Становясь святилищем в повседневной жизни. Томас Келли (Thomas Kelly)
В протестантской традиции существует немало глубоких духовных мыслителей и тех, кого у нас иногда называют боговидцами. Одним из таких людей является Томас Келли. Недавно я сделал небольшой поиск в русскоязычном Интернете и с удивлением обнаружил, что не могу найти о нем ничего… Посему и решил сделать небольшой перевод и разместить его, чтобы все желающие могли хоть немного познакомиться с трудом этого великого христианина и через это приблизиться к Господу, Который живет в наших сердцах.
АБ
Томас Келли (1893-1941) родился к семье квакеров в штате Огайо, США. Получил образование в Хавфорде и Гарварде. Совершал христианское служение в Германии после первой мировой войны. С 1936 года и до смерти преподавал в Хавфорде.
Келли был известен, как муж глубокого посвящения Богу за его книги, в частности, Завет Посвящения и Вечное Обетование. Эти книги оказали неизгладимое впечатление на читателей. Руфус Джонс (Rufus Jones) сказал о книгах Келли: «Существует немного – всего несколько – великих духовных книг… Эти книги я могу включить в их число, наряду с некоторыми древними».
Завет посвящения (выдержки)
1. Удивительное внутреннее святилище
Глубоко внутри каждого из нас есть удивительное внутреннее святилище души, святое святых, Божественный Центр, живой Голос, к которому мы можем постоянно приходить. Вечность находится в наших сердцах, прокладывая себе путь через наши рваные во времени жизни, подогревая нас намеками на потрясающую судьбу, призывая нас домой.
Там находится свет, который исходит от лица Божьего и бросает новые тени, новую славу и на наши лица. Это семя, несущее духовную жизнь, если только мы не задушим ее, Шехина души, Присутствие в центре нашего существа. Здесь находится «спящий» Христос.
2. Секретные места сердца
Душа обычно реагирует на воздействие Божественного Света восхищением, радостью, благодарением и поклонением, смирением и готовностью слушать и слушаться. Когда приходит Свет, душа перестает быть шумной мастерской. Она становится местом святилища, наполненным восхищением и самопожертвованием. Там пребывает совершенный мир, если разум не отклоняется от Того, Кто привел нас к внутренним источникам жизни. Короткое время после таких посещений мы даже способны нести святилище в окружающий мир с его суматохой и судорожной активностью. Могущественно наша воля укрепляется, чтобы в радостном пении выражать любовь к Богу, а также двигаться в потоке любви к слепым людям и ко всему творению.
3. Сокрытое в глубине святилище души
Потом свет тускнеет, воля ослабевает и возвращается обыкновенная серость. Можно ли избежать этого увядания? Нет, даже не стоит стараться, ведь мы должны овладеть дисциплинами Его воли и пойти дальше первых уроков Его благодати. Однако, Вечный внутренний Свет не умирает, когда проходит радостное возбуждение от Встречи. Он не живет только кратковременно, следуя изменчивости нашей физической природы.
Постоянно обновляющийся контакт, а вовсе не воспоминания о Божественных Прикосновениях, лежит в основе духовной жизни. Давайте вместе исследуем секрет более глубокого опыта, секрет сокрытого в глубине святилища души, где Свет Внутри никогда не гаснет, но горит вечный огонь, где находятся источники живой воды божественного откровения, где изливается благодать день за днем, час за часом, непрерывно преображая.
4. Навыки непрерывной ориентации
Здесь я хочу учить о внутренней практике и навыках мышления. Я учу о внутренней практике непрерывной ориентации на те глубины нашего естества, где живет Внутренний Свет. Можно настроить свою внутреннюю жизнь таким образом, чтобы непрерывно находиться в состоянии Поклонения, в то же самое время когда мы погружены в рутину повседневных дел. Я пытаюсь сказать, что существуют практики мышления на глубочайшем уровне, которые позволяют разуму следовать как нитка следует за иголкой.
Тогда Внутренний Свет становится настоящей путеводной звездой, проводником, указывающим как на недостатки наши, так и на возможности творить добрые дела. Но еще глубже, Живущий внутри нас призывает к такому удивительному внутреннему единству жизни с Ним, чтобы соединяясь с Ним, мы начали видеть окружающий мир через сияние Внутреннего Света и строить отношения с людьми из глубины Внутреннего Центра.
5. История, уходящая корнями в вечность
Такая практика внутренней ориентации, внутреннего поклонения и слушания, не является лишь опытом некоторых религиозных групп, церковных орденов или отдельных монахов. Такая практика находится в сердце духовной жизни. В ней заключался, я уверен, секрет внутренней жизни величайшего Мастера из Галилеи. Он желает, чтобы этот секрет был заново открыт каждым, кто хочет быть Его учеником. Это творит удивительное общение, церковь вселенскую и невидимую, позволяет жить в обществе на другом уровне, уровне взаимного почтения, где история уходит корнями в вечность и на земле появляются «небесные колонии».
Внутренний Свет, Живущий внутри Христос – это не просто доктрина, в которую верит небольшая религиозная группа, которую остальным можно принять или отвергнуть. Это живой Центр жизни для всех душ Христовых и всех христианских групп.
В духовной жизни практика идет перед теорией или догмой. Христианская практика не ограничена рамками внешней активности. Внешняя жизнь – это плоды, но не корни. Настоящий христианин должен прежде всего практиковать непрерывное возвращение души во внутреннее святилище, где все происходящее он выносит на суд Света, а потом несет Свет в мир со всей его суматохой и суетой, чтобы творить его заново. Теперь мы в благоговении рассмотрим эту практику.
6. За сценой
Существует способ организации нашего мышления на более чем одном уровне одновременно. На одном уровне мы можем думать, обсуждать, видеть, считать, отвечать на внешние вызовы жизни. Одновременно внутри, за сценой, на глубочайшем уровне мы можем пребывать в молитве и благоговении, в пении и поклонении и в постоянном принятии божественного дыхания.
Между этими двумя уровнями есть плодотворное взаимодействие, но всегда акцент правильно делать на более глубоком, где душа пребывает в Присутствии Святого, где все происходящее на первом уровне приносится во Свет и держится там в Присутствии, получая новое понимание происходящего и того, как правильно на него реагировать в простоте и непосредственности любви и веры.
7. Умственные навыки внутренней ориентации
Как же нам ухватиться за эту Жизнь и Силу и научиться непрерывной внутренней молитве? Посредством тихой, но постоянной практики обращения всей нашей личности и днем и ночью в молитве, внутреннем поклонении и подчинении к Тому, Кто взывает из глубин наших душ.
Необходимо отработать умственные навыки внутренней ориентации. Внутреннее обращение к Богу в глубине души может стать стабильным после недель, месяцев и лет духовной практики с неизбежными скачками, падениями и возвращениями. Это так просто, как свидетельствовал брат Лоренс (Brother Lawrence), но сам процесс достижения постоянства может быть долгим.
Начните прямо сейчас, когда вы читаете эти строки. Предоставьте себя целиком в тихом, радостном посвящении Ему, Который внутри. В тайном выражении хвалы в смиренном восхищении обратитесь к Свету, даже если он в данный момент практически неразличим. При этом не теряйте контакта с внешним миром. Здесь нет речи об отрешенности. Ходите, разговаривайте, работайте и смейтесь с вашими друзьями. Но за сценой поддерживайте жизнь простой молитвы и внутреннего поклонения. Пусть внутренняя молитва будет последним вашим действием перед сном и вашим первым действием после пробуждения.
8. Всегда просто возвращайтесь
Первые дни и недели полны неловкости и болезненны, хотя бывают и моменты радости. Неловкости, потому что вначале необходимо постоянное бодрствование и усилия воли. Болезненны, потому что прыжки так часты, а временные интервалы, когда мы напрочь забываем о своей практике столь длительные. Радостные, потому что мы начинаем жить.
Прыжки и моменты забывчивость столь часты, но когда вы вновь вспоминаете, не тратьте время на самоосуждение, но выдохните тихую молитву о прощении и начинайте вновь с того места, где вы находитесь. Представьте Богу ваше разбитое поклонение и скажите: «Вот все, на что я способен, если Ты не поможешь мне». Не соглашайтесь с разочарованием, но всегда тихо возвращайтесь к Нему, и ожидайте в Его присутствии.
9. Первый знак успеха – одновременность
Вначале практика внутренней молитвы – это процесс переключения внимания со внешних вещей на Внутренний Свет. Увлечение чем то одним приводит к потере другого. Однако то, чего надо на самом деле искать – не переключение внимания, но одновременность, когда поклонение и тихая молитва совершаются на заднем фоне каждого момента жизни.
Первым знаком успеха является такое состояние, когда после очередного момента забывчивости остается ощущение, что мы забыли не полностью. Теперь уже мы не восстанавливаем прерванную молитву, но возвращаемся в текущий поток духовной жизни. Поток Божьей любви течет непрерывно, а мы временно дрейфовали по течению, а теперь плывем.
10. Сделан эластичным в Его воле
Однако одновременность и постоянство в молитве то появляется, то исчезает, то долгое время опять происходят «переключения», то вновь мы наслаждаемся славной одновременной жизнью в двух измерениях. При этом если появляется даже малейший знак духовной гордости, для нас лучше всего смирить себя, чтобы быть достойными большего.
Когда мы начали практиковать тайную молитву, было сильное ощущение того, что мы сами ее инициировали и что наша воля поддерживает этот навык, однако более зрелый опыт показывает, что нас встречают, учат, очищают и дисциплинируют, делают проще и гибче посредством силы, живущей внутри нас. Ибо Сам Господь работает в наших душах, в сокровенных их глубинах, постепенно увеличивая Свой контроль по мере того, как мы все более открываемся для чуда общения с Ним.
11. Это не новая техника
Не существует определенной новой техники, чтобы достигнуть такой состояния, когда душа на ее глубочайшем уровне постоянно находится дома у Него. Процесс внутренней молитвы с течением времени становится не сложнее, а наоборот проще. Первый дни мы начинаем со слов, произносимых шепотом: «Я только Твой, я только Твой». Или молитвенно погружаемся в слова псалмов: «Боже! Тебя жаждет душа моя».
Повторяйте их внутренне снова и снова. Поначалу необходимо сознательное усилие на поверхностном уровне, до тех пор, пока молитва не опустится на глубинный уровень привычки к духовной ориентации. Более длительная дисциплина внутренней молитвы приведет к естественному пребыванию в прославлении и послушании, спокойному слушанию в глубине и бессловесной привычке быть ориентированным на Того, Кто является нашим Центром.
В «рентгеновском» свете вечности мы, возможно, увидим темные стороны жизни и нам будет дарована божественная благодать, чтобы укрепить нашу волю и в полноте предать Ему свою жизнь. Ибо водительство Света критичное, болезненное и острое, как обоюдоострый меч. Он просит всего, но и дает все.
Библейский текст для размышления:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:32-40)
Вопросы для размышления:
Переживали ли вы то, что Томас Келли называет «внутренний Свет» или «говорящий Голос» или «божественный Центр»? Расскажите о вашем опыте.
«Постоянно обновляющийся контакт, а вовсе не воспоминания о Божественных Прикосновениях, лежит в основе духовной жизни», пишет Келли. Почему автор настаивает, чтобы мы постоянно искали свежее переживание Бога, а не довольствовались воспоминаниями о прошлом опыте?
Келли вдохновляет нас быть в непрерывном поклонении в то же время, когда мы также заняты земной суетной жизнью. Если бы вы выработали такой навык, как бы это отразилось на ваших повседневных делах?
Мы можем начать этот процесс, как замечает Келли, с чувством того, что мы сами им управляем, но через определенное время мы понимаем, что есть также действие Божье, Который действовал с самого начала всего процесса. Что заставляет нас думать, что мы сами творцы нашей духовной жизни? Задавали ли вы себе раньше такой вопрос?
Каким образом в Ин. 6:32-40 взаимодействуют хлеб, жажда, видение и верование? Опишите свой уровень духовного голода и жажды.
Предлагаемые упражнения:
Данные упражнения доступны как для индивидуального, так и для группового использования.
Возможно обрести навык, пишет Келли, организации нашего мышления на более чем одном уровне одновременно. На одном уровне мы думаем, видим, обсуждаем, а на другом совершается молитва и поклонение. Попрактикуйте это на следующей неделе. Ведите записи вашего опыта.
Научиться быть гибким в руках Духа – об этом постоянно говорит Келли. На этой неделе постарайтесь быть более внимательным к водительству Духа. Слушаете тихий нежный голос во внутреннем святилище души.
Начните практиковать тихую постоянную молитву: «Я только Твой, я только Твой», или используйте слова из любимого псалма. Например: «Господь, Пастырь мой». Довольно скоро эта молитва опустится на глубинный уровень и вы сможете насладиться благословением «навыка божественной ориентации».
Иисус говорил что Он пришел исполнить не Свою волю, но волю Отца. Келли считает, что секрет Иисуса заключается в Его постоянной внутренней ориентации на поклонение и слушание и что этот секрет должен быть заново открыт последователями Иисуса. Несмотря на то, что это может быть очень непростой задачей для вас, попробуйте на этой неделе изменить вашу ориентацию, сделав поклонение и слушание центральной частью вашей жизни.
Источник:
Devotional classics, Ed. by Richard J. Foster and James Brian Smith, p. 173-179
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности