Упражнение — это вид деятельности, направленный на развитие или улучшение каких-либо навыков, умений или физических качеств через повторение определенных действий.
«Такой умственной зрелости, возможно, достигнуть только постепенным упражнением в логическом понимании вещей, понимании, в котором небрежный пропуск одного связующего звена делает всю дальнейшую работу несостоятельной» - «А.Фет «Ранние годы моей жизни».
«Посеешь мысль – пожнёшь логику.
Посеешь логику – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой – мысль, смысл, разум.
«Зачем вообще развивать логику?» – спросите вы. Ответ прост: развитая логика означает развитое мышление. Что касается логики, то она как раз имеет прямую связь с религией, ни в смысле отрицания её, а в смысле утверждения. Логика – это изучение способов построения доказательства и умозаключения, условий посылок доказательства и способов их составления, а также условий и способов построения правильного определения, также что знание (по мнению учёных логики) – есть либо понятие, получаемое путём определения, либо - суждение, получаемое путём доказательства.
Многие люди предпочитают развивать логику, шахматы — игра, требующая от человека последовательности, расчета, развивающая мышление и логику. Понимая, какой серьезный козырь они будут иметь перед теми, кто вообще разучился мыслить логически.
«Что же и составляет величие человека, - пишет А. Пушкин, - как не мысль?»
И.И.Ягодинский: «Логика, есть наука о формах, в которых выражается истина, и о приёмах, которыми эта истина достигается. В самом широком значении, предметом логики следует считать изучение особенностей мысли «нормальной в отличие от ненормальной». Г.Челпанов: «Логика - это наука о законах правильного мышления. Все наши мысли, слова и дела должны отличаться ясностью, основательностью и порядком. Польза логики в том, что она учит этому. Логика сама должна быть образцом ясности, основательности и порядка в изложении. Всякий человек мыслит в понятиях, суждениях и умозаключениях, но не все, не всегда и не обо всем могут мыслить ясно и систематически; для построения мыслей о чем-нибудь в стройную систему и нужна логика.
Поскольку логика выражает принципы рационального мышления, и поскольку Бог есть рациональное существо, Он подчиняется лишь Своей рациональной сущности. Постольку, поскольку логика разумна, она вытекает из самой сущности Бога, а Бог подчиняется Своей сущности. В самом деле, Он не мог бы действовать вопреки ней, как в этическом аспекте, так и в логическом. Например, «невозможно Богу солгать» /Евр. 6.18/. Точно так же Богу невозможно войти в противоречие с Собой. Ни то, ни другое не соответствовало бы Его фундаментальной сущности.
«Согласно требованиям Министерства образования в учебной программе любого высшего учебного заведения должен быть предмет «Основы логики». Учащиеся должны ознакомиться с основными принципами логического мышления, с законами логики, уметь строить свои рассуждения логически. Студенты семинарии – это, в основном, служители церквей. Им важно научиться в процессе душепопечения, в наставничестве или в проповеди приводить свои аргументы корректно, чтобы их слова были логическим следствием текстов Священного Писания.
Логика позволяет общаться на поле, куда с радостью приходит светские люди. То есть, если их приглашать на встречи для обсуждения вопросов из Писания, то им бывает не комфортно. Если же приглашаем туда, где обсуждаем разные вопросы на основе логических рассуждений, то это встречи, куда они с радостью приходят. Здесь уже можно строить отношения. Логика – это плод человеческих умозаключений в поиске аксиом и принципов мышления. Бог может открывать Свою волю, не аргументировать её, она сама по себе обладает наивысшим авторитетом.
Принципы логики актуальны как для богословских рассуждений, так и в церковной практике. Эти принципы очень важны в общении с окружающими нас людьми. Одно из важных правил логики заключается в том, чтобы при использовании одних и тех же слов с собеседником мы подразумевали одни и те же понятия. Это так называемый закон тождества: если мы произносим определенный термин, то должны придерживаться его значения на протяжении всего нашего рассуждения. Это учит нас общаться и проверять, правильно ли мы понимаем друг с друга. Здесь приходиться учиться с любовью и смирением общаться даже о простых вещах. Важно также уметь задавать собеседнику вопросы, правильно ли мы понимаем его. Если возникает недопонимание, можно попробовать объяснить свои мысли другими словами, понятными другому. Хороший проповедник должен уметь ясно излагать свои мысли, избегать двузначности в выражении своих идей, стремиться быть понятым своей аудиторией.
Бог не только подчиняется Своей рациональной самосогласованности; Он также подчиняется логике, которая из нее вытекает. Ведь мы не смогли бы даже начать думать или говорить о Боге, не будь закона непротиворечивости. В этом смысле логика первична по отношению к Богу тем, что мы должны обратиться к логике, прежде чем сможем даже начать думать о Нем рационально. Логика первична по отношению к Богу в аспекте познания, но Бог первичен по отношению к логике в аспекте бытия. Логика первична по отношению к Богу гносеологически; но Бог первичен по отношению к логике онтологически.
«Сказал Старец группе благоговейных паломников, посетивших его:
– Когда кто решится проводить духовную жизнь, первое, что нужно сделать, – взять развод с логикой, если он хочет преуспеть. Жизнь по логике и духовная жизнь – два совершенно противоположных состояния, противостоящих одно другому. И когда Господь наш позвал Петра идти по морю и придти к Нему, Пётр начал размышлять логически и стал тонуть.
Кто живёт духовно, не пользуется логикой. По своей природе, женщины используют много сердца и немного логику. Видим, что Апостолы, после того как был схвачен Христос, сидели и размышляли логически и из-за страха не последовали за Христом на крест, тогда как женщины по любви своего сердца последовали за Христом до креста.
Конечно, если бы хотя бы десятая часть граждан церкви, была научена логически правильно мыслить, то народ очень скоро понял бы обман руководства и сбросил их опирающуюся на тотальную пропаганду, террор и насилие власть. К сожалению, таких граждан на момент создания было слишком мало, а после установления своего господства руководители сделали всё, чтобы их стало ещё и во много раз меньше.
Цель логики — найти разумные выводы на основе имеющейся информации, но, чтобы сделать эти выводы, человек, их делающий, должен убедиться, что он приводит веские аргументы. «Что касается логики в сути своей – в ней есть и правда, и ложь». Смысл фразы: «Что касается логики в сути своей…» – относится к сущности и реальности чего-либо, к тому, что составляет его содержание. Суть логики – это набор принципов, которые – если их придерживаться – позволяют человеку избежать ошибок в мыслительном процессе. Вот что такое «логика в сути своей». Следовательно, никак нельзя сказать, что часть «логики в сути своей» – правда, а часть – ложь. Напротив, «логика в сути своей» всегда верна, всегда соответствует Библии и полностью дозволена.
Это что касается сути логики. Что же касается логики как набора принципов, изложенных в книгах или в какой-то конкретной книге, то мы не можем сказать, что всё в ней верно. Она, возможно, содержит ошибки, но это не то, что мы называем «сущностью логики».
К примеру, если вы скажете: «Христианство в своей сути – истина», – вы будете совершенно правы. С другой стороны, вы не можете сказать: «Всё, что учёные написали о христианстве, есть истина». Ведь то, что они писали, возможно, не выражает «Христианство в его сути».
Усвоение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное — научиться применять логические законы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждения - правильного научного познания.
Важную роль в приобретении этих навыков играют упражнения в решении логических задач.
«С помощью логики, - пишет А.Кристи,- можно раскрыть любую тайну и разгадать любой преступный умысел» Развитие логики – это то, в чем нуждается каждая личность, начиная от маленьких детей и заканчивая вполне взрослыми людьми. Логика помогает нам на основе правильно выстроенного анализа цепочки последовательностей или иных обстоятельств, событий и доводов, делать правильные выводы и на их основе принимать верные решения. Такое свойство человека помогает ему в любых ситуациях найти оптимальный способ выхода из них, или предугадать и предупредить всевозможные неприятности.
Более того, логика является непременным атрибутом принятия грамотных управленческих решений, научных открытий и множества иных историй успеха в самых разнообразных отраслях. Именно поэтому, развитие логики является приоритетом у каждого человека.
Но заниматься совершенствованием логического мышления, необходимо систематизировано, с помощью различных, разработанных специалистами, инструментов и методов.
Логика – философская наука о законах мышления. Оформление логики как системы знаний есть свидетельство высокого интеллектуального развития цивилизации. Там, где возникает потребность во взвешенном диалоге в области философии, политики, юриспруденции, рассудочная деятельность неизбежно оформляется по логическим правилам. Не случайно, древние говорили, «что философия – это сад, где деревья – физика, плоды – этика, а ограда – логика» - /Зенон из Кития/.
Как установить, является ли суждение, с которым мы имеем дело, суждением действительности, возможности или необходимости.
Таким образом, в пределах одного рассуждения баптистов употребляют понятие, отражающее предмет рассуждения, в двух различных смыслах. Следовательно, баптисты в этом рассуждении нарушают закон тождества. При помощи этого нарушения логики они пытаются изобразить истинным своё в действительности лживое и жизненно вредное утверждение.
Следовательно, эта мысль лишена всяких оснований и, настаивая на ней, баптисты нарушают также и закон достаточного основания.
При логическом анализе доказательства необходимо выяснить тезис, основания (аргументы или доводы) и способ (форму) доказательства. После того как эти вопросы выяснены, нужно подвергнуть проверке логическую состоятельность исследуемого доказательства, т. е. выяснить, соблюдены ли в нём все требования, предъявляемые к доказательству. Обычно, пользуясь умозаключениями, мы часто опускаем ту или иную посылку и, чтобы проверить правильность такого умозаключения, приходится восстанавливать пропущенную посылку. Точно так же и в доказательствах очень часто некоторые аргументы (доводы или основания) пропускаются, и проверить правильность такого доказательства можно лишь восстановив пропущенные аргументы. При этом может оказаться, что пропущенные (т. е. не высказанные прямо, но молчаливо подразумеваемые) аргументы являются голословными или прямо ложными утверждениями.
Учит нас при анализе доказательства вскрывать все аргументы, из которых это доказательство исходит, в особенности те аргументы, которые в нём лишь молчаливо подразумеваются. Не научившись раскрывать все аргументы доказательства, мы не сумеем проверить правильность этого доказательства.
Внимательно рассмотрев всё рассуждение в целом, мы убеждаемся, что в нём обосновывается истинность суждения.
Так как спасение во многом совете, то хорошо и душеполезно спрашивать совета у пастырей Церкви со Словом Божьим.
Когда собраны все факты, то быстрое и ясное решение служит отличительным признаком истинного руководителя. Человек, обладающий дальновидностью, должен что-либо предпринимать, иначе он остается провидцем, но не руководителем. Хотя он и быстро принимает решения, но они должны быть хорошо обоснованы. Включать ясную решимость в свои необходимые рассуждения качеств.
«В своей книге Алан Лой Магинис советует: «Не будь слишком самоуверенным. Поступай предусмотрительно, возможно ограничиваясь занятиями, в которых участвуют несколько человек и за которыми присматривает Бог.
«Целесообразность при передаче пересказов содержания текста основывается на следующем: для того чтобы научиться пользоваться в собственной речи той или иной грамматической формой надо упражняться в использовании именно этой формы. Подражание в процессе пересказа (подражание – это единственный способ усвоение речи) определённым текстам, насыщенным изучаемыми грамматическими явлениями, и является упражнением в их усвоении» - /Л.П.Федоренко/.
«Каждый учащийся, допускающий нечестность во время обучения, рискует, серьёзно повредит, своему дальнейшему образованию и трудоустройству. Правда, многим это сходит с рук. Пускаясь на разные хитрости, возможно, ты и получишь зачёт по предмету, но чем это обернётся в будущем? Ты, конечно, согласишься, что было бы глупо увиливать от уроков плавания. Кому же охота сидеть на берегу, когда все остальные весело плещутся в воде! А если тебя вдруг столкнут в воду, не потянет ли тебя ко дну твоя вечная привычка хитрить?»
«Напрягите же, разум свой для служения и держите, себя в узде бодрствуя» - /1Пет.1.13/.
«Человек на своём опыте убеждается, что порой не успеешь и глазом моргнуть, как зайдёшь слишком далеко».
«Кливленд Джонс, даёт совет: «Получите хорошее среднее образование. Не могу не отметить, насколько важно уметь хорошо читать, грамотно писать и говорить. Не забудьте научиться и правилам хорошего тона, чтобы уметь, общаться с людьми беседуя».
«Желание посмеяться над кем-нибудь другим нередко возникает у неуверенных в себе, завистливых людей с низкой самооценкой».
«Нередко проповедники пытаются скрыть за смехом ту неразбериху, которая царит в их сердцах. «Вообще мы от себя не в восторге, но, когда унижаешь других, возвышаешься в собственных глазах» - именно это зачастую стоит за показной удалью малолетних проповедников».
«Суждение есть оружие, годное для всякого предмета, и оно примешивается всюду. Если речь идёт о предмете мне неясном, я для этого и пытаюсь порассуждать о нём, чтобы издали нащупать брод и, найдя, его слишком глубоким для моего роста стараюсь держаться, поближе к берегу.
Обратим взор свой к земле, на бедных людей, постоянно склонённых над своей работой, не ведущих ни Аристотеля, никаких философских поучений: вот откуда сама природа каждодневно черпает примеры твёрдости и терпения, более чистые и более ясные, чем те, которые мы так любознательно изучаем в школе» - /Монтень/.
«И если внимательно поищем, то среди крестьян и других бедных людей, найдём примеры терпения, постоянства, уравновешенности, более совершенные, чем те, которые мы изучаем в школе» - /Шаррон/.
«Безумие судить, что истинно и что ложно на основании нашей осведомлённости» - /Пиррон/.
«Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней нравственной морали» - /В.И.Ленин/.
«Нравственное чувство и чувство прекрасного – это две шишки, которые ничего не имеют общего между собою. Счастлив тот, кто обладает ими обеими. Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасного, а не выйдет – по крайней мере, тем будешь, доволен, что заранее напрасно не болтал» - /Базаров (Тургенев)/.
«Тот, кто при сдаче экзаменов рассчитывает на случай, шпаргалки или просто зазубривает материал, никогда не научиться думать. Что толку в высшем балле по математике, если потом человек не в состоянии, например, следить за своими расходами. Поэтому очень важно рассматривать оценки как показатель твоей успеваемости, а не как цель».
«У тех, кто не овладел основными навыками в школе, гораздо меньше возможностей найти хорошую работу. Тот, кто отказывается от образования, сам лишает себя перспектив» - /Ф.Филипп/.
«Оценки за контрольные служат показателем сильных и слабых сторон учащегося и своего рода стимулом для дальнейшей духовной учёбы».
«Учитесь быть общительным: улыбаться, здороваться и поддерживать логический разговор».
Источники: Библия. А.Дмитриев преподает в семинарии Логику.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности