С понедельника у православных христиан начинается Великий Пост.
Что говорят по этому поводу Святители православия? Феофан Затворник: "Прииде пост, мати целомудрия". А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, - и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут - благие помышления, и не сила только воротится - крепость воли, но и очи откроются - ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!
Истинный пост есть устранение от злых дел, говорит Святитель Василий Великий.
Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. "Расторгнем всякий союз неправды" - призывают нас в эти дни церковные песнопения. "Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом", - говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: "Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…". "Весной покаяния" называют церковные люди великопостное время.
Первая великопостная неделя (седмица) - наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.
Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества "в стране чуждей" по "путям погибели", Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского - вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!" Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.
Песнопения 1-й седмицы Великого Поста
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.
"Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост - избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост".
Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста
Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.
"Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души".
Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста
Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.
"Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния".
Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.
"Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему".
Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.
Из Великого Канона святого Андрея Критского
Господь сказал О посте (Мф. 6, 14-18): «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.
Святитель Василий Великий
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.
Святитель Иоанн Златоуст
В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.
Из писем игумена Никона (Воробьева)
О покаянии
Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: "Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою". Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?
Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого - необходимости постоянно умолять Господа: "Боже, милостив буди мне, грешному". Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.
Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: "Боже, будь милостив нам, грешным!" И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.
Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров - видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.
Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.
Комментарий автора: Хочу вас познакомить, дорогие братья, с православной культурой. Это проповедь - о Великом Посте, который у православных христиан начинается в понедельник - 19 февраля.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Трудное время- пост. Всегда хочешь больше, чем сможешь на самом деле. Молитвами только и держишься. Комментарий автора: В этом и есть суть духовного подвига. Пост телесный - очищает тело, пост душевный - душу, успокаивает океаны страстей и эмоций, пост духовный - укрепляет веру. Мы же, христиане, знаем, что суть подвига духовного - "наша брань не против крови и плоти, а против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных". Поэтому и вооружаемся молитвою - главным оружием - Словом Божиим, одеваемся в одеяние духовного воина. И сможем ровно столько, на сколько вера позволит. И да укрепит Господь нашу веру, поэтому и молимся: верую Господи, укрепи веру мою. Когда очищены, когда вооружены, тогда понимаем - откуда это самое желание приходит - хотеть больше, чем сможешь... Дух, наш освященный чистотою молитвы, не отягощенный бременами связанностями тела и души, сам все подскажет и сделает. Ибо это и есть Он - Господь в нас, ибо Им движемся и существуем! И все возникающие помыслы, не не обрастут желаниями, не превратятся в мелкие страстишки, не выкатятся грехом, а просто в ужасе разбегутся от Света, который засверкает всею Своею силою. И мы в радости воскликнем: Аллилуйя!!! И мы в радости и надежде встречи с Утешителем, говорим: "Утешителю, души Истина, иже везде сый я вся исполняяй. Сокровище благих и Жизни подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наши". Аминь.
Огромную силу имеют наши православные молитвы, звучащие на старославянском языке, переданные нам из поколений в поколение Святыми Отцами.
Благословений вам, Людмила, укрепления веры и великой радости познания своего духовного подвига! Радости!
екатерина
2007-02-19 20:19:51
статья замечательная она мне помогла лучше понять смысл поста .но стесняюсь просить благословения у батюшки на пост. Комментарий автора: Слава Богу ведущему нас в этой жизни. Если вы чувствуете, что вам необходимо благословение, что же вас держит? Благословение - это, прежде всего, пожелание словом - блага. Вы подходите к близким людям и просите: пожелайте мне удачи в сдаче экзамена. Они отвечают: удачи! Это уже Благое слово - благословение, которое помогает вам. Вы в ответ говорите: спасибо (христиане говорят: спаси Бо-же!, спаси Господи!, вы благословляете Господом. Если вы ощущаете в себе потребность в том, чтобы усилить свою духовную силу для прохождения духовного подвига,испросить благословения у священника, который молитвою своею обращается к Господу, как лицо для этого рукоположенное, почему вы должны себя связывать стеснением? священник для того и избрал тяжелый, духовный путь, чтобы доносить наши просьбы и молитвы к Господу. Господь сказал, там где двое во Имя Мое, там и Я с ними. Не носите на себе бремена неудобные. Если вам нужно благословение, не стесняйтесь! Просите, но помните, что однажды избрав, должны понимать для чего выбрали, если просите, то и старайтесь получив - не растерять. Благословений вам господних!
алла
2007-02-20 00:42:22
Дорогой брат,слава Богу за вашу глубокую такую нужную проповедь.Для меня нужна она была ОЧЕНЬ.Через вас говорил Господь.И хоть я не православная,но всей душой присоединяюсь к вашей проповеди о том,что есть настоящий пост для души,и как многое нам нужно понять во время него и от многого отказаться.Я благодарю вас от всего сердца.У Бога нет динаминаций,и везде есть Его дети!Да благословит вас Господь и подвигнет на новые,нужные всем нам проповеди.
Сергей
2008-03-01 13:38:24
Спасибо, брат!
Предлагаю этот пост дополнить молитвой о понимании всеми Христианами нашего единства в Господе Иисусе. Как радовались бы на Небесах ушедшие туда наши братья и сестры, о единении нашем! О том, что разрушены заборы деноминаций.
С Богом, брат! Комментарий автора: Слава Господу, просветляющему души наши, укрепляющему и ведущему дух наш! Сказано Господом - молитесь не всяко, а в духе и истине. И если мы молимся в духе, молимся Господу, молимся Духом Господним, о каких заборах может идти речь? Деноминации устраивают на земле те, чей принцип: разделяй и властвуй. Разве могут быть христиане не членами одного Тела Господня? Каждый вопринимает окружающий мир и то что в нем в меру восприятия своего сознания, но приходит время отвечать за свое восприятие и реакцию на него в этом мире, вот тогда, перед огненным испытанием, и проявляется... Всем предстоит испытаться на весах жизни - не слишком ли ты легок? Молюсь в Господе о просвещении всякого человека в миру Словом Божиим. Да направит Господь всех заблудившихся на путь Истины, единственный узкий путь Премудрости Божьей. Да пошлет Господь всем нам Утешителя, да научит всему, да укрепит веру нашу! Во имя Отца и Сыны и Святого духа!
Евгений
2008-05-10 19:28:05
Я не знаю за кем вы следуете, ни об одном из цитируемых вами добрых людей мне ничего не известно. Знаю лишь один Пост, который избран по Писанию Богом и который соблюдаю как только узнал о нём из Библии:
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; (Ис.58,6)
От тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; От тех, которые радуются делая зло, восхищаются злым развратом. (Прит.2,13-14)
Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели. (Иер.5,27)
Она [клетка] есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. (Евр.9,9-10)
А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих.
Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; Есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; Есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своею. Подобные им да будут делающие их и все, надеющиеся на них. (Пс.113,12-16)
А о выдуманных человеками постах и постановлениях сказано:
Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. (Кол.3,23) Комментарий автора: Постящийся духом, постится и душою, постящийся душою, усмиряет и тело. Не усмиряющий дух свой - не от мира ли сего? Развратный в чувствах - не с гнилою ли душою? Не усмиряющий тела - не обуздан ли в своих желаниях и страстях??? Самая страшна болезнь - духовная слепота, ибо не видит гордый дух стези опыта святых отцов, не следует путями Истины, не впускает в сердце свое Иисуса Христа, не помнит или не знает о путях духовного воина, идет не с открытым взглядом на истину, а прищурившись, как слепец... Много читает книжник, но путей истинного священства постичь не может, ибо закрыты духовные очи гордыней, покрылось сердце тонким слоем жирка, к чему все эти духовные подвиги по борьбе с собственными страстишками... Что едим - тем и становимся!!! Да будудт благословенны ищущие!