«Настоящую истину невозможно усвоить в толпе, - пишет Генри-Фредерик Амиель, - для этого нужен личный контакт».
Что действительно означает «Истинно, и говорю вам (торжественную, уверенную или серьезную) истину. Поэтому обратите особое внимание!».
Истина – это соответствие мысли действительности, точное отражение реальности в наших суждениях. Речь идет о самом важном значение истины. В древнерусской мысли — истины как Истины с большой буквы. Такого рода Истиной для древнерусского книжника являлся вполне конкретный объект — Бог: Бог и есть Истина. У Афанасия Александрийского Бог отождествляется с Истиной, и в его полемике с Ариаднами Истиной является и Слово Бога, о чем он не устает повторять в своих антиарианских «Словах».
Истина и истинность высказываний имеют противоречивое положение и значение в жизни различных людей, общественных групп и общества в целом. Этот опыт очень богат. И в современном обществе ясно, что чем ближе человек или общество к истине и ориентации на истину, тем они успешнее в плане духовного роста. Спросить: а что такое духовный рост, без истины, а возможно ли такое? Некоторые думают, что возможно и говорят: да растут. По плоти – да. А в духовности – это вопрос. Исполнением ритуалов церкви, а кто их создал? Нужно исполнять заповеди Христа. А чтобы исполнять, нужно их слышать и знать, читая. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит…» - /Отк.2.7/, а не церковь.
Это выражается теперь хотя бы в положении и отношении к Богу. Бог – это наиболее близкая к поиску истин сфера общественной (в том числе – возрастающей) деятельности.
Неуклонно следовал истине, стремился к её достижению, следил за верностью истине в программах и других документах церкви, считал невозможным и вредным для христианина отступление от истины. Таким образом, истина была и осталась для него – высшим, она нужна и служит всем и всегда. Именно потому, что она – высшее.
Казалось бы, на этой успешной разработке концепции истины, построенной как материалистическая теория отражения, можно остановиться. В целом он понимает здесь истину в духе традиционного, идущего от Аристотеля, определения истины: «Истина есть соответствие мысли предмету», дополненной критерием практики. Но истина и практика пока скорее рядом работают друг с другом.
Идея блага народа одержимы и члены подпольного кружка в романе Ф.Достоевского «Бесы». Ради призрачной истины и призрачного добра они готовы прибегнуть к самым безнравственным средствам, включая убийство и самоубийство. Герои «Бесов» не просто злодеи, а теоретики преступления. По мнению одного из них, необходимо «систематической обличительной пропагандой беспрерывно ронять значение местной власти, произвести в селениях недоумение, зародить цинизм и скандалы, полное безверие, во что бы то ни было, жажду лучшего. Наконец действуя пожарами как средством народным по преимуществу, ввергнуть церковь в предписанный момент, даже в отчаяние. Вот путь христианской истины к всеобщему благу, предначертанный «бесноватыми» раскольными баптистами: раскол, раскол, как дрова раскалывают, чтобы лучше горели. Гореть можно и во вред.
Идея есть «истина». Идея, т.е. истина, как процесс. Ибо истина есть процесс — проходит в своем развитии три ступени: 1) жизнь; 2) процесс познания, включающий практику человека и технику; 3) ступень абсолютной идеи (т. е. полной истины).
Жизнь рождает мозг. В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине. Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через «практику».
«А истина не может противоречить сама себе». «У них есть ум, но очень неверный, он – что костёр из дерева сырого. Всегда в нём больше копоти, чем света, и нет тепла. Конечно, христиане добры, коль измерять обычной мерой, но доброты в них истинной не видно. Они не люди и не будут делать, что-либо даром, только за награду. Не малую, за вечное блаженство на небесах. И меньшего б не взяли. Им никого не жаль, мученьям вечным они обречь, готовы с лёгким сердцем всех грешников, - так Бог у них палач, что исполняет приговор безумный».
Но никогда не бывает «мудро» отламывать истину крошечными частями, – ради какой- либо человеческой перспективы или надежды.
«Размышляя над всей этой историей, я, - Шерлок Холмс, исходил из предпосылки, что истиной, какой бы невероятной она ни казалась, является то, что останется, если отбросить все невозможное. Не исключено, что это оставшееся допускает несколько объяснений. В таком случае необходимо проанализировать каждый вариант, пока не останется один, достаточно убедительный. Применим сейчас этот метод к нашему случаю».
«Истина не нужна была ему,- пишет А.Чехов, - и он не искал её, его совесть, околдованная пороком и ложью, спала или молчала; он, как чужой или нанятый с другой планеты, не участвовал в общей жизни людей, был равнодушен к их страданиям, идеям, религиям, знаниям, исканиям, борьбе. Он не сказал людям ни одного доброго слова, ни написал, ни одной полезной строчки. Не сделал людям ни на один грош, а только ел их хлеб, пил их вино. Жил их мыслями и, чтобы оправдать свою презренную, паразитную жизнь перед ними и самим собой, всегда старался придавать себе такой вид, как будто он выше и лучше их».
Это называется: «сквернили сами свои тела» - /Рим.1.25/ заменять истину Божию ложью. Идолы — это ложь, ибо они изображают Бога в телесном виде, тогда как Он является Духом.
Если пациент упорствует и не хочет подчиняться предписанному методу лечения, но сознательно делает то, что вредит ему, то нельзя обвинять врача в том, что он оставляет его как безнадежного. И те фатальные симптомы болезни, которые последуют в результате, надо ставить в вину не врачу, но самой болезни и безумию и своеволию пациента. «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным» - /Рим.1.26/, в них заключается вина. Те, кто бесчестил Бога, предаются тому, чтобы бесчестить самих себя. Нет большего рабства, которому может быть предан человек, чем рабство своим собственным похотям. Конкретные примеры их нечистых и постыдных страстей — противоестественные похоти, какими славились многие язычники. Ослепление их разума было вызвано сознательным отвращением их воли и сердца от Бога. Они не хотели ничего знать и не хотели ничего делать, кроме того, что им нравилось. Существует много людей, имеющих Бога в своем разуме, но не сохраняющих Его в нем, потому что это противоречит их похотям, не нравится им.
В ответ на их сознательное упорство в пренебрежении истиной, Бог предал их упорству в самых ужасных грехах, что названо здесь превратным умом. Превратный ум — это ум, лишенный здравого смысла и рассудительности, способности различать одно от другого.
Что предлагается для женщин замены естественного употребления, чтобы жить для себя - вибратор. Предлагают: «Пользуясь нашими советами, вы обеспечите себе безопасное удовольствие, разнообразите секс с вашим партнером. И помните, что лучший секс-партнер – это любимый человек, а секс-игрушка – всего лишь бездушная вещь, цель которой – дополнить вашу интимную жизнь. Он не заменит вам то - душевное тепло и любовь любимого спутника жизни. Многие женщины действительно любят свои вибраторы, но это просто личное предпочтение. Зависимость предполагает развитие толерантности, когда со временем требуется всё больше и больше стимулятора, чтобы получить тот же эффект. Поэтому, реклама рекомендуем иметь классический вибратор девушкам и женщинам любого возраста не только для удовольствия, но и для здоровья».
То, что в этих стихах запрещено родственниками, здесь определено словами «приближаться с тем, чтобы открыть наготу» - /Лев.18.6.
Тщательное и постоянное соблюдение Божьих постановлений является самым надежным средством, предохраняющим от заразы страшного греха. Чем больше мы вкушаем сладость и ощущаем силу святых постановлений, тем менее склонны к запретным удовольствиям греховных мерзких обычаев. Лишь Божья благодать сохранит нас, и эту благодать мы можем ожидать, лишь используя средства благодати. Бог никогда никого не предавал похотям собственного сердца, пока люди сами вначале не оставили Его и Его постановления.
Можно увидеть и понять, что человек может считаться нагим или неподобающе одетым (неприлично, вызывающе, нескромно) даже если он, немного одет во что-то.
Женщинам в Библии говорится, чтобы они были «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя. Греческое слово «одеяние» (katastoli) означает здесь сдержанность и скромность в одежде. Одежда в те времена, в основном состояла из длинной материи, нисходящей сверху вниз, то - есть представляла из себя платье или какой-то наряд. Слово «одеяние», здесь говорит /1Тим 2.9/ об одежде закрывающем наготу всего тела. Одежда, которая не закрывает наготу всего тела или тех частей тела, которые нужно прикрывать в приличном обществе, не является скромной.
Слово «стыдливость» (aydos) переводится и говорит о: наличие чувства стыда, скромности, о благородной и благочестивой стыдливости. Слово «целомудрие» (sofrosune) здесь же, означает: здравый ум, трезвость, сдержанность, разборчивость. Безграничная свобода приводит нас к греху и многие люди поэтому, удаляются тем самым от Божьих законов. Сейчас во многих странах процветает толерантность к содомии, блуду, разврату, и причём на законодательном уровне. Тоже самое, можно увидеть и в плане «культа наготы тела». Наготу тела пропагандирую с телеэкрана, из газет и журналов, из радиостудий страны, из интернета.
И это всё оседает в наших головах и приучает нас быть более раскрепощёнными, более свободными, когда мы смотрим и практикуем «наготу тела». Многим, приятно порой пройтись или быть на людях, с голым торсом, в бикини, мини юбке, коротких шортах, в майке закрывающей только половину тела, и т.д. Всё это, показывает лишь наготу нашего или чужого тела, и больше ничего. Нам может быть приятно, показать наше стройное тело окружающим, но это признак того, что у нас нет целомудрия и кротости. Но зато, есть в нашем сердце такое чувство как «похоть». Не секрет, что «похоть» является делом плоти, что не даст тем, кто практикует её, войти в Царство Божие -/Гал.5.19-21/. И поэтому мы не должны быть бесстыдниками которые, выставляя наготу своих тел напоказ, гордятся и восхищаются этим перед окружающими людьми. Не должно этому быть между нами!
Но даже самый правильный принцип только тогда можно признать окончательно правильным, когда он опирается на конкретные предпосылки.
«Истина должна быть истиной, - пишет С.Есенин, - у нее нет доказательств, и за ней нет границ, ибо она сама альфа и омега. В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение. Нельзя человеку познать Истину, не переходя в условия и не переживая некоторые ступени, в которых является личное единичное сомнение. Нет истины без света, и нет света без истины, ибо свет исходит от истины, а истина исходит от света».
«Свет дает приносить хорошие плоды: благость, праведность и истину. Благость, по-гречески агафосуне, выражает щедрость характера. Греки определяли праведность - дикаиосуне, как «отдавать человекам и Богу должное». Истина - алвтеиа представляет в Новом Завете не просто продукт интеллекта, который можно понять умом, а моральную истину: не только, что надо знать, но и то, что надо делать. Свет Христа делает нас полезными гражданами сего мира; делает нас людьми, всегда выполняющими свой долг перед собратьями и перед Богом; дает нам и силы выполнять то, что является по нашему познанию истиной» /Баркли/.
Вряд ли нужно доказывать, что историю лучше всего изучать по первоисточникам. Это, как говорится, азбучная истина. Тем более актуально новое их прочтение сегодня, когда картина истории наших церквей, нашего учения очищается от конъюнктурных наслоений, которым так наслоена церковь как «компост» всяким нужным и ненужным и ждать когда прогниёт в почву нужную.
Истина рождается при интенсивной работе мысли, интеллект же развивается лишь в тишине. «Потому что вы – говорит ап.Павел, - слышали о Нём и в Нём научились, - «так как истина в Иисусе Христе». Истина в Иисусе обучает, подобно доктринам философии, лишь тому, чтобы избавиться от зла во внешнем поведении, надев новую одежду на старую природу, как овечью шкуру поверх волчьей. Кто ничего более не делает, тот лишён истины благодати, которой требует Христос. Обучает она главным образом тому, чтобы «совлечься ветхого человека» - /Кол.3.9/ как причины всех зол во внешнем поведении человека. Это и имеет в виду ап.Павел, когда говорит, чтобы христиане отложили «прежний образ жизни ветхого человека» - /Еф.4.22/, без чего невозможно обновить поведение» - /Томас Гудвин/.
«Я считаю, - пишет Гёте, - что евангелия – это абсолютная истина, ибо мы находим в них чудесные образы величия и красоты Иисуса, в ком мы видим духовную мудрость, которую мы не видели ни в одном из живших на этой земле. Я склоняюсь пред Ним, ибо Он явил духовное откровение и высочайшие принципы морали и братской любви».
«А ведь истина заключается в том, что одни девушки созданы для дела, другие - нет. Одни мужчины сентиментальны и мыслят сумбурно, другие обладают ясной головой и мыслят логически. Существуют просто разные типы умственной деятельности. Половые различия имеют значение только в сфере, непосредственно примыкающей к половым отношениям» - /Мысли самой Агаты Кристи/.
«Путь к миру ведёт стезями истины. Не надейся, что снова достигните прежнего мира иначе, чем возвращением к любви к древней истине. Истина только одна, как центр; ошибки и обманы разнообразны, они наполнены околичностями и противоречиями, ибо они не меньше, чем с истиной, воюют друг с другом» - /Я.Коменский/.
«Истина христианства отличается от истины других религий настолько, насколько отличается откровение воплощённого Бога от богословских схем и учений о нём, насколько сама жизнь отличается от рассказов о ней. Проповедует не отвлечённую истину, а реальность встречи и общения человека с Богом, жизнь в Боге».
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.
|