Яма как образ отчаяния. Как образ неизбежного рока яма служит метафорой уныния и отчаяния. У каждого личное, индивидуальное дно, потому и нет универсальных ответов и рекомендаций для выхода из тяжелой ситуации. Для одних это тягучая, вялая безысходность, подавленность, а для других - полет на бешеной скорости навстречу к потере смысла, попав в яму из которого самому нет выхода.
Но любой путь эмоционального выгорания заканчивается перекрестком: погрязнуть, утонуть или оттолкнуться, чтобы всплыть на поверхность.
Дно — ровная поверхность, твердь, на которую можно опереться, как бы странно это ни звучало. Это значит, что личность развивается через кризисные моменты, а состояние апатии, потери смысла жизни - шанс подняться на следующую ступень личностного роста.
«Оставьте их, они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» - /Мат.15.14/. Они стоят на пути в погибель и скоро будут ввергнуты в нее - оба упадут в яму. Таков неизбежный конец двух путников, когда оба так слепы, и в то же время так смелы, что рискуют идти вперед, не сознавая опасности. Если оба упадут в яму, то слепые вожди окажутся на самом дне, в наихудшем положении.
На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму» - /Лук.6.39/.
Доверяющиеся водительству человека невежественного и заблуждающегося рискуют погибнуть вместе с ним: может ли слепой водить слепого? Может ли фарисей - пастырь, ослепленный гордостью, предубеждением, фанатизмом, вести слепой народ правильным путем? Не оба ли вместе упадут в яму? И могут ли они ожидать другого исхода? Те, что руководствуются мнениями, вкусами и обычаями этого мира, стремясь больше иметь, сами слепы, и водимы слепыми. Они погибнут вместе с миром, сидящим во тьме ямы невидящие света вблизи. Люди невежественные, рассчитывающие «на авось», следуют за большинством на зло. Следуют за слепыми по широкому пути, который многих ведет в погибель. Они этого не хотят видеть.
Сейчас Бог предупреждает о том, что предел, до которого они могут быть благословением другим людям, ограничен их собственным духовным состоянием. Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? Мы не можем дать то, чем сами не обладаем. Как человек может чем-то обладать, находясь в яме? Это вопрос.
Если наши глаза закрыты на определенные истины Божьего Слова, то мы никому не можем помочь в этой области. Если в нашей духовной жизни есть слепые участки, то эти слепые участки наверняка будут в жизни тех, кого мы учим.
Сейчас Бог предупреждает о том, что предел, до которого они могут быть благословением другим людям, ограничен их собственным духовным состоянием. Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? Мы не можем дать то, чем сами не обладаем.
Если наши глаза закрыты на определенные истины Божьего Слова, то мы никому не можем помочь в этой области. Если в нашей духовной жизни есть слепые участки, то эти слепые участки наверняка будут в жизни тех, кого мы учим.
Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов не человечески уродливы и при этом реальны. Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение — от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц. И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер. По существу, Брейгель берет реальный факт. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо — оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц. Этот взгляд завершает путь слепцов — жизненный путь людей. Но тем более чист — безлюден и чист — пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Мир спокоен и вечен. Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет - стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом - выдает ее трагическую и напряженную безысходность.
В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» . Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов, и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель. Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени.
Имеется в виду, они не поймут, пока не упадут-таки в эту яму и подымятся, встав на место тех слепцов, которые взывают к Господу: «Дай нам прозреть!!!»
Или это будет яма, из которой не выбраться?
Поэтому хочется узнать, в оригинальном тексте, о какой яме идет речь, например, ямка, в которой ушибиться, или же бездонная яма, в которой вечная погибель?
«Роешь яму другому? Рой как для себя». Эта пословица встречается и в сочинениях русских классиков. «Ты моим несчастьем вздумал воспользоваться! Ты рыть яму ближнему! Погоди еще, может быть, сам туда попадешь!» — сетует Павлин Устрашимов, герой пьесы А.Н. Островского.
Пословица «Не рой другому яму» означает, что человек, намеревающийся кого-либо погубить или причинить другому зло, сам готовит себе погибель. Случается, что злодей наказывает себя собственным поступком или собственным орудием злодеяния, и в Библии несколько таких случаев описаны. В книге Бытие праведного Иосифа продали в египетское рабство его же братья, но Бог устроил так, что с этого поступка началась череда событий, вознесших Иосифа на положение первого лица после фараона. Когда братья пришли в Египет просить хлеба, Иосиф имел полную власть заключить их самих под стражу или обратить в рабство и лишь по своему милосердию простил им грехи.
Поэтому, прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомни, для того чтобы вырыть её, тебе самому придётся в ней оказаться, ибо первым в ней оказывается тот, кто её роет. Опуститься на самое дно может каждый, и каждый же потеряет от этого себя, ведь там нет смысла соответствовать свои мечтам и ценностям. Растеряв все человеческие ценности, герой сохраняет только растерянность, держащую его далеко от реальности.
Главная мысль «На дне» гласит: любая личность может быть сломлена, без мотивации для жизни может ожесточиться, стать равнодушной. Ответственность за это лежит не только на безразличии социума, но и на самих падших, кои потакают своим порокам.
«И взяли его и бросили его в ров - яму; ров же тот был пуст; воды в нем не было» - /Бытие 37.24/. Но прежде чем Иосиф стал принцем, жизнь его кинула в ров. Мы можем споткнуться и даже упасть, нас могут столкнуть в яму, жизнь может нанести разный и самый неожиданный удар.
Испытанию все подвергаются, кому дано подняться. Но в ходе развития истории, читателю становится ясно, что даже на такой глубине яме всё ещё есть надежда, любовь дружба, персонажи способны мыслить с философской точки зрения. Это так называемое «дно» будет всегда, и никто не может быть уверен в том, что не окажется там однажды. Они живут на тонком лучике надежды, без будущего, дискутируя о справедливости, правде и лжи, любви. Однако их слова некому услышать, даже они сами не ценят ни одного произносимого звука. Их философская драма в том, что им некому протянуть ладонь, чтобы схватиться за неё и выйти из этого порочного круга.
«Когда его нашли и вытащили из ямы, - пишет А.Чехов А., «Остров Сахалин», - то он на все вопросы отвечал только одно: «Дайте воды, я не пил пять дней».
Главная тематика пьесы М.Горького «На дне»: трагичная судьба людей, которые погрузились так глубоко, что продолжить погружение не представляется возможным. Однако при всем при этом они всё ещё остаются духовно богатыми людьми, глубокими, рассуждающими о высоком. А подняться со дна крайне тяжело, ведь там можно забыть о нравственных устоях, ответственности, воспитании и культуре, а также получить свободу от условностей.
Конечно, чем ближе мы к заключению, тем больше хочется задаться вопросом: о чем заставляет задуматься пьеса «На дне»? Любые испытания, какими бы тяжелыми они ни были, стоит преодолевать с достоинством и извлекать из них уроки, а не винить жизнь в своих бедах, непрестанно жалея себя.
Герои не хотят сопротивляться, чтобы начать жизнь с чистого листа, они полностью погрязли в своем положении. Они ждут, что за их муки им будет даровано чудо, их молитвы были услышаны, так и произошло – в ночлежку приходит Лука. Словом не помочь упавшему, но он старательно и бескорыстно дарит успокоение, утешение, однако руку помощи никто не готов взять, потому что после этого будет необходимо действовать. Никто из персонажей к этому по-настоящему не готов.
М.Горький задает немой вопрос читателю: «я показал вам, что будет, если оставаться бездействующими, лживо смиренными перед судьбой, готовы ли вы сделать иной выбор и бороться за свой путь?».
Но если мы остаёмся верными Создателю и тверды в уповании на Бога, то из самой глубокой ямы мы будем подняты снова.
И как бы обстоятельства жизни не бросали нас в самый глубокий ров, тот, кто смотрит на Отца, будет поднят в принцы.
Не случайно в - миру существует поговорка: «Из грязи в князи», вот именно так происходит со всяким уповающим на Бога. Не будет оставлен во рву доверяющий Богу. Непременно будет поднят и восстановлен рукой Вседержителя.
Доверяй Ему, живи с Ним и иди за Ним.
«Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» - /Пс. 7.16/. С усилиями работающего человека, который тяжело трудится, копая яму, а затем падает в нее и погибает. Он сам упадет в вырытую им яму, и вся его злоба, все злодейство, уготованное им для псалмопевца, падет на его темя (на его голову) по неизъяснимой иронии судьбы нечестивых.
Так и всякий беззаконник, злоумышляющий ближнему и стремящийся нанести ему вред, роет тем самым для ближнего яму, в которую сам же потом и падает. «Не рой ямы другому: сам в нее упадешь» — вот хорошо всем известная и ходячая поговорка, имеющая, конечно, в основании своем объясняемую речь псалма и выражающая неизбежный конец для хитрых умышлений злого человека на честь и благополучие ближнего.
Нечестивый, исполненный злобою, следует путем лжи. Он роет яму другому, но получает результаты, обратные задуманным, ибо сам падает в нее. Злоба его и злодейство обращаются против него же. Это и есть Божие отмщение
«Обрушились народы в яму, которую выкопали» - /Пс.9.16/. Он покроет их стыдом и сделает их падение позорным, ибо они упадут в яму, которую сами копали. Они попадут в сеть, которую сами расставляли, чтобы уловить народ Божий, и будут уловлены делами рук своих. Филистимляне во всех сражениях с Давидом были агрессорами /2Цар 5.17.22/. И другие народы были покорены теми же средствами, которые сами же изобретали. Всемогущее провидение Бога располагает события таким образом, что преследователи и угнетатели погибают от своих же планов, которыми они собирались уничтожить народ Божий. Пьяницы сами убивают себя; расточители сами губят себя; придирчивые сами наносят себе ущерб. Поэтому грехи человеческие будут прочтены при их наказании, и станет очевидным для всех, что истребление грешников не только заслуживает похвалы, но и вполне оправданно исходит от них самих, что в наивысшей степени исполнит их смущением.
Язычники сами крепко увязли в той яме, которую вырыли другим запутались в собственных сетях, расставленных для погибели других, погибли от тех козней, которые строили на пагубу другим.
«Выкопали предо мною яму, и сами упали в неё» - /Пс.56.7/. Выкопав глубокую яму и расставив сети, они дожидались молодого человека, но Господь уберёг его - в результате враги Давида сами, же и оказались в своей ловушке. Враги строили коварные планы, чтобы поймать сына Иессея; душа его поникла под этим бременем. Они выкопали яму, чтобы поймать его, но упали в эту яму сами. «Приготовили сеть ногам моим: душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее».
«Совращающий праведных на путь зла сам упадёт в свою яму» - /Прит.28.10/. Здесь представлена участь совратителей, которые пытаются совратить благочестивых людей или называющих себя таковыми ко греху и злу, которые гордятся тем, что им удается совратить праведного на путь зла, вовлекая его в сеть, чтобы затем поразить. Таковые не достигнут своей цели, так как невозможно обмануть избранных. Они сами упадут в свою яму; и, являясь не только грешниками, но и искусителями, не только неправедными, но и врагами праведных, они примут большее осуждение.
Источники: Библия. Мэтью Генри – богослов. М.Горький.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности