Для ТЕБЯ - христианская газета

Старцы современности
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Старцы современности



«Перед лицем седого вставай и почти лицо старца, и бойся Бога твоего» -/Лев.19.32/. Библия учит хорошим манерам и обязывает воздавать почести тем, кто их заслуживает.
«Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» - /Тит.2.2/. Пожилые христиане должны во всем вести себя в соответствии с христианским учением. Чтобы старцы были бдительны... умеренны. Они не должны воображать, что физические немощи, присущие их возрасту, могут как-то оправдать их беспорядочность или невоздержанность; они во всем должны соблюдать меру как ради собственного здоровья, так и для того, чтобы быть в состоянии дать совет молодым и быть для них примером. Степенны: легкомыслие неприлично всем, а старым в особенности; они должны быть спокойными и уравновешенными, серьезными в своей одежде, в речи и поведении; как не подобает их возрасту броская, яркая одежда, легкомыслие и пустота в поведении! Целомудренны, то есть благоразумны, умеющие хорошо управлять собой.
Здравы в вере, то есть искренние и твердые в вере, преданные истине Евангелия. Тот, кто достиг полноты лет, должен быть исполнен благодати и благости, его внутренний человек должен все более и более обновляться, по мере того как внешний человек тлеет. В любви. Любовь очень удачно объединяется здесь с верой, которая действует любовью и должна проявляться в любви, в любви к Богу и к человеку. Любовь должна быть искренней, без притворства: любовь к Богу ради Его самого и любовь к людям ради Бога. Любовь к людям как к таковым и любовь к святым как к дивным на земле, к кому должно быть все наше желание; любовь во всякое время, как в бедственное, так и в благополучное. В терпении. Старые люди склонны к сварливости, раздражительности, вспыльчивости, поэтому они должны стоять на страже против этих немощей и искушений. Вера, любовь и терпение — три главных христианских добродетели, быть здравым в них — это уже почти совершенство. «Первый симптом старения – любовь жизни»
«Старец представляет связь между происшествиями настоящими и будущими, равно как оно же пожинают его плоды, которые вкусны, бывают только в совершенной зрелости». «У каждого есть свой остров Святой Елены, - пишет Элиза Ожешко, - и этот остров — старость». «Нет ничего сильнее старости» - /Г.Богослов/. Сравнение старости с силой имеет глубокий смысл».
«Старость есть старость, от неё не уйдёшь. Зато убежать можно!» - /Н.Дивавин/.
«Желаний не стало, старость настала». «И ещё я, - пишет А.Кристи, - вот что хочу сказать: «Не слушайте тех, кто станет вас уверять, что в старости человека ничто не радует. Не верьте им. В семьдесят два года жизнь тоже прекрасна, она не менее хороша, чем в молодости. Вот и сегодня я счастлива, так счастлива, что сильнее просто невозможно».
«Когда люди стареют, но всё равно нельзя, невозможно не испытывать к ним жалости, к человеку, когда он стар - заметил Томми. Томми не стал спорить. Таппенс однажды дала ему серьезный наказ: «Если кто-то в возрасте старше шестидесяти пяти лет находит у тебя недостатки, - сказала она, - никогда не спорь. Никогда не пытайся отстаивать свою правоту. Сразу же извинись и скажи, что ты виноват и очень сожалеешь, и больше никогда этого не сделаешь».
«Когда расцвет сменяется увяданием, вы стары. А уж если стары. То возраст не имеет никакого значения. Старик всегда умел выбирать отменный товар». «Не забывайте, старики, хотя их и считают неспособными к энергичным действиям, тем не менее, обладают обширным опытом».
«Нет сил и мыслей, лень и вялость, А мир темнее и тесней, И старит нас не столько старость, Как наши страхи перед ней» - /И. Губерман/.
Стареть – вовсе не значит деградировать. Это может означать становиться более зрелым, верным, предприимчивым, утверждённым, щедрым, довольным, приближаясь к концу жизни. «Пожилые люди становятся исследователями» - сказал писатель Т.Элиот. Всем известно выражение: «Старики разбойники». Проживать впустую свои последние годы – значит, красть у самих себя дни жизни, возможно, являющиеся лучшими, а также лишать церковь даров, ниспосланных Богом для её процветания. Нас всё ещё ждут новое служение и новые победы. У некоторых пожилых людей, возможно, уже нет сил или склонности к руководству, но они могут стать неоценимыми советниками нового поколения лидеров.
Джона Уэсли спросили однажды, чтобы он сделал, если бы узнал, что ему осталось жить совсем, немного. Он ответил: «Я бы провёл всё это время с молодыми братьями вплоть до того момента, когда мой дух возвратиться к Тому, Кто дал его». Псалмопевец также желал передать своё понимание Господа другим, и поэтому молился: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему» - /Пс.70.18/. Будем готовы к тому, чтобы Бог употребил нас для обогащения чьей-то жизни. Возможно, самый значительный наш труд заключается в передачи нашего понимания Бога другим.
«Забыть пожилых – значит отвергнуть мудрость». «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; всякую повесть Божественную люби слушать всякую священную повесть, возжелай слышать, и притчи разума да не убежит от тебя разумные да не ускользают от тебя» - /Сир.6.35/.
«Обыкновенно думают, что самые обычные консерваторы - это старики, а новаторы - это молодые люди. Это не совсем справедливо. Самые обычные консерваторы - это молодые люди. Молодые люди, которым хочется жить, но которые не думают и не имеют времени подумать о том, как надо жить. И которые поэтому избирают себе за образец ту жизнь, которая была. Хозяин-старик тоже думал, что не следовало ехать, но он уже уговаривал остаться, его не послушали. Больше просить нечего. «Может, я от старости так робею, а они доедут, - думал он.— Да и по крайности спать ляжем вовремя. Без хлопот» - /Л.Толстой/.
«Нет старости для людей с живой душой и разумом, людей, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Мозг, мысль имеют счастливую способность, обрастая опытом, закаляться и крепнуть с годами, и мудрость приходит поздно. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума» - /Г.Серебрякова/.
«Праведники и в старости плодовиты, сочны и свежи» - /Пс.91.15/. Им обещано, что они будут плодовиты и в старости. Другие деревья, становясь старыми, перестают плодоносить, а насаждения Божьи не теряют силы благодати, лишаясь природной силы. Иногда последние дни святых являются их наилучшими днями, а их последние дела — наилучшими делами. Это, безусловно, показывает, что они в правильном положении; постоянство — твердое доказательство искренности.
«Ибо не долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь возраст старости» - /Прем.4.8.9/. Старость ведёт к мудрости и является её «материальным основанием».
«Старость есть самая неожиданная из всех вещей, - пишет Лев Троцкий, которые случаются с человеком».
«Старость, когда она ещё только наступает, - пишет Ю.Нагибин, - не охватывает всего существования человека. Она - в утреннем пробуждении: до чего же трудно вставать и вновь впрягаться в телегу жизни; в исходе вечера – уже ни на что нет сил, и постель соблазнительнее всех радостей мира; она настигает иной раз и в разгаре дневной суеты, будто кончился завод. В остальное время чувствуешь себя бодро, легко и уверенно, как в лучшую пору молодости. Старческий эгоизм – это самозащита; изживший свою суть человек непрочен и нестоек, может рассыпаться в прах и от слабого дуновения»
В наши дни появилось настоящее духовное искушение (или даже болезнь) – мода на паломничества к старцам. Что сталкивался с тем, что «страсть по старцам» рождается из-за дурного недоверия к священству. Это распространено особенно среди людей, которые не читавшие духовной литературы, а только слышали где-то что-то молодые люди, и давай поедем. Они строят идеальные представления о духовной жизни и хотят чего-то «самого высокого», и церковь на местах их перестает удовлетворять.
Тогда такой священник, даже может быть иногда и невольно, действительно становится своего рода брендом. И его слова перетолковываются, его слова разносятся, его именем запечатлеваются всевозможные действия других людей. «А вот наш батюшка так сказал…», и даже в Патерике описан случай, когда к одному очень известному духовнику, очень известному старцу пришли люди с тем, чтобы с ним побеседовать, чтобы от него узнать что-то такое важное и серьёзное.
И вдруг старец их не принимает, этих людей. И келейник его спрашивает: «Отче, почему? Ты всегда открыт для всех, к тебе приходят многие люди, ты каждому уделяешь внимание и любовь. Почему этим людям ты не хочешь уделить любовь? почему ты не хочешь ответить на их вопросы? почему ты им не хочешь послужить?». А старец говорит: «Эти люди - торговцы». Торговцы не в смысле их профессии, а в том смысле, что они пришли за тем, чтобы, услышав от старца некое премудрое слово, начать этим словом торговать, разносить его по разным местам: «а мне старец сказал…, а мне вот что старец сказал».
То есть получается так, что уже сам человек свой собственный личный авторитет, свою личную духовную жизнь как бы умножает на авторитет старца и тем самым возвеличивается в своих собственных глазах. Ну и после этого, конечно, следует такое. «Вода, освящённая в нашем храме, самая святая, причастие, которое я получаю из рук «моего» батюшки, самое благодатное. Исповедь у нашего духовника… — я услышал такое слово: «духовник наш (на исповеди), как пылесос», грехи вытягивает, как пылесос.
«У них там «старцы» как депутаты –авторитеты с ума палатой» - /Н.Бернацкий/. «И далеко не каждый старик есть старец». Отсутствие четкой регламентации породило множество проблем и для обыкновенных людей, и для иерархов Церкви. На звание старца, не защищенное ни церковным, ни светским правом, постоянно покушаются всевозможные аферисты. Зачастую старцами объявляют себя основатели сект. Старческое служение — благодатный дар, но под «старческой внешностью» нередко скрываются шарлатаны или, же люди, находящиеся в прелести. Как отличить истинного старца от фальшивого? Слабое знание основ православного вероучения, желание получить немедленный результат без сложной, трудной духовной работы увлекают верующих в псевдоправославный оккультизм.
Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью пишет: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований». «Советы старых людей – как зимнее солнце, - пишет Л.Вовенарг, - светят да не греют».
Настоящий старец, даже если и обладает даром прозрения, не показывает его, скрывает, боясь тщеславия. Старец отличается от лжестарца смирением так же, как целомудренная девица от проститутки. Он прячется от людей, никогда не изобразит из себя ни прозорливца, ни чудотворца, бесов на публике изгонять не будет! Старец, конечно, должен быть умным человеком. Великие святые писали о некоторых даже действительно святых, но не имеющих достаточного духовного опыта подвижниках: «Свят, да не искусен». Бывают такие «взрослые дети», которые могут давать неудачные советы. Еще один признак - старцами становились после десятков лет безвестности.
. Хотя старчество понятие не возрастное, думаю, что он должен иметь достаточный духовный опыт, который приобретается едва ли ранее 50 лет. Старцы могут творить чудеса, хотя тщательно скрывают это. Но судить о святости человека по совершаемым им чудесам, по мнению профессора Осипова, нельзя. Напротив, по святости человека нужно судить о святости его чудес. Чудо, когда оно от Бога, дает толчок к обращению от греховной жизни, пробуждению молчащей совести. Другого смысла у чудес нет и быть не может. К сожалению, об этом часто забывают.
«Ибо Он навел на них народ издалека, народ наглый и иноязычный, ибо не устыдились старца» - /Вар.4.15/.
«Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду» - /Иов.32.9/. Просвещенный от Духа Божия по слову Божию может и другим дать совет. А старчество мыслится именно как иметь доброго старшего товарища, советника. А из него сделали и кормушку для этих старцев, и путь к безумной канонизации их, и вырастили племя совершенно безмозглых прихожан, которые шагу не могут шагнуть без этих неразумных, непросвещенных Словом Божиим старцев.
Лезут в такие старцы очень охотно молодые, зеленые, желторотые, но чрезвычайно надменные и гордые, не канонично, до 30-летнего возраста возведенные в сан пресвитера и в игумена – недоросли советские. Водимый Духом Божиим востребован Богом.
«Те старцы, которые принимают на себя роль... Употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия. Старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований. Да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими.
Страшное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно. А люди, – начитавшись книжек о древнем старчестве, об Оптиной, как там приходили за наставлением, или, увлекаясь всеобщей рекламой старчества, – находятся в состоянии иллюзии, не видя того, что это все не то, что было раньше; что то, что есть сейчас – это все подделка и бесовский обман. Но они, по причине своей духовной слепоты, не могут этого различить. И смотрят на этих лже-старцев, и относятся к ним, как язычники к своим языческим оракулам. Но когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны…. Все мимоходящие, т.е. бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а, в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении. Подчинены страстям своим, исполняют волю бесов. И многие думали проходить послушание, а на самом деле оказалось, что они исполняли свои прихоти, были увлечены разгорячением. Счастлив тот, кто в старости своей успеет уронить слезу покаяния на увлечения юности своей. О слепых вождях и водимых ими сказал Господь: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» - /Мат.15.14/.
Современные люди хотят, чтобы они сразу узнали волю Божию, от современного старца, как от языческого оракула, и поступали в соответствии с Нею. Но при этом, они думают, что Бог им должен дать такое жительство, какое они себе, примерно, нарисовали в своем уме. – Бесскорбную, счастливую жизнь. И что воля Божия должна касаться только их внешних обстоятельств жизни.
Вывод из всего вышеизложенного можно сделать один – «страсть по старцам», как и всякая страсть разрушительна, она ведет к разделениям, расколам, не строениям. Потому будем любить, почитать старцев, смиряться и благоговеть перед ними, почитать их память, но более всего будем смиряться перед Господом, никем и ничем не будем заслонять Его святого лика. Будем бояться духовных подмен – самого главного искушения нашего времени.

Источники: Библия.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 1854 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

122.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное Писание. Глава 18. Текст 63-65. - Наталия Маркова

Изолью от Духа Моего - Николай Николаевич

Христианство — не имеющее силы — не христианство - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Проповеди :
Как правильно шибболет или сибболет? - Эрик

Для детей :
поэт-лирик крокодил - Михаил Панферов

Поэзия :
Осенняя Мечта - ANDJI NISHARIM

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100