Итак, надо бодрствовать, сторожить свою душу от многочисленных опасностей. А как сохранить эту бодрость души? Для этого, прежде всего, необходимо удалить от себя всё, что рассеивает ее. А рассеивают ее наши самонадеянность и наше отчаяние — эти две крайности, благодаря которым живая душа может удалиться от живого Бога. Человек самонадеянный похож на самонадеянного караульного. Думается ему, что опасностей нет, что он далеко, что у него достанет силы и умения их отразить.
Кстати, греческое слово акедия (от а – не, и kedon – старание, труд). Которое у нас часто переводится как уныние, буквально, значит, нежелание трудиться, нежелание что-либо делать, не усердие кому-то помогать.
Бодрость – это ощущение полноты сил, энергии и активности. Это состояние, когда человек чувствует, что может действовать, и готов действовать. Что же делать, чтобы чувствовать себя бодро и быть в тонусе, чтобы продолжать нормально жить и выполнять свои обязанности?
К сожалению, «волшебной таблетки для бодрости» не имеется. И надо понимать, что очень просто и легко растратить свою энергию, а восстанавливать — очень трудно и долго. Поэтому, чтобы всегда оставаться бодрым, нужно правильно организовать свою жизнедеятельность, в основе которой должен быть принцип меры и безвредности.
И в надежде на свои силы спит такой человек сном греховным, не думая о перемене своей жизни к лучшему. Настоящий его день есть копия вчерашнего, а завтрашний день тоже будет подобием последнего. Не любит такой человек думать о перемене жизни, боится он всякой мысли живой, как боится болезненный человек всякой струи холодного воздуха в теплой комнате. «И вот приходит на него опасность в день, в который же не ожидает, и в час, в который не думает» - /Мат.24.50/: и прежнее благодушие переходит в отчаяние. Теряется тогда уверенность в своих силах, а вместе с этим и надежда на богатство, на связи с сильными мира сего. К чему всё это, когда сама душа вопиет против бесполезно проведенной им жизни?! Сознавая свою слабость, свою оставленность прежними друзьями. Человек в отчаянии доходит до ропота на Бога, до озлобления на ближних. Забывая о необходимости покаяния и возможности исправления с помощью Божией.
Но только вера сохраняет бодрость человека. Поэтому Апостол, приглашая нас бодрствовать, наставляет: «Бодрствуйте, стойте в вере» - /1Кор.16.13/. А не во внешней бодрости; ибо в ней можно не утвердиться, а кружиться. Сказал это потому, что они колебались и кружились как православные по кругу.
Быть бдительными, стоять на страже. Христианин всегда находится в опасности и поэтому всегда должен быть на страже, но в некоторых обстоятельствах и в некоторые времена опасность бывает особенно велика. Коринфяне находились в явной опасности, по нескольким признакам: ссоры между ними достигли большого накала; беспорядки были велики; проникали обманщики в их среду, пытавшиеся извратить их веру в важнейшие доктрины Евангелия, такие, без которых не могли существовать ни благочестие, ни добродетель. В таких опасных условиях особенно важно было бодрствовать.
Значит, вера истинная есть не только щит, нас ограждающий, разожженные стрелы лукавого угашающий, но и незыблемое основание, стоя на котором человек вовеки не поколеблется. Пусть сатана насылает на него многоразличные ветры искушений, чтобы сдвинуть его с этого незыблемого основания. Пусть он подвигнет к нему красивые, но легкие камни разных лжеучений. Он не успевает ничего сделать против христианина, которому сладко оставаться на камне веры. Это чудный камень, братья! Он ленивых побуждает, нерадивых исправляет, усердных веселит, страждущих утешает: всякому дает по его потребе. И все не тесно вмещаются на нем, наоборот, при большем числе находящихся на нем он делается шире, поместительнее. Блаженны на нем богатые и бедные, слабые и сильные, знатные и незнатные, ученые и неученые. Вера вас поддержит во время опасностей, удержит от искушений, утешит в скорбях, охранит от лености и упущений, возбудит вашу ревность, усилит радость о ваших успехах, ибо даст вам знать о том, что вы потрудились не только перед отчима человеческими, но и Господа ради.
Но Апостол приглашает нас не только стоять в вере, а и утверждаться в ней. Этим он с одной стороны нас предостерегает от самомнения, а, с другой, побуждает к большему. Основание веры, на котором мы стоим, должно быть нашим всегдашним основанием, с которого ни одна сила не могла бы нас сдвинуть. Поэтому нам необходимо умом и чувством углубляться в предметы веры, получая от них всегдашнее утешение и поддержку. Дерево плохо росло бы и оставалось бы бесплодным, если бы оно корнями не углублялось в родную почву. По словам опытных садовников, большую услугу оказывают им весенние ветры: они расшатывают их, давая возможность корням глубже заходить в мягкую почву. Так и мы даже во дни искушений и опасностей имеем возможность углубляться в учение веры, искать в ней сладостных утешений и поддержки. Нам и теперь и всегда нужна бодрость души, чтобы не умирать заживо. Поэтому да стоим мы в вере нашей крепко, да утвердимся в ней навсегда.
Секрет бодрости нашего организма заключается в удивительно сложных внутренних часах, которые оказывают влияние практически на все внутренние процессы. Каждая ткань нашего тела обладает своими независимыми светочувствительными часами, и их слаженная работа при содействии Святого Духа является ключом к нашему оптимальному здоровью и самочувствию. В Библейских текстах понятие «бодрость, ободри» передаётся в большинстве случаев термином иврита хазак быть сильным, усиливаться, укрепляться: «Но народ …ободрился, и опять стали в боевой порядок…» - /Суд.20.22/. Воспрянуть духом, почувствовать себя бодрее, увереннее. Едва сам Д. ободрился после такого несчастья и невезения, поверил новым надеждам и взглянул новыми глазами на свое согласие, сдаться в «руки Божьи», которое прежде казалось ему позором. «Тогда сказал Давид посланнику: «пусть не смущает тебя это дело…. Так ободри его» - /2Цар.11.25/. Иоав исполнил приказ. При следующей атаке города Урии было определено самое опасное место, при этом его ободрили, что если осажденные отобьют атаку, то на помощь ему придет Иоав. Уповая на это обещание, он смело бросился в атаку, но помощь не пришла, сражение оказалось жарким, и Урия был убит (ст. 16−17). Странно, что Иоав пошел на это, имея лишь письмо и не зная сути дела. Довольно часто люди, совершившие плохие поступки, хотят получить одобрение от других, поступающих так же, особенно если это одобрение подкрепляется грехами людей, известных своей религиозностью.
Вот, собственно, к болельщикам и должно обратиться с серьезным предостережением. Апостол ставит в особенно тяжкий упрек язычникам, что они «не только их грехи делают, но и делающих одобряют»- /Рим.1.32/. На первый взгляд это кажется странным — ну, одобрить дурное дело это, же не значит, его совершить, это значит просто ляпнуть очередную глупость в интернете. Но Апостол обращает внимание на очень важную вещь. Одобрять грех более тяжкое дело, чем его совершать. Человек может совершать грех под давлением внешних и внутренних обстоятельств — это все равно грех, но грех под давлением. Разные у людей бывают прискорбнейшие расстройства - знал человека, который бегал по проституткам и не мог перестать, хотя ему это было в стыд, а не радость. Больная страсть - это реально тяжелая вещь, человек не решает каждый раз, например, «выпить мне сегодня или нет?», он испытывает мучительную тягу, которая заставляет его униженно выпрашивать по десять рублей у прохожих. Притом, что и пьянство, и разврат — тяжкие грехи, человек может впадать в них потому, что он слаб перед лицом болезненной, вышедшей из-под всякого контроля тяги. Он может сам не одобрять свои грехи, и тяготиться ими «бедный я человек!» Кто избавит меня от сего тела смерти! и быть не в состоянии их оставить.
Пекущихся о нерушимости границ Бога и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие — в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: «А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?» И если они предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных).
«Встань, потому что это твоё дело и мы с тобою: ободрись и действуй!» - /Ездра 10.4/. Боевой порядок, – тогда разрешалось воевать. Я смотрю на слово «ободрять». Господь Своим ученикам, плывущим в лодке, сказал: «Ободритесь!» А нам, просто живущим на земле, где и как Он говорит «ободритесь»?
«Когда услышал слова сии, то ободрился и изверг мерзости» - /2Пар.15.8/. Воспрянуть духом, почувствовать себя бодрее, увереннее. «Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; «это Я, не бойтесь» - /Мат.14.27/. «Это Я, не бойтесь». Он ободрил их, чтобы они победили свой страх: «Это Я, и потому, во-первых, ободритесь»; - «Будьте мужественны, соберитесь с духом и ободритесь». Это была вина самих учеников, что они потеряли бодрость духа во время бури, Христос не хотел, чтобы с ними это произошло. Вот чего нам не хватает – ободрения. Бодрость — это состояние энергии и хорошего настроения. Чтобы сохранять бодрость духа, рекомендуется сосредоточиться на настоящем и двигаться вперёд, концентрируясь на том, что можно сделать прямо сейчас для улучшения жизни. Ободрение — это действие, лестный отзыв, похвала, которые вселяют в кого-либо бодрость и уверенность. Ободрение может быть результатом ободряющих слов, строк и других действий. Также существует понятие «ободрительный» — доброжелательный, подбадривающий, вселяющий бодрость и уверенность. Например, ободрительный тон или ободрительное замечание. Ещё есть глагол «ободрить», который означает вселить бодрость и уверенность. Иногда руки опускаются, несчастье за несчастьем. Самые близкие люди не понимают.
Дрейкурс утверждал, что: «Дети нуждаются в ободрении так же, как растения нуждаются в воде». Ободрение необходимо и взрослому человеку, испытывающему трудности в социальных контактах, в О. с самим собой, попавшему в кризисную ситуацию. Необходимо использовать все альтернативные пути для создания доброжелательной атмосферы дома, в школе, на работе, в обществе. Мало того, враждуют, творят пакости. Господь говорит: «Ободрись и не бойся!» У меня ничего нет, и я стою на распутье, а Господь Сам всё делает. Внезапно появляются люди, из дальней стороны, которые ободряют.
Бодрость - состояние полноты физических сил, способность человека осуществлять активную деятельность в различных и быстроменяющихся природных, погодных и социальных условиях. Ваша бодрость и доступность могут характеризовать вас как ответственного служителя Божьего, независимо от того, пришли вы «раньше или позже на работу - служение». «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» -/Мат. 24.43/. Обрати внимание: Спаситель не сказал «Я не знаю, в какой час придет вор», но сказал «вы не знаете». Великий долг и обязанность всех учеников Христа — бодрствовать, быть на страже и не спать, чтобы заниматься своим делом. В подлиннике аорист значит «проснулся бы». Бодрствовать — значит стоять на страже. Ограничивать себя, поститься, приводиться в умеренность, в меру — се мера, семёрка, седьмой день Господень, который одновременно первый! От неё равновесие, любовь, справедливость, равенство, мир, братство, довольство.
Кто живет, будучи не на страже, тот наведет на себя гибель. Вор не посылает письма с указанием дня и часа, когда он собирается обокрасть дом; внезапность – главное его оружие в его нечестивом деле; поэтому хозяин, у которого в доме есть ценные вещи, должен быть всегда наготове. Но, чтобы правильно понять эту картину, мы должны помнить, что христианская бдительность в ожидании пришествия Христа не должно быть ужасным ожиданием в трепете и страхе; эта бдительность одновременно является страстным ожиданием грядущей славы и радости. Так и праведное состояние, и праведный путь сравниваются с бодрствованием и бдением. Мы должны бодрствовать, ожидая прихода нашего Господа. Бодрствовать — значит не только верить в пришествие нашего Господа, но и желать его, и часто размышлять о нем, и всегда ожидать его как события близкого и неизменного, хотя время его неизвестно. Бодрствовать в ожидании пришествия Христа, значит сохранять то расположение сердца и настроение ума, в котором мы желали бы, чтобы наш Господь нашел нас, когда Он придет. Бодрствовать — значит узнавать первые признаки Его приближения, чтобы, наблюдая за Его продвижением, незамедлительно приступить к исполнению нашей обязанности встречать Его. Бодрствование предполагает бдение в ночное время, когда другие спят. До тех пор пока мы находимся в этом мире, нас окружает ночь, и потому мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы не заснуть.
.«Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой» -/Лук. 12.39/.Если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то, если бы даже был беспечным человеком, бодрствовал бы и спугнул бы вора, ст. 39. Но мы не знаем, в какой час нам будет дан сигнал, и поэтому должны ожидать его в любое время, всегда находиться на страже. Или эти слова можно отнести к несчастному положению тех, кто беспечен и не верит в действительность этого великого события. Если бы хозяин дома был извещен об опасности быть ограбленным в такую-то ночь, то не ложился бы спать, а охранял бы свой дом. Но мы предупреждены о том, что пришествие нашего Господа будет таким же неожиданным, как приход вора, чтобы привести в смятение и погубить беспечных грешников, и, тем не менее, не бодрствуем как должно. Если люди так заботятся о своих домах, то будем и мы мудрыми, позаботимся о своих душах. Поэтому будьте готовы так же, как был бы готов встретить вора хозяин дома, если бы знал час его прихода.
Келли комментирует: «Они должны быть свободными от земных обуз, чтобы в момент, когда Господь постучит в дверь, как в этом примере, они могли тотчас Ему открыть — без помех и отвлечения на сборы. Сердца их ожидают Его, их Господа; они любят Его и готовы встретить. Он стучит, и они тотчас открывают Ему». Рассказ Господа предназначен научить одной простой истине, а именно: бдительному ожиданию Его возвращения.
Господь изменяет картину, приведя в пример хозяина дома, в который неожиданно проникли воры.
Приход вора оказался совершенно неожиданным. Если бы ведал хозяин дома, то не допустил бы подкопать дом свой. Урок здесь в том, что время пришествия Христа неизвестно: никто не знает ни дня, ни часа, когда Он придет. Когда же Он, наконец, придет, то те верующие, которые собирали сокровища на земле, потеряют их. Поэтому некто сказал: «Христианин либо оставляет свое богатство, либо идет к Нему».
Если мы действительно бодрствуем в ожидании возвращения Христа, то продадим все, что имеем, и положим сокровища на небесах, где никакой вор не может их достать. Бодрость любви проявляется хотя - бы в литературном творчестве, которое поддерживает, развивает любовь, не даёт ей угаснуть или напротив, не даёт стать ей чрезмерной.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности