Латинскому глаголу «respondere», буквально означающему «обещать» или «давать взамен», а в более широком смысле — «отвечать». Держать ответ - значит принять ответственность на себя.
Развитие ответственности – это обязательная часть взросления. Этот процесс может проходить в разном возрасте. Без ответственности не обходится ни одна сфера жизни. Ответственные люди всегда пользуются авторитетом и уважением среди коллег и у руководства. Им не боятся доверить любую сложную работу, отдают приоритет при назначении на должность. У ответственных людей никогда нет проблем с законом. Личная жизнь у них протекает в гармонии и без сложностей, так как близкие могут им довериться.
Вебстер с глубокой серьезностью сказал: «Самая важная мысль, занимавшая меня, была мысль о моей личной ответственности перед Богом». Ни одна мысль в Библии не имеет для каждого из нас большей важности и значимости, чем та, что мы ответственны перед Богом и однажды дадим перед Ним отчет – как мы провели свою жизнь на земле, как использовали время благодати. К сожалению, многие люди почти не обращают внимания на этот важный вопрос, – они вообще не хотят думать о своей ответственности перед Богом, да и среди верующих мало кто придает необходимое значение этому архиважному делу. Дети, которые с раннего детства не научились и не поняли, что они ответственны перед родителями, как правило, не способны понять и научиться нести ответственность перед Богом как высшим авторитетом. Именно здесь основа и начало современных проблем у молодежи.
Часто человек не берёт на себя личную ответственность за свои поступки. «В мире существует парадокс — чем больше власти, тем меньше ответственности» «Можно ли уйти от ответственности, поднимаясь по служебной лестнице?
«Прежде чем снимать с себя ответственность, найдите, на кого ее переложить». Нам свойственно оправдывать свои прегрешения и ошибки различными внешними обстоятельствами: усталостью, характером, тяжёлым днём, занятостью, но больше всего нам нравится сваливать ответственность на других людей – родителей, супруга, друзей, коллег, а также на братьев и сестёр во Христе.
Каждый из вас – пастух-пастырь и каждый из вас ответствен за свое стадо-паству. Повелитель - пастух по отношению к людям, ведомым им, и ответствен за них. Мужчина - пастух по отношению к своим близким и ответствен за них своего мужа и его детям и ответственен за них. «Каждый из вас - пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Пастырь и несёт ответственность за свою паству, и мужчина - пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина - помощник в доме мужа своего и несёт ответственность за свою семью. Если мы говорим, что, скажем, этот дом мой, мы имеем в виду, что сами украшаем его, чистим и убираем. Другими словами, берем ответственность за все, что в нашем доме происходит. А вот как раз ответственность – это то, чего мы не хотим, или боимся взять. Это поистине великая беседа, исполненный глубочайшего смысла. И главное, чему она учит нас - нести ответственность перед Всевышним и Его церковью. Ответственность перед обществом и братьями по вере и близкими.
«Ответственность и свобода составляют духовную сферу человека. Только там, - где мы несем ответственность за свои действия, где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными». «На людей, чьи поступки зависят от настроения, - пишет Стефан Цвейг, - нельзя возлагать никакой серьезной ответственности».
Обязательность (ответственность) – это благословенная черта, высокое качество, присущее благородным сердцам. Одно из самых высокозначимых среди людей качеств. Ответственность в исполнении своих обязательств. Это касается и работы, и договоров, и деловых, и личных, и имущественных отношений, в которых важно соблюдать баланс, быть ответственным и надежным партнером, соблюдая честность не только перед людьми, но в первую очередь – перед Всевышним – осознавая Его всевидение и всезнание Всевышнего.
«Вы, конечно же, слышали о том, что Бог возложил на меня (Павла) ответственность передать вам Божью благодать» - /Еф.3.2/. Можно ли такое слышать в наше время, чтобы пастырь сказал: «Бог в Иисусе Христе избрал меня на пастырское служение и дал ответственность за паству?» «У меня нет другого человека, который бы чувствовал такую ответственность за вас, как Тимофей» - /Фил.2.20/. Да. За Тимофея ап. Павел был спокоен и доверял ему. А мы друг другу не доверяем.
«Быть человеком — значит взять на себя какую-то ответственность, - пишет Джон Стейнбек, - а не просто заполнять собой пространство в церкви». Суровость бытия в родном отечестве, вытягивает из топкого российского болота своих отпрысков, но сам почему-то упорно продолжает в нем тонуть. Видимо, потому что в этом болоте плавают такие «жирные» гонорары, которых никто в добром и демократичном забугорье не заплатит. Но сегодня и эта лавочка может закрыться.
Вот что думает по поводу пастырской ответственности за окормляемых священник Владимир Лапшин: «В современном пастырстве существуют два подхода к духовному руководству. Одни пастыри считают, что они должны полностью принять на себя ответственность за жизнь своих подопечных, думать за них, решать за них, любой ценой навязывать свои решения, требовать безукоризненного послушания этим решениям. Таких пастырей находят миряне, которые считают, что им не надо думать, не надо ни за что отвечать, что они должны «все делать по указанию батюшки». Существует и другой подход, при котором считается, что духовный руководитель, пастырь, считает своей первейшей обязанностью научить, своих пасомых отвечать за свои поступки, отвечать за свою жизнь, принимать правильные решения, может быть, путем проб и ошибок, получая при этом полезный опыт. Такой духовный руководитель относится к своим духовным детям не как к недорослям, но как ко взрослым людям, которые должны научиться духовной жизни на собственном опыте».
«Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё» - /Ф.М. Достоевский/. «Чем сильнее чувство ответственности, - пишет Стефан Гарчиньский, - тем слабей жажда власти».
«Зрелость не падает с неба, ее нужно добывать трудом. Она приобретается лишь тогда, когда человек принимает на себя ответственность за все события, происходящие в жизни церкви, и за все принимаемые решения».
«Ответственность — господское качество и лишь рабы от него увиливают. «Вернейший способ уйти от ответственности — это до безнадёжности распылить и запутать всякую ответственность» - /Александр Борин/
«Ответственность — мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел. Система коллективной ответственности на деле обёртывается системой коллективной безответственности. Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её» -/Бернард Шоу/. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себя всегда».
Заостряется серьезный вопрос обеспечения необходимого уровня ответственности, особенно - на ключевых постах и в ключевых точках. На первых этапах хотелось бы минимум прогнозировать – насколько ответственным будет поведение данного сотрудника. В дальнейшем – научиться повышать уровень ответственности до необходимых величин. Как показывает опыт – это возможно, хотя и требует подготовки.
Только с пониманием доверия приходит ответственность! Величина доверия определяет и степень ответственности пред Господом.
Что такое ответственность? Очень многие люди воспринимают ее как привилегию, как оказанную честь. Но ответственность - это готовность понести ответ перед Богом за результаты оказанного нам доверия.
Так некоторые и поступают: когда дело идет, когда есть благословение, они говорят: «Мы - ответственные служители!». Когда дело не идет, всегда ищут виновного. Но доверие, которое нам оказано, предусматривает и абсолютную ответственность! Бывает так и в нашей жизни, когда мы уходим от ответственности, когда мы не готовы взять ее на себя, когда самоустраняемся. И встречая таких проповедников, которые заявляли: «Я не буду проповедовать, потому что это слишком ответственно».
Как много людей потеряли благословение в своей жизни, в своей семье только потому, что они побоялись ответственности! Они эту ответственность возложили на других и не приняли то великое доверие, которое Бог готов был им оказать в их служении. Это великая честь - трудиться в винограднике Господа нашего, и мы должны благоговейно относиться к этому, с ответственностью, но и с радостью.
Служитель Божий ответственен за то, чтобы учить народ библейским истинам. Но как раз в этом отношении многие служители поступают безответственно. Они попадают под категорию учителей, которые стремятся сохранить расположение своей паствы, сохранить почет и уважение. Они бывают абсолютно нестрогие, более того, они позволяют вводить в церкви «филистимские» методы служения! И через это много греховного уже вошло в церкви наши. Люди говорят: «Ну, почему нельзя? Это же нравится молодежи. Как все это завлекает! Мы в деле евангелизации должны использовать новые методы! Но знайте, если мы эти методы, так сказать «филистимские» методы, внесем в церковь, они принесут поражение.
Каждый несёт ответственность за своё здоровье, но часто некоторые забывают, оставляют или передают её другим людям. Многие искренне надеются, что кто-то другой должен и будет нести ответственность и заботится об их здоровье, но в жизни получается совсем, противоположное от желаемого. В итоге - вытесненная ответственность, а вместе с ней уходят ресурсы для её реализации. Из иллюзии лёгкой и беспечной жизни, как сначала кажется, человек попадает в реальный мир, где его здоровье становится всё хуже и единственный способ это прекратить — принять ответственность обратно на себя.
Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Обычно люди отвечают только за то, за что они «подписывались» либо что входит в круг их интересов, но есть люди, которые решают вопрос с ответственностью и более творчески, ориентируясь не только на свои интересы. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Как правило, взрослый человек отвечает (обязан отвечать) за свои слова и поступки, однако сильный и развитый человек отвечает за большее - и за свои мысли, и за свои чувства.
Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Развитая ответственность в моральном и деловом плане для человека то же, что его сила и здоровье в плане физическом.
Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Пока человек не умеет брать на себя личную ответственность, ему обычно отказывают в самостоятельности. Тот, кто берет на себя больше ответственности, получает право быть более самостоятельным, получает право на свое: на личные права и личную территорию. Как правило, ответственный человек имеет более высокое самоуважение и лучшие жизненные перспективы.
Как сказал один человек: На мне большая ответственность - как перед сотрудниками, так и перед семьей».
Френсис Шеффер: «Мы переживаем великую катастрофу евангельского христианства – верующие не способны отстаивать истину как истину. Для этого есть только одно слово – приспособление: евангельская церковь приспособилась к духу времени».
Дэвид Уэллс: «Сегодня легко заметить, что богословие уходит из жизни церкви, причем совершается это по воле руководителей. Нетрудно заметить, что центром поклонения в евангельской церкви постепенно становиться не Бог, а собственное «я»; что сдвиг этот сопровождается проповедями, основанными на психологии; что убеждения превращаются в нечто расплывчатое; царит прагматизм; церковь не способна отделить себя от общества».
Ответственность – необходимость обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Обладающий достаточными правами и обязанностями для того, чтобы дать полный отчёт в своих действиях и принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела, за сохранения порядка».
«Руководство состоит в большой ответственности. Духовный руководитель должен знать, куда он идёт, и идти впереди своего стада, как восточный пастух. Это показал нам в жизни Высший пастырь «И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут» - /Иоанн.10.4/. «Идеальный руководитель, - говорит А.В.Тозер, - кто слышит голос Божий, призывающий его и порученных ему, и призывает идти за собой». Павел взывал к Коринфянам: «Будьте подражателями мне, как я Христу»- 1Кор.11.1. Он знал, Кому он следует, и куда идёт, и мог, поэтому призвать их следовать за ним. Но это не всегда так просто – вести людей, которые хотя и преданны Богу, но имеют и своё собственное мнение. Руководитель не должен проводить свою волю, ни с чем не считаясь. Хосте Д.Э. подчёркивал это: «В такой миссии, как наша, те, кто руководит её делами, должны считаться с тем, что им придётся встретиться с упрямством и противодействием и быть способными на то, чтобы воздержаться от поступков, которые сами по себе и безукоризненны м полезны, но не будут приветствоваться теми, которых они затронут. Хадсон Тейлор постоянно видел себя вынужденным значительно изменять свои проекты или откладывать их, потому что хотя они и были безупречными и полезными, но встречали решительное сопротивление и принесли бы гораздо большее зло, чем те, которые посредством изменений могли быть удалены или смягчены. Позднее многие первоначальные проекты были осуществлены как ответ на терпеливо продолжавшиеся молитвы». Важной функцией в должности руководителя является способность брать инициативу в свои руки. У одних людей больше способности собирать созданное, чем начинать новые предприятия, больше способностей для того, чтобы выполнять предписания, чем раздувать пламя. Настоящий руководитель должен обладать предприимчивостью и дальновидностью. Он должен быть возбудителем, а не только хранителем. Большинство из нас хотят поступать наверняка, но ап. Павел не поступал наверняка. Он постоянно принимал на себя тщательно продуманный и с молитвой взвешенный риск.
Руководитель не может себе позволить пренебрегать советом рассудительных людей, его окружающих, - они часто предохраняют его от ошибок».
«Способность брать на себя ответственность и притом добровольно – неотъемлемый признак руководителя. Если он к этому не подготовлен, он не годится для этого поста. Человек, избегающий затруднительных и тягостных сплетений обстоятельств, связанных с этим постом, ограничивает тем самым своё влияние. Иисус Навин доказал свои способности руководителя тем, что не колеблясь взял на себя ужасающую ответственность пойти по следам великого руководителя – Моисея. И принялся за дело. В каждом этом случае, решающем фактором была уверенность в божественном призыве. Если это уверенность существует, никто не должен колебаться в решении взять на себя ответственность, поручаемую Богом». А если это не Божий призыв взять на себя ответственность в руководстве, тогда как? Все ли берущие руководить церковью получили свыше повеление? Например, как апостол Павел говорит: «И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» - /Деян.22.21/. В другом месте сказано: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их»- /Деян.13.2/. Рассматривая это место, возникает вопрос: а в наше время может ли кто-нибудь из руководителей сказать, что его избрал Дух Святой? (Это произошло таким образом) и поставил руководить церковью?
Как часто мы принимаем условия игры, по которым другие несут ответственность за нас. Все начинается с самого рождения, когда отец и мать отвечают за свое дитя. Дальше в школе учителя берут ответственность за наши знания, а когда начинаем работать, то считаем, что за все отвечает начальник, а мы только работаем на него. И так повторяется из поколения в поколение. Многие из нас вместо того, чтобы заботиться о себе, или другими словами нести ответственность за свое здоровье, за свои знания, за свою работу, за свое место в жизни, тратят свою жизнь на раздумья о том, что должны делать другие. Может быть, пора прервать этот порочный круг и позволить своим детям и близким самим нести полную ответственность за свою жизнь?
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Багаж искусства 21 -го века - Роман Каравкин Гневные строки в стихотворном формате-достойно могут быть включены и в публицистику. Очень интересна реакция читатаелей.