Деятель, деятеля, лицо, проявившее себя деятельностью, в деле любви и мира какой-нибудь области. Кто в трудной или опасной ситуации принимает решения и делает, тот деятель. Деятель настроен, решать свои проблемы и достигать свои цели за свой счет, своими делами, а не чужими руками.
«Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» - /Филим.6/. Благодарю, - говорит апостол,- Бога за любовь твою, молясь и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна. Деятельная вера и живая в познании тобою всякого доброго дела, т. е. чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива, бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: «не вынуждено в вас», чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как - бы, так говоря: (в познании) всякого дела благого и теперь в вас, т. е. в тебе уже сущего. Человек является активным субъектом деятельности. Благодаря своей активности он способен изменять окружающую среду, создавать новые материальные и духовные ценности, налаживать социальные связи и отношения. В процессе деятельности человек развивается, приобретает знания, умения, навыки, опыт, которые необходимы ему для достижения поставленных целей. Кроме того, деятельность способствует формированию личности, ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей.
Чтобы щедрость, с которой ты делишься всем, что у тебя есть, вела тебя все глубже и глубже к познанию добрых дел, которые ведут к Христу. «Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь…» - /3Иоан.5/, «но силой и действием благословенного Духа благодати».
Содержатели гостиниц были хищны и жадны - греческий философ Платон сравнивал их с пиратами, требующими выкуп со своих гостей, прежде чем отпустить.
Деятельность — сознательное активное взаимодействие субъекта разумного существа с объектом окружающей действительностью. Во время, которого субъект целенаправленно воздействует на объект. Удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели. Почему, вступая на поприще нравственной деятельности, настоящий христианин, с сознанием своего долга работать Христу, имеет одну исключительную цель – ходить в воле Его: дал обет на то, пламенеет ревностью, а главное, принял силу. Стоя на прочном основании, он властно располагает своими делами и направляет их все к показанной цели, не позволяя никакого уклонения. Вот как именно поступает он!
Было сказано, что христианин есть распорядитель всей своей деятельности. Теперь посмотрим, как он ведет каждое свое дело отдельно. Сначала скажем, как делается каждое дело вообще, а потом – как строится дело христианское. Внешнее дело есть плод внутреннего действования. Прежде, нежели оно обнаружится, ему должно совершиться внутри. Там, где нравственную деятельность человека предают механическому соотношению его сил, способ внутреннего образования нравственного дела объясняют различным сочетанием действий рассудка и воли, или степеней желания и оборотов рассуждения. Здесь рассудок с волею принимают несколько оборотов и соответственно тому изменяются в деятельности.
Такая деятельность всей жизни христианина сообщает характер осмотрительного внимания к своему внутреннему и внешнему поведению и вместе заботливой боязливости – не сделать бы чего против воли Божией. Смелость вообще всеми святыми отцами почитается началом уклонения от пути правого. Почему они советуют поддерживать постоянную страшливую заботу о добре.
«Не люблю ответственных работников, - пишет Роберт Рождественский - поэт, - которые изо всех сил стараются ещё и выглядеть как ответственные работники. Мне их почему-то жалко. А если при этом у кого-то из них есть вполне реальные организаторские способности, то такого ответственного работника мне жалко вдвойне. Ибо работает он вполовину своих сил и возможностей. Остальная половина уходит на «деланье вида». Поневоле приходится разрываться. Ведь, с одной стороны, вроде бы надо работать, визировать бумаги, звонить по телефону, проводить совещания, принимать людей. А с другой – всё время «создавать образ» ответственного работника. Это означает, что в кресле ты должен не сидеть, а «восседать», с подчинёнными не беседовать, а постоянно «открывать людям глаза», «учить их уму разуму». И самое главное, чтобы при этом на лбу твоём (т.е. на челе, конечно!) всегда присутствовала и никогда не меркла явственная печать неповторимой государственной озабоченности…. Нет, очень трудно приходится ответственному работнику, который наряду с делом старается ещё и делать вид! Однако убеждённость, что при всех трудностях делать вид намного проще, чем делать дело. На протяжении последних двух десятилетий мы пытались совместить эти два занятия: т.е. работали (при этом медленно, гораздо медленнее, чем хотелось бы, двигались вперёд) и одновременно изо всех сил делали вид, что всё у нас идёт прекрасно, идёт так, как и должно идти. Острейшие проблемы – экономические, нравственные, экологические – замалчивались потому! Что они «портили» этот самый вид, «искажали» его.
Шла повседневная игра: проблема есть, но можно сделать вид, что её вроде бы и нет. И привычка к «деланью вида» осталась! Страшная, въедливая привычка. И, наверное, она будет жить ещё долго-долго. Ведь работники иных министерств и ведомств до сих пор, к примеру, убеждены, что в появлении самых острых, реальных сегодняшних проблем, прежде всего, виноваты журналисты, которые пишут об этих проблемах. Ну, до чего знакомое клише: «Мы о таком прежде не читали – значит, ничего такого и не было!» А ещё напоминает отношение древних властителей к гонцам. Если гонец приносил добрую весть, его награждали, а если приносил худую – казнили. Но разве гонцы в чём-то виноваты? Они же просто добросовестно выполняли свою работу. Так что многие и сегодня занимаются имитацией перестройки. Делают вид, что перестроились, и при этом очень надеются, что им, как и прежде, всё сойдёт с рук. А сойти не должно. Ни в коем случае не должно. Сегодня, как никогда, требуется инициатива! Но ведь она тоже бывает разной. Есть, как известно, инициатива бумажная. Говорят, бумаг сейчас стало гораздо больше, чем до перестройки. Говорят, что причина – в сложности переходного периода. Что ж, вполне возможно. Существует ещё инициатива дурака. Это всегда вещь страшная. Ибо дурак может довести до абсурда самое правильное постановление, самую прогрессивную идею. Впрочем, сегодня «под дурачков» работают и совсем неглупые люди. Те, которые не хотят перестройки. Правда, сторонники «деланья вида» и здесь нашли выход. Ну а дальше? Дальше - стоп. Дальше – даже планов нет, одни разговоры и общие фразы. Получается до боли знакомая картина. К примеру, в жизни, в быту мы то и дело вынуждены обращаться к самым разным специалистам. И обычный сантехник, как правило, начинает свою работу с бурчания: «Ну, кто же это вам кран ремонтировал?! Руки бы отрывать за такую халтуру!..». В парикмахерской раздаётся: «Господи, да где же это вы, женщина, причёску себе делали?! Какой идиот мог вам испортить голову?!» И портной в ателье заметит мимоходом: «Ну а этот костюмчик кто вам шил? Дело, конечно, не моё, но пошито отвратительно!». Примеры можно продолжать. Ладно, допустим, что всё так и есть. И в каждом конкретном случае эти специалисты правы и негодование их справедливо. Допустим. Ах, если бы они после такой уничтожающей оценки чужой работы показывали бы своё мастерство, демонстрировали бы своё умение работать! Так ведь не показывают. Не демонстрируют. Делают всё также плохо или ещё хуже. Однако твёрдо придерживаются правила: «Когда ругаешь других – лучше выглядишь сам». Доходит и до немыслимого. Врач, придя по вызову к больному, может запросто «вознегодовать»: «Да кто вам эти лекарства посоветовал?! Неужели в поликлинике?! Это же надо быть полным профаном!..». Вот так. Слово сказано. Коллеги уничтожены. Справедливость восторжествовала. Ну а что будет думать больной после ухода такого врача? Увы, это стало нормой, практикой жизни. Вместо недовольства собой – недовольство другими. И касается это любых вопросов, любых проблем. В том числе и перестройки. Ведь живут ещё рядом с нами вальяжные личности, которые, снисходительно «одобряют перестройку», мечтают лишь об одном: «как можно скорее воспользоваться её благами!».
Внешнее дело есть плод внутреннего действования. Прежде, нежели оно обнаружится, ему должно совершиться внутри. Там, где нравственную деятельность человека предают механическому соотношению его сил, способ внутреннего образования нравственного дела объясняют различным сочетанием действий рассудка и воли, или степеней желания и оборотов рассуждения. Здесь рассудок с волею принимают несколько оборотов и соответственно тому изменяются в деятельности.
«Но зато с каждым годом совершенствуется методы исследования, - пишет А.Шахматов – академик, - гениально анализируя и сравнивая различные летописные списки, оригинально и остроумно связывая историю летописания с историей церкви».
«Но каждый человек открывает, - пишет Анатолий Панков «Оймяконский меридиан», - то, что открыто, по-своему. И находит в этом особое наслаждение! И не надо его укорять за это. Ведь если поверить раз и навсегда открытому, то новых открытий никогда не было бы. Человек открывает не только мир для себя, но и себя в этом древнем мире».
«Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. В христианстве служение - это деятельность, осуществляемая христианами для выражения или распространения своей веры во Христа в труде: помочь больным в домашнем. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач духовных и душевных др.
Деятельность христианина включает; себя наблюдения за человеком, нуждающимся в поддержке жизни, проведение бесед, ремонтные работы в доме, тренировки и т.д.
Деятельность земледельца - вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, прополка имеет целью создать условия роста культурных растений. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе.
Представим себе деятельность продавца. Эта, несомненно, нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.
Вспомните критерии нравственной и правовой оценки поступков. Подумайте, какие поступки может совершить человек в процессе той или иной деятельности. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе».
«Средства к действию сливаются с его результатами» - /О. Бальзак/. Церковный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.
Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует вопрос: что движет человеческой деятельностью.
Ни один человек, ни одна книга (за исключением Библии) не могли сказать миру то, что нужно знать каждому, а поэтому каждый человек должен был рассматривать эту проблему при весьма тусклом свете собственного разума и решать ее «по-своему». Сегодня наблюдается то же самое. Один находит, что литература - великое дело, и решает посвятить всю свою жизнь литературе. Он окружает себя лучшими образцами стиля, величайшими произведениями классиков и, подталкиваемый своим честолюбием, упорно пробивает себе дорогу к великим целям. Другой думает, что общество - великая вещь, и решает сделаться общественным деятелем. Третий хочет быть дельцом. Четвертый - ученым. Пятый — музыкантом. Шестой — артистом и т. д. Каждый из этих людей стремится к тому, что считает «идеалом» жизни, и этому посвящает жизнь. Как же христианин подходит, или должен подойти к этому вопросу?
Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г.Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано. Деятельность христианина должна отражать характер личности и учение Богочеловека – Иисуса Христа Лук. 4.18 -19; Марк. 2.38, Ин.17.4. Стоит подчеркнуть, что все христиане призваны к духовному труду. Только место служения у них различаются. Неправильно понимать служение Богу в пределах сугубо церковной деятельности. Служение Богу шире – в семье, в бизнесе, в повседневных занятиях. Профессиональная жизнь христианина, его профессия и карьера, могут быть призванием от Бога. Та или иная деятельность может являться замыслом (промыслом) Бога и может включать в себя множество целей разного масштаба.
Это важно, потому что жизнь христианина в призвании (т.е. деятельность человека в соответствии Божественным промыслом) позволяет удовлетворить глубинные ценности полезности Богу и людям в соответствии с теми дарами и талантами, которыми наделил его Бог. Библия учит не только о спасении от грехов через веру во Христа Иисуса, но и открывает евангелие Божественного устройства для жизни и деятельности человека в семейной, церковной, экономической, общественной и социальной сфере. Христианство не может только предлагать проповедь о спасении человека от греха (душе нужен Бог), но должно проповедовать всестороннюю помощь Бога для человека (человеку нужен Бог), включая трудовую деятельность, профессиональную жизнь и карьерный рост.
Среди главных христианских ценностей – духовная зрелость человека, опыт его личного богоискания (поиск Божественной воли в выборе деятельности и места работы, др.), служение опытных христиан (во всех отношениях) начинающим, др. В этом секрет христианского профессионализма. Христианское карьерное консультирование весьма необходимо. Буду весьма рад формированию и развитию такой деятельности. Желательно организовывать профориентационные беседы или семинары студентам христианских и светских вузов (для формирования требуемого образа выпускника, для формирования критерий выбора места работы, формирования богоугодных мотиваций при трудоустройстве по специальности). Духовные истины полезны для тех, кто начинает карьеру или уже находится на определенной ступени «лестницы служебного продвижения». Даже выходящим на пенсию нужна духовная помощь и совет (чтобы более разумно определиться с распределением времени и с возможностями богоугодной деятельности на так называемом заслуженном отдыхе).
Источники: Библия.
|