Принято считать, что ортодоксы в большинстве своем бедны, как рабби Акива в начале своей карьеры, что, в общем-то, соответствует действительности. 30% ортодоксов давно потеряли из виду черту бедности, 60% имеют средние доходы, и только 10% - из числа богатых евреев. Правда, многие репатрианты мне возразят, что за чертой бедности находятся почти 90% из их числа. И спорить с этим бессмысленно, потому что это действительно, так. Но сейчас речь об ортодоксах.
Бней-Брак и Иерусалим считаются самыми бедными городами в стране именно благодаря ортодоксам, в семьях которых в среднем 5-6 детей. При этом религиозные евреи очень разумно относятся к материальным проблемам, и, кажется, больше озабочены разногласиями между школой Шамая и школой Гилеля, чем отсутствием удобств и скудным питанием. Кстати, многие едят мясо исключительно по субботам, объясняя это не только экономией, но и тем, что таким образом отмечают особенность этого святого дня и создают себе этим праздничное настроение. Как сформулировала Руфь Барак, многодетная мать из Беэр-Шевы: «Всевышний хочет, чтобы мы довольствовались тем, что у нас есть». Это, скорее, самооправдание и самовнушение, навроде аутотренинга. Уж больно странные взгляды у Всевышнего на богатых и бедных. Все-таки разница между нищими и обеспеченными зависит от государства. Но так как сами министры относятся к очень богатым людям, то им глубоко наплевать, что при этом думают бедные. Как говорится «сытый голодного не разумеет».
Но в отличие от светских семей, ортодоксальные способны обходиться самым минимумом. Кроме того, им помогают благотворительные организации. Как утверждает Руфь, внутреннее равновесие в такой семье нарушается только в случае болезни, рождения неполноценных детей и так далее. Самым нищим активно помогают около 1500 организаций. В соответствии с иудаизмом, каждое действие влияет на человека, который его совершает. Тора рекомендует больше давать, поскольку дающий уподобляется Всевышнему. Очевидно, наши депутаты, министры, чиновники не читали ни Тору, ни Библию, потому как стараются не дать, а залезть в наш карман и выгрести оттуда все, что есть. И у них, надо заметить, это неплохо получается. Один только налог на телевизор чего стоит! Сколько бы Либерман ни клялся с пеной у рта, что отменит этот налог, а ослы, то есть мы, и ныне там. Интересно, сам Либерман платит этот налог? Так что чья бы корова хлеборезкой щелкала!
В большинстве ортодоксальных семей женщины выступают в роли кормильцев, тогда как мужья скрываются в «колелях» (йешивах для женатых мужчин). Женщины в основном работают учительницами или воспитательницами в детском саду (другое образование еврейским женщинам не положено), некоторые шьют, делают парики и т.д. А мы потом удивляемся, почему это в Израиле дети такие тупые?! Не знаю как парики, не носил, а образование давно ограничивается счетными палочками… мне рассказывали об одной религиозной даме (не знаю, насколько это правда), которая занималась «цензурой» - вырезала нескромные, на ее взгляд, фрагменты из фильмов, включая брачующихся животных, и сдавала фильмы напрокат.
Многие мужчины-«харедим» руководят религиозными учебными заведениями или преподают в них. Среди них мало представителей так называемых свободных профессий, зато имеются ювелиры, ремесленники, мелкие торговцы, специалисты по компьютерам и, конечно, раввины.
О раввинах городов и поселений хочется сказать отдельно. Как сообщалось в прессе, базовая зарплата раввинов трех больших городов составляет 96% от зарплаты министра, в городах поменьше – 92,5% от той же министерской зарплаты, в городах с населением до 100 тысяч человек – 87,5%, и т.д. Раввину города также полагается по должности шофер, помощники, и, конечно же, секретарша. Куда же без нее?!
По закону в каждом городе должно быть два раввина – ашкеназский и сефардский, которых выбирает специальная комиссия. Причем формально их выбирают на 10 лет, а фактически пожизненно. Не стоит упрекать раввинов в том, что они слишком хорошо устроились – это вполне в еврейских традициях. В отличие от христианских старцев, еврейским мудрецам всегда был чужд аскетизм. Многие мудрецы жили богато. Например, в 200 году до н.э. рабби Иегуду ха-Наси другие рабби критиковали за «почтение к богатым» и нескромный образ жизни. Мудрецам предоставлялись различные права и привилегии, и они, в общем, не сопротивлялись, и даже записали часть этих привилегий в Галаху.
Достаточно большое количество депутатских мандатов, полученных религиозными партиями на последних выборах, вероятно, свидетельствует о том, что в обществе происходит движение в сторону религии. Это предположение подкрепляют и данные министерства по делам религий, согласно которым число учащихся специализированных йешив для «хозрим бэ-тшува» (то есть, для тех, кто вернулся к иудаизму), возросло на 30%.
Помимо сети религиозных образовательных учреждений, которые ежегодно пополняются детьми из светских семей, в качестве эффективного метода «возвращения к религии» называют семинары по иудаизму. Такие семинары организуют как хабадники и литваки, так и сефарды. Проводятся семинары и на русском языке. Кстати, в свое время огромным успехом среди подростков-сефардов пользовался ашкеназский еврей Ури Зоар, актер и режиссер, который проводил свои занятия в том числе и в пабах. Как говорится, ортодоксы берут штурмом бастионы светских.
Впрочем, светские тоже не дремали и наносили ответный удар. Например, «Движение за гуманистический светский иудаизм» ввело в нескольких школах страны особую программу, цель которой – противодействовать процессу возвращения к религии, а профессор Дан Миллер, возглавлявший объединение, ставящее своей целью «борьбу против религиозного диктата», предлагал провести в Кнессете закон, запрещающий ортодоксам обращать в иудаизм несовершеннолетних, если их родители не в восторге. Конечно же, закон не прошел.
А вообще, «возвращенцы к иудаизму» производят, мягко говоря, странное впечатление. Многие из них превращаются в фанатиков куда более непримиримых, чем «рожденные в иудаизме». Я не приемлю фанатизма в любом виде, будь то футбольный или религиозный, но когда вчерашний атеист становится правоверным иудеем, причем не зная толком ни истории религии, ни истории иудаизма, ни Торы, ни Библии, и начинает клеймить всех «гоев», честно говоря, становится не по себе. А уж если поднимает руку на своих близких, которые «неверующие», то какая же это «истинная вера»?
Например, вот что говорит «возвращенец» Андрей К., переместившийся из Москвы в Беэр-Шеву, и работающий ныне дворником.
- Главное, я верю, что буду жить лучше, если стану соблюдать то, что предписывает Тора. Говоря упрощенно, если ты купил холодильник и придерживаешься инструкции, то получаешь лед и хорошо сохранившиеся продукты. Если нарушаешь, то получаешь скисшее молоко. Вот так.
- Только вера – это не холодильник. Холодильник хотя бы отремонтировать можно, если сломается. А теперь признайся – жить стал лучше?
- Так иудаизм здесь не при чем. Это политики – сволочи, жизнь нам портят, а Бог – он все видит. И каждому воздастся.
По данным института «Геокартография» 42% ортодоксов относятся к хасидским направлениям, 30% - литваки, 15% - сторонники ШАС, 7,5% солидаризируются с национальным лагерем, 5,5% не относят себя к какому-либо конкретному движению или партии. Отмечу, что крупные хасидские течения располагают недвижимостью на суммы в десятки миллионов долларов: речь идет о земельных участках по всему Израилю.
Как известно, политическая партия выражает глобальные интересы той или иной группы населения. Для религиозный такой глобальный политический интерес – это создание еврейского государства, основывающегося на законах Торы, и, по идее, вполне достаточно одной партии для его выражения. Тот факт, что таких партий несколько, вероятно свидетельствует о том, что у каждой группы религиозных есть собственные – амбициозные, шкурные интересы.
Эту версию я изложил члену финансовой комиссии раввину Йосефу Р., а затем спросил его мнение на этот счет.
- Точно так же, как существует несколько светских партий, существует и несколько религиозных, - сказал он. – У каждой из светских партий, помимо основной идеологии, например, социалистической или капиталистической, есть и дополнительная. То же самое относится к религиозным партиям. Существует как национально-религиозная идеология, так и просто религиозная. Более того: если религиозные сионисты являются частью истеблишмента, то к «просто религиозным» это не относится, хотя они и получают от него помощь. Соответственно, и интересы у них свои.
- Чем вы можете объяснить отсутствие единства между религиозными партиями?
- То, что у каждой партии есть свои интересы, вполне естественно. Мы не отара овец, которая идет за одним пастухом.
- В прессе постоянно писали о случаях коррупции в религиозных партиях, особенно в ШАС. Сейчас, правда, переключились на Ольмерта и Кацава, но может быть религиозные думают, что обмануть нечестивое светское государство – не грех?
- Как израильский раввин, утверждаю, что делать это запрещено. Также нельзя обманывать и гоя.
- Не смешите меня! Обманывают все!
- Когда светских обвиняют в коррупции, это считается нормальным, а вот если религиозный совершил проступок – это противоестественно. В каждом обществе есть преступники, в то же время я считаю, что среди раввинов меньше тех, кто нарушает закон, по сравнению с любой другой группой населения.
- Не скажите. Чаще всего изнасилования несовершеннолетних происходит именно в религиозной среде. А что вы думаете по поводу того, что отсутствие единства между религиозными партиями, случаи коррупции, другие преступления отталкивают рядового светского еврея, который к тому же отождествляет Тору с теми, кто называет себя ультраортодоксами?
- Быть религиозным – не просто. Если религиозные демонстрируют единство, то светские говорят, что у них нет мозгов, что все они похожи друг на друга. Гои в свое время утверждали, что капитализм – еврейская затея. Затем то же самое они говорили про коммунизм. Если кто-то хочет видеть плохое, то непременно увидит. Между тем у религиозных – своя идеология. Среди них есть не самые праведные люди, но таких много меньше, чем среди светских, и из-за них не стоит браковать всех.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Когда-то я поняла, что у Иисуса были общие взгляды с иудеями; зная, что Он ЖИВОЙ, попросила показать мне это. Тогда произошло конкретное чудо: моя мама начала ходить в религиозную еврейскую библиотеку ( у меня инвалидность) и носить мне оттуда книги. Это надо знать мою маму, чтобы понять силу Бога над нашей плотью. Наверно, наши молитвы ,,не такие,, раз мы не видим Бога, как Господа над ЛЮБОЮ плотью (характером); наверно религиозное мышление просто НЕ ДАЕТ Богу ЯВЛЯТЬ Свою любовь и силу в жизни нашей и наших близких и материально, зримо; как было во время служения Иисуса.
Бог показал мне, что есть много уровней постижения Его, за религиозными обрядами иудеев стоят тайны Царствия Божия и многие верующие иудеи пробивались в свет Божий, как и верующие христиане пробиваются в личное общение с Отцом, ВОПРЕКИ религиозным догмам и доктринам, закрывающим Царство Божие человекам.
В любом месте можно прийти в отчаяние от того, что творится ВОКРУГ нас: в церкви ли, в синагоге ли. А как же тогда те, кто вообще не стараются угодить Богу?
Если мы осознаем свою нечистоту и томимся по святости и совершенству, то как живущим во тьме?
Благослови народ Твой, Израиля, Отец!
Да благоденствуют любящие Тебя. Аминь.
Когда Бог учил меня молиться за Израиль, то приоткрыл завесу и показал противника народа Своего (ощутила в духе), после этого НИКОГДА не смогу осудить народ Божий.
Иудеи молились за христиан во мраке средневековья, теперь наше время, молиться о процветании народа Божия. Силою молитв, силою слова стоит Земля и человечество на ней.
Слава Богу за Его молитвенников, как иудеев, так и христиан. Слава Всесильному! Аминь.
Сокольников...
2007-12-12 09:02:14
интересно, но не совсем согласен. Просто познавательно.
женя блох.
2009-03-02 06:36:42
Амне интересно другое,как любящие Израиль смакуют эти вопро сы на весь мир иеще мне интересно молится ли Леонид за еврейский народ,за власти и правительство.За бедный народ!Писать мы все научились.Но я думаю,Бог не к этому призвал нас,чтобы мы судили и были в числе всем недовольными.Посмотрите в посланиях ап.
Павла он поднимает эти вопросы,наоборот 1Тим 6:8.Имея пропитание и одежду,будем довольны всем.Так,что нам есть чему поучится у харедим.А нам христианам я бы предложила не забывать к чему мы призванны.И также,если пишите,то и отвечайте.
Dina
2009-03-02 09:37:34
Женечка, к сожалению, автора уже нет на этом свете.