«Главное для разведчика — честь и совесть, смелость и решительность, самообладание и выдержка, мужество, отвага и вера в свои силы». Рассматривая эту цитату, можно сделать вывод: первое «честь и совесть». А что Христианин не должен обладать этим? Погорим о совести:
«Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека быть полезным и иметь спокойную совесть» - /Л.Толстой/. Да! Совесть и честь – это самые, что ни наесть духовные аспекты личности. Даже можно сказать больше – это самые духовные аспекты.
Но они забывают, что «Совесть – это высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она даёт Радость, за негожие она даёт страдания» - («Слово мудрости Велимудра»).
«У нас есть достаточное руководство — совесть, - говорит Иоанн Златоуст, - и невозможно, чтобы кто-нибудь был лишен её помощи». В самом слове явно слышится «совесть» составное понятие корень «весть» понятие вместе с частицей «со» + «весть» указывает на «со - общение» и «со - действие», «совместная весть», «совместное знание». А совместное знание кого и с кем? Это вопрос. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа.
В связи с тем, что судья при оценке доказательств должен руководствоваться совестью, возникает ряд проблем. Хотя бы потому, что совесть каждый может понимать по-своему. Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. «Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее»-
/О. Бальзак/. Совесть оказывается, полностью зависима от конкретного человека со всеми его качествами и свойствами личности, а потому этот нравственный критерий является чрезвычайно субъективным.
«Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их...» - /Рим.2.14-15/. Они имели внутри себя свидетеля, который одобрял их, когда они делали хорошо, и осуждал, когда они делали что-то неправильно. Совесть – это свидетель, и рано или поздно она выносит своё свидетельство, хотя временно её можно подкупить или заглушить. Она лучше тысячи свидетелей, т.к. свидетельствует и о том, что совершается в самой глубокой тайне. И «мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую», судят о свидетельстве их совести, применяя закон к практическим поступкам».
«То, что называется «судейскою совестью», есть сила, поддерживающая судью и вносящая особый, возвышенный смысл в творимое им дело. С её голосом надо считаться, под угрозою глубокого душевного разлада с собою» - /А.Ф. Кони/.
Не случайно К. Маркс писал: «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто не способен мыслить».
Когда Джон Ньютон ещё раз пережил свой опыт, он писал: «Совесть моя признала и прочувствовала вину и привела меня в отчаяние».
«Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!» - /В. Жуковский/
«Самое главное украшение — чистая совесть»- /Цицерон Марк Туллий/
«Если брат страстно целует в уста,
Если твой собеседник мудрее Христа,
Если лучше небесной Зухры музыкантша —
Все не в радость, коль совесть твоя нечиста!
/Омар Хайям/
«Учитель истинный есть совесть, которой слушающийся пребывает не преткновенен» - /Фалассий/. Но почему, же совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем, и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет её соперником и заповедует нам, говоря: «Мирись с соперником твоим скорее» - /Мт.5.25/.
«Крещение – это не смывание грязи с тела, но призыв к Богу о доброй совести через воскресение Иисуса Христа. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» - /1Пет.3.21/. Обратимся к греческому оригиналу. Слово «еперотема» многозначно. Его можно перевести как «вопрос, запрос, требование, обращение, обещание, обет». Какое же значение выбрать? Чем руководствоваться? Ведь апостол Петр не гадал, но абсолютно точно знал, о чем говорил, для него не было тайной, что такое крещение – обещание или просьба. К сожалению, за две тысячи лет мы не просто «забыли» это, но и потеряли духовный ключ к смыслу сказанного. А найти его очень просто: надо отложить в сторону разного рода выдумки и обратиться к единственному источнику Истины – Слову.
«Недавно в горах я нашел, - говорит человек, - замечательный ключ». Чтобы понять, что это – родник или отмычка – нужно узнать, о чем шла речь раньше или о чем говорилось позже. Это единственно верный путь. Тогда все сразу станет на свои места: «Недавно в горах я нашел замечательный ключ, и после изнурительной жары его кристально чистая, ледяная вода освежила и влила в меня новые силы. Там, у целебного родника, читая «Первое послание апостола Петра», можно понять, о чем шла речь в 21-м стихе третьей главы, когда рассмотрел все места Нового Завета, говорящие о доброй совести».
Давайте разберемся, что такое совесть. «Совесть по - греч. Sundress и в буквальном смысле значит осведомлённость. Истинное же значение слова сознание – знание самого себя, знание о самом себе. Иметь добрую совесть – значит, быть способным смотреть в глаза знанию, которое человек не разделяет ни с кем, которое известно лишь ему и которого ему нечего стыдится – что может, открыто смотреть в лицо каждому»- /У. Баркли/.
Совесть – это, если Аллах позволит, сдерживающий барьер, преграда, которая пресекает влечения нафса, удерживает от греховных страстей. Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами христианской лексики из старославянского съвѣсть, а туда из греческого conscientia (συνείδησις). В самом по себе слове «совесть» нет ничего ни божественного, ни религиозного. Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, соглядатай, соревнование, согласие, совещание) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то, не обязательно от Бога или Высших сил. Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум.
Совесть - внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль собственных взглядов, чувств и поступков человека. Честность, любовь, ответственность и мудрость. Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду. С виду это простой прибор с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север. Но если он правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть. Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения. «У кого совесть чиста, тот может спать спокойно». Эта старая поговорка подчеркивает важную мысль: поступая по совести, мы обретаем душевный покой».
Совесть - это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется - она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся, например, на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только, как и где ее ставить - решать ему. «То есть совесть – это один из путей проявления Веры. В Исламе совесть – это прекрасное качество, и оно вовсе не означает замкнутость, ограниченность, закомплексованность, ущербность. И это не лень, бездействие и не отрешенность, не слабость и не проявление униженности. Поистине, совесть – это проявление сильной веры в Аллаха, а также это правдивые слова, честность по отношению к Аллаху и к людям. А также это благие дела в этом мире. Совесть – это изучение и обучение, благое воспитание и этика, это образ жизни. Совесть – это сила и решительность в защите истины и отстаивании принципов справедливости. Совесть, как сказали ученые, – это нравственное побуждение, которое удерживает человека от совершения греха. И поскольку совесть – это качество высокой культуры, то все Пророки, мир Им, были самыми совестливыми из людей».
«А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть»- /А.Гайдар – «Совесть». Мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме «Борис Годунов», вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: «… Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!».
«И даже ты, - сказал Заратустра совестливому духом, - подумай же и приложи, палец к своему носу! Разве здесь нет ничего противного твоей совести? Не слишком ли чист дух твой для этих молений и для фимиама этих святош? Есть нечто, - отвечал совестливый духом и приложил палец к носу, есть нечто в этом зрелище, что даже приятно моей твоей совести».
«Если дрессировать свою совесть, то и кусая, она будет целовать нас, а мы священника руку. Верующий православный не волен, относится по совести к вопросу об истинном и не истинном, сделайся он честным в этом пункте, это тот час повело бы его к гибели точки зрения православия» - /Ф.Ницше/
Персонаж произведения Ф.Достоевского «Преступление и наказание», Раскольников - был убежден логикой своего ума, что убийство старухи -ростовщицы, по его рассуждениям «паразита», будет хорошим делом, если отнятые у нее деньги употребить на добрые деда. Он поступил, как подсказывал ему его ум. Но он не учел совести и законов Бога. Убив старуху, он вместе с тем нанес тягчайшую рану своей душе. А так как Раскольников не был по существу человеком с порочной душой, и совесть и в нем была жива, то он не мог более спокойно жить из-за ее укоров. Драма души его кончилась тем, что его высший разум и совесть победили, и он идет на публичное покаяние и ищет сам себе наказания, чтобы оживить свою тяжко раненную грехом душу. Так, через постоянные тайные призывы в душе Господь зовет к Себе погибающие в грехе души. Совесть - это данное человеку Богом второе «я» - греч. сюнейдесис, «совесть», «сознание», которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установленного порядка.
«Значимость совести. Убежден, что совесть крайне необходима судьям и иным должностным лицам – это внутренний критерий соблюдения правил, обеспечивающих независимость и свободу при выражении своего убеждения, уверенность в беспристрастности и справедливости своего решения, соответствия его морально-нравственным ориентирам. «Они же услышавши, то и обличаемы совестью, стали уходить один за другим…» - /Ин.8. 9/. «Совесть является представителем Бога в душе человека, и одно Его слово заставляет заговорить. Как безумны те, кто, будучи обличаем совестью, обдумывает, как бы снять с себя эти обличения и избавиться от них. И как безумны те, кто, будучи обличаем, уходит прочь от Иисуса Христа, подобно этим людям, ибо Он единственный, Кто может исцелить раненную совесть и сказать нам «мир».
Этот принцип оценки доказательств блестяще выражен А.Ф. Кони: «Судья, решая дело… должен говорить: я не могу иначе, не могу потому, что логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твердо и неуклонно подсказывают мне мое решение, и против всякого другого говорит моя совесть как судьи и человека». (А.Кони Нравственные начала в уголовном процессе). А когда совесть неожиданно пропадает, то могут приключиться такие истории, которые описал Михаил Салтыков-Щедрин в своем произведении «Пропала совесть»: «Снял он с себя пальто – и вдруг словно преобразился совсем! Так как совесть осталась, вместе с пальто, на стенке, то сделалось ему опять и легко, и свободно, и стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а всё его. И почувствовал он вновь в себе способность глотать и загребать. Но, о чудо! едва успел он надеть пальто, как опять начал корячиться. Просто как будто два человека в нем сделалось: один, без пальто, – бесстыжий, загребистый и лапистый; другой, в пальто, – застенчивый и робкий».
Вместе с тем, понятие совести должно получить правовое оформление, понятное и обтекаемое для правоприменителя. С тем, чтобы имелась возможность обнаружить у кандидатов на должность судьи наличие этой самой совести. И затем судьи могли бы ею руководствоваться при осуществлении правосудия» - /Н.Гаспарян/. «Совесть, как и все другие силы души, без оживления благодатью стала действовать искажённо, - говорит Иустин (Попович), - страсти стали заглушать, ослаблять, повреждать, искажать и извращать её. Немощная, она уже не могла правильно исполнять свою роль законодателя, обличителя, судьи и воздаятеля. Человек стал действовать лукаво, усыпляя совесть, попирая и обманывая её, впадая в самооправдание, погружаясь в упорную несознательность. Оживление и исправление совести возможно лишь при восстановлении благодатной жизни человека во Святом Духе, в таинствах Церкви, исполнением заповедей и жизнью по Евангелию».
«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос» - /Ф.Достоевский/.
Совесть нужно воспитывать через слово Божье, через озарение Святым Духом. «Совесть следует будить и учить, - говорит Барихаус, - приводить её в соответствие с Божьими откровениями и побуждать следовать им».
«Но и в действовании своем она всегда состоит в зависимости от того, - говорит Феофан Затворник, каков человек в отношении к Богу. Кто помнит Бога и страх Божий имеет, у того совесть бывает сильна, а кто забывает Бога и теряет страх Божий, у того совесть немощна. Так в естестве нашем совесть сочетана с Богом, что без Бога сама она мало гожа к делу, для которого имеется в нас. Но совесть надо просветить светом Божиим, а, то она часто беспокоит за то, что не следует вступаться. Для того читать надо Евангелие и оттуда черпать правила, какими потом должна руководствоваться совесть».
«Именно и истинно – совесть!!! И выше его нет ничего. И чище кристалла совести ничего нет. Вот к этому божественному и нужно стремиться. По этому закону и нужно жить всем нам. Не бывает отдельного счастья у религии, страны, семьи, человека. Счастье - это понятие планетарного, космического масштаба.
Необходимо приступить построению святого и чистого храма на планете Земля – храма совести: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас» - /1Кор.3.16/. И это нельзя откладывать на завтра. Мы зашли уже очень далеко в своих заблуждениях и словоблудиях, обманывая самих себя – этот путь «в - никуда».
Конечно, это не последняя инстанция моих рассуждений- говорит А.Каменский, - и обозначить многогранность, многозначительность Бога в одном понятии - Совесть было бы неправильно, но в данный момент исторического бытия именно этого понимания божественного катастрофически не хватает. И правильная расстановка акцентов в конкретной ситуации поможет решать задачи возрождения духовности не только в России, но и в планетарном масштабе. Стоит только начать. Сделать первый шаг понимания»
Библия и совесть те две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного аккорда. «Совесть есть сознание своего духовного начала. И только тогда, когда она есть такое сознание, она верный руководитель жизни людей» - /Л.Толстой/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Нвер Гаспарян, адвокат, член квалификационной комиссии АП Ставропольского края/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности