Книга Судей Израилевых Глава 12/1-6
1Ефремляне собрались и перешли в Севину и сказали Иеффаю: для чего ты ходил воевать с Аммонитянами, а нас не позвал с собою? мы сожжем дом твой огнем и с тобою вместе. 2Иеффай сказал им: я и народ мой имели с Аммонитянами сильную ссору; я звал вас, но вы не спасли меня от руки их; 3видя, что ты не спасаешь меня, я подверг опасности жизнь мою и пошел на Аммонитян, и предал их Господь в руки мои; зачем же вы пришли ныне воевать со мною? 4И собрал Иеффай всех жителей Галаадских и сразился с Ефремлянами, и побили жители Галаадские Ефремлян, говоря: вы беглецы Ефремовы, Галаад же среди Ефрема и среди Манассии. 5И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: "позвольте мне переправиться", то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. 6Они говорили ему "скажи: шибболет", а он говорил: "сибболет", и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, заколали у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи.
История из книги, которая является частью Ветхого Завета… Сколько времени иду по пути, и все время для меня остается актуальным вопрос. Зачем именно эта история оставлена в Библии на все времена, являясь Словом Божьим, которое неизменно? Что я должен почерпнуть из этой истории? Что для меня станет крайне необходимым, жизненно важным, большим чем лекарство?
Ефрем и Галаад, Ефремляне и Галаадитяне… Исторических очерков на эту тему очень много, пересказывать их даже вкратце не имеет смысла. Любой словарь вам вполне ответит на все поставленные вопросы.
Поэтому коротко самая суть. Сильная ссора фактически по совершенно нелепой причине между родами привела к столкновению, во время которой одна из сторон, Ефремляне были разбиты и вынуждены были отступать. Вторая группа участников конфликта- Галаадитяне перехватив переправу через реку решили окончательно наказать Ефремлян способом который впоследствии стал классикой на все времена! Бегущим Ефремлянам предлагалось произнести простую фразу: «Можно мне пересечь поток?» Слово поток по еврейски звучит как «шибболет». Поскольку в ефремском еврейском наречии не было буквы «ш», то произношение немедленно выдавало происхождение и человека убивали. В тот день погибло 42000 ефремлян которые не смогли правильно выговорить слово «шиболлет»! Впоследствии это слово и такой способ проверки на соответствие стало нарицательным и стал обозначать особенность, некое особенное правило или особенное негласное условие, которое заставляют выполнить другого человека.
Для того, чтобы извлечь из записанного урок для себя обозначим несложные ключевые ориентиры, которые применим в рассуждении.
Итак, речь в этой истории идет о том, как грех, неуемное желание своего «я» и философия плоти неизменно приводит к ссоре ко взаимному истреблению и даже в среде братьев! И в этом смысл того, что эта история на все времена и Апостол Павел это подтверждает словами Нового Завета: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти!»
Что же привело к тому что события развернулись именно по самому драматичному сценарию братоубийственной войны?
Сильная ссора и непримиримость всех сторон, то есть обеих сторон (а это значит явное присутствие греха в отношениях между всеми этими людьми). В итоге на перехваченной переправе, прозвучит требование выполнить определенное условие, которое если не исполнить будет стоить человеку жизни. Это особое условие стоило жизни 42000 человек, фактически это братья.
Оба момента недопустимы в среде верующих людей, но тем не менее происходят. Ответ на вопрос почему? и является посланием и предостережением в будущее до сего дня, вот почему Бог записал и сохранил эту историю.
Ну а теперь сразу за экономией времени перейдем к полезной для каждого информации к размышлению.
Давайте сначала рассмотрим позицию Ефремлян. Ефремляне были верующими людьми. Они знали заповеди Божьи, знали предостережения слов Божьих об опасности проявлений гнева, недопустимости ссор в среде братьев, они все это прекрасно знали и все это они проигнорировали. Игнорирование заповеди и следование собственным ориентирам лишает поступки людей достойных мотивов. Зная об этом, Ефремляне выбрали идеалы плоти. А дальше взыграла гордость. Им очень захотелось числиться в списке победителей в серьезном деле. Им захотелось встать во главу угла и так должно было быть по их версии в любом случае! Они родовые, потомственные, настоящие, истинные, да они от самого Иосифа в конце концов по происхождению! Они полноценное колено! Только они должны возглавлять всю историю в регионе! И любые другие варианты их просто раздражали до уровня злости. Тот факт, что какой то безродный парень с улицы (да кто он такой, порядки свои выставлять!), не то чтобы даже не предложил, не попросил, а даже не посчитал необходимым хотя бы поставить в курс! Сам взял и пошел! Как такие дела могут вообще происходить без нас да еще и на нашей территории?!
Теперь поставим себя на место Иеффая. Он был тоже верующим человеком и прекрасно знал заповеди Господа. Еще одна отличительная его черта, это то, что ему вообще не было особого интереса, участвовать ни в чем. Тем более его мало волновала тема исключительности Ефремлян, и даже более того, лично Иеффая не интересовали проблемы Галааадитян! И вообще не он начинал эту войну, и его вообщем не интересовали никакие почетные места и все остальное. Но когда старейшины Галаада пришли к нему за помощью, он однозначно их попрекнул за «прекрасное» к нему отношение в прошлом и поставил условие, чтобы в следующий раз его снова не вышвырнули как собаку которая больше не нужна. В итоге он одержал победу, добился своего и вернулся назад с войны в качестве победителя. Далее столкнувшись с непониманием и агрессией, он вынужден был поставить на место разбушевавшееся колено Ефремово.
Это все мы можем понять если поставим себя на место каждой из сторон.
Но что в этой истории было однозначно плохо и со стороны Ефремлян, и со стороны людей Иеффая?! Грех гордости и обида! Это то, что просто делало эти две группы людей слепыми в своей мести и желании только своего!
На самом деле и те и другие повели себя более чем ужасно.
Ефремлянам не стоило вообще задираться. Все это время сидели терпели врага, и никто на войну чего то прям так уж сильно не собирался, все только пустые разговоры вокруг да около. На самом деле их звали, но они вели себя как надутые дети, которые сидят по разные стороны улицы. Почему они дулись. Человек не из их конторы хотел возглавить движение, пойти под его знаменами раздражало. Пусть идет, а мы посмотрим чем кончится без нас! Но этот другой, не из их верующего клана, пошел сам и одержал победу и еще вернулся живой и невредимый! И товарищи Ефремляне окончательно обиделись! Потому что в принципе обошлись без них!
Со стороны Иеффая, тоже греха хватило за край. Какой был смысл убивать уже разгромленных и побежденных людей, тем более оступившихся братьев?! Они уже и так сполна поплатились за свою глупость! При этом был применен заранее неисполнимый вариант - требование произнести слово «шибболет» по еврейски «колос», «поток». Люди Иеффая очень хорошо знали, что у Ефремлян с произношением проблемы, и зная об этом коварно спланировали акцию наказания. Ну а теперь вдумайтесь в цифру погибших в том эпизоде! Оправдывало ли любое нанесенное оскорбление или пусть даже самая сильная ссора такое количество пораженных людей? Ответ, думаю очевиден. Конечно же нет.
Был и еще один тяжелый нюанс. Это прямое нарушение требований Слов Бога обеими сторонами! В то время как Бог всегда запрещал воевать с братьями, и запрещал любые действия в этом направлении, обе стороны встали на путь взаимного истребления внутри Израиля Божия!
Итак, если подвести итоги сказанному, то общий знаменатель- грех гордости, гордость плоти, личные обиды, внутренняя непримиримость и прямой отказа иот выполнения заповедей Божьих всегда приводит к очень страшным вещам в том числе и в среде верующих людей без исключения!
Теперь поговорим о явлении которое на всех языках мира давно стало нарицательным и так и называется «шиболлет».
В любом человеческом сообществе, на важно каком, будт то рабочий коллектив, национальное общество или организация людей до сих пор существует один невидимый устав, свод негласных правил, свои негласные правила как говорят своя мафия! Это и есть «шибболет»! Есть устав, правила, законы, есть внешняя, так сказать официальная обложка, и есть негласный шиболлет. Так у нас заведено, так принято, так нужно, так все делают, так мы делаем!
Требования к другим людям собственного изобретения. Хитроумно придуманное, человеческое. Навязывание своего собственного учения, формы, подчинение, желание власти над человеком через прокрустово ложе. Тебе нужно место под солнцем, нужно чтобы все считали тебя своим? Тебе нужно в жизни пройти переправу, переплыть благополучно реку жизни? Выполни то что требует шибболет и все будет нормально. Не будешь делать как все - заклюют, будешь белой вороной, начнут выживать и в итоге выживут! Шибболет правит бал везде. Хочешь войти в наше общество, чтобы начальника к тебе ласковый был, выучи, вызубри шибболет! Где то надо подлизаться, подлижись, где то надо прогнуться, прогнись, так надо! Где то надо вместе со всеми кого надо камешками побить, будь первым. Шеф сказал что нибудь, вообще детсадовскую вещь, не важно, надо громче всех засмеяться, чтобы шеф увидел какой он остроумный и какой ты тонкий ценитель его плоского армейского юмора. Шибболет великая вещь! Она бывших шоферов делает Папами Римскими, а абсолютных никто и ничто их замами! Если ты знаешь особое правило в этом обществе ты быстро крутанешься и заживешь долго и счастливо, у тебя все будет в шоколаде.
Многие заранее уже с детства учат своих детей не Библии, не английскому, и не науке, а именно этому. Учись сынок, надо будет переправляться по реке жизни, ты нигде не пропадешь, такие не тонут!
Мы все уверенны, что все перечисленное это философия мира сего, но с сожалению свой шибболет существует и во многих церквах, в среде верующих людей. В это трудно поверить и тем не менее… Есть Священное Писание, есть Библия, есть Дух Святой как самый лучший Водитель и Наставник. Но есть нечто другое, все тот же негласный свод правил. Он не является Священным Писанием, и не содержится в Священном Писании, но «люди от кого надо» настоятельно рекомендует его придерживаться. Тебе никогда не ответят внятно на вопрос на каком основании я должен исполнять этот шиболлет, придуманный неизвестно когда, неизвестно кем, но если ты не будешь его исполнять то у тебя будут проблемы однозначно.
Еще что интересно и тоже актуально до сего дня. В той этой истории есть один момент который прямо не бросается в глаза. Вообразите себе, 42000 человек пытались по одному и тому же сценарию и по одному и тому же маршруту перейти переправу! 42000! Сто не прошло, триста, пять тысяч, двадцать пять тысяч, тридцать тысяч…, и каждый кто шел на переправу следующий, тридцать пять тысяч четырехсотый, тридцать восемь тысяч двести пятьдесят первый, каждый последующий был уверен, что столько его единоплеменников не прошло, а вот он точно пройдет, и придя к переправе, первое что он делал, это начинал с вранья, а потом как и все произносил шепеляво и глупо «сибболет»!
Что изменилось в наше время со времен той драматичной переправы? Современные держатели религиозной переправы не столь дотошны и придирчивы как Галаадитяне. Придя в нынешние храмы достаточно просто соврать что ты христианин, особо проверять никто не будет, и добро пожаловать! Только выучи наши правила и ты верующий! Оденься как тебе сказали, пуговички не забудь застегнуть до уровня ушей, покрестись, причастись, денежку пожертвуй, и ты верующий, спасенный, Божий! Если ты знаешь куда поклониться, вызубрил что сказать, как сказать, что петь, и куда что поставить - ты христианин! Огромное количество людей вместо того, чтобы познать истину и истина сделала бы их свободными и от греха и от всего остального, пошли по этому пути и теперь свою духовную жизнь пытаются строить по ефремскому принципу. И впереди их ожидает та же смерть, как и те 42000, только смерть духовная гораздо более страшная… И никто как и тогда не задаст себе вопрос: Что больше? Библия или чья то воспаленная фантазия? Что важнее? Истина или предания? Когда то Христос произнес перед фарисеями горькую фразу, которая в последствии стала их осуждением: «Вы устранили Заповедь Божью преданием вашим!» «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены».
Переправа, вот в чем смысл. Когда она встает на пути, у тебя есть выбор! Как поступить? Поступить по истине или пытаться учить шиболлет? Что ты изберешь?
Знаменитый президент Франции Шарль де Голль любил говорить: «Избирай себе самый сложный путь, потому что на нем у тебя не будет конкурентов!» Бог больше этого человека, но Он тоже говорит: «Распаши себе новые нивы и не сей между тернами!» Говорят мудрость приходит с годами, но ко многим людям очень часто годы приходят одни… Бог лучший проводник в жизни, и Он говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». А дела плоти известны, они суть убийство.
Еще один момент мимо которого сегодня пройти не стоит, раз уж зашел разговор. Может не всем понравится и не все с ним согласятся в этом зале, и все таки осмелюсь высказать…
У каждого из нас, у каждого без исключения из здесь сидящих в собрании есть свой шибболет! Свой собственный, придуманный, убежденный, высосанный из пальца личный шибболет! У каждого из нас без исключения! И мы частенько хотим навязать его либо всем без разбора, либо тому несчастному кого несчастный случай свел с нами. И вот начинается: мы отводим жертву к переправе в сторонку и с серьезным видом начинаем говорить: «Ты знаешь, хочу дать тебе совет от Господа»… и понеслось… И горе тому человеку кто не может, не не хочет, а просто не может сделать то чего мы добиваемся от него. Мы уверенны, что сама Библия говорит через нас в этот момент. Так вот, можно смело сказать, что никакого отношения наши многочисленные и разноцветные шиболлеты к Священному Писанию, к нашей миссии и к заповедям от Бога не имеют, чтобы там, кто не говорил! Это наша плоть сердоболит! Это наша плоть позорно провалила свои собственные семейные отношения, но она четко знает какие отношения должны быть в чужих семьях. Это наша плоть абсолютно точно знает как надо воспитывать чужих детей, в то время как свои являются исключением. Это наша плоть точно знает, как надо лучше всех петь, но при этом даже павлин споет лучше. Это наша плоть всех учит и знает что кому надо и не надо, но сама по образованию отстает даже от современных учащихся ПТУ. Это наша плоть еле передвигается в духовной сфере потому что вес наших бревен настолько велик, что впору трактор ко многим вызывать, впрочем это бесполезно, потому что они никогда не расстанутся со своим спасительным бревном в глазу. Как Исаия точно пророчествовал: «На одном бревне плывут и священник и пророк!» Даже у этой категории святых людей сейчас появились свои собственные плавательные средства! Как нам нравится советовать всем подряд, как надо служить, где и сколько раз. Только мы очень не любим приводить статистические данные о плодах собственного служения, и наверное не зря, а так было бы что показать… Мне все время вспоминаются слова из притчи Христа: «А он же когда вышел, увидел друга своего который должен был ему 100 динариев и стал душить его!» Скажи шибболет, скажи! Иначе посажу в темницу пока не научишься, или задушу! А еще комедия, когда два шиболлетчика встречаются и начинают обсуждать чей шиболлет лучше столичный, деревенский, или еще чей более продвинутый?!
Бог спас нас, простил нам грехи, простил наши долги, простил нашу подлость, воровство, жестокость, ложь, низость, дешевые истерики, по мелочным причинам… И теперь было бы так замечательно, если бы в каждом начал жить человек рожденный заново. Бог ненавидит человеческие шибболеты. Давид говорит: «Как я люблю заповеди Твои, а вымыслы человеческие ненавижу!» Давайте избавляться от своих негласных выдуманных правил! Давайте не будем делать из своих скамеек прокрустово ложе, на которых так хочется подрезать чьи то ноги, руки, голову… Или наоборот растянуть как лагман чьи то косынки, рукава, воротники, выкинуть чью то сумку. В чем вина и грех и Ефрема и Галаада? Бог запрещает вести войну с братьями и сестрами. Можно конечно кому то эффектно врезать, а может быть даже и за дело, но я вас уверяю ни к чему хорошему это не приведет. Давайте избавляться от своих шиболлетов и двигаться все больше и больше навстречу Истине во Христе. Ну а тот, кто не захочет и будет продолжать ставить свои правила во главу угла, ну что ж, значит даже нет смысла снова перечитывать эту историю, пусть просто готовится к своему посещению, потому что каким судом судишь, тем же судом и судим будешь! Однажды, на точно такой же узкой переправе, в самый неудачный для тебя момент точно такой же бездарь начнет тебя же самого экзаменовать, точно также, только уже на своей дудке! Тогда и сразу станет понятным каким по счету ты будешь на этом мосту, первым или последним!
Вот такие размышления об этой древней истории, которую Бог продолжает считать актуальной и сохранил на страницах Священного Писания. Ну а считать ли ее просто историей или более чем современной темой к размышлению, это снов вопрос переправы - личный выбор каждого.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Эрик, спасибо! Я тоже противник человеческих шибболетов в христианстве и написал с Вами одинаковые две статьи. Они называются "Символы веры". Будет продолжение, предлагаю прочитать их. С уважением, Геннадий