Есть ли обетование обязательного исцеления по вере?
Болезни и смерть – это расплата за грех. Если человек грешит, то он не может не болеть и не умирать. Поэтому, к примеру, в церквях баптистов и харизматов приблизительно одинаковый уровень заболеваемости. Нельзя сказать, что одни намного здоровее других, хотя смотрят на вопрос исцеления по-разному. Почему? Потому что грешат примерно одинаково. А значит и болеют примерно одинаково.
Бог может исцелить сверхъестественно человека, чтобы явить Свою славу. Но верить в то, что никогда не заболеешь, это все равно, что верить, что никогда не согрешишь.
Конечно же, есть известные Божьи обетования, которые некоторые харизматы приводят как аргумент обязательного исцеления по вере:
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.»
(Св. Евангелие от Марка 16:17,18)
Но дело в том, что речь здесь идет не о повседневных явлениях, а о знамениях. Само слово «знамение» подразумевает то, что это не повседневное явление. Всем известно, что если загорается зеленый сигнал светофора, то это обозначает, что автомобилям разрешено движение. Но можно ли сказать, что зеленый сигнал светофора – это знамение для водителей и пешеходов? Очевидно, нет, так как в это слово вкладывается другое значение – события особенного и достаточно редкого типа, чтобы не быть повседневным.
Поэтому, конечно же, было немало случаев, когда христиане именем Иисуса Христа изгоняли бесов, говорили новыми языками, брали змей, не умирали от ядов, возлагали руки на больных для их исцеления. Но также верным будет сказать, что гораздо чаще христиане умирали от укусов змей и отравлений ядами, гораздо чаще они болели и, в конце концов, умирали. Даже те люди, которых лично исцелил или воскресил Иисус, затем все равно умирали. А если умирали, то очевидно, чем-то болели. Так как основная причина смертей – это болезни. И только иногда – несчастные случаи и убийства.
Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы не грешить. И также правильно стремиться к тому, чтобы исцелиться, укрепившись в вере. Явив в этом славу Божью, к чему и призваны дети Божьи. Но, с другой стороны, хоть человек и призван к тому, чтобы не грешить, но никому, кроме Христа, это не удалось в полной мере. Каждый согрешает, кто-то больше, а кто-то меньше. И по этой причине очевидным является и следствие этих согрешений – болезни и смерть.
В этом есть особая премудрость Божья. Его волю по проповеди Евангелия не могут исполнить абсолютно чистые и безгрешные ангелы, не знающие болезней и смерти. В том числе и потому, что будут далеки от реальных людей. И не смогут быть им близки:
«для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.»
(Первое послание к Коринфянам 9:22)
Мудрость Божья заключается в том, чтобы христиане, как Его дети, были во многом похожи на окружающих их людей, чтобы быть им близкими и понятными:
«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.»
(Послание к Римлянам 12:15)
Во все времена Церковь Христова разделяла с обществом его страдания. Христиане наравне с другими людьми гибли от войн, болезней и эпидемий. Стихийных бедствий, нападений преступников, дорожно-транспортных происшествий и т.д. Благодаря этому дети Божьи не воспринимались остальным обществом, как чужие, но как близкие им люди, переносившие с ними наравне тяготы жизни. И это одна из очень важных причин того, почему слова христиан, их проповедь Евангелия, оказывала влияние на людей, приводя их к покаянию.
Праведник восхищается от зла
Болезни и смерть являются очевидным следствием грехов людей. Однако нельзя сказать, что те, кто больше болеет и чаще умирает – наиболее грешные. Очень часто бывает обратная ситуация:
«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.
Он отходит к миру…»
(Исаия 57:1,2)
Когда праведник болеет и умирает, то он попадает в рай. Но если умрет грешник, то он после суда Божьего окажется в озере огненном, месте вечных мук. Поэтому очень часто Господь долготерпит к грешникам, давая им долгие годы жизни, чтобы они могли раскаяться и уверовать.
Влияют ли на здоровье человека грехи его предков?
В этом вопросе есть разные мнения, которые связаны с общим богословием той или иной деноминации христиан. Харизматы, к примеру, верящие в обязательное исцеление по вере, утверждают, что Христос пострадал на кресте за все грехи человека. И поэтому болезни не имеют никакой власти над теми, кто уверовал во Христа. А также верят в то, что на христианина не имеют влияния грехи его родителей и прародителей. От этого также верующего человека освобождает Христос.
Другая часть верующих считает, что вторая из десяти заповедей все еще актуальна, а значит, наказание за вину отцов существует:
«…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.»
(Книга Исход 20:5,6)
Исполнение этой заповеди многократно подтверждается в книгах Царств. Например, Соломона Господь благословлял во многом благодаря не его праведности, а праведности его отца, Давида:
«И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;
и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего…»
(Третья книга Царств 11:11-13)
Других царей, Господь наоборот, лишал благословения из-за плохих дел предков. Именно так произошло в жизни царя Иосии (4 Цар 22-23 гл). Он во всем поступал по воле Божьей и сделал много благочестивых дел. Но это не принесло ему большого земного успеха, как другим благочестивым царям. Иудея, в которой он царствовал, оставалась бедной и слабой страной, находившейся в окружении более сильных государств. А сам царь Иосия бесславно погиб в молодом возрасте, не дожив и до 40 лет. Причиной отсутствия больших успехов во времена его царствования являлись грехи его деда, Манассии:
«Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему.
Однако ж Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия.
И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал…»
(Четвёртая книга Царств 23:25-27)
Конечно же, все эти примеры – из Ветхого Завета. Но и в Евангелиях Иисус не отвергает влияние грехов родителей на земную жизнь их детей:
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.»
(Св. Евангелие от Иоанна 9:1-3)
Сын не несет вины отца?
Одним из часто употребляемых аргументов сторонников обязательного исцеления по вере является восемнадцатая глава книги пророка Иезекииля:
«отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле…»
(Иезекииль 18:2,3)
«Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.»
(Иезекииль 18:20)
Является ли это место Писания указанием отмены второй из Десяти заповедей, в которой указывается, что Господь наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода? И является ли это место Писания противопоставлением многочисленным примерам из книги Царств, указывающих на то, что Господь наказывает или благословляет детей за поступки их отцов, дедов и прадедов?
Очевидно, что нет. Так как в Писании не может быть противоречий. Скорее всего, дело в неверном толковании восемнадцатой главы книги пророка Иезекииля.
Как же тогда понимать слова этой книги о том, что сын не понесет вины отца? Это следует понимать таким образом, что вина отцов не влияет на судьбу ребенка в вечности. То есть, что Бог не отправляет человека в рай или ад на основании того, как поступали предки такого человека. Но исключительно на основании лишь поступков самого человека. На дух человека в вечности вторая из Десяти заповедей не влияет. Эта заповедь лишь регулирует то, что относится к временной, земной жизни человека.
В земной жизни влияние предков на жизнь человека есть и оно достаточно очевидно. Если, к примеру, родители ребенка богаты и состоятельны, то наверняка это поспособствует тому, что и ребенок, когда вырастет и станет взрослым, также будет состоятельным и обеспеченным человеком. Поэтому у богатых людей дети гораздо чаще становятся богатыми, чем у бедных. Если родители вели здоровый образ жизни, поступали по Слову Божьему, то у таких родителей гораздо чаще и дети будут иметь хорошее состояние здоровья. А если родители пьянствовали, жили в антисанитарных условиях, поступали против заповедей Божьих, то у таких родителей и дети чаще будут иметь проблемы со здоровьем.
В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с проблемой негативной наследственности. Очень часто дети вместе с генами от родителей воспринимают склонность к тем или иным болезням, таким как сахарный диабет, рак, шизофрения, эпилепсия, ишемическая болезнь сердца, синдром Дауна и др. Все это – научно подтвержденные данные, которые очень часто можно наблюдать в реальной жизни. И, похоже, они вполне соответствуют тому, о чем говорится во второй из Десяти заповедей.
Таким образом, восемнадцатая глава книги пророка Иезекииля не отменяет вторую из Десяти заповедей, а говорит о других законах. Законах небесной, а не земной жизни. Поэтому в этой главе так много упоминается слово душа:
«все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.»
(Иезекииль 18:4)
«Душа согрешающая, она умрет…»
(Иезекииль 18:20)
Также речь идет о жизни и смерти. Но, очевидно, в духовном смысле:
«поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он — праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.»
(Иезекииль 18:9)
«Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.»
(Иезекииль 18:13)
Во времена Иезекииля общество было во грехе и многие делали мерзости, но не умирали физически. А многие праведники, наоборот, физически умирали. Поэтому речь идет о духовной жизни и смерти. Итак, восемнадцатая глава книги пророка Иезекииля говорит все же о духовных вопросах, а не о земных. В этих духовных вопросах каждый несет ответственность и пожинает последствия только за свои грехи, а не за грехи других людей.
Поэтому можно сделать вывод о том, что несмотря на полное искупление, совершенное Христом на кресте, Бог не будет преображать погрязший в грехе мир и оскверненную землю. Земля и все дела на ней сгорят (2Пет 3:10). После чего Господь создаст новое небо и новую землю (Откр 21:1). И уже в этой новой земле будет в полной мере реализована искупительная жертва Христа. Смертей и болезней не будет в новом мире.
В нынешнем же, падшем мире, жертва Христа полностью спасает лишь дух праведных людей, верующих в Господа. Но тела праведников умирают, как и тела других людей. Эти тела не будут наследовать жизнь вечную. Они останутся в нынешнем падшем мире.
Но даже в такой, лишенной славы жизни, Господь посылает знамения и благодеяния. Исцеляя от болезней, давая здоровье и долгие годы жизни. Иногда совершая чудесные исцеления и даже воскрешения умерших. Но эти исцеления и воскрешения случаются лишь иногда и лишь частично, так как исцеленные и воскрешенные, спустя время, все равно болеют и умирают. Такие чудеса Божьи являются знамением того, что смерть подвластна Богу и в новом, совершенном мире ей уже не будет места.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по посланию к Евреям - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание к Евреям написано в первую очередь для евреев-христиан, как увещевание стоять в вере в Иисуса Христа. Кроме этого, Апостол Павел пытается объяснить всему своему народу, что Мессия, которого они ожидают, должен быть не просто сыном Давидовым, а Сыном Божьим, ибо только такой Мессия способен ввести народ в истинный покой Божий.