«Людской гордыне нет предела - у многих хвастовство в чести».
«Такое хвастовство хоть слишком было явно,
Но показалось так забавно,
Что зайцу дан клочок медвежьего ушка.
Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются» - /И.Крылов/.
Однако Заяц так и не понял, что не нужно хвастаться, ведь всё, что он про себя придумал – это мнимые достоинства, которыми на самом деле он не обладает, а лишь притворяется и обманывает всех вокруг.
Хвастовство — это крайне неумеренное, тщеславное высказывание своих, часто мнимых достоинств, качеств с целью выставления их на показ, чтобы выделиться из толпы, получить одобрение от окружающих. Само же слово «хвастовство» происходит от древнеславянского «хвастати» - лгать, прибавлять в разговоре лишнее. Поэтому слово «хвастовство» отождествляется с ложью, выдумкой, обманом, введением в заблуждение. Существуют и другие гипотезы происхождения слова «хвастовство». По одной из них, первоначально слово значило «болтать», звукоподражательное, аналогично чешскому - zvast «болтовня», zvastati, zvástati «тараторить, болтать». По другой - связано со словом «хвост» (развитие значения: хлестать языком, бить себя в грудь, хвалиться).
Многие из завсегдатаев хвастали своей близостью с церковью, но хитрая руководство умела так вести свои дела, что нельзя было отличить хвастовства от правды - она была ровна со всеми при всех, а какова она была наедине, знали лишь те, кто был в ней.
«Лягушка-путешественница» — произведение В. Гаршина: «И лягушка рассказала им чудную историю о том. Как она думала всю жизнь и наконец, изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых». Главная мысль сказки заключается в том, что, даже, обладая определенными способностями, не стоит ими хвастаться. Лягушка, умница, придумала, как утки смогли бы перевезти ее в дальние страны, но не учла одного: слишком падка она была на похвалы. Главная мысль сказки лягушка путешественница, это то, что хвастаться это очень плохо и непродуктивно для дела. Ведь если бы не хвасталась лягушка в полете, то и не упала бы и долетела именно до того озера которого хотела и утки бы за ней если что то вернулись. Жаль, что в дороге лягушку обуяла гордыня и жажда славы, и она не долетела до юга. Главная мысль: хвастовство - не лучший способ достичь цели, куда целесообразнее держать рот на замке до тех пор, пока идея твоя не воплотится в жизнь. Надо признать, автор хорошенько высмеял такие пороки человека, как хвастовство, самолюбие, самоуверенность (необоснованную), желание всем и всегда нравиться. Главная мысль сказки - делать дело нужно не для того, чтобы тебя хвалили, не ради славы. Лягушка, слушая дифирамбы в свою сторону, сразу перестала быть изобретательной и пытливой. Любое дело надо доделывать до конца или не браться за него вовсе.
Хвастовство должно соответствовать «труду», совершенному хвастающим, в противном случае все, что не доказано как результат труда, может и должно быть оспорено, отобрано и поделено, или уничтожено, так как это – вызов, который общество обязано принять и проверить.
«Производители автомобилей-внедорожников любят их показывать в ситуациях просто крайне экстремальных. То у них автомобиль оказывается где-нибудь на горном склоне, на который ни одна машина никогда, ни за что не заберётся. То они его, засунут в такое болото, из которого ему не выехать на всех своих ведущих мостах. Всё это для того делается, чтобы нас убедить, что такие машины пройдут везде, что преград им нет и быть не может. «Да не увлечёт меня стремление вод, да не поглотит меня пучина…» - /Пс.68.16/. Поэтому-то меня, - говорит JDB, так рассмешила маленькая оговорочка в рекламе внедорожника с четырьмя ведущими колесами. На фотографии автомобиль по фаре в воде пересекал бурную реку. А ниже сказано: «Переезжая глубокие места, вы можете повредить автомобиль, что лишит вас права на гарантийный ремонт». Глубокие места опасны и для машин, и для людей. Странствуя по дорогам жизни, мы попадаем в целое океаны горя, нас захлестывают бушующие волны конфликтов. И нам нужна помощь. «Когда ты воды бурные проходишь, беды и горя, горьких мук и слёз. Ты часто со страданий глаз не сводишь, но посмотри: ведь в них с тобой Христос» - /Элиот/. Когда тебя побеждают беды, дай их победить Христу».
«Правильно ли хвастаться? Знаешь, что такое хвастовство? Приведём тебе один пример. Приходилось ли тебе когда-нибудь делать то, что у тебя не очень хорошо получается? Может, бить по мячу или прыгать через скакалку? Бывало ли такое, что кто-нибудь в тот момент смеялся над тобой и говорил: «Ха-ха-ха! А у меня бы лучше получилось?» Вот это и называется хвастовством. Что ты чувствуешь, когда кто-нибудь хвастается? Тебе это нравится? А как чувствуют себя другие, когда хвастаешься ты? Хорошо ли говорить кому-то: «А я лучше тебя?» Любят ли таких людей Бог? Великий Учитель встречал людей, которые думали, что они лучше других. Они хвастались, расхваливали себя и смотрели на всех свысока. Поэтому Иисус Христос, желая показать, что так вести себя нехорошо, рассказал им одну историю. Эта история о фарисее и сборщике налогов. Фарисеи – это религиозные учителя того времени. Часто они вели себя так, словно были самыми набожными и праведными людьми в мире.
И вот однажды, как рассказал Иисус, - /Лук.18.10-12/ «Один фарисей пришёл помолиться в Иерусалимский храм. Пришёл туда и сборщик налогов. Большинство людей не любили сборщиков налогов. Им казалось, что они так и норовят их обмануть. И, правда, многие сборщики налогов не всегда поступали честно.
Войдя в храм, фарисей начал молиться: «О Боже!..». Основанием для такого предположения является данная Христом характеристика фарисеев: все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди. Отметим, лицемеры соблюдают внешние религиозные обряды только для того, чтобы сохранить или приобрести добрую репутацию. Фарисей пришел в храм ради похвалы, фарисей пришел для того, чтобы показать себя. То есть он был всецело занят самим собой, не видя никого, кроме самого себя, ища только собственной похвалы, а не славы Божьей. Или, став на видном месте, чтобы выделиться среди остальных, или, приняв на себя очень торжественный и официальный вид, он, таким образом, молился. Из того, что он говорил, можно заключить следующее: Он был уверен о себе, что он праведен. Он сказал много хорошего о самом себе, и мы можем предположить, что это было правдой.
Он был свободен от грубых и позорных грехов, он не был грабителем, не был ростовщиком, не притеснял должников и арендаторов, но был справедлив и добр со всеми, кто зависел от него. Он ни в чем не поступал несправедливо, он никому не сделал зла, он мог сказать как Самуил: «У кого я взял вола, у кого взял осла? Он не был прелюбодеем, но содержал свой сосуд в чистоте и чести. И это было еще не все: он постился дважды в неделю, отчасти в силу своего воздержанного характера, а отчасти в силу своей набожности. Фарисеи и их ученики постились дважды в неделю - в понедельник и четверг. Таким образом, он прославлял Бога в своем теле. Мало того, согласно закону, он давал десятую часть из всего, что приобретал, то есть прославлял Бога и имением своим. Все это было весьма хорошо и достойно похвалы. Плохо, если кто не достиг праведности этого фарисея. Однако он не был оправдан; почему же?
Его благодарность Богу за все это, хотя сама по себе она и хороша, однако была, кажется, чисто формальной. Он не сказал: благодатью Божией есмь то, что есмь, как сказал о себе Павел, но заменил это небрежным: «Боже, благодарю Тебя. Это было лишь прелюдией к гордому и тщеславному восхвалению самого себя. Он хвалится этим, с удовольствием, подробно останавливается на этом, как будто единственным его делом в храме было рассказать Всемогущему, каким он был хорошим; он готов был сказать вместе с теми лицемерами, о которых мы читаем в Ис.58.3: Почему мы постимся, а Ты не видишь?..»
Он уповал на это как на праведность и не только упоминает о своих делах, но приводит их в свое оправдание, как если бы заслужил ими что-то от Бога, сделал Его своим должником. Во всем сказанном фарисеем не было ни одного слова молитвы. Он пришел в храм помолиться, но забыл о своем намерении. Он был настолько полон собою, собственной праведностью, что думал, будто ни в чем не нуждается, ни в благоволении Божьем, ни в Его благодати; он, кажется, считал, что об этом вовсе не стоит просить.
Он уничижал других. Он презрительно думал обо всех людях, кроме самого себя: «я благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди... Он высказывается неопределенно, так, как если бы был лучше любого человека. Мы можем иметь основание благодарить Бога за то, что не таковы, как некоторые, известные своими пороками и низостью, но говорить так опрометчиво, как если бы мы были единственно хорошими людьми, а все остальные распутники и негодяи, значит судить слишком обобщенно.
Так как само слово «хвастовство» произошло от древнерусского «хвастати», что означало лгать, добавлять в беседе то, чего не было, святые отцы Православной церкви считали, что хвастун грешит не только тщеславием, но и ложью.
«Хвастовство — это признак неуверенности». Однако хвастовство уместно только в близком окружении, когда такое поведение не вызывает непонимания, осуждения, неприязни.
Подходя к концу, хотелось бы сказать, что тема хвастовства актуальна и в наши дни. Многие люди, и дети, и взрослые красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А мы, узнав человека лучше, разочаровываемся в нем, так как на самом деле он является не тем, за кого себя выдает. Дмитрий Н. своим произведением на примере Зайца показал детям, что не нужно присваивать себе какие-либо качества, которыми на самом деле ты не обладаешь, наоборот, нужно искать в себе свои умения и таланты, развивать их и достигать больших успехов, а не просто хвастаться, как Заяц-хвастун.
«Не все гонки бывают быстрыми; с упорством можно достичь цели, которая кажется недостижимой.
Однажды Заяц встретил Черепаху, которая медленно шла по грунтовой тропинке. Зайцу было нечего делать, поэтому он начал кружить вокруг Черепахи и хвастаться тем, насколько он умен, проворен и быстр. - Что ж ты ко мне пристал – говорит как то черепаха, высунувшись из панциря. «А как не приставать? Ты же такая убогая, не поворотливая, глупая, медленная. А я такой быстрый, прыткий».
«Так если я не такая как ты, значит можно надо мной издеваться? – спрашивает черепаха, разворачиваясь к зайцу, стараясь не упустить его из виду. О чём это? Можно подумать! «Хвастливые речи – пишет Марк Туллий Цицерон, - первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами».
Хвастовство ещё каких-то 20 лет назад считалось признаком дурного тона, бескультурья, неумения вести себя в обществе. Однако сейчас это явление стало настолько распространённым, даже в церкви, - что на него никто особо не обращает внимания. Можно сказать, что современное общество в большей своей части «заражено» хвастовством.
«Я так быстр, что меня не догонит даже самый быстрый ветер!» - сказал Заяц. Хвастовство не произвело впечатления на Черепаху, поэтому серый начал насмехаться над ней. «А ты свой панцирь тащишь и тащишь вот как…» Заяц искал нужное слово. - Как черепаха! «Я тоже довольно хороший бегун», — ответила Черепаха. — Как? Ты можешь бежать быстро? — Заяц схватился за живот от смеха и так расхохотался, что слезы текли из его глаз.
Заяц предложил ей провести соревнование по бегу. Подумала Черепаха и согласилась, она была очень добрая и доверчивая и не поняла сразу коварного замысла плута. А косой, глядя на то, как его подруга спешит перебирать коротенькими лапками, покатился со смеху...
— Ты не веришь? — спросила Черепаха. «Держу пари, я буду первой, кто дойдет до конца этого поля». Где растет ива. — Хорошо! Пусть будет по - твоему, - фыркнул Заяц. - Три! Два! Один! Старт! Он ускорился, преодолел половину расстояния за несколько мгновений, затем остановился и оглянулся.
Черепаха еле двинулась со своего места и усердно тащилась. «- Эх, зачем так заморачиваться, — пренебрежительно скривился Заяц. — До её прихода пройдёт полдня. За это время я вздремну». Он лег и довольный заснул. Он спал и спал, а Черепаха медленно, но терпеливо продвигалась вперед. Она добралась до спящего серого и, проходя мимо, он только перевернулся на другой бок. Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся: «Спеши не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню». Когда Заяц, наконец, проснулся, он вскочил на ноги, нервно огляделся и увидел Черепаху прямо перед склонившейся ивой. Он рванулся вперед, ускорился, но было уже поздно. Бегать-то он умел, но не знал, что лёжа на месте и от черепахи можно отстать. Пока он так потешался, черепаха, хоть и медленно двигалась, пришла к цели. Кинулся заяц за нею, да уже поздно. Когда он догнал Черепаху, она уже была за финишной чертой». И кто же победил? Не трудно догадаться нам: «Победу черепаха одержала. Победа воздаётся».
«Что мораль басни - пресловутая «Чем больше спешки, - пишет Сэмюэл Кроксолл, - тем хуже скорость».
«Которые хвалятся лицем, а не сердцем» - /2Кор.5.12/. Другими словами, они больше стремились показать себя, свою наружность, а не внутреннюю искренность, чистоту и честность. Физическая внешность, или красноречие, или же кажущееся рвение означали для них все. «Для людей, которых заботит внешнее, поверхностное является всем, а искренность сердца не значит ничего» - «ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» - /1Цар.16.7/.
Тщетно хвалившимся только своей внешностью, чтобы дать им повод хвалиться ими, или защитить их от укоров противников. Если они могут засвидетельствовать, что слово было открыто их совести.
Как многие хвалятся по плоти (плотскими привилегиями, то есть внешними преимуществами и достижениями), то и я (Ап.Павел) буду хвалиться, «Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться» - /2Кор.11.18/. Он не хотел, бы хвалиться этим, хотя имел для этого столько же, если не больше, оснований, как и другие. Он был более склонен хвалиться своими немощами, как и сделал это впоследствии.
«Хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» - /Фил.3.3/. Вместо того чтобы хвалиться человеческими свершениями, как это делали иудеи и иудействующие, дети Божии должны «хвалиться» лишь Иисусом Христом. Они хвалятся Христом Иисусом, а не привилегиями иудейской Церкви или аналогичными привилегиями христианской Церкви, чисто внешними по своему характеру. Они хвалятся своим родством с Христом и своим уделом в Нем.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь. Дмитрий Мамин – Сибиряк – писатель.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проповеди : Искусство пить - Наталия Минаева на рисунке хорошо видно внешний двор -наша душа, связь с внешним миром, и скиния - наш дух и место интимного общения с Богом, там, где пьем Его благодать, чтобы душа была чистой и твердо уповала на Господа. Если в скинии пусто, то и в жизни.