"Волк в овечьей шкуре". Есть такой образ в русском языке. Он понятен и красноречив. Кто-то демонстрирует свою безобидность и миролюбие, на самом деле, имея совсем другие цели. Это если о волке. Если о человеке - он маскирует под «овечьей шкурой» совсем иные взгляды и принципы.
«А вывод прост, до боли примитивен: что не способен хищник стать овцой! Под шкурой ягненка часто скрывается нрав волка. Русский аналог – «волк в овечьей шкуре».
Чтоб тешить эго - волк всегда активен,
Хоть льстивы речи, да душа с гнильцой!»
«Однажды, волк, решил примерить овечью шкуру на себя…
Молиться стал, и в Бога верить; овечкой бекал, чуть хрипя.
Но время шло, волк жаждал мяса, травой желудок изводил…
- Ох, как теснит овечья ряса!
Волк, вслух себе, проговорил.- К чему мораль? Зачем культура?
Извёлся, голодом в конец… сниму скорей овечью шкуру,
Овечью шкуру волк оставил, клыки, оскалив под луной…». И буду драть живых овец! Они нужней».
Это выражение известно с древних времен у разных народов. Существует латинская пословица: Pelle sub agnina latitat mens saepe lupine, которую можно перевести так: «под овечьей шкурой часто прячется волчий ум». «Пастух следит за своим стадом, чтобы защитить их от вреда. Он отгонит любого хищника, который попытается пробраться в стадо. Но умный волк, надев шкуру овцы как прикрытие, может пробраться через бдительного пастуха. Если пастух – пастырь наёмник и попасть в стадо незамеченным» - народная мудрость, но и грозное предупреждение всем нам остерегаться таких особей. Они могут казаться невинными, но у них есть скрытые мотивы. Они будут использовать разные тактики, чтобы прикрыть свои намерения. Наверняка эта информация окажется полезной.
Волк кажется милым, но рано или поздно он обнажит свои клыки. Сначала волк очаровывает. Волки – настоящие профессионалы в области манипулирования людьми. Они проявляют ложный интерес ко всему, что вы делаете, чтобы склонить вас на свою сторону. Но как только волк получит от вас желаемое, он сделает все возможное, чтобы вы не сорвались с крючка. К примеру, так делают коллеги, притворяющиеся вашими друзьями, чтобы переложить на вас свою ответственность. Если они увидят, что вы чем-то расстроены, то даже сделают какой-то сюрприз, чтобы еще больше завоевать вашу симпатию. А после этого они продолжат использовать вас. «Товарищ волк знает, кого кушать - пишет Владимир В.Путин, - кушает, и никого не слушает, и слушать, судя по всему, не собирается».
«Бывает, в жизни встретишь друга, - пишет Халароси, - не зная, кто на самом деле он? А он - есть волк в овечьей шкуре, Что потихоньку, съест вас целиком». «Сколько волка ни корми, - пишет Л.Сухоруков, - писатель, - а он всё равно волком смотрит!»
Если он раскроет себя, люди не захотят иметь с ним ничего общего. Волк будет играть роль друга и хорошего человека, но ему не удастся притворяться 24 часа в сутки, ведь рано или поздно его агрессивная натура проявит себя. Богатый человек, который часто нарушает законы, будет пытаться убедить окружающих в своей доброте, делая щедрые пожертвования. Эти деньги помогают ему избегать проблем, но если кто-то вызовет волка на спор, своим поведением он быстро испортит созданную репутацию.
Вениамин /Быт.49.27/ — хищный волк; вполне очевидно, что Иаков был движим пророческим духом, а не чувствами привязанности и симпатий; в противном случае он говорил бы более мягко и нежно о возлюбленном сыне, которому предсказывает, что его потомство будет воинственным племенем, сильным и смелым, которое обогатится добычей своих врагов; они будут активными и действенными в мире, наводя ужас на соседние народы, как никто другой.
Вениамитяне набрасывались, как волки, отчаянно поддерживая мужей из Гивы /Суд.20.14/. Мужи Вениаминовы продолжали упорствовать, в своем нежелании подчиняться требованиям. И, похоже, были так же единодушны и ревностны в своей решимости защищать преступников, как остальные колена в желании наказать их; так мало осталось в них чести, желания исполнять свой долг и заинтересованности.
Благословенный апостол Павел был представителем этого колена: «Ибо и я…из колена Вениаминова» - /Рим.11.1; Фил.3.5/ - еще утром он ел добычу, «терзал церковь» -/Деян.8.3/, будучи преследователем, а вечером делил ее: «И приняв пищи…с учениками» - /Деян.9.19/ в качестве проповедника. Заметьте: Бог осуществляет цели, используя людей разного характера: обманутые и обманщики находятся в Его власти.
«Лучше быть котом в мешке, чем волком в овечьей шкуре».
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» - /Мат.7.15/. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в своем толковании Евангелия так пишет об этом: «Овечья одежда - это кротость, которой пользуются иные лицемеры с той целью, чтобы льстить и обманывать». Мы должны быть весьма осторожны, потому что претензии лжеучителей весьма правдоподобны и благовидны и легко могут ввести нас в заблуждение, если мы не будем на страже. Они приходят к нам в овечьей шкуре, в одежде пророка, которая была простой и грубой, «они надевают на себя власяницу, чтобы обманывать» - /Зах.13.4/.
В Септуагинте милоть Илии названа — накидка из овечьей шкуры. Мы должны остерегаться, чтобы не быть обманутыми внешним видом людей, таких, как книжники, которые любят ходить в длинных одеждах - /Лук. 20.46/. «Они алчны, они притесняют, угнетают других и используют религию как маску для прикрытия своих преступлений». Они поедают домы вдов, то есть берут в свои руки их имущество и с помощью того или иного трюка делают его своей собственностью; либо живут за их счет, съедают то, что у них имеется. Вдовы - легкая добыча для них, потому что их легко ввести в заблуждение благовидными предлогами. Это можно понимать и в переносном смысле: они притворяются овечками и внешне выглядят такими невинными, безвредными, кроткими и добрыми, что никто не может превзойти их в этом. Они притворяются честными людьми и благодаря своему внешнему обличью допускаются в среду овец, что дает им возможность причинить зло овцам, прежде чем они это осознают.
Они сами и их ложные учения покрыты позолотой особых притязаний на святость и благочестие. «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает на себя вид Ангела света» - /2Кор.11.13−14/. Так и во времена Нового завета есть лжеапостолы, во многом похожие на истинных апостолов Христовых. И не удивительно (говорит апостол); лицемерие в нашем мире - не удивительное явление, особенно если принять во внимание огромное влияние сатаны на умы многих, ибо он действует ныне в сынах противления. Как сам он может превращаться в любой образ и принимать любой вид: «овцы в волчьей шкуре». Кажется очевидным, что проповедники ожидали и требовали денег от коринфян и получали их. Как и большинство проповедников культов, они не служили, если им за это не платили. Это «Наёмные пастыря» - говорит Христос – /Иоан.10.12/.
Наемник, - которого нанимают на работу и которому платят за прилагаемые им усилия, которому овцы не свои. Который от них только приобретает и не теряет, — видит приходящего волка или другую какую опасность, грозящую стаду, и оставляет овец волку, ибо поистине нерадит о них.
Их главным богом является мирское богатство, именно поэтому они стали наемниками. Они взяли на себя служение пастыря как ремесло, чтобы жить и обогащаться за счет него, но не как возможность послужить Христу и сделать доброе дело. Сребролюбие и чревоугодие - вот что ими движет. Наемники — это не те, кто, служа жертвеннику, берут долю от жертвенника и живут радуясь. Трудящийся достоин пропитания, и скудное содержание очень скоро приводит к скудному служению. Наемниками являются те, кто любит плату больше, чем сам труд, и чья душа ждет ее, как сказано о наемнике, /Втор.24.15/; «И это псы жадные» -/Ис.56.11/; «а кто ничего не кладёт в рот, против того объявляют войну - священники учат за плату» - /Мих.3.5.11/.Труд, связанный с их званием пастырей, беспокоит их меньше всего. Они не дорожат овцами, не беспокоятся о душах других людей; они видят свою задачу в том, чтобы быть господами над братьями своими, а не сторожами или помощниками их; они ищут своего, в противоположность Тимофею, который столь искренно заботился о душах. Чего еще можно ожидать от них, как не того, что они убегут, когда придет волк? Наемник нерадит об овцах, ибо ему овцы не свои. В некотором смысле можно сказать о лучших из сопастырей, что им овцы не свои, они не господствуют над ними, и они им не принадлежат («Паси овец Моих, паси агнцев Моих», — сказал Христос); но в смысле любви и привязанности к овцам они им свои. Павел считал своими тех, кого называл возлюбленными и вожделенными. Те, кто не отдается интересам Церкви всем сердцем и не делает их своими, недолго будут оставаться верными им.
Их негодное поведение как результат этих негодных принципов, ст. 12. Посмотрите: Как бесчестно наемник оставляет свой пост: когда он видит приходящего волка, то оставляет овец и бежит, хотя именно в этот момент он нужен стаду больше всего. Примечание. Те, кто думает о своей безопасности больше, чем о своем долге, легко делаются жертвой искушений сатаны.
Как губительны последствия этого! Наемник воображает, что овцы сами могут посмотреть друг за другом, но это оказывается далеко не так: волк расхищает овец и разгоняет их, и стадо постигает печальное опустошение, вина за которое будет целиком возложена на вероломного пастыря. Кровь погибающих душ взыскивается от руки беспечных стражей.
Речи и манеры обольстителей мягки как шерсть, «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» - /Рим.16.18/. Какому господину они служат: ...не Господу нашему Иисусу Христу... Хоть они и называют себя христианами, но Христу не служат: не ищут славы Ему, не ревнуют о Его интересах, не исполняют Его волю, как бы они на это, ни притязали. Как много тех, которые называют Христа Учителем и Господом, но не служат Ему! Они служат своему чреву - своим плотским, чувственным, мирским интересам. Они угождают низменным страстям гордости, тщеславию, алчности. Их бог — чрево…» - /Фил. 3.19/. Кто служит своему чреву, кто думает, что «благочестие служит для прибытка», кто видит в удовлетворении своих чувственных прихотей весь смысл своей жизни, а все другие цели и задачи подчиняет им, тот служит низменному богу и является врагом Христа. И они весьма успешны, обманывая не сведущих своим обаянием.
Метод, каким они осуществляют свои замыслы: ...ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Их любезные слова и красноречие создают впечатление святости и ревности о Боге (как легко быть благочестивым на словах!), любви и доброжелательства к тем, кому они стараются исподволь внушить свое порочное учение. Так змей лестью и красноречием прельстил Еву. Поэтому нам необходимо со всяким усердием хранить свои сердца.
Мы должны быть осторожны, потому что под этими притязаниями скрываются весьма коварные и опасные замыслы лжепророков - внутри они «суть волки хищные». Каждый лицемер - это козел в овечьей шкуре, он не просто не овца, но ее худший враг, который приходит только для того, чтобы задрать и съесть овец, разогнать их - /Ин.10.12/, увести их от Бога и друг от друга на кривые пути. Те, которые уводят нас от истины и увлекают заблуждением, на что бы они ни притязали, в действительности замышляют зло против наших душ. Павел называет их хищные волки» - /Деян.20.29/. Они рыскают в поисках добычи, служат своему чреву /Рим.16.18/, делают вас своей добычей, своим приобретением. Итак, берегитесь лжепророков, ибо очень легко и очень опасно оказаться обманутыми.
В Евангелии от Луки: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» - /Лук.10.3/. Они должны быть готовы встретить на своем пути трудности и гонения: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков, но вы идите и старайтесь мужественно переносить их, не падать духом. Ваши враги будут, как волки, кровожадные и свирепые, готовые растерзать вас. В своих угрозах и оскорблениях они уподобятся воющим волкам, чтобы напугать вас, а в своих преследованиях — голодным рыскающим волкам, чтобы разорвать вас. Но вы должны быть, как агнцы, миролюбивы и терпеливы, хотя и будете легкой добычей для них». Было бы очень жестоко отправлять их, как агнцев среди волков, если бы Христос не наделил их Своим Духом и Своим мужеством.
В книге Деяния святых апостолов апостол Павел, намереваясь идти в Иерусалим навстречу узам и скорбям и прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви, говорит: «...я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» - /Деян.20.29/.
Павел, возможно, имеет здесь в виду тех обрезанных, которые выступали учителями обрядового закона. Их он и называет здесь лютыми волками, поскольку, приходя в овечьей шкуре, нет, в одеянии пастырей, они творили в собраниях христиан зло, сея между ними вражду и отвлекая их от истинного Евангелия Христова, и делали все возможное, для того чтобы опорочить и оклеветать всех твердо его державшихся.
При этом они не щадили самых ценных членов этого стада, побуждая тех, на кого они могли воздействовать, «Если же друг друга угрызаете и снедаете их, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» -/Гал.5.15/.
Поэтому апостол и называл их псами, «берегитесь псов» - /Фил. 3.2/, а здесь волками. Пока Павел жил в Ефесе, эти люди держались в стороне, так как не смели показываться в его присутствии; но теперь, когда он ушел, они вошли в среду верующих и принялись сеять плевелы там, где он посеял пшеницу. «Поэтому внимайте этому стаду и делайте все возможное, для того чтобы укрепить вашу паству в истине и оградить ее от клеветы лжеучителей».
Почему же для выражения выбран именно волк и непременно в овечьей шкуре? Почему не наоборот - например, не овца в волчьей шкуре? Дело в том, что волк - это хищник. И он останется им, во что бы ни нарядился: хоть в халат медицинской сестры, как в православии: «сёстры милосердия» и к медицины никакого отношение не имеют. Хоть в футболку «Спартака», хоть в бабушкино одеяние. А хищники чрезвычайно опасны. Поэтому данный фразеологизм действует в русском языке как некое предостережение: «Лицемер, скрывающий дурные намерения под маской добродетели».
Не смотрите, во что и в кого рядится. Изучайте то, что у него внутри. В соответствии с Толковой Библией профессора А. П. Лопухина, здесь, как и в Нагорной проповеди Христа, под волками подразумеваются лжеучители, «лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие».
Несмотря, однако же, на всё это, он был, почти ненавидим в обществе, которое называло его иезуитом Тартюфом, волком в овечьей шкуре и проч. /М. А. Корф/ О, благодетели, ― «в народ» пустились!.. О, волки в овечьей шкуре!..»
«О, фарисеи!..» А. И. Эртель, «Записки Степняка», Анна слишком близко принимала к сердцу интересы и в достаточной мере делила с Генрихом его труды, чтобы забыть, сколько неприятностей доставили королю Рим и преданные папе епископы, эти «волки в овечьей шкуре», произносившие сладкие слова, но жаждавшие власти или богатства» - /А.П.Ладинский, «Анна Ярославна»/.
Между тем как «волк в овечьей шкуре» настолько вживается в свою роль, что объекты его манипуляций годами верят в тот образ, который он играет. Этим приёмом пользуются разведчики всех уровней — от тех, кто живёт во вражеской стране под видом обычных граждан, до тех, кто втирается в доверие к руководителям этой церкви. Но есть другая разновидность этой манипуляции, которой мы дали название «Тартюф». Тартюфами в прежние времена было принято называть мошенников и аферистов, которые эксплуатировали религиозные чувства в своих целях. Однако и сегодня эта манипуляция может быть очень и очень опасной. Именно она лежит в основе идеологии всех тоталитарных сект. Именно эту манипуляцию используют различные «целители» и «экстрасенсы». В лучшем случае это кончается для объекта манипуляции потерей имущества. В худшем — он может потерять здоровье, и даже жизнь.
Вывод И.Крылова: «А так как в пастухах – пастырях у нас недостаток, то прикажи овец волкам пасти. Не знаю, как-то мне сдаётся».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Как жаль... - Николай Зимин Как жаль , что этою весною
Мой сад не расцветал .
Как жаль , что я тебя порою ,
Мой друг , не замечал .
Как жаль,что были мы с тобою
Так странно – далеки ,
Как под печальною луною
Два берега реки .