Делание пастыря-пастуха корнесловно подобно воинской службе: сначала надо собрать свою паству в едином послушании, затем в качестве часового на посту охранять спасаемых на поле их воспитания. Наконец, надлежит в целости и сохранности возвратить всех воспитанников ко Господу для вечной жизни. Пастух – пастырь тот, кто следит за стадом, пока оно пасется. Пастырь – тот, кто наблюдает за людьми пока, они живут. Словом всегда обозначали людей, занимающихся выпасом домашнего скота, т.е. попросту – пастухов. Поскольку Библия очень часто сравнивает верующих со стадом Господним, то естественно логично тех, кто занимается управлением этим стадом называть пастухами. Получается так, что пастырь должен быть и харизматичным лидером, способным повести за собой, и помощником и утешителем, способным ободрить и утешить, и источником достоверной информации, всегда знающим, что и когда делать. И если этого нет, то служение будет не на пользу, а во вред. Это функция пастыря руководителя хозяйственника как в школе. А за учёбу несёт ответственность учитель. Неужели в школе учитель будет отвечать за поведение и за заботу и порядок в школе? Есть директор – пастырь. Порой в церквях всю ответственность на себя берёт пастырь – хотя это не его обязанность. Не все дары даются одному человеку, и не каждый имеет тот же самый дар. Не все члены и служители занимают одно и то же положение в церкви.
Об этом поговорим.
Учитель — это древнейшая общественная профессия, одна из самых распространённых профессий, то есть связанная с обществом, с людьми, и поэтому все изменения в обществе должны были отразиться и на профессии, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно, а язык все эти изменения уловил и зафиксировал.
В Древней Руси «учитель» - это человек великий, передающий абсолютную истину, эталон нравственности. Сейчас «учитель» - это в первую очередь человек, со своими сильными и слабыми сторонами, со своими радостями и трудностями. Читая произведения классической литературы, и обращаешь внимание на то, что слово «учитель» раньше употреблялось не так, как в современном языке, и само значение этого слова тоже отличается от современного.
Раввуни (мой господин учитель) имеет более высокий и более почетный титул, чем «Равви». Ученики, книжники, фарисеи и народ называли Иисуса Христа. Ученики, книжники, фарисеи и народ называли Иисуса Христа почетным титулом «Равви». Этот титул буквально значит «мой великий господин; мой досточтимый господин или учитель». Незадолго до рождения Иисуса оно стало употребляться среди иудеев также как обращение и как титул, выражающий уважение и почтение.
Учитель – происходит от двух древних корней: основной корень euk ouk «привыкать», «привязывать (ся)» и дополнительный (суффикс) - тель «сила или лицо, исполняющее свое предназначение в добровольном действии». Тот, кто учит, связывает представления учеников воедино, привязывает их к своему предмету, прививает им навыки. В этих прививках и связях заключается вся корнесловная суть учения. «Бог Господь, и явился нам: составите праздник в учащихся дорог алтарьевых (среди привязывающих жертвенных животных за рога и ведущих их к алтарю)» - /Пс.117.27/.
Второй, дополнительный корень этого слова сохранился в современном русском языке в виде продуктивного суффикса – «тель» со значением лица, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, писатель, исполнитель, делатель), или предмета, предназначенного для того или иного действия (наполнитель, накопитель). Ученые полагают, что этот суффикс восходит к древней Византийской книжной традиции и широко употребляется «в церковно-богослужебной письменности, или в книжно-славянском стиле письма». Очевидна связь этого дополнительного корня с образом «делатель, исполнитель, утверждающий и воплощающий чью-либо волю». Придя в мир, Иисус Христос стал учить людей не как своевольный тиран или диктатор, но как добровольный исполнитель воли своего Отца Небесного: «Я есмь истинная лоза, а Отец Мой – Виноград делатель есть» /Иоан.15.1/. Сочетание этимологических образов учения как «привития, установления связи» и суффикса – «тель» как «добровольного делателя, исполняющего чью-либо волю» порождает единое корнесловное представление об учителе: «добровольный исполнитель чьей-либо воли, прививающий и привязывающий сердца и умы учащихся к источнику этой воли». В христианской культуре нельзя пропускать или допускать ложных суемудрых пониманий Евангельского учения Христа, утверждающего: «не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья» - /Мат. 23.8/ и «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» -/Иоан.15.5/. В истинном понимании сути и этих заповедей, и учительского делания, учителем может полноправно называться только Иисус Христос и пребывающие во Христе Слове Божием родители, воспитатели и преподаватели всевозможных наук и учебных дисциплин. Те же, кто требует от вверенных им Богом и людьми учащихся послушания, знания наук и владения навыками не во Христе, а своевольно, - не братья и сестры им, а духовно чуждые люди – диктаторы, тираны и воры, расхищающие чужих овец».
Быть «учителем» в Евангельском значении не означает только учить теории праведной жизни, теории исполнения Воли Бога, но также учить примером её практического осуществления, воплощения в своей жизни. Писатели различных религиозных книг, толкователи Слова Божьего, основатели и проповедники различных конфессий, часто сами не следуют своему учению, учат только теоретически, и потому не всегда являются теми «учителями», которых «поставляет» для такой миссии Бог.
«Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» -/Рим 2.20/. Здесь, наконец, указывается на гордость евреев той ролью, какую они, по их сознанию, призваны были исполнять в истории всего человечества. Это — роль путеводителя, наставника, учителя (намек на стремление иудеев умножать число прозелитов) /Мат.23.15/, который на всех язычников смотрит, как на слепых, невежд и младенцев.
Апостол, ясно, не согласен с таким высоким мнением иудеев о самих себе («уверен»! — это ирония). В самом деле, учить других исполнению закона и самому в то же время не исполнять закон — это две вещи несовместимые. — «Имеющий в законе образец видения и истины». В законе Моисеевом иудей, действительно, находил точный очерк образец, строго определенную формулу видения или знания, какое нужно иметь о вещах и поступках каждому человеку, и истины, т. е. самого существа добродетели. Знание указывает, таким образом, на субъективное, внутреннее достояние человека, а истина — на объективное, существующее вне человека, что становится уже предметом знания. Т. е. иудеи обладали, имея закон Моисея, не только самою истиною, но также и ее точною формулою, благодаря которой они могли переносить эту истину к другим. Это было уже их действительным преимуществом.
Здесь Апостол стыдит иудеев, которые, считая себя способными учить язычников, сами погрязали в разных пороках. Воровство, прелюбодеяние и святотатство — вот их главные преступления, на каких останавливает Апостол свое внимание. И в то же время они везде хвалятся тем, что они народ Божий! Не посрамляют ли они через это самое имя Божие? — «Крадешь…, прелюбодействуешь». Апостол выбирает эти два примера преступности иудейской, вероятно, с тою целью, чтобы показать, что и у иудеев были пороки, соответствующие специфически-языческим — жадности и невоздержанию /Рим.1.29/. — «Святотатствуешь». Иоанн Златоуст, Феофилакт и многие другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: «гнушаясь идолов». Очевидно, что в слове святотатствуешь также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности /Деян.19.37/. — «Ради вас… имя Божие хулится у язычников». Язычники, видя порочную жизнь иудеев, конечно, говорили: «ужели таких людей любит Бог? Ужели Бог, любящий таких, есть истинный Бог?» (Феофилакт Болг.).
«Имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении» - /Рим 12.7/. Тот, кто учит, пусть пребывает в учении. Учить — это значит объяснять и доказывать евангельские истины без практического применения, как это делается при толковании Писания. Учитель – это тот, кто может объяснять Слово Божье так, чтобы оно находило отклик в сердцах слушающих. И так же, как в случае со всеми остальными дарами, мы должны полностью отдавать себя этому служению. Пастырь и учитель — это одно и то же служение Еф.4.11/, но их практическая работа может несколько отличаться. Тот, кто обладает даром учительства и подвизается в этой области, пусть остается верным своему призванию. Это добрый дар, пусть он использует его и всецело посвятит себя ему.
«И иных Бог поставил в Церкви…учителями» - /1Кор.12.28/. Апостолы, пророки и учители были поставлены, для того чтобы учить народ, просвещать их относительно Божиих тайн, содействовать их духовному назиданию.
«Невежеству никогда не будет границ, если мы не объединимся и не проучим невежду. Учитель математики опять встаёт и говорит спокойно: «Вас надо выгнать из школы!» И покидает педагогический совет. Директор кричит ему вслед: «Это мы ещё увидим, кого следует выгонять!..». Неужели наши учителя не восстанут против этого невежды?». Хотя в период нового директора на педагогических советах мудрости и творчества, мягко говоря, было мало, тем не менее, я сделал для себя вывод, который и ознаменовал, как мне теперь представляется, завершение процесса моего учительского взросления – я стал самостоятельным. А вывод заключался в том, что учитель должен иметь свои точки зрения на педагогические проблемы, обрести нравственную самостоятельность и набраться смелости, чтобы никогда не изменять своей педагогической совести. Быть таким, конечно, вовсе не гарантия того, что в жизни тебе будет легче, скорее наоборот. Но зато это гарантия способности к творческой деятельности. Без смелости, храбрости творчество гибнет. Напуганный учитель, мозг которого перекрыт тяжёлыми замками страха перед кем-то и чем-то, никогда не переживёт счастья творческого горения. Ещё я понял, как важен для творческой работы дух коллективизма в учителях - коллегах. Общая дружная работа, общие интересы – это важнейший способ стимулирования творчества, новых мыслей, идей. В практике сложилось так, что в каждую пятницу после уроков мы собираемся в нашей маленькой учительской и рассказываем, друг другу о том интересном, что у нас накопилось за эту неделю. Говорим о наших трудностях и советуемся, как их решать, согласовываем, друг с другом наши воспитательные мероприятия, совместно составляем тематические планы, планы уроков, обсуждаем новые методические руководства, статьи в педагогических журналах и газетах, читаем доклады о нашем опыте. Как порой мало нужно учителю, чтобы увлечься: ему нужно, чтобы кто-то вроде завуча, вроде директора нашёл в нём его «искру божию» и постоянно. Однако с осторожностью и заботливо раздувал её. Тогда обязательно возгорается в нём пламя. Учитель, который сам ищет пути своего совершенствования, не надо критиковать, да ещё остро, порой, даже грубо, а надо советовать, помогать, ему раскрываться. Другое дело, когда учитель не обнаруживает никакой «искры божией», когда профессия учитель мучает его, а сам он переходит на «мучение детей». Вот здесь нужны прямые объяснения того, как важно, чтобы попавший в школу разобрался, нужен он школе» «Быть мастером педагогического труда – значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их. Уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм. Мастер педагогического труда – человек широкого кругозора, чуткий, доброжелательный, принципиальный. Он борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимателен».
«Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что, какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати, - может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана. Не ошибаемся ли мы, когда полагаем, что педагогический стаж – это опыт».
«Нет, учитель не есть архитектор, инженер и строитель детской души, т.к. эта душа не представляет собой набора стройматериалов. Она в действительности есть живая душа, страсть, преобразующая и созидательная сила. Её нужно не строить, а обогащать, развивать, вселять в неё идеалы, убеждения, прививать ей любовь к людям, природе, жизни».
В книге Деяний 13:1 сказано: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители…». Слово «учитель» — в греческом didáskalos, происходит от didáskō - учить. В классическом греческом оно означает «инструктор» или «учитель», например, «школьный учитель» или «руководитель хора». Это понятие включает в себя научение людей навыкам и умениям, развитие у них способностей и преподавание учения в систематическом виде. В Новом Завете этот термин использовался для обозначения человека, который учит или разъясняет волю Бога и Его Слово. Пророки и учителя были первичными типами лидеров, служивших в церкви в Антиохии, и в их число входили Савл и Варнава. Павел подтверждает во 2Тимофею 1.11: «я поставлен проповедником и Апостолом и учителем».
Умный учитель, не имеющий связи со своими братьями - это опасный учитель. Одно из качеств старейшины очевидным образом применимо к учителю. 1Тим.3.2 говорит: «способен учить». Хотя для старейшины это не обязательно должно быть его сильнейшим качеством, но оно должно быть очень ярко выражено у учителя. Учитель должен хорошо уметь сообщать, передавать учение. Любовь к изучению сама по себе не квалифицирует человека как учителя, хотя без нее вряд ли кто-то может учить. Способность передавать знание эффективно — вот то, что требуется. Человек может учиться или знать что-то и не обязательно обладать способностью помочь другим выучить это тоже. Учитель — это человек, который может взять даже сложные концепции и передать их в ясной и мотивирующей манере.
Источники: Библия. Комментарии Лопухина. Шалва Амонашвили – известный психолог, педагог, доктор психологических наук.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Отче наш - Игорь Криштафович Попытался написать поэтическое переложение Молитвы Господней, максимально приближённое к каноническому оригиналу.
Написал статью, посвящённую поэтическим переложениям других авторов.
http://www.lebed.com/2005/art4170.htm
Сделал первый перевод "Послания Молитвы Господней" Игоря Ивановича Сикорского на Русский язык.
http://lebed.com/2002/art3149.htm
О Православных в Сиэтле читайте здесь
http://lebed.com/2003/art3361.htm