Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
(Иак.1:9-11)
Верующим любой эпохи отрывок Иак.1:9-11 сослужит добрую службу. Он объясняет, стоит ли бедному христианину уничижаться перед богатыми и знатными людьми. Среди христиан, как правило, всегда было больше людей небогатых, а небогатые частенько комплексовали по поводу своего положения. Особенно когда их притесняли. Поэтому в Писании есть кое-что для осмысления нами нашего положения.
Нужно ли нам сегодня Божье увещание из Иак.1:9-11? Еще как нужно. Не многие из нас могут сказать о себе, что они занимают какое-нибудь высокое положение в обществе, располагают большими материальными благами или, скажем, очень известны и уважаемы среди людей мира сего. Напротив, многие из верующих не только не богаты, но и нередко испытывают серьезные финансовые затруднения. Многих из них часто даже не принимают как полноценных членов общества, к некоторым никто никогда не относился с уважением. Даже с самых первых дней создания Христовой Церкви в нее входили люди в основном незнатные. Иисус, создавая себе группу апостолов, не призвал в нее личностей из каких-нибудь многоуважаемых, особенных слоев общества. Он нашел Себе верных учеников среди рыбаков, мытарей, людей, как выражается Писание, «не книжных и простых» (Деян.4:13). Апостол Павел также писал коринфской церкви: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1Кор.1:26).
Но занимай мы даже во сто крат худшее положение, ни на миг не должны думать, что мы – люди второго сорта, глубоко несчастные, чем-то обделенные – ни в коем случае! Как бы не были плохи наши дела по мирским оценкам, но если мы уверовали в Христа, по Божьим стандартам мы имеем основание испытывать удовлетворение своим положением. Нам даже есть чем хвалиться. Вот, как об этом говорит Священное Писание: «Да хвалится брат униженный высотою своею». Бог дал нам незаслуженную, но настоящую высоту, цены которой нет.
Что это за высота?
Наша высота – власть быть чадами Божьими
Читая это слово «высота», сразу вспоминаешь строки из Священного Писания: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Иоан.1:12). Это ли не высота? Человек, занимающий по мирским оценкам низкое положение, если он верит в Христа, может возрадоваться, т.к. Бог дал ему по-настоящему ценную вещь: власть быть чадом Божьим.
Люди привыкли считать счастливчиками тех, кто родился в семье родителей с хорошим положением. Многие гордятся, говоря: «Мой отец – алегарх, министр или…царь». Они не беспокоятся о будущем, рассчитывая на то, что их земные отцы позаботятся о них, пристроят куда нужно. Привилегии…
Но каково быть дитем не земного авторитетного отца, а дитем Самого Бога!
Быть чадом Божьим – это значит быть дитем того, кто является Всемогущим, Вездесущим, Всеведущим, кто не только любит, но сам является источником любви, кто сильнее всех на свете, кто мудрее всех и т.д.
Детям Божьим принадлежат все обетования Божьи – о вечной жизни, о мире с Богом, об общении с Ним, о свободе от греха.
Высота, дарованная Богом, настолько велика, что за нее христиане не боялись отдать свои жизни. Стефан, которого побивали камнями, сиял лицом, видя свою высоту и, не обращая на летевшие в него камни внимания, говорил: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Он, униженный в тот момент, увидел свою высоту: Бог открыл его глаза и показал ему отверстое небо, готовое принять мученика.
Иаков говорит, что униженный может хвалиться высотой своею, слова Стефана можно считать такой хвальбой. Таким как он обещано: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матф.5:12).
Никакие нанесенные нам обиды, никакая несправедливость, никакое низкое положение, не должны заставить нас думать о себе как о несчастных людях, если мы знаем, что Бог дал нам высоту: «Да хвалится брат униженный высотою своею». Власть быть чадами Божьими!
Когда нас оскорбляют, когда нам говорят: «Вот вы верите, но вера вам ничего не дает», мы вместо огорчения можем просто сказать: «У меня есть власть быть чадом Божьим». Вот высота, которой следует хвалиться.
Хвалиться богатством – значит хвалиться бедой
Бог сделал все, для того чтобы каждый человек получил эту высоту. Он послал Христа в мир, отдав Его в жертву за наши грехи. Он открывает двери для проповедования этой спасительной вести, чтобы все узнали подлинную ценность жизни. Но, не смотря на то, что весть эта продолжает провозглашаться, люди по-прежнему стоят на своем: «Счастливым можно стать только тогда, когда станешь богатым». Правы ли они? Вряд ли. Писание богатых людей счастливыми не называет.
Представьте себе, что кому-то из нас вдруг случилось стать чрезвычайно состоятельным человеком. Что он сможет прочитать о себе в Библии? Да вот это, например: «Да хвалится… богатый – унижением своим» (Иак.1:10). Униженный брат может хвалиться высотой, которую дал ему Бог, а богатому остается хвалиться лишь своим унижением.
По Писанию богатство – не такое уж и благо, чаще наоборот: недостаток, несчастье, беда. Почему? А посмотрите, что говорит о богатых Слово Божье еще: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Матф.19:23).
Богатство частенько затягивает настолько, что мешает человеку заботиться о спасении своей души. Так что это большой вопрос – благословением оно является или несчастьем. Точнее, вопрос решенный, для тех, кто верит Библии. Сейчас богатство может показаться благом, но пройдет немного времени и с чем богатый останется? Вот его будущее: «Он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих» (Иак.1:10-11).
Хвалиться богатством, которое мешает спасению – значит хвалиться тем, что скоро, подобно тому, как трава теряет цвет, ты потеряешь все, стоит только придти Господнему дню.
В Евангелии от Матфея рассказывается, как Иисус говорил, что однажды поставит всех людей перед собой одних по правую сторону (это будут спасенные), других – по левую (это не спасенные). Тем, которых он поставит по левую сторону, Иисус скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:41).
Если человек окажется среди тех, кому Иисус скажет: «Отойдите от меня» именно из-за своего состояния, то хвалиться богатством – значит хвалиться бедой, тем, что ты будешь отвергнут Богом в тот судный день.
Да, среди отверженных Богом будут люди, которым что-то помешало позаботиться о своем спасении – кому-то неверие, кому-то идолопоклонство, кому-то любовь ко греху, а кому-то – любовь к богатству. Так что же такое богатство – благословение или проклятие?
Все ли богатые – не спасенные?
Нет, конечно. Речь не об этом. Писание, разумеется, никогда не имело в виду, что все бедные и униженные – спасены, а все богатые – нет. В спасении вечной души играет роль не земное положение, но наличие живой веры в Иисуса Христа.
Говоря о том, что брат униженный может хвалиться своей высотой, Писание имеет в виду именно верующих в Христа, а не всех униженный и бедных. Они призваны жить и радоваться тому, что Бог дал им, а не завидовать, не мечтать о тех же богатствах, что имеют люди, купающиеся в роскоши, но в то же время не имеющие спасения.
Спасение – это самое первое, о чем нужно позаботиться: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). Даже когда ученики Иисуса обрадовались, что могли злых духов изгонять, Он одернул их: «однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20).
Как же заботлив о нас Господь! Он не дает нам впасть в отчаяние из-за наших обстоятельств, из-за нашего, порой, незавидного существования в этом мире. Бог поддерживает нас своим словом. Так пусть же, когда опускаются наши руки в поисках помощи, Его Слово напомнит нам, что у нас есть, чему радоваться и чем хвалиться: «Да хвалится брат униженный высотою своею!»
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 8464 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Слова, слова, слова. И не просто "почему?", а "зачем?". Сразу "лицезреешь" автора сей статьи и первое, за "что" цепляется сознание - авторское "нам, мы, нас, нами" (бедняки) и тут же "подстилаются" оригиналы «Да хвалится брат униженный высотою своею». ЗАЧЕМ, Автор?!
Истинно богатому человеку некогда оправдываться, хвалиться или защищаться. И здесь нет разницы ЧТО именно находится в полноте своей – материальные ли блага, душевная ли праведность или духо-наполненность, ибо ВСЁ полное собирается великим трудом САМО-ОТДАЧИ.
С уважением, Варвара.
Комментарий автора: Думаю, с чего начать мой вам ответ? Наверное, с совета перечитать еще раз эту проповедь и все же понять, что у автора нет и тени оправдательной или защитной речи.
Автор здесь читает Иакова и своими словами применяет к современной жизни.
А хвалиться духовно богатому есть когда. И даже не только есть, это нужно делать для славы Того, кто сделал тебя богатым.
брат Сева
2011-07-22 18:36:36
Унижение нужно пережить, думаю это духовно возрастное. Комментарий автора: Всё когда-нибудь пойдет. В том числе унижение.