Производное слово, от которого слово «лицо» произошло. Существует и поныне, это слово «лик» в значении «образ», «икона». Образовано слово «лик» было от глагола «литии» («отливать, создавать нечто при помощи литья»). В современном русском языке слова «лик» и «лицо» являются стилистическими синонимами.
«И создал Бог человека, перст в земле от земли, и вдунул в лице его дыхание жизни: и быть стал человек душою живою» - /Быт.2.7/. Та благодать, которая воспринимается лицом земли и человека, как видно из приведенного стиха, исходит и «из земли» - изнутри естества, и свыше, от вдохновляющего Бога. На лицах людей отражается то влияние (от слова, лить!), которое оказывает в их души та или иная духовность.
Если вы хотите увидеть истинное лицо христиан, тогда не смотрите на них проживающих в демократических сектах; посмотрите на христиан Среднего Востока. Истинное лицо христианина откроется тогда, когда вы проследите за поведением христиан естественной для них обстановке, в христианском обществе или государстве.
Знаешь, каждый человек, в любом возрасте, сохраняет своё первое лицо, которым входил в мир. Только это лицо бывает трудно разглядеть. Ну, как тебе объяснить? Вот встречаются два однокашника, которые не видели друг друга тридцать или даже пятьдесят лет. Случайно. Смотрят друг на друга – и узнают, и называют смешными прежними прозвищами. Их старые лица на мгновение становятся такими, какими было много лет назад. Детское лицо – оно и есть самое настоящее. Оно никуда не девается, просто с годами прячется под морщинами, складками, бородами…»
Не зря говорят, что внешнее отражает внутренний мир. Если внутренний мир богат и совершенен, то это будет внешнее преображение лица, лицо будет одухотворенное, красивое, доброе.
Омар Хайяма пишет: «Красивое лицо — это большое счастье для того, кому оно ниспослано, и для того, кому выпала радость им любоваться. Созерцание красивых лицом улучшает настроение людей и радует их так же, как и счастливое сочетание небесных светил. Красивое лицо благоухает само по себе, а его обладатель не нуждается ни в каких благовониях. Красивое лицо как солнце, отражённое в чистой воде. Оно светит и в отсутствие солнца, поскольку красота лица, как и сияние солнца и светил, есть проявление воли Всевышнего. Все народы земли воспевают красоту лица. Многое из того, что создано Творцом, приятно взору человеческому, но красота всех этих творений никогда не сможет заменить красоту лица, ибо радость от созерцания никогда не сравнится с радостью, охватывающей людей при виде красавицы или красавца. Если же этот высокий дар красоты пришёл к человеку с добрым нравом, то человек этот дорог Господу и мил людям.
Известны четыре качества, присущие красивому лицу:
— красивое лицо делает благополучным того, кто его созерцает;
— созерцание красивого лица доставляет человеку истинное наслаждение;
— вид красивого лица пробуждает в человеке великодушие и доблесть;
— красивое лицо помогает достичь богатства и высокого положения и тому, кто им обладает, и тому, кто им любуется.
Если человеку выпало счастье утром полюбоваться красивым лицом, то весь день будет для него счастливым.
Красивое лицо вызывает уважение к себе. Оно молодит старика, юношу превращает в малого ребёнка, а ребёнок с красивым лицом становится ангелом. Даже только находясь поблизости от красивого лица, человек ощущает прилив уверенности в себе, отступают его невзгоды, и у него начинают лучше идти дела.
Говорят, что пророк, да благословит его Бог и приветствует, однажды сказал: «Всё, что нужно, требуйте и получайте у тех, кто получил в дар от Бога красивое лицо».
Люди по-разному называют красивые лица: одни считают их ареной любви, другие называют их светом очей и усладой глаз, третьи считают их украшением жизни и подтверждением существования рая. А те, кому приоткрыто высшее знание, считают, что красивое лицо доказывает существование Бога и представляет собой видимый след Его милости и милосердия, отражая красоту и гармонию мира, созданного Творцом.
Некоторые полагают, что красивое лицо даётся Создателем в награду за заслуги в прежней жизни, другие считают этот дар случайным дождём милости Господа и полагают, что получивший этот дар обладает способностью совершать чудеса и легко находить кратчайший путь к истине».
«Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней: пусть дают нам в пищу, овощи и воду для питья, и потом сравни наш вид с видом тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь». Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» -/Дан.1.12-15/. «А чтобы ты не подумал, что цветущий вид лица зависел от свойства семян, обрати внимание на воду, которая не питательна. И не только здоровыми оказались они, но еще здоровее пользовавшихся царскою трапезою; а всякому известно, что мясо и вино обыкновенно питательны больше всего. Заметь, как тотчас же получилось благое следствие от решимости отроков и благодати Божией. Решимость их выразилась в том, что они не захотели, а благодать – в том, что могли (воздержаться). «И потом, – говорит, – пусть явятся перед тобою». Тебе мы предоставляем судить. Легка и удобоисполнима эта милость: удостоверься на деле; хотя сам я хорошо знаю, но раньше срока не объявляю, для твоей, же пользы. Смотри, как он этим научил и придворных и показал, что он любит Бога».
«Как в воде лице – к лицу, вода отражает лицо, так человеческое сердце - к человеку» -/Притч 27.19/. Как вода является зеркалом, в котором мы можем увидеть отражение собственного лица, так есть и зеркала, с помощью которых раскрывается сердце человека — к человеку, то есть к себе самому. Пусть человек исследует собственную совесть, свои мысли, привязанности и намерения. Пусть с помощью «божественного закона всмотрится в свои природные черты лица своего в зеркале» - /Иак.1.23/, и тогда он сможет рассудить, каким человеком является и каков его истинный характер, что было бы полезно узнать каждому. Познать друг друга, ибо, как похожи лицо человека и его отражение в воде, так похожи сердца разных людей, ибо Бог создал сердца людей похожими.
Не все люди одинаковы. Младенцы отличаются от стариков. Но, с другой стороны, многие люди в схожих обстоятельствах ведут себя одинаково. Вода отражает лицо наклонившегося над ней человека, и в сердце другого человека мы видим свое отражение. Вероятно, имеется в виду, что как в воде отражается лице человека, так в отношении человека к человеку "отражается" сердце его, т. е. его внутренняя суть. Человеческая природа не претерпела никаких изменений со времени грехопадения. Человек всегда был таким же порочным, как сейчас.
Поэтому мы с сочувствием должны относиться к членам тела Христова. Мы разделяем с ними радости и печали, упования и искушения. Если мы познали самих себя, то сможем мудро общаться с другими грешниками. Кроме того, эта притча учит нас смирению и долготерпению.
«И на глазах учеников вдруг Его облик изменился: лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала белой, как свет» -/Мат.17.2/. Просияло лицо Его, как солнце. Лицо — это главная часть тела, по нему узнается человек, поэтому-то и просияло именно лицо Христа, то самое лицо, которое позже Он не закрывал от поругания и оплевания. Оно просияло так ясно, так ярко, как Солнце сияет в своем зените, ибо Он — Солнце правды, Свет миру. Лицо Моисея сияло всего лишь, как луна, отраженным светом, а лицо Христа сияло, как солнце, — своим собственным светом, и оно было еще более славным оттого, что просияло неожиданно, как бы из-за темных туч. Одежды Его сделались белыми, как свет. Все Его тело, как и лицо, изменилось, так что лучи света, струившиеся сквозь Его одежды, сделали их белыми и сверкающими. Сияние лица Моисея было таким слабым, что его легко можно было скрыть тонким покрывалом, а слава тела Христова была такова, что от нее засветились Его одежды.
В Библии слово «лицо» обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; «смотреть на лица» или проявлять «лицеприятие» значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и т.д.
Притча: «Один юноша никак не мог выбрать себе спутницу жизни. То лицо ему казалось не достаточно симпатичным, то фигура не достаточно привлекательной, то худовата, то полновата. Но однажды ему повезло - повстречал он волшебника, который пообещал решить его проблему.
- Вот тебе спичка, - сказал волшебник, протягивая её юноше. — Как только будешь готов, сломай её перед любой девушкой, и она постепенно начнёт становиться такой, какую ты хочешь.
И вот заметили друзья и родственники юноши, что он начал встречаться с девушкой. А та с каждым днём становилась всё краше и краше. Вскоре они поженились.
Но через год все стали замечать, что девушка стала плохо выглядеть. И с лицом у неё что-то произошло, и фигура перестала быть такой привлекательной. И больше всех был огорчён этим юноша.
Он нашёл того волшебника, который когда-то дал ему спичку, и с гневом закричал: - Ты обманул меня! Волшебство перестало работать! Почему?!
- Оно не перестало работать, - ответил ему волшебник. - Внешний вид твоей избранницы в точности соответствует твоим желаниям. Просто ты начал искать в ней изъяны». Слово «изъян» относится к отметине, дефекту или другому несовершенству, которое портит вещество или объект. Он воплощает концепции несовершенства, дефекта и вины, играя важную роль в различных аспектах качества, оценки. Оценку бывают, дают те, кто сами повязали в грязи. Только они этого не хотят видеть. А если сказать посмотри в зеркало. Обидятся! «но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас» - /Иоан.9.41/ называется парейдолией. Это одна из зрительных иллюзий видеть в людях то лицо, которое в них нет. Явление, когда люди видят образы, похожие на лица, в повседневных предметах как иконах. Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon — изображение.
Другая притча: «Давным-давно, в далекой стране жила одна обыкновенная девушка, которая почему-то считала себя некрасивой. Чтоб изменить свою внешность, по совету проезжей чужестранки, она стала делать разные маски. От этого занятия, родители девушки пришли в неописуемый ужас. Они просили и умоляли ее остановиться, угрожали и требовали. Но девушка была непреклонна.
Прошли годы. И поскольку лицо упрямицы всегда было скрыто маской, окружающие забыли, как она выглядит на самом деле. Бывает, такое человек не помнит своё лицо, потому что под макияжем.
Все подружки девушки вышли замуж, родили детей. А несчастная жила со своими, еще более несчастными, родителями и никто не видел ее лица.
Эта история дошла до прекрасного принца их королевства. Потрясенный глубиной случившейся трагедии, он решил своими глазами увидеть девушку.
Когда они встретились, у нее на лице, как всегда, была маска. Будущего короля поразили грация и голос девушки. Он сразу влюбился. Уже через час, наследник престола склонил свою голову и, дрожащим от волнения голосом, попросил ее руки, и сердца. Он сказал девушке, что будет любить ее вечно, независимо от вида ее лица.
Девушке принц тоже очень понравился. Она, даже, заплакала. Но, не представляя своей жизни без маски, ему отказала.
Тогда родители девушки, в полном отчаянии, упали перед принцем на колени и попросили дать им три дня. Когда будущий король снова приехал, и родители вывели свою дочку без маски, влюбленный онемел от счастья. Красотой невесты были потрясены все присутствующие. Счастью не было границ. Только родители девушки выглядели уставшими. Три дня они изо всех сил боролись за счастье своего ребенка. Первый день – до хрипоты, уговаривали. Второй – до упаду её ловили. Весь третий день, папа с мамой насильно смывали с лица дочери, засохшие за столько лет маски: огуречную, тыквенную, банановую, яичную, грязевую…». Натуральное лицо оказалось намного красивее – настоящая красота. Обычно люди носят маски, под которыми трудно разглядеть их истинное лицо человека. Не теряй лицо, пытаясь сделать имя.
Религия запрещает женщине косметику, поскольку это также будет относиться к изменению естественного облика человека, сотворенного Всевышним.
Лицо знает природу человека»,- утверждали древние. А академик Анохин писал: «Красота человеческого лица, его искрящаяся индивидуальность, разнообразные проявления его выразительной игры являлись источником вдохновения во все времена и у всех народов. Существуют замечательные памятники скульптуры и художественные произведения, увековечившие лицо человека во всем его разнообразии». Для иллюстрации можно привести меткое, острое и выразительное описание Н.В.Гоголем «красоты» лица характерного персонажа «Мертвых душ» – Собакевича. «Известно, что на свете есть много лиц, над отделкой которых природа недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов.
В наше время, как бы ни по-стариковски это звучало, очень трудно быть успешной, преуспевающей, уважаемой, состоятельной личностью, особенно если ты, хоть немного известный человек. Нужно постоянно тщательно следить за лицом, что говоришь и кому, за поступками, одеждой, образом жизни.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности