Сто лет назад ученые объяснили, что подростки — это люди с 13 до 18 лет, уже не дети, еще не взрослые. Наши предки благополучно обходились без понятия «подросток»: им вполне было достаточно слов «ребенок», «отрок», «юноша». Первое упоминание слова «подросток» мы находим в «Полном своде законов Российской империи», датированном 1674 годом, в связи с выплатой денег подросткам за работу по строительству в Архангельске каменного гостиного двора. Первая же трактовка понятия «подросток» встречается еще позже, в 1725 году: «Дети низших и рабочих чинов Уральских горных заводов с пятнадцати, а Алтайских заводов с 12 до 18 лет называются подростками, а по достижении 18 лет перечисляются в разряд полных работников». То есть подросток – это несовершеннолетний, которого, однако, уже можно привлекать к труду за материальное вознаграждение. Парадоксально, но в трудовом праве царской империи восемнадцатилетний подросток становился взрослым, оставаясь при этом до двадцати одного года несовершеннолетним. Признание работающих подростков фактически взрослыми давало право и на соответствующее поведение. В соответствии с Уставом о питейном сборе 1879 года к распитию вина «в трактирных, питейных и других сего рода заведениях» допускались лица старше четырнадцати лет.
В молодой Советской России понятие «подросток» также существовало только в рамках трудового права. В Кодексе законов о труде РСФСР 1922 года упоминаются как несовершеннолетние, так и подростки. Исходя, из существовавших тенденций и социальных условий советские подростки больше соответствовали понятию взрослого, чем ребенка. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны.
Со второй половины XIX века слово «подросток» все чаще появляется в художественной литературе в произведениях великих русских писателей. Однако сделать это достаточно новое слово названием произведения имел смелость только Ф. М. Достоевский: в 1875 году он завершил работу над новым романом: «Подросток», в котором: «Подросток, несомненно, жертва и отчасти отражение социального и семейного беспорядка, царящего в обществе; при всех благородных свойствах его натуры, беспорядок проникает и в его психику, создавая известный сумбур и порождая противоречивые реакции».
В середине 1860-х годов слово «подросток» закрепляется в языке, появляясь в Толковом словаре живого великорусского языка Вл.Даля, где означает мальчика или девочку в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, находящихся на подросте, почти на возрасте, то есть на последней остановке перед ростом. Однако наделение понятия «подросток» особым психологическим и социальным значением произошло уже в XX веке.
Однако является большим заблуждением родителей считать, что в подростковом возрасте, который начинается с 11-12 лет, ничего нельзя изменить. Нельзя забывать, что подростки - это ещё дети, которые сильно стремятся к самостоятельности и пытаются вести себя независимо, но которые нуждаются в своих родителях не менее чем раньше. Подростковый возраст является очень важным для формирования личности каждого ребёнка. Что же касается трудностей и проблем воспитания, то их надо не бояться, а учитывать и разрешать с Божьей помощью. В этом возрасте дети особенно нуждаются в любви со стороны родителей, в той любви, которая не ставит никаких условий и проявляется к реальному ребенку, т.е. к такому, какой он есть на самом деле. Семья, родительские заботы и родительское приятие подростка должны стать той притягивающей силой, которая будет вести ребенка к домашнему очагу со всеми его нуждами и проблемами. А проблем и трудностей в этом возрасте очень, много. Родители должны строить свои отношения с подростком и его воспитание, исходя из учета и понимания следующих трудностей:
Это период стремления детей к независимости при их неготовности быть независимыми и при большой их потребности в любви со стороны родителей (они уже не дети, не хотят быть детьми, а взрослыми еще быть не могут, хотя и считают себя таковыми).
Это время столкновения с суровой действительностью, когда все наставления родителей проверяются на практике, когда подростки проходят период сомнений, исследования духовных ценностей, их ревизию и проверку. При этом родителям надо не отвергать ребенка, а помочь ему пройти этот важный рубеж, помочь одержать победу духовных ценностей, чтобы достойно перейти мост из детства во взрослую жизнь.
Это время поиска признания и проявления себя как личности, это время формирования индивидуальности, когда родители должны помочь детям правильно оценить себя, увидеть сильные и компенсировать слабые стороны, явить ребенку во всей полноте свое признание и любовь. Время эмоциональных взлетов и падений, время планов и мечтаний, время первых влюбленностей, время идеализма и столкновения с реальностью, когда родители должны научиться понимать внутренний мир ребенка и ограждать своим участием от депрессий, способствовать тому, чтобы ребенок приплывал к берегу положительных эмоций.
Это время конформизма, когда общество и греховный мир чрезвычайно сильно давят на сознание подростка, когда подросток делает так, как все. Это тот период, когда подросток во всем хочет походить на других (в мышлении, в идеях, в моде, в манере общения и поведения, в поступках и т. д.), когда общество давит на всех, вынуждая приспосабливаться к групповым и общепринятым стандартам и вынуждая подростка в противостоянии миру отстаивать свою точку зрения. При этом сила прежнего воспитания, любви и авторитета родителей и духовных наставников должна быть больше силы греха, а это возможно только с помощью Господа. В это время, подражая греховному миру, подростки пытаются доказать всем, что они независимы христианская семья от родителей «как все», а родители своей любовью, силой Божьей любви и веры, молитвами, должны противостоять греховному миру, долготерпеть и не оставлять детей один на один с греховным миром. Время неадекватного восприятия, и к этому периоду родители должны подготовить ребенка и объяснить, что это временное явление.
Подрост – молодое поколение леса, способное в будущем войти в верхний ярус и занять место старого древостоя, под пологом которого оно выросло. После зимнего сна и оцепенения зачатки новой жизни у растения кроются в семени, которое сохранило свою жизненность под защитой почвы и толстого покрова снега. Пригреет весеннее солнце, - и на каждом свободном клочке земли выглянет зеленый росток. При помощи лупы узнаем небольшое зачаточное растение, молодой росток, состоящий из стебелька с листьями и корешка. Этот росток. Семя, попадая в благоприятную среду, в которой оно находит достаточно влаги, начинает набухать. Оно всасывает воду с огромной силой.
В результате в клетках проростка возникает давление, поддерживая их во «вздутом» состоянии. В ботанике это называют тургор (в переводе с латинского «вздутие», «наполнение»). И именно благодаря тургору - давлению жидкости в клетках растения, - растения могут быстро двигаться. Например, цепляться своими усиками за опору, как делает горох и другие лазающие растения. Это огромное давление и позволяет ростку преодолевать толщу земли, просто взламывая на пути все препятствия, а корешкам пробиваться сквозь твердую землю и даже камни.
«Ему должно расти, - говорит Иоанн, - а мне умаляться» - /Иоан. 3.30/. Он признает крайне правильным и необходимым то, чтобы вес и влияние Христа росли, а его собственные — уменьшались: «Ему должно расти, а мне умаляться». Если их уже сейчас огорчает растущее влияние Господа Иисуса, то в дальнейшем у них будет появляться все больше и больше поводов для огорчений, как это бывает с теми, кто завидует и склонен соперничать. Иоанн говорит о росте Христа и собственном умалении как о том, что не только необходимо и неизбежно, чего невозможно удержать и поэтому надо поддерживать, но и в высшей степени справедливо и приемлемо, доставляет ему полное удовлетворение.
Его очень радовало, когда он видел, как Царство Христа набирало силу: «Ему должно расти». Вы думаете, что Он уже многого достиг, но это еще ничто в сравнении с тем, чего Он достигнет». Царство Христа является растущим и будет далее расти, его можно уподобить свету утреннему, зерну горчичному. Его нисколько не огорчало то, что следствием этого роста было уменьшение его собственного влияния: мне должно умаляться. Совершенства сотворенных существ подчиняются этому закону: они должны умаляться. И видел предел всякого совершенства.
Во-первых, сияние славы Христа затмевает блеск всей иной славы. Слава, вступающая в соперничество со Христом, слава мирская и плотская, умаляется и отступает в душе человека по мере того, как в ней возрастают и укореняются познание Христа и любовь к Нему; здесь, однако, говорится о подчинении Ему. По мере того как свет наступающего утра становится все более ярким, свет утренней звезды становится все более тусклым.
«Для разума нет исхода.
Но духу ему наперекор
И в безднах чует росток
Неведомые всходы» - /М.Волошин/
Вывод: Семя всасывает воду с огромной силой, и растения начинает быстро двигаться. «А когда подрос, - пишет И.Гончаров «Обрыв», - узнал, что значит призвание - хотел одного искусства и больше ничего, - мне показали, в каких черных руках оно держится».
Переходный возраст, подростковый период – время очень непростое как для родителей, так и для самих детей. И пережить его можно, только если запастись любовью, уважением и пониманием.
Почему переходный возраст является наиболее трудным периодом в жизни ребенка и в чем его особенности? Время, когда дети становятся подростками.
Подросток взрослеет и начинает самоутверждаться, и это нормально, но делает это часто совершенно неправильными методами, через непослушание, хамство, свержение авторитетов и норм поведения.
«Характер подростка опасная смесь мечтательности, амбициозности с полной неуверенностью в себе».
Когда подросток уходит из дома, или связывается с плохой компанией, он ищет того, что ему не хватало в семье. Любви, понимания и уважения. И еще, может быть, авторитета старшего. И даже когда он попадает в молодежную банду, он может получить там замену всему этому. Там его понимают, не относятся к нему как к маленькому, уважают, он имеет свое дело в новой «семье», и он видит пример для подражания в лице старших товарищей. Они в «авторитете» и они ведут его за собой.
Задача родителей создать в семье такие условия, чтобы подростку не хотелось убежать «на страну далече» и искать чего-то вне дома. Он должен почувствовать, что его семья дает ему поддержку, заботу и понимание. Нужно дать понять подростку, что мы очень переживаем за него, что родительская обеспокоенность вызвана любовью и неравнодушием к нему.
«Критика друзей, музыкальных предпочтений, внешнего вида со стороны родителей только отталкивает ребенка, - поясняет пастырь Владимир Пархоменко. Концентрируясь на внешнем, старшие упускают из виду самое важное — духовное и психологическое состояние подростка. Подростковый возраст - это колоссально напряженный период. Много переживаний по поводу отношений со сверстниками, учителями, первые влюбленности. И это напряжение, прежде всего, касается душевной жизни. Если эта жизнь родителей не интересует, если все общение сводится к вопросам: «Ты поел?» и «Что получил по алгебре?» ребенок будет внутренне уходить от родителей все дальше. Конечно, знать, чем живет и о чем переживает ребенок, нужно не только в подростковый период, но в период взросления ребенка это особенно важно, даже если бывает трудно установить душевный контакт. Нередко бывает, что подростки становятся «колючими», и родители оставляют попытки до них «достучаться». Это неправильно. Если дети будут видеть, что старшим не все равно, что у них в жизни происходит, они будут делиться, рассказывать о своих переживаниях. При этом важно не забывать: родитель — это тот, кто обеспечивает ребенку чувство безопасности, кто защищает. И эту родительскую защиту дети должны чувствовать всегда».
Если подросток начинает чувствовать, что вера является в жизни его старших близких чем-то внешним, он, будучи максималистом, не может этого принять. Он будет отвергать такое отношение, но зачастую вследствие этого отвергать и церковную жизнь. Но если вера является в жизни взрослых тем, что эту жизнь определяет, их дети проходят испытание подростковыми кризисами совсем.
«Сегодня очень, много одиноких мам, которые «рожали ребенка для себя». И эта изначально неправильная установка - «для себя» - потом сохраняется и ведет к трагическим последствиям, — говорит отец Ярослав. — Если ребенок принимает такое положение вещей, то мы узнаем его позже в инфантильном взрослом. Выросшие послушные дети, рожденные мамами «для себя», очень часто так и остаются при маме и в 40, и в 50 лет. Они не умеют брать на себя ответственность за свою жизнь, не способны создать собственные семьи. Зачастую отношения в таких парах «мать — взрослый ребенок» очень тяжелые, и это большая проблема.
Задача взрослого - подготовить ребенка к самостоятельной жизни и отпустить. Это многим родителям оказывается не под силу, и в церковной среде тоже такие примеры есть. Как эту установку изменить? Понять, что наш Бог так с нами не поступает. Он, будучи Отцом, нас отпускает. Он дает нам свободу. Да, иногда мы реализуем ее неправильно. Мы грешим, падаем, снова возвращаемся к Нему уже с опытом трагических ошибок. Но мы все-таки свободны. Только любовь может дать свободу. Если родитель не отпускает ребенка, это значит, что он его не любит. Это чистый эгоизм, гордыня и маловерие. Убежденность, что никто лучше нас не знает, что для наших детей будет лучше, дорого обходится и нам, и нашим детям».
«Очень важно, чтобы у подростка были созидательные увлечения, - дополняет пастырь Владимир. Увлеченность какой-то идеей, делом - это одно из лучших средств, чтобы подростка «не заносило».
Подростковый возраст — время, когда на первое место для ребенка выходит мнение окружения. Поэтому хорошо бы до наступления этого этапа обеспечить ему благоприятную среду. Если ребенок общается со сверстниками, в семьях которых важны те же ценности, что и для него, он не будет чувствовать себя белой вороной. Быть «не своим» — очень дискомфортное состояние для подростка, и оно часто порождает импульсивные поступки. Ему важно быть своим в коллективе. Чувство сопричастности общему делу и общим ценностям, принятие кругом единомышленников может стать спасательным кругом в период подростковых бурь.
Писание повелевает: «Юношей также увещевай быть целомудренными» - /Тит.2.6/. Для сохранения целомудрия и чистоты подросткам важно иметь правильную самооценку и чувство собственного достоинства, осознавать себя уникальной личностью, которая не меняет свое достоинство, и целомудрие на беспорядочное удовлетворение похотей плоти. Сдерживающей силой будет являться постоянный пример нравственной жизни родителей, которые любят друг друга и верны друг другу; примеры из жизни других пар, сохранивших чистоту отношений до брака. Родителям необходимо занять своих детей достойным делом: трудом, учебой, занятиями в кружках, чтобы они не направляли свои усилия в сторону развлечений, порнографии, плохих сообществ, которые «развращают добрые нравы» /1Кор.15.33/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Последствия горького корня - Николай Николаевич Обида — это когда человек делает из себя жертву. Жертвой на Кресте Голгофы стал Иисус Христос. Не «отнимай» у Христа Его Жертвы. Некоторые из вас пытались это сделать, но только навредили себе и другим.
Не бойтесь убивающих тело - Николай Николаевич «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Рим.10:8-13)