Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
(Рим.11:36)
Нескончаема тема спасения. Нескончаема дискуссия – чья все-таки воля исполняется? Человек ли, САМ принимает решение «милостиво позволить» Богу спасти его насквозь прогнившую душу, или, все-таки, «Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13)?
Ну, что же, попробуем еще раз (последний ли) исследовать вопрос «свободной воли к спасению».
I. Вначале…:
Итак, что сделал Бог, и что сделал человек? Вернемся к самому началу. В то время и в то место, когда «Земля … была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).
К этому времени уже было сотворено нечто, и сотворено, отнюдь, не человеком: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Может быть, Богу не хватало места во вселенной? Или кто-то попросил Его? Видим, что – нет, поскольку «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24). Или Бог был кому-то обязан? «… Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать»? (Рим.11:35). Всемогущий Творец не останавливается на сотворении … безвидной и пустой Земли. Безначальный Логос только лишь приступил к величественному труду. «И Слово было у Бога, и … Все чрез Него начало быть» (Иоан.1:1-3). «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…. (Быт.1:3). «И сказал Бог: да будет ... И стало так…. И увидел Бог, что все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:4-31). Бог скромен, не правда ли – «вот, хорошо весьма»? Каких в действительности эпитетов заслуживает Его творение?!?! Забегая вперед, вспомним, какие дифирамбы возносят люди в адрес людей - создателей гораздо меньших по значимости «объектов»? Одно лишь Его качество (как беден наш богатейший язык, когда нужно подобрать слово, во всей полноте описывающее величие нашего Господа) – не подлежит никакому сомнению, обсуждению и не делимо ни с кем – наш Бог – ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ! «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного!» (Ис.45:18).
Итак, величественнейшая вселенная сотворена. Все механизмы сложнейшей небесной механики отлажены. Все «системы функционируют исправно».
А что же – человек? Каков его «коэффициент трудового участия»? Может быть, он предложил некое супер-изящное инженерное решение? Или, может быть, он бессменно стоял на «трудовой вахте», следя недреманным оком за соблюдением технологического процесса сотворения вселенной? Или, может быть…? Так, ведь, нет же! Его (нас, меня, тебя, вас) – никого НЕ БЫЛО! Вначале Бог трудился один и лишь по Своей, Одному Ему известной, причине.
II. И сказал Бог: сотворим человека…:
Скучал ли Бог? Изнемогал ли Он в трудах без помощника? Он – не имеющий начала и существующий ВСЕГДА и ВЕЗДЕ?! Он – Словом сотворивший «вселенную и что наполняет ее» (Пс.88:12)! Без сомнения, только на Небесах станет известно, что руководило Творцом, когда «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). Еще не было человека, никого не было, а уже определено, решено и принято к исполнению: «да владычествуют они…». И вот, наступил тот самый знаменательный момент – «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27).
Вершина возможного! Творение, совершенное по образу Божию, ступило на совершенно новую землю! Как радовались Небеса этому событию! «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов.38:6,7).
III. Вселенную – в подарок!
Что испытывал Адам там, в Едемском саду, куда поместил его Бог? Какие чувства наполняли и переполняли его разум и сердце? Ведь Сам «Господь Бог … вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Представляется, что сотворенный по образу Божию, Адам способен был оценить величие, окружающего его, мира. Но, мог ли он предположить, что ожидает его? А ожидало Адама многое!
Как радуемся мы самому маленькому подарку! Символическая безделушка, врученная нам ко дню рождения, способна повергнуть нас в счастливое сокрушение души и вызвать безудержные слезы радости и признательности! Что должен был испытать первый человек, когда ко дню своего рождения получил он неслыханный по своей роскошности подарок? «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).
Неимоверная щедрость! И это все – Он! Вселенную – в подарок!
IV. Нехорошо быть человеку одному…:
И это еще не все! «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Трудна ли была порученная Адаму работа? Или, может быть, Господь поставил перед ним невыполнимые планы? Зачем? Ему – сотворившему вселенную Словом? Потешить Свое самолюбие перед Им же сотворенным созданием? Раба ли сотворил Себе Господь? Но, идем дальше. Возлюбленному своему творению Бог приготовил еще один подарок. Просил ли человек Бога об этом? Знал ли он о том? Тем не менее, «сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).
Надеюсь, не ошибусь в предположении, что все мы помним свою первую любовь. Помним, какие чувства переполняли нас. Помним, какие силы находились у нас, сколько изобретательности проявляли мы, чтобы доставить приятное своей избраннице! Что должен был испытывать Адам, когда «создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:22)?! Что должны были испытывать Адам и Ева, когда САМ БОГ сочетал их браком и провозгласил: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24)?!
И это все – Он!
V. Подлинно ли сказал Бог…:
Бесспорно, все приведенные факты хорошо известны каждому верующему человеку. Оправдывает же столь подробное рассмотрение лишь необходимость сконцентрировать наше внимание на соотношении вклада Бога и человека с самых первых шагов человека по земле. Бог сделал ВСЕ! Человек не сделал НИЧЕГО! Тем не менее, ВСЕ передано человеку полностью, безвозвратно и без каких бы-то ни было невыполнимых условий. Лишь одно указание дано было человеку Богом. Указание – предостережение. Богу ли не знать, что должно делать или не делать человеку? Что ждет его на долгом жизненном пути? Нам ли судить о правомерности Божьих заветов?!
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17). Всего лишь! Не ешь! С одного только дерева – не ешь! Иначе – умрешь! Но….
С этого момента мы будем двигаться быстрее и по возможности более кратко. Итак.
Бог - сделал ВСЕ! И Бог сказал: «от дерева познания добра и зла не ешь».
Человек – усомнился: «… И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог…»? (Быт.3:1); и попался на крючок лжи: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4,5). Вот он – первородный грех - желание "быть как Бог"! «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. Вот он – истинный мотив грехопадения – «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги …». Вот оно – следствие греха – грехопадение: «и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).
Бог - и, все-таки, Он дает человеку шанс для покаяния: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты»? (Быт.3:9).
Человек – согрешил, пожелав стать, как бог; не послушался (и он ел); скрылся (и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога) и попытался слукавить - переложить свою вину на жену: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12).
Краткий комментарий: «Желание "быть как Бог" отдалило человека от Источника Жизни и поработило его демонам и стихиям. Оно не только породило многобожие, но и вскормило магическое миросозерцание – магию» - «История религии».
Бог - никогда и ни с кем не поделится своей властью: «Так говорит Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Есть ли Бог кроме Меня»? (Ис.44:6-8). Он наказывает Адама и Еву, но не оставляет людей, наставляет их: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? … а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).
Человек – продолжает жить «своим умом» и усугубляет грех: «И восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4:8).
Бог - вновь проявляет милость, охраняя свои творения: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт.4:15).
Человек – не оставляет, но даже преумножает свою греховность: «И сказал Ламех женам своим: … я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» (Быт.4:23).
Бог - вновь являет милость к послушным детям Своим: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24).
Человек – не внимает примеру Еноха, но продолжает «совершенствоваться» в грехе: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).
Бог - принимает решение воздать человеку за его греховность: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:7). Но вновь являет милость, дает человеку шанс: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт.6:8). И оставляет людям величайшее обетование: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.9:1).
Человек – будучи свидетелем апокалиптического наказания, вновь продолжает грешить: «И увидел Хам наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт.9:22).
Бог – вновь (в который уже раз) являет Свою милость: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт.9:11).
Человек – неуемная жажда величия, уже не раз сыгравшая с ним злую шутку, тем не менее, не дает человеку покоя: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт.11:4).
Бог – принимает меры к потерявшим чувство меры «строителям светлого будущего»: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11:7). И, кто бы мог подумать, но Бог являет следующее свидетельство Своего могущества и милости Своей. Среди сотен тысяч погрязших в грехе людей, Он избирает одного, которому обещает Свое могущественное покровительство и защиту. «И сказал Господь Авраму: … Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт.12:1,2).
Человек – что ему до обетований Господа? Человек продолжает жить в угоду своей плоти. И грешит так, что на Небесах становятся известными его «подвиги»: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт.18:20).
Бог – верный Своей природе (позднее мы прочитаем «Бог – есть любовь») Господь согласен проявить милость по отношению к развращенному донельзя народу. «[Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» (Быт.18:32)
Человек – избранный Богом народ попадает в рабство. «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу» (Исх.2:23).
Бог – милостивый: «И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх.2:23-25). Верный Своим обещаниям Бог выводит Израиль из рабства: «А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне [видно]» (Втор.4:20).
Человек – платит Богу черной неблагодарностью: «Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в [стране] необитаемой! и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева» (Пс.77:40,41). И это уже избранный Богом народ!
Бог – кормит народ Израилев в пустыне в течение сорока лет: «И нарек дом Израилев [хлебу] тому имя: манна; она была… белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исх.16:31). Мало того - «…одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет» (Втор.8:4).
Человек – опять и опять недоволен: «… сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? … ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис.11:4-6).
Бог – как же велико терпение нашего Бога! «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли» (Чис.11:31).
Человек – уже наученный о недопустимости идолопоклонства, тем не менее, человек продолжает грешить: «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской»! (Исх.32:4).
Бог – Бог свят и гнев Господа праведен: «И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон» (Исх.32:35). Милость же Его безгранична: «И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх.33:17).
Человек – стремление делать то, что неугодно Богу, не оставляет людей: «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Лев.10:1).
Бог – неустанно печется о духовном здоровье своих людей. Несмотря на то, что человек грешит, не переставая, перед лицом Господа, Он продолжает наставлять их, говоря: «ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45). Наставления Господа суровы, но на то Он и Бог - «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим.2:13). Своему избранному народу Господь оставляет более чем милостивые обетования: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их… - призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами» (Лев.26:3-9).
В случае же непослушания народ ждет суровое преследование. Бог недвусмысленно предупреждает: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку…» (Лев.26:14-16).
- Если и при том не послушаете Меня, Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши (Лев.26:18).
- Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши (Лев.26:21).
- Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши (Лев.26:23-24).
- Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши (Лев.26:27-28).
Беспощаден ли Бог? Нет! Он свят, справедлив и требователен. А еще Он – милостив:
- И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, … вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь (Лев.26:42-45).
Отступление: Вы не попытались свести «баланс»? Что может предъявить человек в свое оправдание? Что сделано им, чтобы Бог хоть в чем-то малейшем был человеку обязан? Что заслужил человек кроме праведной расплаты?
Человек – так и не внял ни увещеваниям, ни угрожающим предостережениям: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис.64:6). Что ждет человека? «Ибо возмездие за грех – смерть…» (Рим.6:23).
Бог – наверное, более чем любой другой, приведенный стих раскрывает милость нашего Бога: «Мы умрем и [будем] как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2Цар.14:14). Но, только ли желает Бог? Нет же! Он еще и делает!
- Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16).
Человек – слеп, греховен и безумен: «Они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников» (Лук.23:23). Даже безбожный Римский наместник пытался вступиться за Христа, но … «отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Матф.27:25). «… они кричали: распни, распни Его» (Лук.23:21)!
Бог – (в который уже раз) дает человеку надежду: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18).
Человек – стоит только удивляться упрямству и духовной слепоте человека? «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели…» (Рим.1:21-23).
Бог – неоднократно предупреждал об ответственности за грех. Человек не внял. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Фесс.2:11).
Человек – стал ли сегодняшний человек лучше? «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:1,2).
Бог – тех же, кому от сотворения мира было сказано: «… идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф.4:19), Бог с любовью наставляет «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:14-16)
Человек – не о сегодняшних ли днях сказано так давно? «Знай же, что в последние дни … люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2Тим.3:1,2).
Бог – Но, верен Бог: «… кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, … А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29,30).
Человек – не имеет никакой надежды, поскольку «… как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12). «… как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:10-12).
Бог – вселяет и надежду и уверенность в сердца Своих избранных: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим.8:14-16).
Человек – находящийся в рабстве у сатаны, по греховности своей, не способен услышать Благую Весть: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, … по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления…» (Еф.2:1-3).
Бог – избранных Своих «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, … оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:4-6).
Человек – бессилен победить грех: «… без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5).
Бог – всемогущ и Он «… производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13). Поскольку «Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия» (Прит.16:4).
Человек – продолжает негодовать и ставить Богу условия о спасении, желает сам определять, как и когда Богу его спасти. Человек пытается лишь для себя оставить право выбора, право проявления некой «свободной воли», но не оставляет этого права для Бога. Что же, впору спросить: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20).
Бог – вынужден напомнить человеку, что: «[помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16).
Ибо дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.6:23).
Комментарий автора: Предлагаемые размышления могут показаться излишне объемными.... Что же, видимо, я недостаточно "талантлив"....
А если короче, то БОГ - ВСЕМОГУЩ!
"Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии" (Иоиль 2:13).
Это лишь я и пытаюсь сказаь в своих проповедях.
Сергей Сгибнев,
Новосибирск, Новосибирской обл.
Верующий. Люблю хорошую христианскую и классическую музыку. Люблю говорить о Боге. Люблю жить! сайт автора:Персональный дневник
Прочитано 5223 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности