Для ТЕБЯ - христианская газета

Учитель в церкви
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Учитель в церкви



Делание пастыря-пастуха корнесловно подобно воинской службе: сначала надо собрать свою паству в едином послушании, затем в качестве часового на посту охранять спасаемых на поле их воспитания. Наконец, надлежит в целости и сохранности возвратить всех воспитанников ко Господу для вечной жизни. Пастух – пастырь тот, кто следит за стадом, пока оно пасется. Пастырь – тот, кто наблюдает за людьми пока, они живут. Словом всегда обозначали людей, занимающихся выпасом домашнего скота, т.е. попросту – пастухов. Поскольку Библия очень часто сравнивает верующих со стадом Господним, то естественно логично тех, кто занимается управлением этим стадом называть пастухами. Получается так, что пастырь должен быть и харизматичным лидером, способным повести за собой, и помощником и утешителем, способным ободрить и утешить, и источником достоверной информации, всегда знающим, что и когда делать. И если этого нет, то служение будет не на пользу, а во вред. Это функция пастыря руководителя хозяйственника как в школе. А за учёбу несёт ответственность учитель. Неужели в школе учитель будет отвечать за поведение и за заботу и порядок в школе? Есть директор – пастырь. Порой в церквях всю ответственность на себя берёт пастырь – хотя это не его обязанность. Не все дары даются одному человеку, и не каждый имеет тот же самый дар. Не все члены и служители занимают одно и то же положение в церкви.
Об этом поговорим.
Учитель — это древнейшая общественная профессия, одна из самых распространённых профессий, то есть связанная с обществом, с людьми, и поэтому все изменения в обществе должны были отразиться и на профессии, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно, а язык все эти изменения уловил и зафиксировал.
В Древней Руси «учитель» - это человек великий, передающий абсолютную истину, эталон нравственности. Сейчас «учитель» - это в первую очередь человек, со своими сильными и слабыми сторонами, со своими радостями и трудностями. Читая произведения классической литературы, и обращаешь внимание на то, что слово «учитель» раньше употреблялось не так, как в современном языке, и само значение этого слова тоже отличается от современного.
Раввуни (мой господин учитель) имеет более высокий и более почетный титул, чем «Равви». Ученики, книжники, фарисеи и народ называли Иисуса Христа. Ученики, книжники, фарисеи и народ называли Иисуса Христа почетным титулом «Равви». Этот титул буквально значит «мой великий господин; мой досточтимый господин или учитель». Незадолго до рождения Иисуса оно стало употребляться среди иудеев также как обращение и как титул, выражающий уважение и почтение.
Учитель – происходит от двух древних корней: основной корень euk ouk «привыкать», «привязывать (ся)» и дополнительный (суффикс) - тель «сила или лицо, исполняющее свое предназначение в добровольном действии». Тот, кто учит, связывает представления учеников воедино, привязывает их к своему предмету, прививает им навыки. В этих прививках и связях заключается вся корнесловная суть учения. «Бог Господь, и явился нам: составите праздник в учащихся дорог алтарьевых (среди привязывающих жертвенных животных за рога и ведущих их к алтарю)» - /Пс.117.27/.
Второй, дополнительный корень этого слова сохранился в современном русском языке в виде продуктивного суффикса – «тель» со значением лица, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, писатель, исполнитель, делатель), или предмета, предназначенного для того или иного действия (наполнитель, накопитель). Ученые полагают, что этот суффикс восходит к древней Византийской книжной традиции и широко употребляется «в церковно-богослужебной письменности, или в книжно-славянском стиле письма». Очевидна связь этого дополнительного корня с образом «делатель, исполнитель, утверждающий и воплощающий чью-либо волю». Придя в мир, Иисус Христос стал учить людей не как своевольный тиран или диктатор, но как добровольный исполнитель воли своего Отца Небесного: «Я есмь истинная лоза, а Отец Мой – Виноград делатель есть» /Иоан.15.1/. Сочетание этимологических образов учения как «привития, установления связи» и суффикса – «тель» как «добровольного делателя, исполняющего чью-либо волю» порождает единое корнесловное представление об учителе: «добровольный исполнитель чьей-либо воли, прививающий и привязывающий сердца и умы учащихся к источнику этой воли». В христианской культуре нельзя пропускать или допускать ложных суемудрых пониманий Евангельского учения Христа, утверждающего: «не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья» - /Мат. 23.8/ и «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» -/Иоан.15.5/. В истинном понимании сути и этих заповедей, и учительского делания, учителем может полноправно называться только Иисус Христос и пребывающие во Христе Слове Божием родители, воспитатели и преподаватели всевозможных наук и учебных дисциплин. Те же, кто требует от вверенных им Богом и людьми учащихся послушания, знания наук и владения навыками не во Христе, а своевольно, - не братья и сестры им, а духовно чуждые люди – диктаторы, тираны и воры, расхищающие чужих овец».
Быть «учителем» в Евангельском значении не означает только учить теории праведной жизни, теории исполнения Воли Бога, но также учить примером её практического осуществления, воплощения в своей жизни. Писатели различных религиозных книг, толкователи Слова Божьего, основатели и проповедники различных конфессий, часто сами не следуют своему учению, учат только теоретически, и потому не всегда являются теми «учителями», которых «поставляет» для такой миссии Бог.
«Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» -/Рим 2.20/. Здесь, наконец, указывается на гордость евреев той ролью, какую они, по их сознанию, призваны были исполнять в истории всего человечества. Это — роль путеводителя, наставника, учителя (намек на стремление иудеев умножать число прозелитов) /Мат.23.15/, который на всех язычников смотрит, как на слепых, невежд и младенцев.
Апостол, ясно, не согласен с таким высоким мнением иудеев о самих себе («уверен»! — это ирония). В самом деле, учить других исполнению закона и самому в то же время не исполнять закон — это две вещи несовместимые. — «Имеющий в законе образец видения и истины». В законе Моисеевом иудей, действительно, находил точный очерк образец, строго определенную формулу видения или знания, какое нужно иметь о вещах и поступках каждому человеку, и истины, т. е. самого существа добродетели. Знание указывает, таким образом, на субъективное, внутреннее достояние человека, а истина — на объективное, существующее вне человека, что становится уже предметом знания. Т. е. иудеи обладали, имея закон Моисея, не только самою истиною, но также и ее точною формулою, благодаря которой они могли переносить эту истину к другим. Это было уже их действительным преимуществом.
Здесь Апостол стыдит иудеев, которые, считая себя способными учить язычников, сами погрязали в разных пороках. Воровство, прелюбодеяние и святотатство — вот их главные преступления, на каких останавливает Апостол свое внимание. И в то же время они везде хвалятся тем, что они народ Божий! Не посрамляют ли они через это самое имя Божие? — «Крадешь…, прелюбодействуешь». Апостол выбирает эти два примера преступности иудейской, вероятно, с тою целью, чтобы показать, что и у иудеев были пороки, соответствующие специфически-языческим — жадности и невоздержанию /Рим.1.29/. — «Святотатствуешь». Иоанн Златоуст, Феофилакт и многие другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: «гнушаясь идолов». Очевидно, что в слове святотатствуешь также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности /Деян.19.37/. — «Ради вас… имя Божие хулится у язычников». Язычники, видя порочную жизнь иудеев, конечно, говорили: «ужели таких людей любит Бог? Ужели Бог, любящий таких, есть истинный Бог?» (Феофилакт Болг.).
«Имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении» - /Рим 12.7/. Тот, кто учит, пусть пребывает в учении. Учить — это значит объяснять и доказывать евангельские истины без практического применения, как это делается при толковании Писания. Учитель – это тот, кто может объяснять Слово Божье так, чтобы оно находило отклик в сердцах слушающих. И так же, как в случае со всеми остальными дарами, мы должны полностью отдавать себя этому служению. Пастырь и учитель — это одно и то же служение Еф.4.11/, но их практическая работа может несколько отличаться. Тот, кто обладает даром учительства и подвизается в этой области, пусть остается верным своему призванию. Это добрый дар, пусть он использует его и всецело посвятит себя ему.

«И иных Бог поставил в Церкви…учителями» - /1Кор.12.28/. Апостолы, пророки и учители были поставлены, для того чтобы учить народ, просвещать их относительно Божиих тайн, содействовать их духовному назиданию.
«Невежеству никогда не будет границ, если мы не объединимся и не проучим невежду. Учитель математики опять встаёт и говорит спокойно: «Вас надо выгнать из школы!» И покидает педагогический совет. Директор кричит ему вслед: «Это мы ещё увидим, кого следует выгонять!..». Неужели наши учителя не восстанут против этого невежды?». Хотя в период нового директора на педагогических советах мудрости и творчества, мягко говоря, было мало, тем не менее, я сделал для себя вывод, который и ознаменовал, как мне теперь представляется, завершение процесса моего учительского взросления – я стал самостоятельным. А вывод заключался в том, что учитель должен иметь свои точки зрения на педагогические проблемы, обрести нравственную самостоятельность и набраться смелости, чтобы никогда не изменять своей педагогической совести. Быть таким, конечно, вовсе не гарантия того, что в жизни тебе будет легче, скорее наоборот. Но зато это гарантия способности к творческой деятельности. Без смелости, храбрости творчество гибнет. Напуганный учитель, мозг которого перекрыт тяжёлыми замками страха перед кем-то и чем-то, никогда не переживёт счастья творческого горения. Ещё я понял, как важен для творческой работы дух коллективизма в учителях - коллегах. Общая дружная работа, общие интересы – это важнейший способ стимулирования творчества, новых мыслей, идей. В практике сложилось так, что в каждую пятницу после уроков мы собираемся в нашей маленькой учительской и рассказываем, друг другу о том интересном, что у нас накопилось за эту неделю. Говорим о наших трудностях и советуемся, как их решать, согласовываем, друг с другом наши воспитательные мероприятия, совместно составляем тематические планы, планы уроков, обсуждаем новые методические руководства, статьи в педагогических журналах и газетах, читаем доклады о нашем опыте. Как порой мало нужно учителю, чтобы увлечься: ему нужно, чтобы кто-то вроде завуча, вроде директора нашёл в нём его «искру божию» и постоянно. Однако с осторожностью и заботливо раздувал её. Тогда обязательно возгорается в нём пламя. Учитель, который сам ищет пути своего совершенствования, не надо критиковать, да ещё остро, порой, даже грубо, а надо советовать, помогать, ему раскрываться. Другое дело, когда учитель не обнаруживает никакой «искры божией», когда профессия учитель мучает его, а сам он переходит на «мучение детей». Вот здесь нужны прямые объяснения того, как важно, чтобы попавший в школу разобрался, нужен он школе» «Быть мастером педагогического труда – значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их. Уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм. Мастер педагогического труда – человек широкого кругозора, чуткий, доброжелательный, принципиальный. Он борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимателен».
«Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что, какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати, - может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана. Не ошибаемся ли мы, когда полагаем, что педагогический стаж – это опыт».
«Нет, учитель не есть архитектор, инженер и строитель детской души, т.к. эта душа не представляет собой набора стройматериалов. Она в действительности есть живая душа, страсть, преобразующая и созидательная сила. Её нужно не строить, а обогащать, развивать, вселять в неё идеалы, убеждения, прививать ей любовь к людям, природе, жизни».
В книге Деяний 13:1 сказано: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители…». Слово «учитель» — в греческом didáskalos, происходит от didáskō - учить. В классическом греческом оно означает «инструктор» или «учитель», например, «школьный учитель» или «руководитель хора». Это понятие включает в себя научение людей навыкам и умениям, развитие у них способностей и преподавание учения в систематическом виде. В Новом Завете этот термин использовался для обозначения человека, который учит или разъясняет волю Бога и Его Слово. Пророки и учителя были первичными типами лидеров, служивших в церкви в Антиохии, и в их число входили Савл и Варнава. Павел подтверждает во 2Тимофею 1.11: «я поставлен проповедником и Апостолом и учителем».
Умный учитель, не имеющий связи со своими братьями - это опасный учитель. Одно из качеств старейшины очевидным образом применимо к учителю. 1Тим.3.2 говорит: «способен учить». Хотя для старейшины это не обязательно должно быть его сильнейшим качеством, но оно должно быть очень ярко выражено у учителя. Учитель должен хорошо уметь сообщать, передавать учение. Любовь к изучению сама по себе не квалифицирует человека как учителя, хотя без нее вряд ли кто-то может учить. Способность передавать знание эффективно — вот то, что требуется. Человек может учиться или знать что-то и не обязательно обладать способностью помочь другим выучить это тоже. Учитель — это человек, который может взять даже сложные концепции и передать их в ясной и мотивирующей манере.

Источники: Библия. Комментарии Лопухина. Шалва Амонашвили – известный психолог, педагог, доктор психологических наук.



Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 396 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Дай Бог - Леонид Олюнин

Несколько слов об Алексе Беж - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

Марія: обурення - Стасік Степанчук

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Интерпретация... - Алла Войцеховская

Поэзия :
Господь, прости за недоверие - Лидия Гапонюк

Публицистика :
Грабли эволюции - Михаил
из книги \"Что дальше?..\" http://www.dobro-m.ucoz.com/chto_dalshe.pdf

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100