссером радиопрограмм. Сейчас работаю журналистом в ДХУ.Статьи стараюсь писать только о том, что волнует лично меня. Поэтому долго созревает материал. e-mail автора:fadeevat@ukr.net сайт автора:Донецкий христианский университет
Прочитано 8097 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Эвтаназия всё таки не самоубийство! Если говорить о самоубийстве или убийстве, то христианство однозначно отрицательно относится к этому. Но, что предстваляет из себя человек, утративший способность понимать, жизнь которого можно поддерживать искусственно долгие годы. Что это? Разве не вмешательство в определённый срок, ведь без этих человеком созданных аппаратов его бы давно не было. А, благодаря им, нечто безликое, как растение, может быть страшно страдает, что не может отойти к Господу, а ему не даёт современная техника? На мой взгляд это главная проблема эвтаназии- возможности медицины и естественный уход, вступающие в непримиримое противоречие.
Надежда Дудка
2009-03-13 09:28:02
Большое спасибо за статью,разностороннее освещение этого непростого вопроса, а последняя цитата просто супер!Еще раз спасибо.
Юлия
2010-11-13 22:47:16
Проблема освещена очень однобоко. На самом деле аргументов ЗА эвтаназию намного больше, чем представлено автором. Присутствует личная оценка тех или иных фактов. Я считаю, что такого рода статьи подталкивают к принятию определенной позиции, которая не обязательно является правильной. Поэтому не советую воспринимать написанное как источник объективной и проверенной информации.