Для ТЕБЯ - христианская газета

Расти подросток
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Расти подросток



Сто лет назад ученые объяснили, что подростки — это люди с 13 до 18 лет, уже не дети, еще не взрослые. Наши предки благополучно обходились без понятия «подросток»: им вполне было достаточно слов «ребенок», «отрок», «юноша». Первое упоминание слова «подросток» мы находим в «Полном своде законов Российской империи», датированном 1674 годом, в связи с выплатой денег подросткам за работу по строительству в Архангельске каменного гостиного двора. Первая же трактовка понятия «подросток» встречается еще позже, в 1725 году: «Дети низших и рабочих чинов Уральских горных заводов с пятнадцати, а Алтайских заводов с 12 до 18 лет называются подростками, а по достижении 18 лет перечисляются в разряд полных работников». То есть подросток – это несовершеннолетний, которого, однако, уже можно привлекать к труду за материальное вознаграждение. Парадоксально, но в трудовом праве царской империи восемнадцатилетний подросток становился взрослым, оставаясь при этом до двадцати одного года несовершеннолетним. Признание работающих подростков фактически взрослыми давало право и на соответствующее поведение. В соответствии с Уставом о питейном сборе 1879 года к распитию вина «в трактирных, питейных и других сего рода заведениях» допускались лица старше четырнадцати лет.
В молодой Советской России понятие «подросток» также существовало только в рамках трудового права. В Кодексе законов о труде РСФСР 1922 года упоминаются как несовершеннолетние, так и подростки. Исходя, из существовавших тенденций и социальных условий советские подростки больше соответствовали понятию взрослого, чем ребенка. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны.
Со второй половины XIX века слово «подросток» все чаще появляется в художественной литературе в произведениях великих русских писателей. Однако сделать это достаточно новое слово названием произведения имел смелость только Ф. М. Достоевский: в 1875 году он завершил работу над новым романом: «Подросток», в котором: «Подросток, несомненно, жертва и отчасти отражение социального и семейного беспорядка, царящего в обществе; при всех благородных свойствах его натуры, беспорядок проникает и в его психику, создавая известный сумбур и порождая противоречивые реакции».
В середине 1860-х годов слово «подросток» закрепляется в языке, появляясь в Толковом словаре живого великорусского языка Вл.Даля, где означает мальчика или девочку в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, находящихся на подросте, почти на возрасте, то есть на последней остановке перед ростом. Однако наделение понятия «подросток» особым психологическим и социальным значением произошло уже в XX веке.
Однако является большим заблуждением родителей считать, что в подростковом возрасте, который начинается с 11-12 лет, ничего нельзя изменить. Нельзя забывать, что подростки - это ещё дети, которые сильно стремятся к самостоятельности и пытаются вести себя независимо, но которые нуждаются в своих родителях не менее чем раньше. Подростковый возраст является очень важным для формирования личности каждого ребёнка. Что же касается трудностей и проблем воспитания, то их надо не бояться, а учитывать и разрешать с Божьей помощью. В этом возрасте дети особенно нуждаются в любви со стороны родителей, в той любви, которая не ставит никаких условий и проявляется к реальному ребенку, т.е. к такому, какой он есть на самом деле. Семья, родительские заботы и родительское приятие подростка должны стать той притягивающей силой, которая будет вести ребенка к домашнему очагу со всеми его нуждами и проблемами. А проблем и трудностей в этом возрасте очень, много. Родители должны строить свои отношения с подростком и его воспитание, исходя из учета и понимания следующих трудностей:
Это период стремления детей к независимости при их неготовности быть независимыми и при большой их потребности в любви со стороны родителей (они уже не дети, не хотят быть детьми, а взрослыми еще быть не могут, хотя и считают себя таковыми).
Это время столкновения с суровой действительностью, когда все наставления родителей проверяются на практике, когда подростки проходят период сомнений, исследования духовных ценностей, их ревизию и проверку. При этом родителям надо не отвергать ребенка, а помочь ему пройти этот важный рубеж, помочь одержать победу духовных ценностей, чтобы достойно перейти мост из детства во взрослую жизнь.
Это время поиска признания и проявления себя как личности, это время формирования индивидуальности, когда родители должны помочь детям правильно оценить себя, увидеть сильные и компенсировать слабые стороны, явить ребенку во всей полноте свое признание и любовь. Время эмоциональных взлетов и падений, время планов и мечтаний, время первых влюбленностей, время идеализма и столкновения с реальностью, когда родители должны научиться понимать внутренний мир ребенка и ограждать своим участием от депрессий, способствовать тому, чтобы ребенок приплывал к берегу положительных эмоций.
Это время конформизма, когда общество и греховный мир чрезвычайно сильно давят на сознание подростка, когда подросток делает так, как все. Это тот период, когда подросток во всем хочет походить на других (в мышлении, в идеях, в моде, в манере общения и поведения, в поступках и т. д.), когда общество давит на всех, вынуждая приспосабливаться к групповым и общепринятым стандартам и вынуждая подростка в противостоянии миру отстаивать свою точку зрения. При этом сила прежнего воспитания, любви и авторитета родителей и духовных наставников должна быть больше силы греха, а это возможно только с помощью Господа. В это время, подражая греховному миру, подростки пытаются доказать всем, что они независимы христианская семья от родителей «как все», а родители своей любовью, силой Божьей любви и веры, молитвами, должны противостоять греховному миру, долготерпеть и не оставлять детей один на один с греховным миром. Время неадекватного восприятия, и к этому периоду родители должны подготовить ребенка и объяснить, что это временное явление.
Подрост – молодое поколение леса, способное в будущем войти в верхний ярус и занять место старого древостоя, под пологом которого оно выросло. После зимнего сна и оцепенения зачатки новой жизни у растения кроются в семени, которое сохранило свою жизненность под защитой почвы и толстого покрова снега. Пригреет весеннее солнце, - и на каждом свободном клочке земли выглянет зеленый росток. При помощи лупы узнаем небольшое зачаточное растение, молодой росток, состоящий из стебелька с листьями и корешка. Этот росток. Семя, попадая в благоприятную среду, в которой оно находит достаточно влаги, начинает набухать. Оно всасывает воду с огромной силой.
В результате в клетках проростка возникает давление, поддерживая их во «вздутом» состоянии. В ботанике это называют тургор (в переводе с латинского «вздутие», «наполнение»). И именно благодаря тургору - давлению жидкости в клетках растения, - растения могут быстро двигаться. Например, цепляться своими усиками за опору, как делает горох и другие лазающие растения. Это огромное давление и позволяет ростку преодолевать толщу земли, просто взламывая на пути все препятствия, а корешкам пробиваться сквозь твердую землю и даже камни.
«Ему должно расти, - говорит Иоанн, - а мне умаляться» - /Иоан. 3.30/. Он признает крайне правильным и необходимым то, чтобы вес и влияние Христа росли, а его собственные — уменьшались: «Ему должно расти, а мне умаляться». Если их уже сейчас огорчает растущее влияние Господа Иисуса, то в дальнейшем у них будет появляться все больше и больше поводов для огорчений, как это бывает с теми, кто завидует и склонен соперничать. Иоанн говорит о росте Христа и собственном умалении как о том, что не только необходимо и неизбежно, чего невозможно удержать и поэтому надо поддерживать, но и в высшей степени справедливо и приемлемо, доставляет ему полное удовлетворение.
Его очень радовало, когда он видел, как Царство Христа набирало силу: «Ему должно расти». Вы думаете, что Он уже многого достиг, но это еще ничто в сравнении с тем, чего Он достигнет». Царство Христа является растущим и будет далее расти, его можно уподобить свету утреннему, зерну горчичному. Его нисколько не огорчало то, что следствием этого роста было уменьшение его собственного влияния: мне должно умаляться. Совершенства сотворенных существ подчиняются этому закону: они должны умаляться. И видел предел всякого совершенства.
Во-первых, сияние славы Христа затмевает блеск всей иной славы. Слава, вступающая в соперничество со Христом, слава мирская и плотская, умаляется и отступает в душе человека по мере того, как в ней возрастают и укореняются познание Христа и любовь к Нему; здесь, однако, говорится о подчинении Ему. По мере того как свет наступающего утра становится все более ярким, свет утренней звезды становится все более тусклым.
«Для разума нет исхода.
Но духу ему наперекор
И в безднах чует росток
Неведомые всходы» - /М.Волошин/
Вывод: Семя всасывает воду с огромной силой, и растения начинает быстро двигаться. «А когда подрос, - пишет И.Гончаров «Обрыв», - узнал, что значит призвание - хотел одного искусства и больше ничего, - мне показали, в каких черных руках оно держится».
Переходный возраст, подростковый период – время очень непростое как для родителей, так и для самих детей. И пережить его можно, только если запастись любовью, уважением и пониманием.
Почему переходный возраст является наиболее трудным периодом в жизни ребенка и в чем его особенности? Время, когда дети становятся подростками.
Подросток взрослеет и начинает самоутверждаться, и это нормально, но делает это часто совершенно неправильными методами, через непослушание, хамство, свержение авторитетов и норм поведения.
«Характер подростка опасная смесь мечтательности, амбициозности с полной неуверенностью в себе».
Когда подросток уходит из дома, или связывается с плохой компанией, он ищет того, что ему не хватало в семье. Любви, понимания и уважения. И еще, может быть, авторитета старшего. И даже когда он попадает в молодежную банду, он может получить там замену всему этому. Там его понимают, не относятся к нему как к маленькому, уважают, он имеет свое дело в новой «семье», и он видит пример для подражания в лице старших товарищей. Они в «авторитете» и они ведут его за собой.
Задача родителей создать в семье такие условия, чтобы подростку не хотелось убежать «на страну далече» и искать чего-то вне дома. Он должен почувствовать, что его семья дает ему поддержку, заботу и понимание. Нужно дать понять подростку, что мы очень переживаем за него, что родительская обеспокоенность вызвана любовью и неравнодушием к нему.
«Критика друзей, музыкальных предпочтений, внешнего вида со стороны родителей только отталкивает ребенка, - поясняет пастырь Владимир Пархоменко. Концентрируясь на внешнем, старшие упускают из виду самое важное — духовное и психологическое состояние подростка. Подростковый возраст - это колоссально напряженный период. Много переживаний по поводу отношений со сверстниками, учителями, первые влюбленности. И это напряжение, прежде всего, касается душевной жизни. Если эта жизнь родителей не интересует, если все общение сводится к вопросам: «Ты поел?» и «Что получил по алгебре?» ребенок будет внутренне уходить от родителей все дальше. Конечно, знать, чем живет и о чем переживает ребенок, нужно не только в подростковый период, но в период взросления ребенка это особенно важно, даже если бывает трудно установить душевный контакт. Нередко бывает, что подростки становятся «колючими», и родители оставляют попытки до них «достучаться». Это неправильно. Если дети будут видеть, что старшим не все равно, что у них в жизни происходит, они будут делиться, рассказывать о своих переживаниях. При этом важно не забывать: родитель — это тот, кто обеспечивает ребенку чувство безопасности, кто защищает. И эту родительскую защиту дети должны чувствовать всегда».
Если подросток начинает чувствовать, что вера является в жизни его старших близких чем-то внешним, он, будучи максималистом, не может этого принять. Он будет отвергать такое отношение, но зачастую вследствие этого отвергать и церковную жизнь. Но если вера является в жизни взрослых тем, что эту жизнь определяет, их дети проходят испытание подростковыми кризисами совсем.
«Сегодня очень, много одиноких мам, которые «рожали ребенка для себя». И эта изначально неправильная установка - «для себя» - потом сохраняется и ведет к трагическим последствиям, — говорит отец Ярослав. — Если ребенок принимает такое положение вещей, то мы узнаем его позже в инфантильном взрослом. Выросшие послушные дети, рожденные мамами «для себя», очень часто так и остаются при маме и в 40, и в 50 лет. Они не умеют брать на себя ответственность за свою жизнь, не способны создать собственные семьи. Зачастую отношения в таких парах «мать — взрослый ребенок» очень тяжелые, и это большая проблема.
Задача взрослого - подготовить ребенка к самостоятельной жизни и отпустить. Это многим родителям оказывается не под силу, и в церковной среде тоже такие примеры есть. Как эту установку изменить? Понять, что наш Бог так с нами не поступает. Он, будучи Отцом, нас отпускает. Он дает нам свободу. Да, иногда мы реализуем ее неправильно. Мы грешим, падаем, снова возвращаемся к Нему уже с опытом трагических ошибок. Но мы все-таки свободны. Только любовь может дать свободу. Если родитель не отпускает ребенка, это значит, что он его не любит. Это чистый эгоизм, гордыня и маловерие. Убежденность, что никто лучше нас не знает, что для наших детей будет лучше, дорого обходится и нам, и нашим детям».
«Очень важно, чтобы у подростка были созидательные увлечения, - дополняет пастырь Владимир. Увлеченность какой-то идеей, делом - это одно из лучших средств, чтобы подростка «не заносило».
Подростковый возраст — время, когда на первое место для ребенка выходит мнение окружения. Поэтому хорошо бы до наступления этого этапа обеспечить ему благоприятную среду. Если ребенок общается со сверстниками, в семьях которых важны те же ценности, что и для него, он не будет чувствовать себя белой вороной. Быть «не своим» — очень дискомфортное состояние для подростка, и оно часто порождает импульсивные поступки. Ему важно быть своим в коллективе. Чувство сопричастности общему делу и общим ценностям, принятие кругом единомышленников может стать спасательным кругом в период подростковых бурь.
Писание повелевает: «Юношей также увещевай быть целомудренными» - /Тит.2.6/. Для сохранения целомудрия и чистоты подросткам важно иметь правильную самооценку и чувство собственного достоинства, осознавать себя уникальной личностью, которая не меняет свое достоинство, и целомудрие на беспорядочное удовлетворение похотей плоти. Сдерживающей силой будет являться постоянный пример нравственной жизни родителей, которые любят друг друга и верны друг другу; примеры из жизни других пар, сохранивших чистоту отношений до брака. Родителям необходимо занять своих детей достойным делом: трудом, учебой, занятиями в кружках, чтобы они не направляли свои усилия в сторону развлечений, порнографии, плохих сообществ, которые «развращают добрые нравы» /1Кор.15.33/.

Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 139 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Последствия горького корня - Николай Николаевич
Обида — это когда человек делает из себя жертву. Жертвой на Кресте Голгофы стал Иисус Христос. Не «отнимай» у Христа Его Жертвы. Некоторые из вас пытались это сделать, но только навредили себе и другим.

Идол труда - Александр Грайцер

Не бойтесь убивающих тело - Николай Николаевич
«Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Рим.10:8-13)

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Г.С.Сковорода Брань архистратига Михаила с сатаной - Viktor но не Победитель

Поэзия :
Лиш Христу хочу служить - Ольга Назарова

Теология :
Священство Аарона - Павленко Наташа
Автор: Павленко Сергей Глава из книги "Дорога за Иордан"

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100