Для ТЕБЯ - христианская газета

Христианское фэнтэзи
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Христианское фэнтэзи


На сии размышления натолкнули письма Джона Рональда Роуэла Толкиена (во как!). Захотелось поделиться…
Прежде всего, заметим, что сам Толкиен называет себя христианином, и мы не имеем причин в этом сомневаться. Так как автора «Властелина колец» нет уже на земле среди живых, то «поговорить» с ним возможно только через его произведения (спиритизм отвергаем сразу, как мерзопакость).
«Я родился в 1892 году и ранние годы провёл в «Хоббитании» домеханической эпохи. Что гораздо важнее, я – христианин (как можно догадаться по моим произведениям) и принадлежу к римско-католической церкви. О последнем факте вряд ли можно догадаться по моим текстам…» - пишет о себе Толкиен с присущим ему юмором.
Нас интересует мнение самого Толкиена о жанре фэнтэзи, тем более что он является его классиком. Итак:

«Как и всякое искусство, миф и волшебная сказка должны содержать в себе моральные и религиозные принципы (не важно истинные или ошибочные), однако нельзя, чтобы они выпирали, имели ту же форму, что и в «первичном», реальном мире».

Золотые слова для всех, кто пишет в жанре фэнтэзи! Отчего-то мне представляется, что русское фэнтэзи себя ещё покажет, так как издревле на Руси слагались сказки, былины, предания… и фэнтэзи, на мой взгляд, исключительный жанр для реализации «чисто русского» сказочного менталитета.

«Не люблю Аллегорию, - признаётся Толкиен, - тем более возникшую не случайно, созданную совершенно сознательно, - однако ВСЯКАЯ ПОПЫТКА ОБЪЯСНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ МИФА ИЛИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ ТРЕБУЕТ АЛЛЕГОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКА».
«Для меня, - Толкиен продолжает эту мысль в следующем письме, - аллегорический способ мышления, при котором, к примеру, под пятью магами подразумеваются пять органов чувств, абсолютно чужд».
«Но если меня спросят, о чём это повествование, я отвечу так: оно не о Власти и Могуществе (история борьбы за власть всего лишь основа сюжета), оно – о Смерти и Бессмертии. Или, выражаясь иначе, это книга, написанная человеком, который есть прах и во прах обратится».
Толкиен указывает на ТРИ проблемы: Грехопадение, Смерть и Машина (Магия). Причем под последней он разумеет «применение внешних средств вместо того, чтобы обратиться к внутренним силам, а также использование этих внутренних сил в недобрых целях. Проутюжить мир, словно бульдозером, подчинить себе волю других… Проблема Машины выросла из проблемы Магии».
Толкиен сокрушается оттого что не находит подходящего человеческого слова, чтобы отделить «магию эльфов» от «магии Машины» - магии злой, разрушительной, властвующей.
«Боюсь, что я слишком неосторожно употреблял слово «магия», - признаётся Толкиен, - причём и сам это сознавал – вспомните: Галадриэль, и не она одна, с недовольством отзывается о смысле, который придают этому слову смертные».

Допустима ли магия в литературном произведении?
Толкиен полагает, что допустима и подчёркивает разницу между «магией» и «готикой» (сие слово неупотребляемое в русской литературе!).
«Считается, что магия по определению добра, а готика - зла» (Толкиен).
В книге Толкиена и магия, и готика становятся добрыми или злыми в зависимости от намерений того, кто к ним прибегает.
«Действия Врага представляют собой по преимуществу магические ритуалы, которые вызывают те или иные явления в посюстороннем мире. Но магией он пользуется, дабы устранять препятствия, а готикой – чтобы устрашать и покорять».
У Толкиена «к магии прибегают прежде всего ДЛЯ СКОРЕЙШЕГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ: так гораздо проще и легче что-либо осуществить, так сводится практически к минимуму временной промежуток от возникновения идеи до её материального воплощения».
Магией Толкиена «нельзя овладеть… она передаётся по наследству, и люди, как правило, ею обделены». Он пишет, что «магия» эльфов – это «Искусство, лишённое множества ограничений, какими наделили его люди, искусство свободное смелое, совершенное (ибо предмет и образ существуют в нём как единое целое). И цель такового искусства – не власть, а Вторичный мир – создаётся не для того, чтобы покорить и перекроить Первичный».
Эльфы – духи из мифологии германских народов. В своей «Энциклопедии сверхъестественных существ» Кирилл Королёв относит их к духам природы. «Это потомки скандинавских альвов и ирландских сидов. Подобно альвам эльфы делятся на светлых, весёлых и озорных, и тёмных – суровых и даже жестоких… Сказки утверждают, что не так давно – разумеется, в исторической перспективе – эльфы были другими: высокими, стройными, статными. Но их то ли подкосила какая-то хворь, то ли они стали жертвами колдовства. Так или иначе, они постепенно стали уменьшаться в росте (вот откуда в сочинениях Шекспира появились эльфы-малютки). Современные писатели – прежде всего Дж. Р.Р. Толкиен – приложили немало усилий к тому, чтобы «вернуть» эльфам их первоначальный облик».
Вот что написал Толкиен о Шекспировских эльфах: «Это слово (эльфы) я употребляю в первоначальном значении, которому следовал ещё Спенсер, - и чума на Уилла Шекспира с его пресловутыми крылатыми малютками!»
«Дюймовочка» Андерсена также являлась «малюткой-эльфом», колдовством занесённой в человеческий мир и с триумфом вернувшейся обратно в страну эльфов.
Толкиеновские эльфы «бессмертны – по крайней мере, если и погибнут, то вместе с мирозданием, поэтому сильнее озабочены тяготами бессмертия, чем бременем смертности».
Если исходить из сказочной философии «Маленького Лешего», то эльфы, подобно духам природы, населяют невидимый сотворённый (также как и видимый) мир и будут жить в нём так же долго, пока этот мир существует. То есть эльфы – ни в коем разе не ангелы, но и не демоны, а «духовный» народец, существующий параллельно с человеческим миром, просто в другом измерении.
«Эльфы и Люди, с точки зрения биологии, принадлежат к одному и тому же виду, иначе они не могли бы заключать между собой браки и производить здоровое потомство (пускай такое бывает крайне редко, но всё же случается)».
«Родство между Эльфами и Людьми – неотъемлемая черта моего мира, воображаемого, рудиментарно «вторичного», но моего».
Далее следует интереснейшее признание Толкиена о своём мире: «честно говоря, порой мне кажется, что не я его создаю, а он «проявляется» через меня, - прежде всего продукт воображения, а описание этого мира – произведение литературное и, не побоюсь этого слова, дидактическое».
(Мне тоже иногда кажется, что книга моя (произведения) уже написана, и что я лишь воспроизвожу её в этом мире. Иногда мне снятся СНЫ, которые едва ли не «дословно» включаются в произведения… Это странное ощущение и, беседуя со многими литераторами (особенно одним поэтом-метафизиком), я слышала от них подобные признания.)
У Толкиена есть весьма интересная история, которая заслуживает того, чтобы быть приведённой целиком:
«Несколько лет назад в Оксфорде ко мне заглянул человек, чьё имя я, к сожалению, позабыл (хотя оно, по-моему, достаточно известно). Его поразило, что многие старинные художники, сами того не подозревая, словно иллюстрировали «Властелина Колец». В подтверждение своих слов он показал пару репродукций. Думаю, сначала ему просто хотелось убедиться, что моё воображение подстёгивали не только литература и языкознание, но и живопись. Когда же стало ясно, что я никогда не видел этих картин и к тому же не слишком хорошо ориентируюсь в живописи вообще, он пристально поглядел на меня и вдруг спросил: «Надеюсь, вы не думаете, что написали всю книгу самостоятельно?»
Далее Толкиен таким образом отвечает на этот вопрос:
«Разумеется, «Властелин Колец» мне не принадлежит. Он явился на свет потому, что так было суждено, и должен жить своей жизнью… Мне радостно сознавать, что у него уже нашлись добрые друзья, способные защитить от коварства и злобы врагов. Но, к несчастью, далеко не все глупцы собрались под знамёна противника».

Каким же образом свет Христов может распространяться посредством фэнтэзи?
На это, на мой взгляд, интереснейший ответ даёт сам Толкиен: «…сегодня я получил письмо от человека, который называет себя «неверующим» или, по крайней мере, лишь понемногу приближающимся к вере. Он пишет: «Вам удалось создать мир, в котором вера как будто существует, но впрямую о ней нигде не говорится; она – свет, исходящий от невидимой лампы».
Вот в этом-то, как мне кажется, и содержится основная ИДЕЯ христианского фэнтэзи: в ненавязчивой форме, без грамма назидательности передавать Благую Весть таким образом, чтобы «свет этой невидимой лампы» изливался на читателя со страниц книги, освещая его дух, душу и тело.

В заключение – эпизод о том, как было положено начало знаменитому произведению Толкиена: «…я корпел над школьным (!) аттестатом и вздруг отложил его в сторону и на чистом листе бумаги написал: «В земле была нора, и в этой норе жил хоббит». До сегодняшнего дня не знаю, что меня подтолкнуло. Потом вышла заминка, долгое время не было ничего, кроме этой фразы и карты Трора, а книга сложилась только к началу тридцатых годов».
Жизнь человеческая коротка не только в сравнении с вечностью, но даже в сравнении с жизнью эльфов! Толкиен написал в своём докладе «Тайный порок» (1931): «сомневаюсь, чтобы кому-либо удалось за отпущенный человеку срок создать больше одного настоящего шедевра и нескольких замечательных набросков».
«Всемирная Книга Фэнтэзи» не закончена, она ещё пишется, и срока человеческой жизни вполне достаточно, чтобы вписать туда страницу, а если повезёт, то и несколько.
У Толкиена была мечта создать некий цикл более или менее связанных между собой легенд, от космогонических до сказочно-романтических. Он хотел посвятить эти легенды своей родине – Англии.
«Цикл должен был представлять собой единое целое и в то же время производить впечатление незаконченности, чтобы и другие – не только писатели, но и художники, музыканты, драматурги – могли поучаствовать в его создании. Смешно, не правда ли? Наивно и смешно».

Нет, не смешно, господин Толкиен. А потому не смешно, что у нас в России есть уже ряд весьма сильных авторов, работающих в жанре христианского фэнтэзи (и я даже знаю их имена!), которые могут быть во «Всемирной Книге Фэнтэзи». И я приглашаю всех литераторов, пишущих в этом жанре на сайт «Сказочников». Пусть нас будет много!
Комментарий автора:
Эту статейку я набросала сегодня за пару часов, будучи под впечатлением вчерашнего прочтения писем Толкиена. Буду признательна за все отзывы.

Об авторе все произведения автора >>>

Светлана Капинос Светлана Капинос, Владивосток, Россия
Писательница, религиовед, христианка.

сайт автора: Светлана Капинос

 
Прочитано 9344 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Vladisvet 2006-12-12 15:24:29
Если Вас не шокирует мое мнение, то скажу коротко - Христианское фэнтези это от лукавого...
 Комментарий автора:
Ах, как Вы не оригинальны!

Чего только мне не приходится выслушивать, но предпочитаю не спорить, а писать. И когда критиков уже не будет (за давностью лет, как мамонтов) произведения-то останутся и будут свидетельствовать за нас - первопроходцев Русского Христианского Фэнтэзи!

Vik 2006-12-20 16:35:45
Здравствуйте,Светлана.Не ставлю оценку не потому,что плохо написано или не понравилось.Вижу просто в этой статье больше живой разговор (за который оценку ставить как-то рука не поднимается).Просто хочется в нем поучаствовать.Будучи еще неверующим, я увлекался чтением фантастики и фэнтези. В конце 80-х приобрел "Властелина колец".Книга стала настольной. Но сколько бы я ее не читал-перечитывал,не помню, чтобы она меня тронула как христианское чтиво.Даже и в голову не приходило,что в ней были затронуты какие-то духовные вопросы.Читал просто как увлекательное приключение и не больше.После того, как уверовал,решил через некоторое время перечитать.Стало интересно, что я в ней увижу уже как верующий.Увидел.Собственно,при желании христианин может и "17 мгновений весны" сделать в своих глазах христианским произведением.Блаженны не видевшие,но уверовавшие :).К.Льюис как-то больше импонирует.И опять же-христиане-то могут в Хрониках Нарнии увидеть скрытый духовный текст.Интересно,что видят те,кто не рожден свыше? Я думаю,что Господь ведет каждого определенным путем.И у каждого в определенное ТОЛЬКО ДЛЯ НЕГО время открываются глаза.Инструментом для этого может быть и Толкиен,и Льюис и Капинос :))).Каждому свое.А относительно такого специфического жанра,как христианское фэнтези (как я вижу и считаю) было бы оно написано в правильном духе,вернее с помазанием Духа Святого.Вот и все.Если произведение написано по воле Бога,тогда кто против нас?! Ну а по-плоти можно сколько угодно рыцарей-христиан на бой с драконом выводить,толку не будет.Только плоть чья-нибудь лишний раз потешится.Сено и солома сгорят рано или поздно.У кого есть еще какие мнения?
 Комментарий автора:
Дорогой Вик!
Весьма тронута Вашей объёмной рецей...
Захотелось вот что сказать. Когда-то Льюис, Толкиен и Компания, будучи неизвестными, как сейчас, просто собирались вместе, спорили, размышляли... в т ч и о христианской литературе... а затем садились и ПИСАЛИ. И получился "Властелин Колец" и "Нарния" и ещё ряд произведений менее известных.
Мы тоже сейчас творим историю русской христианской литературы. На сайте Сказочников собираются отнюдь не праздные болтуны-критики, а люди прежде всего РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ В ЖАНРЕ ХРИСТИАНСКОГО ФЭНТЭЗИ. Что из этого выйдет? Честно: не знаю! Но уже сейчас есть "Парадиз" Имакаева, "Приключения Жико" Лары Лонд, "Чертог" Олега и Юсти - на мой взгляд - совершенно потрясающие русские христианские шедевры! Я зачитываюсь ими допоздна и молюсь, чтобы они увидели свет (их увидел свет!) как можно скорее! Все авторы молоды, дружны, оптимистичны и ещё они НАСТОЯЩИЕ РОЖДЁННЫЕ СВЫШЕ ХРИСТИАНЕ!
Пока они собираются, как и Льюис с Толкиеном и Компанией, но будет время, и имена их засияют, как звёзды, навеки, навсегда.
Если хотите, это пророчество!

Рита 2006-12-20 17:25:36
Произведение любого жанра,написанное под вдохновением и профессионально,затрагивает разум и чувства.Я,например,открыла для себя мир великой борьбы между Христом и сатаной,прочитав в 9 классе "Мастера и Маргариту".И уже позже пришла к Библии-первоисточнику Откровения.
Я-за вдохновение,о котором нужно непрестанно молиться,и за писательский профессионализм,который нужно постоянно оттачивать.Слово-большая сила...
А христианское фэнтези-очень интересно!Не просто фэнтези,а если оно христианское-по Духу,направленности,мастерству.
 Комментарий автора:
Ах, Рита! Как Вы правы!
Когда автор пишет без вдохновения, так сказать "по уму" - это и литературой назвать трудно. Более того, есть пропорция: насколько автор захвачен своим произведением, настолько же будет захвачен и читатель. Полёт мысли писателя и читателя одинаков! Это завораживает и не отпускает. И пускай Толкиена уже нет, а его герои по-прежнему "держат" и будут "держать" ещё много поколений.
А "христианская тема", если автор рождён свыше, неизбежно будет разливаться Духом Святым по произведению, неся (не добро) ЖИЗНЬ, а жизнь - она имеет свойство передаваться на уровне духа (не души). Поэтому я и говорю, что будущее - за христианскими произведениями. Не потому что в них МОРАЛЬ (добро), а потому что ЖИЗНЬ (Христос).
И неважно фэнтэзи это или что другое, важен Дух Жизни, присутствующий в произведении. Это похоже на многочисленных авторов Писаний, исполненных Духом Божьим.
Спасибо за рецу, Рита!

Владимир Беляев 2006-12-24 07:55:34
Светлана, а не этим ли мы впускаем Сатану в наши сердца и души. Я не хочу Вам показаться ханжой и больше верующим чем Папа римский, но я действительно сторонюсь подобных произведений, сознавая что они, без моего к ним отношения, будут продолжать писаться и существовать...
Надеюсь, что за искренность не буду причислен к недоумкам, не понимающим этого жанра. Я просто им не интересуюсь, но ему от этого ни холодно, ни жарко. Он существует, будет существовать - этот жанр и разумеется обретет и обретает своих приверженцев и любителей.
Видно мне не дано чего-то понять...
Да, простит меня Бог и вразумит.
С искренним уважением и правдивым изложением своей позиции, Владимир
 Комментарий автора:
Спасибо за искренность, Владимир!

Если будете любезны прислать Ваш почтовый адрес, то я с радостью вышлю вам свои первые книги, и Вы сами сможете решить, христианские они или нет.
С уважением.

Vladimir Belyaev 2006-12-24 19:18:25
Светлана, мой почтовый адрес указан в каждом коменте или он не виден?
Vladisvet@rambler.ru
Мне бы очень хотелось, чтобы Вы почитали мои стихи, если выпадет свободная минутка и высказали мне свое мнение. В строку поиска введите автор -
Vladisvet Я Вам писал уже одно письмо, но как понял Вы его не получили
Я и есть тот Прохожий...
С улыбкой, Владимир
 Комментарий автора:
Я имела в виду "наземную" почту, а не мыло. Я знаю, что Вы израильтянин, но мне не составит труда переслать Вам книги с дарственной надписью, на память.
Тем более что я совершенно искренне благодарна Вам за поддержку на конкурсе экспромтов.
И тем более мне горько из-за баталий, разгоревшихся на форуме.
Они никому не делают чести.
Всех участников этой свары я знаю, многие мне по-настоящему дороги... нехорошо это, на христианском сайте-то. Недостойно.
Но не будем о грустном... Письмо Ваше я получила, но не знала, как на него реагировать, поскольку конкурс ещё не был завершен, а оценки выставлены.
Стихи Ваши я прочла, особенно затронули меня самые первые. Выскажусь по ним чуть позже, ибо мне надобно немного отдохнуть от конкурса.
Я непременно напишу Вам в комментах своё мнение.
С уважением.

Vladimir Belyaev 2006-12-26 06:59:39
Светлана, я написал вам письмо. А вот, что до окончания конкурса были выставлены оценки на всеобщее обозрение я сожалею. Посылая Вам письмо считал что открываться уже можно, а вышло неловко, извините.
С уважением, Владимир
 
Недбайло Елена 2007-06-29 19:30:57
Первый раз читала " Властелин колец" давно. Очень захватило и долго будоражило. После покаяния в горячке хотела отказаться от всех "не христианских" книг. Но когда вышел фильм, те былые чувства всплыли, и я решила:"пусть меня осудят, но мне НРАВИТЬСЯ. Спасибо, Света , за ваше творчество.
 Комментарий автора:
Видишь ли, Лен, вопрос этот весьма спорный (христианское фэнтэзи), но, на мой взгляд, жанр этот близок к притче, сказке, иносказанию, эзопову языку... Так сказать "яркая оболочка", посредством которой вполне можно выразить очень глубокие, в т ч христианские мысли.
Не стоит отдавать жанр фэнтэзи в единоличное владение оккультистам!

Недбайло Елена 2007-06-30 06:21:47
Согласна, не стоит. Ведь эти произведения понятны любому читателю( мне так кажется) и в них есть СМЫСЛ и ГЛУБИНА. И порой слова " в лоб" не воспринимаются. Одним словом, я повторюсь, мне очень нравиться .
 Комментарий автора:
Я рада, Лен, что мы друг друга поняли.
Успехов тебе творческих и всяких!

Недбайло Елена 2007-07-01 09:53:35
Света, а можно ли купить ваши книги, или они изданы только в вашем городе?
 Комментарий автора:
Напишите Ваш адрес, Леночка, и я вышлю Вам с автографом.

Недбайло Елена 2007-07-02 06:59:14
Света, я отправила свой адрес Вам на e-mail.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Добрая старость - Руслан Гунько

Пиво укрепляет - Буравец Валерий

Накануне второго витка коммунизма - Viktor но не Победитель

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Мы ощущаем морозы снаружи - Сергей Мармантавичус

Поэзия :
Свет мира - сергей рудой

Публицистика :
О чем спели Pussy Riot в храме Христа Спасителя. - Николай Морозов
«Пуси» сами того не понимая и не ожидая спели в храме Христа Спасителя, о том что: церковная охрана крайне нерешительна и неспособна либо не желает пресекать попытки хулиганства в храме. Православные просят отпустить им разбойника Варавву, а Христа распять, ибо всякий грех есть распинание Христа, а оставить преступника без наказания – это соучастие в его дальнейших преступлениях. Россияне юридическом невежествны но при этом смеют критиковать государственные законы. Православным, как и мирянам интересна тема скандалов. И наконец многие называющих себя православными на самом деле совсем не христиане: для них храм не святыня, патриарх агент КГБ а священники воры и бандиты! Сами кто они тогда?

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100