Генерал Чарлз Гордон однажды задал вопрос одному китайскому руководителю, по имени Ли Хун Шан: «Что такое руководство? И на какие группы можно поделить человечество?» Ли Хун ответил: «Всех людей можно отнести к одному из трех видов: те, которых невозможно сдвинуть с места; те, кого сдвинуть можно, и те, кто сам двигает людей!» Джон Р. Мотт, всемирно известный руководитель студенческих кружков, был убежден, что «руководитель – это тот, кто способен двигаться вперед, и влечет за собой остальных».
Руководитель - буквально означает, «водить за руку». Так раньше называли воспитателей, которые брали детей «за руку» и вели - руководили. Даже есть ещё устаревшее слово из старо - русского языка, «детоводитель». Это слово, например, использовалось в Библии, когда говорилось, что весь Закон Моисея был «детоводителем ко Христу». «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу» - /Гал.3.24/. Таким образом, закон был их детоводителем, наставлявшим их и руководившим ими, когда они были несовершеннолетними детьми, или, в более точном значении слова их слугой, направлявшим их ко Христу (как слуга, обязанный заботиться о детях, сопровождал их в школу), чтобы Он дал им более полное представление об истинном пути оправдания и спасения, каким является единственно путь веры в Него. Но, чтобы никто не сказал: «Если закон имел такое назначение для иудеев, то почему он не может оставаться таким же и для христиан» — апостол добавляет: По пришествии же веры и евангельского домостроительства, когда Христос, прощение и жизнь по вере в Него предстали перед нами в ясном свете, мы уже не под руководством детоводителя — у нас уже нет нужды в его руководстве, как тогда.
Закон, таким образом, по представлению Апостола, — может быть назван «детоводителем» или педагогом, который вел постепенно евреев к тому, чтобы они получили оправдание через Христа, благодаря своей вере в Него. Педагогом назывался раб, который в греческом приличном доме, а также и в римском, наблюдал за сыном хозяина, когда первый находился в возрасте от 7 до 17 лет. Он следовал за каждым шагом своего воспитанника, особенно при посещении им школы и гимназии, и обязан был охранять юношу от всякого неподобающего его положению поступка. Хотя у римлян звание этого педагога не высоко ставилось, но у Евреев этот термин «педагог» имел высокий смысл (напр., Моисей, Аарон и Мариам в Мидраше называются «педагогами Израиля»), и Апостол здесь, несомненно, употребляет этот термин в принятом у евреев смысле. Закон воспитывал Израиля, но его деятельность должна была продолжаться известное время. «По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» - /Гал. 3.25/.
Он должен был охранять Израиля от смешения с языческими народами, чтобы народ мог остаться избранным народом Божиим. Но как педагог не был призван к тому, чтобы оставаться руководителем сына хозяина и после того, когда этот сын достиг совершеннолетия, так и не должен был и не стремился сам закон навсегда оставаться властителем религиозной жизни Израиля. — «Мы» — Иудеи, которых немало было в числе читателей послания Апостола. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. /Гал.3.26.27/.
Исполнив свой долг, закон должен оставить своего воспитанника. Дальнейшее подчинение Иудеев закону было бы несогласно с новым их высоким званием — «сынов Божиих», с их новым положением, которое Ап. называет «облечением во Христа». Ап. здесь, впрочем, начинает говорить не к одним только Иудеям, а ко всем членам Галатийской церкви, как показывает выражение «все вы». Христиане называются здесь «сынами Божиими» потому, что имеют в себе Христа, Сына Божия, и Ему уподобляются, принимают один и тот же с Ним образ.
Потом это слово стало применяться по - отношению к человеку, берущему на себя ответственность среди группы людей. Теперь руководитель, значит – руководитель в группе. Руководитель должен видеть окончательное следствие руководящих линий и методов, которые он проводит. Сознающие свою ответственность руководители всегда смотрят вперед, чтобы видеть, как предложенное направление руководства повлияет не только на современные, но и на грядущие поколения.
Фридрих Кристоф Отингер, самый выдающийся ученик Бенгельса, теолог, врач и ученый, пишет: «Я врач, батрачка, школьный слуга»: «Я пастух львов, медведей, свиней и некоторых овец. И посещаю тех и других одинаково».
Христианский руководитель считается с благом других на первом мес¬те, не считаясь с собственным удобством и своим престижем. Он проявляет благожелательность и сочувствие к проблемам, затруднениям и заботам своих сотрудников, но такое сочувствие, которое укрепляет и подхлестывает, - а не такое, которое разнеживает и расслабляет. Он направляет их доверие всегда к Господу. В каждой настоятельной беде он видит новую возможность для оказания помощи. Моисей мог стать руководителем Израиля только тогда, когда он, «составив смету», принял решение: отказался от сокровищ и развлечений Египта и отождествил себя с израильтянами и их бедами. Его вера укрепила его в таком далеко идущем решении» - /Евр.11.24-27/.
Нужно запомнить, что когда Бог искал преемника Моисею, то Он избрал Иисуса Навина, человека, по¬казавшего себя верным слугой - /Исх.33.11/.
Д. Э. Хосте, ближайший сотрудник Хадсона Тейлора и его преемник, сказал однажды о секрете руководящей силы Хадсона Тейлора: «Его громадное влияние на нас происходило в силу его сердечного сочувствия и понимающего взвешивания блага окружающих его лиц. Высокое мерило самопожертвования и упорная работа никогда не мешали ему чувствовать симпатию и сочувствовать тем, кто в этом отношении не мог пойти так далеко, как он. Он про¬являл глубокое сочувствие к неудачам и слабостям своих братьев и смог этим помочь многим из них, способствуя их большей самоотдаче».
Другая задача руководителя состоит в том, чтобы побуждать соблюдать дисциплину — задача затруднительная и часто встречающая недружелюбие. Каждая церковь нуждается в богобоязненной и любвеобильной дисциплине. В особенности важны при этом библейская вера, хорошая мораль и христианский образ жизни.
Ап. Павел требует от тех, кто дол¬жен заботиться о дисциплине: «Братия! если и впадет человек, в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» /Гал.6.1/. Основная предпосылка для всех дисциплинарных действий есть любовь. «Вразумляйте, как брата» - /2Фес.3.15/. «И потому прошу вас оказать ему любовь» /2Кор.2.8/. Кто по-знал свои собственные слабости и ошибки и честно разобрал их, тот больше всего годится для того, чтобы сочувствуя, но, тем не менее, решительно справиться с неудачником. Кротостью можно добиться гораздо большего, чем критикой и бранью.
Всегда интересно заглянуть в жизнь великих людей перед Богом и ознакомиться с некоторыми подробностями, которые способствовали их духов¬ной ударной силе. Епископ Бенсон, человек, несший тяжелую ответственность, вел свою жизнь по определенным правилам. Хотя он принадлежал к другому поколению, многие его правила имеют значение и сегодня и заслуживают того, чтобы им следовать:
«Дай Богу внушить тебе истинную любовь к кому-нибудь прежде, чем ты будешь порицать его. Ознакомься со всеми возможными смягчающими вину обстоятельствами и сделай на них ус¬тупки. Насколько бесплодна, непонят¬на или раздражающе может быть в про¬тивном случае твоя благонамеренная критика! О, насколько способствует миру молчать о других, не верить всему, чего не видел сам, и не рассказывать этого легкомысленно дальше!
Иисус называет руководство служением, и это от¬носится как к мирской, так и к духовной области. Лор¬да Монтгомери его военный опыт привел к сознанию того, что штаб должен быть слугой войск и что хороший штабной офицер должен служить своему командиру и войскам, оставаясь при этом анонимным.
В государствах правят те, кто пользуется преимуществом быть обслуживаемыми. В Царстве Божием правят те, кто считает преимуществом служить. Образ слуги — самый важный образ христианской веры. Сын Божий стал слугой Господа, чтобы выполнить Божие задание. Этот образ дает каждому христианину, миссионерским обществам и церк-вам образец и норму, по которым они могут учиться, как выполнять данное им Богом задание.
Духовный руководитель сегодня должен быть тем, кто вчера выразил свое смирение, работая на втором месте, и будет готов завтра сделать то же самое, с радостью. Роберт Моррисон писал из Китая: «Я считаю, что большая ошибка наших миссий заключается в том, что никто не хочет быть вторым. Может быть, выгода достоинства при этом и преобладает, но мне не удалось обнаружить этого».
Когда Ларе Ольсен Скрефсруд, одаренный чрезвычайным к крайностям к руководству миссионерской работой среди санталов норвежец, встретил восторженный прием в Европе и Америке, он сложил руки под сто¬лом и стал молиться: «Господи! Защити меня!». И тогда Господь напомнил ему о том времени, когда он отбывал тюремное наказание, и Скрефсруд возблагодарил Его за это унижение.
Смирение христианско¬го руководителя должно расти. Поучительно проследить успехи ап.Павла в благодати смирения в течение лет. Когда в начале своего пути он оглянулся на свое прошлое и отвратился от него, то признался: «Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин, называться апостолом» /1Кор.15.19/. Несколько времени спустя он сказал неожиданно: «Мне, наименьшему из всех святых...» /Еф.3.8/. Когда его жизнь близилась к концу, и он готовился предстать перед Господом, он пожаловался: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» /1Тим. 1.15/.
Духовный руководитель сегодня должен быть тем, кто вчера выразил свое смирение, работая на втором месте, и будет готов завтра сделать то же самое, с радостью.
Однажды Самуэль Бренгле был представлен кому-то как «великий д-р Бренгле». В своем дневнике он записал: «Если я кажусь большим в их глазах, то Господь по доброте Своей помогает мне видеть, что без Него я — абсолютно ничто, и помогает мне оставаться перед самим собой маленьким. Он пользуется мной, но я так доволен тем, что Он пользуется мной, и что это не я сам тот, кто делает работу. Топор не может похваляться теми деревьями, которые он срубил. Без дровосека он ничего не мог бы сделать. Дровосек сделал то¬пор, отточил его и пользовался им. В тот момент, когда он от¬бросит его, топор будет толь¬ко ничтожным железом. О, ни¬когда я не должен забывать об этом!».
Если духовный руководитель уверен в воле Божьей, то он переходит сразу же к делу, не заботясь о последствиях. Имея перед глазами только свою цель, он обладает мужеством сжечь за собой мосты. Он должен быть готов к тому, чтобы взять на себя полную ответственность за успех или неудачу предпринятого и не может взваливать возможную вину на своих подчиненных.
Когда собраны все факты, то быстрое и ясное решение служит обладающий дальновидностью, отличительным признаком истинного руководителя. Человек, должен что-либо предпринимать, иначе он остается провидцем, но не руководителем. Хотя он и быстро принимает решения, но они должны быть хорошо обоснованы. Лорд Монтгомери включает ясную решимость в свои семь пунктов необходимых военных качеств.
Руководитель должен видеть окончательное следствие руководящих линий и методов, которые он проводит. Сознающие свою ответственность руководители всегда смотрят вперед, чтобы видеть, как предложенное направление руководства повлияет не только на современные, но и на грядущие поколения.
Артур Конан Дойл пишет: «Лестрэйд: это дело поручено мне, а я не нуждаюсь в помощниках!!! Ватсон: "так может, вы нуждаетесь в руководителе?». Вопрос серьёзный. А может убежать от ответственности руководителя? Встал на кафедру сказал слово и убежал из церкви.
Когда Бог подготовляет человека к руководящему служению, перед Его взором расстилается вся та область, к служению в которой Он за-мыслил его призвать. Поэтому Ему, возможно, приспособить средства к цели и снабдить человека дарами — при¬родными и по благодати, - которые сделают его наиболее пригодным для выполнения его задания. Без выдающихся способностей апостола Павла и особого его образования, он никогда бы не смог добиться в течение своей короткой жизни тех успехов, которые он имел.
О Флетчере, который имел жизнь с Богом и всегда пребывал в радостном общении с Ним (а такого состояния достигают не многие), рассказывают, что «он постоянно заботился о том, чтобы его наполняло глубокое чувство присутствия Божия. Потому он был немногословен и полностью контролировал свои слова. При этом он на¬столько был сконцентрирован на своей внутренней жизни с Богом, что людям, не знавшим его, часто казался ограниченным. Но если это касалось славы Божьей, то он мог с радостью и живой общи¬тельностью говорить с окружающими его людьми. Он постоянно стремился направлять, - как себя лично, так и других людей, - к непосредственному общению с Богом. Его общение со мной было настолько исполнено молит¬вами и славословиями, что любое занятие, и даже обед или ужин, казались пронизанными ими. Час¬то он говорил: «Очень просто быть привязанным в вере к Богу, так что не ощущается разлука с Ним. Но я бы хотел быть исполненным полнотой Его Духа. Иногда я ощущаю такие лучи света, как будто веет небесный поток воздуха, который хочет вознести мою душу ввысь, к славе небесной».
Уэсли, очень близко знакомый с ним на протяжении 30 лет, рассказывал: «Во время одной поездки я весь день с утра до вечера беседовал с ним и за все это время он (Флетчер) не произнес ни одного неподходящего слова, ни тем более не сделал неправильного поступка. Я знал много примерных людей, святых и сердцем и своей жизнью, но подобного ему, кто был бы - как внутренне, так и внешне - очень предан Богу, я не встречал. Такого безупречного во всех отношениях характера я не встречал ни в Европе, ни в Америке, и не ожидаю увидеть другого такого человека в наше время, по эту сторону вечности».
Все мы имеем это право - быть так тесно связанными с Богом, как этот или какой-либо другой человек. Но чтобы достичь этого, мы должны тщательно, с особым вниманием бодрствовать над нашими словами и жить в атмосфере, наполненной благоуханием небесной нивы.
«Христос хвалит того учителя, который преподаёт совершенное учение и делами, и словами: «…кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» - /Мат.5.19/.
«Из хороших рыбаков получаются хорошие работники разведки»- /Аллен Даллес/. Как у Христа были рыбаками и стали хорошими проповедниками.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Пропаганда, ее методы и последствия - Сергей Пушкар Статья впервые была опубликована 28 ноября 2014 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам. Публикую для восстановления статей.
*** - Сергій Ще одна спроба!
І.Х. Ялта Жовтень 2005р.